Методика организации мотивационного начала урока. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика организации мотивационного начала урока.



 

Рефлексивные технологии.

Рефлексивная технология – упорядоченная система процедур и действий педагога и учащегося, направленная на самоанализ ими педагогического взаимодействия (процесса, результата, конкретной ситуации, в зависимости от того как складывается ситуация).

При взаимодействии с учащимися учитель, в зависимости от обстоятельств, возраста учащихся, изучаемого предмета, темы может использовать различные типы, формы и виды рефлексии.

Типы рефлексии

– личностная (объектом является сама личность: настроение, знание, умения и т.д.);

– интеллектуальная (объект – процесс мышления) работает при научном познании (анализ

того, что знают и как структурировать информацию дальше);

– коммуникативная (объект - процесс общения);

– кооперативная (объект – взаимодействие).

Формы рефлексии

– ретроспективная (что я делала? каким образом?);

– проспективная;

(представим себе, что я вот это сделаю, и что дальше получиться?);

– интроспективная;

(что и как я делаю?).

Виды рефлексии

При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от

обстоятельств, один из видов учебных рефлексий, отражающих 4 сферы человеческой

сущности:

– физическую (успел - не успел);

– сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

– интеллектуальную (что понял, что осознал, что не понял, какие затруднения испытал);

– духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

АНКЕТА – в конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

На уроке я работал активно / пассивно

Своей работой на уроке я доволен / недоволен

Урок для меня показался коротким / длинным, полезным / бесполезным, интересным / скучным

3. За урок я не устал / устал

Моё настроение стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был понятен / непонятен, интересен / не интересен

Домашнее задание мне кажется лёгким / трудным

АНКЕТА-ГАЗЕТА – способ организации рефлексии в конце занятия. На большом листе бумаги (ватмана) участникам педагогического взаимодействия предлагается выразить своё отношение, дать оценку состоявшегося взаимодействия в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, предложений, вопросов и т. п. После того как в оформлении и выпуске газеты все приняли участие, она вывешивается на всеобщее обозрение.

ВАГОНЧИКИ – способ получения обратной связи от участников. Педагог готовит плакат с нарисованным паровозом и вагончиками (по количеству оцениваемых этапов работы), вывешивает его на доске и после каждого этапа работы или в конце всего занятия просит зафиксировать свои впечатления, мысли, идеи на листочках клеящейся бумаги (стикерах), в конце занятия все могут ознакомиться с отзывами.

ВСЕ У МЕНЯ В РУКАХ! – способ организации рефлексии в конце занятия. На доске крепится плакат с изображением ладони. Большой палец – «Над этой темой я хотел(а) бы ещё поработать», указательный – «Здесь мне были даны конкретные указания», средний – «Мне здесь совсем не понравилось», безымянный – «Психологическая атмосфера», мизинец – «Мне здесь не хватало…». Ученики рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы.

ГРУППОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ – способ оценки процесса групповой работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? - делало её более эффективной, тормозило выполнение задания, - не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе.

На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе? - обмен информацией, - взаимодействие, - взаимопонимание, были равномерно задействованы все уровни.

Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?- недостаток информации, - недостаток средств, коммуникации (речевых образцов, текстов и др.), - трудности в общении.

Какой стиль общения преобладал в работе? - ориентированный на человека, ориентированный на выполнение задания.

Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

- в группе сохранилось единство и партнёрские отношения,

единство группы в ходе работы было нарушено.

Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

лидер, выдвинувшийся в ходе работы, - нежелание наладить контакт.

ДЕРЕВО НАСТРОЕНИЯ – способ осмысления своих продвижений в усвоении темы. Педагог вывешивает рисунок дерева с изображёнными на нём фигурками человека от земли до вершины и предлагает учащимся поставить знак на той фигурке, которая ассоциируется с их уровнем усвоения темы. Затем общее обсуждение в классе.

ДОРОЖНЫЙ ЗНАК – способ организации рефлексии в конце занятия. Продвижение участников занятия (семинара, урока и т. д.) – это своего рода дорога, по которой он движется. Каждому участнику педагогического взаимодействия предлагается обозначить то место, где он находится, или своё состояние посредством создания своего дорожного знака. Затем идёт презентация каждого дорожного знака.

ЗАВЕРШИ ФРАЗУ – способ организации рефлексии в конце занятия. Ученикам предлагается завершить ряд фраз, касающихся содержания, атмосферы, организации взаимодействия: «Среди этапов работы на уроке мне особенно понравился…»; «Во время работы я приобрёл…»; «Работа заставила меня задуматься о…» и т. д. Технология реализуется либо устно, когда педагог произносит незавершённую фразу, либо фразы написаны на листочках.

ЗАРЯДКА – способ организации рефлексии в конце занятия. Ученикам, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определённых движений дать оценку отдельным компонентам этого взаимодействия (содержанию, отдельным технологиям, деятельности некоторых творческих групп, учащегося, педагога, отдельным играм и т. д.), а также выразить своё отношение к этим компонентам. Могут быть предложены следующие движения: присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение; присесть, немного согнув ноги в коленях, – невысокая оценка, безразличное отношение; обычная поза, стоя, руки по швам – удовлетворительная оценка, спокойное отношение; поднять руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение; поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение.

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО – способ организации рефлексии в конце занятия.

Ученикам предлагается на маленьких листочках бумаги, которые заранее педагог может подготовить и раздать каждому, написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося урока, взаимодействия, результаты взаимодействия. Для выполнения этой работы даётся 2–3 минуты. Ответы собираются и анализируются.

ЛЕСТНИЦА УСПЕХА – способ организации рефлексии в конце занятия. Педагог предлагает рисунок лестницы с 7 ступенями (на доске), ученики выставляют знак на той ступеньке, насколько они усвоили содержание темы (вопросы можно менять).

ОСТРОВА – способ организации рефлексии в конце занятия. На большом листе бумаги (доске) рисуется карта с изображением эмоциональных «островов»: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др. Каждому ученике предлагается выйти к карте и маркером нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия.

ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО – способ организации рефлексии в конце занятия (устно или письменно). Предлагается заполнить таблицу из трёх граф: в графу «П» (плюс) записывается всё, что понравилось на уроке (информация, формы работы), в графу «М» (минус) записывается всё, что не понравилось на уроке (скучно, непонятное, не нужное), в графу «И» (интересно) учащиеся вписывают все любопытные факты.

РЕСТОРАН – способ организации рефлексии в конце занятия. На доске приклеиваются картинка «Повар» и вопрос: «Насытились?», на отдельных листочках участникам предлагается закончить предложения: «Я съел бы ещё этого…», «Больше всего мне понравилось…», «Я почти переварил…», «Этот ресторан…», «Я переел…», «Пожалуйста, добавьте…».

РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ – способ организации рефлексии в конце занятия. Педагог вывешивает на доске мишень (как в тире для стрельбы) и предлагает ученикам проанализировать свою успешность на уроке, зафиксировав на мишени свой знак или поставив крестик, затем общий анализ.

РЕФЛЕКСИВНЫЙ РИНГ – способ организации рефлексии в конце занятия. Поочерёдно представители минигрупп или по желанию приглашаются на рефлексивный ринг (в круг), рефлексируя итоги урока по заданному алгоритму: эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний; причины состояния; оценка. После рассказа-рефлексии одного участника другие обращаются к нему с разнообразными вопросами, углубляя рефлексию.

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ – способ определения вклада каждого участника семинара в достижение общей цели. На доске написаны слова «Стрекоза» и «Муравей» (или рисунки). Каждый участник подходит и записывает своё имя под соответствующим словом, оценивая свой вклад в общегрупповую работу.

ТОЛЬКО МОИ ПЛЮСЫ – способ рефлексии. Обучающиеся в конце урока называют только то, что во время работы у них получилось лучше всего.

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ – способ определения вклада каждого участника семинара в достижение общей цели. На доске написаны слова «Стрекоза» и «Муравей» (или рисунки).

Каждый участник подходит и записывает своё имя под соответствующим словом, оценивая свой вклад в общегрупповую работу.

ТЕЛЕГРАММА – способ организации рефлексии в конце занятия. После завершения занятия каждому ученику предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующую инструкцию: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе». На следующем занятии педагогу необходимо поделиться своими соображениями о полученных результатах и рассказать о том, как они будут учитываться в дальнейшем в совместной работе.

ЧЕМОДАН, КОРЗИНА, МЯСОРУБКА – способ организации рефлексии в конце занятия. Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – корзина и на третьем – мясорубка (нарисовано или написано на доске), каждый ученик получает по 3 маленьких листочка бумаги. На одном листочке, который приклеивается затем к плакату с изображением чемодана, необходимо написать то, что ученик возьмёт с собой из этого урока использовать в своей деятельности; на другом – то, что оказалось ненужным либо было хорошо знакомым и что можно отправить в «корзину»; на третьем – то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе, нужно доработать.

ЯБЛОНЬКА – способ организации рефлексии в конце занятия. Ученики пишут на символических яблоках (вырезаны из цветной бумаги): на красных – то, что унесут с собой (сложить их в символическую корзину); на зелёных – то, что они не поняли (повесить яблоко на символическое дерево); на оранжевых – то, что не понравилось (положить его под дерево). Подводятся итоги занятия и собираются «яблоки» выполненных ожиданий.

 

Денотатный граф, кластер.

Денотатный граф (от лат. denoto — обозначаю и греч. grapho — пишу) — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Принципы построения:

1 Выделение ключевого слова или словосочетания.

2 Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно

существительное или групп; существительных в сочетании с другими

именными частями речи; глагол выражает динамику мыс ли, движение

от понятия к его существенному признаку).

3 Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его

существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять,

предполагать, приводить, давать, и т.д.; глаголы, обозначающие

процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы,

обозначающие предпосылки достижения результата — основываться,

опираться, базироваться; глаголы-связки с помощью которых

осуществляется выход на определение значения понятия).

4 Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова —

«веточки».

5 Соотнесение каждого слова «веточки» с ключевым словом с целью

исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Пример

В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

он позволяет охватить большой объем информации;

вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

умение ставить вопросы;

выделять главное;

устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

сравнивать и анализировать;

проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы. 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.24 (0.011 с.)