Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика обучения истории как педагогическая наука: предмет, задачи, методы.Стр 1 из 26Следующая ⇒
Содержание учебно-методических комплексов по истории, их применение в школе. Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины - стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в высшей школе Российской Федерации для каждой дисциплины. УМК должен включать полную информацию, достаточную для прохождения дисциплины. Начиная с 1970-х гг. в нашей стране стали создаваться учебно-методические комплексы - открытые системы учебных пособий, обеспечивающих комплексный уровень обучения в условиях общеобразовательной школы. Сегодня учебно-методические комплексы по некоторым учебным курсам содержат до двух десятков элементов: учебников, задачников, книг для чтения, хрестоматий, рабочих тетрадей, методических пособий для учителя, видеокассет и т.п. Студеникин под учебным комплексом понимает учебно-методическую литературу, наглядные и иные средства обучения по каждому курсу истории. К ним он относит: - учебные пособия (хрестоматии, пособия, книги для чтения); - методическую литературу (методические пособия, книги, статьи, рекомендации, сборники заданий и задач); - научную, научно-популярную и художественную литературу (монографии, книги для чтения, хрестоматии, художественные произведения); - наглядные средства обучения (печатные, объемные, экранные и экранно-звуковые) Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.:2000. - С. 38-39. Из этой классификации видно, что автор вносит в состав УМК достаточно широкий спектр источников образовательного процесса, включая и художественные произведения, что является спорным вопросом на сегодняшний день. Методические пособия могут быть как подробные поурочные, так и тематические, где даются разработки отдельных тем курса. В поурочных пособиях обычно предлагаются рекомендации проведения вариантов уроков с учетом разного уровня развития учащихся Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.:2000. - С. 40. Но в определенной мере эти пособия сковывают инициативу и самодеятельность учителя. При условии введения единого учебника истории в образовательный процесс, такие пособия в итоге будут диктовать узкие «правила» для учителя. В связи с этим наиболее результативными могут быть общие рекомендации по изучению разделов и тем.
На основании приведенных источников, можно подвести итог, что существует две точки зрения на структуру УМК: а) основу комплекса составляет учебник с дополняющими его пособиями; б) комплекс состоит из равноправных компонентов, которые лишь в сумме равны учебнику. Вопрос о составе УМК остается до конца не решенным. Его обязательными компонентами при этом считают учебник, методические пособия для учителя и школьника, аудиовизуальное приложение. УМК предназначен для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы как в предметной области, так и в системе дистанционного образования или в традиционной образовательной системе с использованием информационных технологий. УМК содержит не только теоретический материал, но и практические задания, тесты, дающие возможность осуществления самоконтроля и т.п. Разработка и использование УМК в учебном процессе нацелены на решение следующих основных задач: - четкое определение места и роли исторического знания в образовательной программе; - фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины; - отражение в содержании образования современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики; - последовательная реализация внутри и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами образовательной программы; - рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий; - распределение учебного материала между занятиями на уроке и самостоятельной работой школьников; - определение круга источников, учебной, методической и научной литературы, необходимых для освоения дисциплины, и формирование библиографического списка; - разработка оптимальной системы текущего и итогового контроля знаний школьников Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМК). Требование к составу и содержанию учебно-методического комплекса, рекомендации по его разработке, правила оформления и издания. - Федеральное Агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, РГГУ. - М., 2007г.. Решение этих задач реализуется с помощью тех компонентов, которые входят в УМК.
Основным источником знаний и средством обучения является школьный учебник. Требуется, чтобы в нем раскрывались основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. В дидактике утвердилось такое определение школьного учебника: это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.:2000. - 240с.. Методические пособия могут быть как подробные поурочные, так и тематические, где даются разработки отдельных тем курса. В поурочных пособиях обычно предлагаются рекомендации проведения вариантов уроков с учетом разного уровня развития учащихся. Например, на уроке по одной и той же теме может быть картинный рассказ или эвристическая беседа; рассказ учителя с элементами драматизации и персонификации или самостоятельная работа учащихся. Как правило, в пособиях дается система работы над умениями различного вида, над понятиями и т. д. Авторы включают в пособия проблемно-познавательные задачи, рекомендации по созданию проблемных ситуаций, дают задания исследовательского характера. В отношении поурочных пособий существуют различные точки зрения. Одни полагают, что они изжили себя, поскольку сковывают инициативу и самодеятельность учителя. К тому же имеется несколько учебников по одному курсу. В связи с этим считалось полезным давать общие рекомендации по изучению разделов и тем курса. Другие же считают, что поурочные пособия не могут быть помехой для творческого учителя, поскольку их рекомендации не носят директивного характера. Покурсовые пособия необходимы учителям для сокращения времени подготовки к урокам, что особенно важно при высокой недельной нагрузке. Кроме того, такие пособия крайне важны для начинающих учителей. Постепенно жанр методических пособий для учителей вытесняется отрядом рабочих тетрадей и практикумов, которые являются не только приложением к учебнику, но и стремятся выйти за его рамки, дополнить и углубить его содержание, стимулировать интерес к предмету (много игровых заданий для малышей). Так группа рабочих тетрадей авторского коллектива Ю. Троицкого полностью заменяют учебник, являясь основой одного из вариантов изучения истории в средней школе. С конца 80-х годов все большее распространение получают рабочие тетради. Многие авторы учебников, разрабатывая рабочие тетради, включаются в продолжение творческого поиска. Фактически формируется новый жанр, который развивается по различным направлениям. Первое направление - это рабочие тетради, созданные для конкретного учебника. Разделы пособия соответствуют главам учебника, способствуют первичной систематизации и обобщению нового материала, текущей проверке знания учащимися дат, событий, понятий. Рабочие тетради зачастую являются приложением к учебнику. В них много заданий на освоение, повторение и закрепление новых фактологических и теоретических знаний, на преобразование развернутой текстовой информации учебника в таблицы, схемы, диаграммы. Эти тетради оказывают существенную помощь в организации индивидуально дифференцированной и контролируемой деятельности учащихся на всех этапах урока и домашних занятий. Они дают возможность разнообразить приемы учебной работы с текстом, сокращают время на оформление письменных ответов, способствуют накоплению оценок в классных журналах.
Второе направление - это рабочие тетради, созданные по определенному курсу истории или историческому периоду (например, Кириллов В. От СССР к России. М., 1996 и т.д.), используются в качестве самостоятельных учебно-методических пособий для учителей и учащихся. Структура таких тетрадей носит универсальный характер, охватывает главные проблемы данного исторического периода. Каждый раздел открывается опорной схемой-конспектом, где с помощью таблиц, логических схем и других иллюстративно-графических форм дается квинтэссенция исторических событий и проблем периода. Третье направление - это рабочие тетради, альтернативные учебникам истории (например, Троицкий Ю. «Имя и родословная», «Киевская Русь», «Московское царство», «Россия в Новое время», «Первобытность. Древний Восток-1», «Древний Восток-2» и др.) Никулина Н. Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. Пособие. - Калининград, 2000. С. 35. Эти тетради выполнены в русле авторской технологии исторического образования и полностью заменяют учебник, являясь основой одного из вариантов изучения истории в средней школе. Ю.Л. Троицкий выступает против воспроизведение прочитанного или сказанного учителем. «Самым большим достижением учебниковой образовательной парадигмы можно считать проблемное обучение. Но что такое проблемное обучение, как не игра в открытие давно открытого? Познавательная деятельность неизменно ограничивалась рамками известного учителю и неизвестного ученикам» Троицкий Ю.Л. Методические рекомендации к серии рабочих тетрадей по истории // Методика к рабочим тетрадям для средней школы. М., 1996, - подчеркивает автор. Главный принцип новой технологии - работа с подлинными текстами изучаемой эпохи, где под текстом понимаются не только письменные свидетельства прошлого о прошлом, но и остатки жилищ, предметы быта, наскальная живопись и т.д. В рабочих тетрадях есть все, за исключением прямого текста составителей пособий. Компонентами такого метода образования становится ДМК (документально-методический комплекс).
Составной частью УМК по истории с середины 80-х годов стали сборники познавательных заданий. Они предлагались для организации самостоятельной работы учащихся под руководством и контролем учителя. Сборники познавательных заданий по истории, изданные в 90-е годы, ставят цель - пробудить в ребятах желание задуматься над смыслом и назначением истории, приобщить их к труду ученых, осмыслить личностное отношение к историческому факту и явлению. Задачники являются самостоятельными учебными пособиями - за счет проблематики заданий, разнообразия и содержательности источников. Они используются как в классе, так и дома для решения разноуровневых заданий. Вопросы к текстам не ограничиваются постановкой одной - двух проблем - это целые комплексы вопросов, которые нацеливают ученика на всесторонний и исчерпывающий анализ информации, ее критический разбор и собственное осмысление. Возможность использования новых сборников заданий гораздо шире прежних. «Их материалы могут подсказать оригинальную формулировку темы, стать эпиграфом урока, - пишет Е.Е. Вяземский, - организовать проблемную ситуацию, развернуть дискуссию, украсить домашнее задание, послужить готовым раздаточным материалом для работы в группах, стать практической основой итогового собеседования, зачета, экзамена, помочь в составлении вопросов для конкурсов, викторин, турниров знатоков истории» Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории: учебник для ВУЗов. - М.: Владос, 2003. - С. 274.. Компьютерные программы по истории - это новое направление учебно-методического комплекса, имеющее большой потенциал для развития. В настоящий момент они уже стали традиционными в обучении истории. Компьютерные программы, которые обычно применяются в преподавании истории, как правило, делят на три основные группы: экзаменующие, обучающие, вспомогательные. В УМК могут входить не только традиционные (учебник, хрестоматия, сборник заданий, исторический атлас), но и новые книжные жанры (учебникхрестоматия, учебниксловарь, рабочая тетрадь), а также такие, как электронный учебник, базы данных, электронные гипертексты, дистанционные учебники и пособия. Таким образом, можно прийти к выводу, что в настоящее время состав учебно-методического комплекса по истории достаточно объемен. Это объясняется не только спецификой учебной дисциплины, но и теми задачами, которые ставит перед школой Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Эффективными на практике оказываются именно те УМК, которые отвечают требованиям этого стандарта. В связи с этим актуальным остается вопрос о различных подходах и методиках в историческом образовании, так как из них вытекает содержание компонентов УМК по истории, их разработанность и эффективность.
Современные технические средства обучения (ТСО) и правила их использования на уроке. Требования к использованию презентации на уроке. Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. В них имеются специальные блоки, позволяющие хранить и воспроизводить программы информационного обеспечения, управления познавательной деятельностью учащихся и контроля. (Пидкасистый И.П., 2014). Технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебном процессе для предъявления и обработки информации. По функциональному назначению ТСО подразделяют на технические средства передачи учебной информации, контроля знаний, тренажерные, обучения и самообучения, вспомогательные. Кроме того, существуют технические средства, совмещающие функции различного назначения – комбинированные [11]. Технические средства передачи информации, диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны, ПЭВМ и т. п. Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму. Технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. С этой целью используются как старые модификации устройств типа «АМК-2», так и новейшие компьютерные технологии. Контролирующие ТСО бывают индивидуальные и групповые. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности ТСО контроля знаний варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных компьютерных программ. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы (Коджаспирова Г.М., 2001). Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные. Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждой порции материала. Разветвленные программы дают возможность продвигаться по ним только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом предъявлении проверяющих вопросов. Комбинированные программы, как ясно из их названия, сочетают оба варианта. Функции ТСО очень разнообразны и их большое количество. Выделим основные четыре: а). Коммуникативная – функция передачи информации. Она даёт возможность воспринимать анализаторами учебный материал. б). Научно-исследовательская – функция, которая даёт возможность получаемую информацию использовать с исследовательской целью, а также с целью поиска вариантов использования учебного материала для различных форм познавательной деятельности, а также моделирование содержания и форм подачи информации. в). Управленческая – функция, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и саму организацию их выполнения, а также получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов. г). Кумулятивная - функция объединения, систематизации, хранения документализированной учебной и учебно-методической информации в технических комплексах и устройствах. Это осуществляется через комплектование и создание фоно- и видеотек, через накопление, сохранение им передачу информации с помощью современных информационных технологий. Применение технических средств обучения не противоречит традиционной методике преподавания. Опыт высшей и средней школы подтверждает высшую эффективность сочетания словесно-логического и наглядного способов передачи учебной информации, подкрепления словесных объяснений преподавателя соответствующими наглядными образами. Целесообразность применения технических средств (кино и диапроектора, радио и телевидения, средств звуковой записи и воспроизведения) обусловлена тем, что они в значительной мере способствуют повышению эффективности процесса обучения. Умелое использование ТСО дает возможность вовлечь в активную работу те чувства, которые играют определяющую роль в овладении учебным предметом. С помощью ТСО активизируется учебно-познавательная деятельность, улучшается качество учебной информации (Коджаспирова Г.М., 2001). Несмотря на широкую область применения и разнообразные функции, которые выполняют ТСО, они не могут заменить преподавателя. Он всегда будет центральной фигурой этого сложного процесса. ТСО не подменяют, а расширяют его возможности. Они – одно из средств обучения, педагогический инструмент в руках преподавателя, которым он должен уметь пользоваться, опираясь на исходные положения, лежащие в основе их применения. Применение ТСО должно быть методически обосновано. При использовании ТСО преподаватель должен принимать во внимание целый ряд факторов, в том числе возрастные особенности учащихся, уровень их подготовки, специфику предмета (излагаемого вопроса), закономерности учебного процесса. Важный критерий мотивированности использования ТСО – их влияние на усвоение материала в конкретных условиях. Использование ТСО – органическая составная часть урока. ТСО должны органически вписываться в систему построения занятия. Поэтому необходимо учесть их влияние на структуру занятия, методику изложения учебного материала и т. д. Следует четко определить их место на занятии, продумать возможность органического включения в деятельность и преподавателя, и обучаемых (Пидкасистый И.П., 2014). Для правильного использования ТСО важно установить взаимосвязь их с другими средствами обучения, используемыми на занятии. Эффективность учебного процесса во многом зависит от того, насколько удачной будет взаимосвязь всех применяемых средств. Найти возможность осуществить логический переход от одного средства обучения к другому, ввести в занятие именно те средства, которые вместе с ТСО могут дать наибольший эффект, определить оптимальный вариант сочетания различных средств – одно из важнейших положений применения ТСО, требующих опыта и мастерства. Один из источников учебной информации – экранные пособия. Учебный материал, содержащийся в них, должен подвергаться активной переработке учащимися после просмотра. Способы переработки материала могут быть разнообразными, должны находиться в соответствии с содержанием, формой преподнесения материала, ближайшей дидактической целью (Коджаспирова Г.М., 2001). Эпизодическое использование ТСО, как правило, не дает нужного результата. Поэтому должна быть разработана система их применения. Эта система имеет два аспекта: организационно-педагогический и методический. Организационно-педагогический предполагает проведение анализа всех тем по определенному предмету и распределение ТСО по темам, т. е. создание системы включения ТСО как составного элемента при изучении материала. Методический заключается в разработке и создании определенной методической системы применения ТСО, которая может быть индивидуальной, но обязательно должна базироваться на общих принципах применения ТСО на занятии. Информационная функция технических средств может реализоваться двумя способами: а) материал ТСО служит наглядной иллюстрацией к изложению материала преподавателем, учебнику и т. д.; б) ТСО выполняют роль самостоятельного источника учебной информации. Поэтому различны методы применения ТСО в учебном процессе. При наглядно-иллюстративном методе применения ТСО главными являются рассказ преподавателя, беседа, работа с учебником и т. д. При этом материал экранных пособий будет играть вспомогательную роль, выполняя роль наглядной иллюстрации. Разъяснения преподавателя непосредственно по этому материалу и степень познавательной самостоятельности обучаемых незначительны. При познавательно-активном методе использования ТСО главную роль в передаче какой-то части знаний играют аудиовизуальные пособия и работа обучаемых по усвоению материала. Они в таких случаях будут основным источником учебной информации, подлежащей усвоению. В обоих случаях преподавателем должна быть организована познавательная деятельность обучаемых по усвоению материала. Но во втором случае познавательная самостоятельность обучаемых должна быть более высокой, так как ТСО выступают в роли основного источника учебной информации. Следует отметить, что здесь подчеркнута доминирующая, определяющая деятельность: в первом методе – обучающая деятельность преподавателя, во втором методе – познавательная деятельность обучаемых. Фрагментарное использование видеофильмов, органически включаясь в рассказ преподавателя, является методическим приемом, который может быть использован как при наглядно-иллюстративном, так и при познавательно-активном методе. Подобным образом может быть использован и прием комментирования учебного видеофильма обучаемым во время его демонстрации. Комментирование кинофильма обучаемыми можно применять как способ проверки понимания и усвоения материала, как средство развития речи, как способ обучения приемам работы с учебным видеофильмом и т. д. Многообразие приемов позволяет сделать использование ТСО на учебных занятиях разноплановым, интересным и более эффективным (Кудрявцева Т. Ю., 2008). В учебной работе применение ТСО связано со следующими методическими приемами: демонстрацией речевого образца в виде диалога, аналогичного высказывания, отдельных реплик, целостного коммуникативного сюжета; устно-речевым взаимодействием в системе «диктор – обучаемый»; аудиовизуальной иллюстрацией с целью развития образно-стилистического мышления обучающихся; созданием тематической и другой наглядности для обучаемых и т.д. Основные требования к применению технических средств, используемых в процессе обучения: 1. Прежде чем показывать фрагмент фильма, диапозитивы, схемы и т.п. в аудитории, преподаватель должен предварительно просмотреть их сам, чтобы найти им место в материале занятия и продумать комментарии к ним. 2. Наглядные изображения должны органически сочетаться с логическими объяснениями преподавателя. 3. Нельзя допускать, чтобы кадры шли вразрез с логикой и последовательностью устного изложения вопроса. 4. Прокомментированный кадр не должен долго оставаться на экране, чтобы не отвлекать внимание аудитории, если преподаватель уже перешел к другому вопросу, не связанному с изображением данного кадра. 5. Не рекомендуется продолжать объяснения в то время, когда учащиеся должны списать что-либо с экрана. Целесообразно медленно прочитать текст и повторить его другими словами, пока не будет сделана запись. 6. Наиболее эффективной является демонстрация кадров по ходу изложения вопросов занятия. В этом случае соблюдается основное методическое требование к применению технических средств – непосредственного сочетания зрительного и логического ряда, который обеспечивает наибольший эффект при обучении. 7. Важно, чтобы преподаватель тщательно продумывал приемы применения средств наглядности, а не слепо их копировал. Основными средствами визуализации в высших и средних учебных заведениях стали мультимедийные проекторы и доски прямой проекции. Для досок прямой проекции проектор устанавливается непосредственно перед панелью, или подвешивается под потолком. Такой вид досок самый простой и дешевый что немаловажно, однако он имеет существенный минус – при ее использовании приходиться стоять боком к доске, чтобы не загораживать проецируемое изображение, что не всегда удобно (Кудрявцева Т. Ю.,2008). В целом, доски используются в следующих целях: делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений; демонстрация работы одного учащегося всем остальным учащимся; демонстрация картин, видеороликов, фильмов; создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши; создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке. использование групповых форм работы; совместная работа над документами, таблицами или изображениями; управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску) использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.; изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски; изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок; сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые преподаватель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках; сохраненные во время урока записи учитель может передать любому учащемуся, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи [11]. Эффективность использования технических средств обучения зависит от: длительности их использования на уроке (частое использование технических средств обучения ведет к снижению интереса учащихся к учебному материалу, редкое использование создает эффект чрезвычайного события, отвлекает внимание учащихся от процесса обучения); сочетания технических средств обучения с традиционными средствами обучения (учебником, таблицами, доской, экскурсией); применения различных видов технических средств обучения в течение всего урока (рекомендуется применять разные виды технических средств обучения, чередуя их с объяснениями учителя). Таким образом, при использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать. Требования к содержанию мультимедийной презентации: – соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам; – соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.); – отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации; – лаконичность текста на слайде; – завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено); – объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы; – сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста; – расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста); – наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение; – информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание учащихся. Требования к визуальному и звуковому ряду: – использование только оптимизированных изображений; – соответствие изображений содержанию; – соответствие изображений возрастным особенностям учащихся; – качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов); – качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов); – обоснованность и рациональность использования графических объектов. Требования к тексту: – читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста); – кегль шрифта соответствует возрастным особенностям учащихся и должен быть не менее 24 пунктов; – отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75; – использование шрифтов без засечек (их легче читать) и не более 3-х вариантов шрифта; – длина строки не более 36 знаков; – расстояние между строками внутри абзаца 1,5, а между абзацев – 2 интервала; – подчеркивание используется лишь в гиперссылках. Требования к дизайну: – использование единого стиля оформления; – соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации; – использование для фона слайда психологически комфортного тона; – фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее; – использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста); – соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным); – целесообразность использования анимационных эффектов. Требования к качеству навигации: – работоспособность элементов навигации; – качество интерфейса; – целесообразность и рациональность использования навигации. Требования к эффективности использования презентации: – обеспечение всех уровней компьютерной поддержки: индивидуальной, групповой, фронтальной работы обучающихся; – педагогическая целесообразность использования презентации; – учет требований СанПиНов к использованию технических средств; – адаптивность мультимедийной презентации, возможность внесения в нее изменений и дополнений в зависимости от учебной программы и особенностей конкретного учебного заведения, целей педагогов; – творческий, оригинальный подход к созданию презентации. Презентация не должна быть скучной, монотонной, громоздкой (оптимально это 10-15 слайдов). Качество методического сопровождения: указание данных автора, подробные методические рекомендации для учителей, либо детально описанный сценарий урока. На титульном слайде указываются данные автора (ФИО и название ОУ), название материала, дата разработки. Возможен вариант использования колонтитулов. Иное размещение данных автора допустимо в случае, если оно мешает восприятию материала на титуле. На последнем слайде указывается перечень используемых источников, активные и точные ссылки на все графические объекты. На завершающем слайде можно еще раз указать информацию об авторе презентации (слайд № 1) с фотографией и контактной информацией об авторе (почта, телефон).
24. Применение исторических источников в обучении истории, их классификация. Роль исторических источников в историческом образовании, воспитании и развитии учащихся. Посредством документов осуществляется реализация принципа наглядности в обучении истории, когда ученики знакомятся с внешним видом документов. Документ делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Значимость документа также в том, что он содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, ощущению духа эпохи. При работе с документами у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. У учеников вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего. На уроках ученики узнают о значимости документов для исторической науки, видят в них след деятельности когдато живших людей. Классификация документов, применяемых в обучении истории, значительно проще той, что принята в исторической науке. Она основана на характере документальных текстов, когда все они подразделяются на две основные группы — документы повествовательно-описательного и актового характера, имевшие в свое время практическое значение. Эти до кументы хорошо взаимодополняют друг друга. Третью дополнительную группу составляют памятники художественного слова. Актовые документы — это юридические, хозяйственные, политические, программные (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи). Повествовательно-описательные документы — летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий. К памятникам художественного слова истории древнего мира и средних веков относятся произведения устного народного творчества (мифы, басни, песни, крылатые выражения). На уроке осуществляется работа с письменными источниками как учителем в процессе объяснения нового, так и учащимися на разных этапах урока. Учитель дает краткий анализ содержания и структуры произведения, указывает на основные идеи, значение документа для оценки исторических явлений, останавливается на исторической обстановке, времени, обстоятельствах появления документа. К документу целесообразна предварительная постановка вопросов, разъяснение незнакомых терминов и понятий. Учитель включает документ в свой рассказ, если он передает сущность событий, хочет усилить эмоциональность в изложении материала, если нужна конкретизация изучаемых явлений и процессов, для убедительности характеристики исторического деятеля. Отрывок, включаемый в объяснение, должен быть небольшим, простым и понятным, легко восприниматься на слух.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.099 с.) |