Кабинет истории в школе, научные основы его организации. Роль кабинета в урочной и внеурочной работе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кабинет истории в школе, научные основы его организации. Роль кабинета в урочной и внеурочной работе.



Значимость школьного кабинета истории в урочной и внеурочной работе учащихся очевидна. И от того, каким он будет, во многом зависит качество обучения. Создание учебного кабинета истории, как творческой лаборатории учителя – актуальная задача для многих общеобразовательных учреждений.

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности.

Внеурочная работа должна носить исследовательский характер. Учащиеся, во-первых, решают конкретные задачи самостоятельно и, во-вторых, следуя соответствующим принципам - историзму, научности, альтернативности и т. д. Вопрос сложный и реализовать его на этой основе учащиеся смогут только под управляющим воздействием учителя. Значительная часть внеурочной работы должна носить коллективный характер.

Правильно организованная система внеурочной деятельности по истории представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Эффективность проведения уроков истории во многом зависит от эффективного оборудования кабинета истории. Важно наличие в кабинете библиотеки, учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, необходимо грамотное их использование на уроках. Также не последнюю роль играет правильное оформление кабинета. В красивом, хорошо оформленном кабинете работать намного приятнее. Оформление кабинета истории должно передавать огромное значение исторической науки для человека, пробуждать интерес учащихся, учить их мыслить. Одно из основных назначений оформления кабинета истории - это патриотическое воспитание учащихся. Оформление кабинета истории обязательно должно содержать символы российского государства. Но учебная база кабинета все же важнее. Ведь средства обучения, сосредоточенные в кабинете, система работы с ними способствуют развитию самостоятельной деятельности учащихся, повышают интерес к истории. Это и объясняет актуальность этой теме, ведь любой способ заинтересовать учащихся всегда будет интересен увлеченному учителю.

Основные требования к школьному кабинету истории.

В настоящее время оборудование школьного кабинета истории регламентируется «Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов» (они размещены на сайте Федерального агентства по образованию РФ по адресу: www//ed.gov.ru). Хотя данный документ и называется «Требованиями», уже в первом его предложении подчеркивается его рекомендательный характер: «Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по истории» (имеется в виду стандарт 2004 г.).

«Требования» включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования. «Требования» включают в себя не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создания которых необходимо для обеспечения федерального государственного образовательного стандарта.

Модель образовательного пространства учебного кабинета истории должна быть разработана в соответствии с поставленной цели – формирование универсальных учебных действий в личностной, коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Развивающая среда в помещении учебного кабинета должна отвечать принципам: безопасности и личного комфорта; вариативности в использовании форм и методов обучения, учебных пособий, средств и материалов; динамической изменчивости в соответствии с прохождением учебной программы, изменением индивидуальных интересов учащихся.

Учебный кабинет – это учебно-воспитательное подразделение, являющееся средством осуществления основной образовательной программы основного общего образования, обеспечивающее создание современной предметно-образовательной среды обучения основной школы с учетом целей, устанавливаемых ФГОС ООО.

В современном школьном кабинете истории обязательно должна присутствовать книгопечатная продукция, печатные пособия, а именно учебники, соответствующие Стандарту основного общего и среднего (полного) образования по истории, рабочие тетради к ним, книги для внеклассного чтения, необходимая методическая и дидактическая литература для учителя, рабочие программы по истории. Для реализации учебной деятельности должны быть настенные исторические карты, атласы, контурные карты, иллюстративный материал. Большую помощь учителю оказывают имеющийся в наличии раздаточный материал, содержащий образные, логические и оценочные разноуровневые задания, КИМы. Раздаточный материал для работы с понятийным материалом, историческими документами.

Хороший вариант работы с визуальными источниками, взятыми (вырезанные) из старых учебных пособий, учебников. Они помогают осуществить личностно-ориентированный подход через игровую деятельность.

Методические материалы к поурочным планам урока, сами поурочные планы целесообразно распределить по отдельным папкам. Каждая папка относится к отдельным курсам истории, уровню класса. Такое распределение помогает учителю в подготовке к уроку, экономит его время. Содержимое папок ежегодно обновляется.

Оснащение учебного кабинета должно способствовать эффективности занятий. А именно, переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работ; формированию умений работать с различными видами информации и ее источниками; формированию коммуникативной культуры учащихся; формированию системы универсальных учебных действий; развитию способностей к самоконтролю, самооценке. Самоанализу, воспитанию высокоорганизованной личности.

Оборудование учебного кабинета должно позволять вести безопасное и эффективное преподавание предмета при всем разнообразии методических приемов и педагогических интересов учителей.

Обязательное наличие в учебном кабинете нормативных документов, регламентирующих деятельность по реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Заведующий учебным кабинетом в своей деятельности руководствуется вышеперечисленными документами, в первую очередь Законом РФ «Об образовании».

При оформлении учебного кабинета истории каждый его элемент должен быть не просто формальным украшением помещения, а обозначал, что это учебный кабинет истории и помогал в работе учителю.

Помещение учебного кабинета, его оборудование, площадь, освещенность и воздушно-тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон должны соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и обеспечивать возможность безопасной и комфортной организации всех видов урочной и внеурочной деятельности для всех участников образовательного процесса, а также требованиям пожарной безопасности.

Мебель в кабинете должна соответствовать возрастным особенностям учащихся, в соответствии требованиям стандартов технической безопасности. Высота парт и стульев должна соответствовать их росту. Например, парты с низкими ножками можно поставить вперед, а повыше назад рядов. Цвет стен, жалюзи, горшков цветов должны эстетично гармонировать между собой. Возможно устройство зоны (уголка) национально-культурных ценностей и традиций, в зависимости от территориальной принадлежности.

Несмотря на внедрение новых технологий, стенды в кабинете истории остаются важным инструментом учебного процесса. Информация, размещенная на них, помогает обучающимся в реализации умений воспринимать, обобщать, оценивать, делать выводы. Повышается познавательный интерес к предмету, расширяется кругозор школьников.

Для укрепления зрения можно повесить на передней стене кабинета стационарный тренажер для глаз. Что окажет помощь при использовании здоровьесберегающих технологий во время учебного процесса.

Основным направлением изменений в преподавании истории, бесспорно, становится применение информационных технологий на уроках. Внедрение современных средств и технологий в образовательный процесс является особенностью современной школы. Об этом неоднократно заявляли руководители всех образовательных ведомств и президент РФ В.В.Путин. В ФГОС основного общего образования, достаточно четко сформулированы требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.

Компьютер все больше рассматривается как обучающая машина, открывающая новые возможности как для преподавателя, так и для обучающихся. Сегодня накоплен достаточно большой опыт в использовании готовых программных продуктов для организации учебно-воспитательного процесса. В настоящее время существуют дидактические компьютерные среды и программные комплексы, содержащие справочники, обучающие и контролирующие блоки, динамическую графику с конкретной тематикой.

Можно отметить, что в современной школе существует тенденция постепенной замены большинства технических средств обучения, использующихся ранее при изучении истории, информационными компьютерными технологиями. Их внедрение в учебный процесс является позитивным во всех отношениях изменением, позволяющими интенсифицировать изучение истории в школе. На современном этапе перехода к компьютеризации учебного процесса наряду с применением новейших информационных технологий на уроках истории по-прежнему широко используются и другие технические средства обучения.

Проблема хранения и каталогизации материалов всегда занимала важное место и отнимала у заведующих кабинетов много времени. Перевод материалов в цифровой вид резко снижает временные затрата на эту рутинную работу.

Как и где должны храниться предметные цифровые ресурсы? Решение этой задачи заключается в создании школьного ресурсного центра, например «Сетевого города образования». Для этого школа имеет внутришкольную сеть с выделенным сервером (-ами). На сервере размещаются ресурсы, доступные с любого компьютера школьной Сети и извне (если это разрешено администраторами Сети).

Учебный кабинет должен представлять собой особую развивающую среду, позволяющую реализовывать цели, ценности и принципы личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода. Эта развивающая среда должна способствовать раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой самореализации, поощрять к развитию у него инициативы и самостоятельности, создать возможности для обучения учащихся на основе их личной активности.

 

14. Содержание, формы и средства внеурочной работы по истории, ее роль в историческом образовании, воспитании и развитии учащихся.

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности.

В осуществлении внеурочной деятельности можно выделить два направления: расширение исторических знаний, приобретаемых на уроках и получение новых знаний. Внеурочная работа ставит своей целью углубление знаний, полученных школьниками на уроках, организовать процесс познания интересным и увлекательным. В педагогической практике сложились общие принципы организации внеклассной работы. Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор кружков или секций.

 

Успеху внеурочной воспитательной работы содействует чёткая организация. В отличие от классно-урочных видов деятельности, внеклассные занятия не ограничены временем. К тому же учитель при этом свободен в выборе содержания работы. При выборе содержания, организации форм всегда необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Участие детей является добровольным, что делает внеурочную деятельность особенно привлекательной. Внеурочная работа осуществляется в свободное от уроков время и охватывает учащихся разных классов или части класса. Школьники выбирают занятия исходя из своих интересов, потребностей, желаний. Каждый имеет возможность проявить свои лучшие черты и качества, способности и умения. Во внеклассную деятельность часто вовлекаются родители, специалисты в сфере производства, науки, культуры и т.д., что способствует усилению интереса к изучению истории.

При подготовке внеклассных мероприятий необходимо уделять внимание оформлению помещения, где проходит встреча, конкурс, конференция и т.д. Это создает определенный настрой, эстетически воспитывает учащихся.

Таким образом, основными особенностями внеурочной работы по истории являются проявление добровольности и самостоятельности учащихся; интеллектуальная наполненность внеклассных мероприятий (соответствие формы и содержания, этическое и эстетическое содержание); не ограниченность по времени; проявление способностей и интереса учащихся. Внеклассная работа по истории сложна и многообразна и поэтому требует четкой организации и определенной системы. В проведении внеклассной работы огромная роль принадлежит учителю истории. Его умелое руководство, заинтересованное отношение делают эту работу познавательной, увлекательной и плодотворной для учащихся.

Внеклассная работа в школе протекает в разных формах, каждая из которых рассчитана на определенное количество учащихся и имеет свои качественные характеристики и особенности.

По длительности проведения виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года (внеклассные чтения, кружки) и эпизодические (походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски исторических журналов, просмотр художественных, документальных видеофильмов, историческая гостиная, виртуальные экскурсии, работа со средствами Интернет и СМИ).

Наиболее распространенным является следующее деление форм внеклассной работы на: массовые, групповые (кружковые) и индивидуальные.

Одна из форм – массовая работа, которая дает возможность охватить сразу большое количество учащихся в качестве слушателей. Массовые формы – это вечера, олимпиады, викторины, конференции, клубы, школьные краеведческие уголки, музеи, встречи с участниками исторических событий и др.

Групповые формы внеклассной работы – это кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, лектории и др. Такая форма внеклассной работы по истории, как экскурсии пользуются особой популярностью среди учащихся. А.Ф. Родин и Ю.Е. Соколовский определяют экскурсию как особую форму совместной деятельности учителя и учащихся по изучению предметов и явлений действительности в естественных условиях (предприятие, исторические места и т. п.) или в музеях, на выставках в целях образования и воспитания школьников.

Индивидуальная работа по истории предполагает чтение исторической литературы, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний и др.

Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Индивидуальная  работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм.

 

Индивидуальная работа учащихся — одна из важнейших функций учителя. Она требует от преподавателя умения показать, где найти ту или иную информацию, но овладеть ей каждый ученик должен самостоятельно. Планомерная индивидуальная работа учеников под умелым руководством педагога должна способствовать снижению страха перед неудачей, перед возможным критическим замечанием; появлению у школьников уверенности в себе, в своих возможностях; формированию привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению; развитию способности постоянного поиска знаний и умения их использовать и применять на практике; инициативности учащихся в решении задач творческого характера, достижению высокого уровня развития личности ученика.

В новосибирской лаборатории «Текст» Ю.Л. Троицким и его коллегами была разработана такая форма внеурочной деятельности, как написание детьми учебника. Что позволяет школьникам на основе изучения источников и исторической литературы формировать обоснованный взгляд на отдельные исторические периоды. Такая форма может охватить большое количество учащихся, т. к. работа над написанием учебника включает в себя массу разнообразных видов: создание иллюстраций, картографического материала, вопросов и заданий к параграфу, общий дизайн учебника и т.д. Недостаток такой формы – большая трудоемкость.

Таким образом, массовые формы внеклассной работы по истории являются самыми распространенными в силу ряда характерных особенностей: они охватывают наибольшую аудиторию школьников, которые становятся участниками общего яркого действия. Разнообразие средств подачи информации и их взаимодействие усиливают восприимчивость детей к историческим фактам, делают их более яркими и понятными. Групповые или кружковые формы внеклассной работы носят более локальный характер, они рассчитаны на меньшее количество учеников или на менее узкую тему изучения. В то же время использование во внеклассной работе групповых форм выявляет круг школьников, наиболее заинтересованных в предмете, и способствует более углубленному изучению истории. Индивидуальные формы работы способствуют развитию активности учащихся, проявлению их творчества.

Внеклассная работа по истории играет огромную роль в развитии исторического сознания и воспитания школьников.

В ходе внеурочной работы приобретаются умения работать с книгой и справочной литературой, реферировать и рецензировать, готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией. Открываются возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках. Разнообразие форм внеурочной работы по истории способствуют формированию потребности в самообразовании, повышению уровня социализации школьника, формированию чувства патриотизма, сопричастности к истории большой и малой Родины.

Внеурочная работа объединяет учащихся в дружные коллективы, связанные общими интересами и увлечениями. Она помогает преодолевать такие отрицательные черты характера, как замкнутость, эгоизм, недисциплинированность. Работа в коллективах юных историков – кружках, обществах, секциях – воспитывает учащихся в духе товарищества, целеустремленности, глубокого и активного интереса к науке.

Как показывает опыт, внеклассная работа по истории имеет огромные возможности для развития исторического сознания. Если на уроках преобладает в основном познавательная деятельность, то во внеклассной работе доминируют коммуникативные, творческие виды деятельности. При этом условии внеклассные занятия по истории позволяют школьникам углубить и расширить знания, полученные на уроках, развить познавательные, коммуникативные и творческие способности, обогатить жизненный опыт и ценностное отношение к историческому прошлому. Существенным образом меняются ролевые позиции участников образовательного процесса. Из учителей и учеников они часто превращаются в соратников, участников, творцов и изобретателей. Но главное достоинство внеурочной работы заключается в том, что она может обеспечить в более полной мере реальную дифференциацию и индивидуализацию обучения. Внеклассные занятия нужны, прежде всего, школьнику, поскольку удовлетворяют некоторые его важнейшие потребности: потребности в общении, самовыражении и самореализации, признании и уважении. [1]

Чем разнообразнее формы внеклассной работы по истории с детьми, тем более эффективным становится результат поставленных задач. Опыт многих поколений преподавателей подтверждает положительный результат проведения предметных недель по истории, викторин, олимпиад. Особенно повышенный интерес всегда вызывает использование игровых форм для внеклассных мероприятий. Такие игры, конкурсы хороши тем, что проводиться могут практически по любым темам. Например, инсценировка, которая используется в таких конкурсах, играх, побуждает к творческому созданию образов, развивает воображение, сопереживание. Инсценировка обостряет внимание к историческому факту. В исторических конкурсах необходимо использовать задания о великих исторических персонах, среди которых могут быть А. Невский, Д. Донской, А.В. Суворов и многие другие, образы людей удивительных и красивых, успешных и духовно богатых, представляющих миру своим примером высоту человеческого духа, что может действительно составить альтернативу нынешнему прессингу телевидения, влияющего на сознание школьников. Знакомство ребят с произведениями искусства, посещение выставок картин, музеев с выездными выставками – все это обогащает духовный мир ребят.

Таким образом, внеклассная работа по истории способствует решению важных задач таких, как развитие познавательного интереса к истории, формирование навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия, личностный рост каждого учащегося, формирование потребности в самообразовании, повышение уровня социализации школьника, формирование чувства патриотизма, сопричастности к истории большой и малой Родины.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.02 с.)