Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы избирательного права как критерии демократичности выборов: система, характеристики, отражение в российском законодательстве

Поиск

Принципы избирательного права отражают основные начала, являющиеся фундаментом правового регулирования электоральных отношений. Они представляют собой закономерности, устои данной комплексной подотрасли конституционного права, образуют рамки, в которых складывается механизм правового регулирования, и определяют дальнейший законотворческий процесс.

Конституция РФ в ст. 32 и 81 закрепляет следующие принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании.

Значительная часть принципов избирательного права РФ законодательно закреплена и обозначена в ст. ст. 3–9 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в качестве принципов проведения в Российской Федерации выборов.

Классификация принципов избирательного права позволяет выявить их систему, выступающую как сложное иерархическое образование, в котором выделяются различные уровни с разными типами правовых взаимосвязей, «отражаются различные сущностные моменты права и сферы проявления этой сущности».

М.С. Матейкович выделяет две группы принципов: 1. Основные начала обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан: свобода реализации избирательных прав, демократизм выборов, обязательность и периодичность выборов, честность подсчета голосов на выборах; 2. Основные начала индивидуального участия гражданина в осуществлении избирательных действий: всеобщее, равное, прямое избирательное право, тайное голосование, состязательность кандидатов, гласность осуществления избирательных действий, создание специальных коллегиальных органов, обеспечивающих реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Общепризнанной классификацией принципов избирательного права является их деление исходя из целевого назначения в механизме правового регулирования:

• принципы организации и проведения выборов (обязательность, периодичность, альтернативность (состязательность) выборов, допустимость применения разных избирательных систем, независимость органов, обеспечивающих организацию и проведение выборов)

• принципы участия граждан в выборах (принципы всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании, принцип свободы выбора)

Принципы, которые характеризуют участие граждан в выборах

1. Принцип всеобщего избирательного права (ст. 4), означает право российского гражданина, который достиг необходимого возраста, избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, а также право на участие во всех избирательных действиях и мероприятиях (быть доверенным лицом кандидатов, наблюдателем, членом избирательной комиссии, участвовать в предвыборной агитации и др.).

Право избирать и быть избранным не зависит от каких-либо социальных факторов. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет, что гражданин может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (п. 2 ст. 4).

2. Принцип равного избирательного права, означает, что все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях и не имеют никаких преимуществ друг перед другом (ст. 5).

Равное избирательное право предполагает:

– равное количество голосов на выборах в один и тот же орган власти; обеспечивается тем, что избиратель может быть включен только в один список избирателей;

– равный вес голосов избирателей означает, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем. Это обеспечивается образованием примерно равных по численности избирателей избирательных округов;

– равенство возможностей избирателей по участию в избирательных действиях.

Таким образом, принцип равного избирательного права обеспечивается тем, что каждый гражданин включается только в один список избирателей по одному избирательному участку, а также равными нормами представительства в избирательных округах при мажоритарных выборах.

3. Принцип прямого избирательного права означает, что выборные лица избираются непосредственно населением (ст. 6), т. е. избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.

В России голосование может быть только очным (непосредственным), когда сам избиратель является к месту голосования, тогда как в ряде зарубежных стран (например, Великобритании, Германии, Дании) оно может быть заочным, когда волю избирателя реализуют по его поручению другие лица, а также разрешено голосовать по почте или доверенности.

4. Принцип тайного голосования на выборах (ст. 7) означает исключение возможности контроля за волеизъявлением избирателей. С целью обеспечения тайны голосования избирателю предоставляется возможность использования закрытой специально оборудованной кабины для заполнения избирательного бюллетеня. Бюллетень опускается в опечатанный ящик для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании лично избирателем.

Кроме того, принцип тайного голосования обеспечивается положением о недопустимости нумерации избирательных бюллетеней (п. 2 ст. 63).

5. Принцип свободы выборов и добровольного участия в них избирателей (п. 3. ст. 3) означает, что никто не вправе оказывать воздействие с целью принудить к участию или неучастию в выборах, а также на свободное волеизъявление избирателей.

Под незаконным воспрепятствованием свободному волеизъявлению или принуждением к участию или неучастию в выборах понимается любое физическое или психическое воздействие на гражданина, в результате которого он вынужден принять участие либо отказаться от участия в них. Разумеется, избирателя можно призывать принять участие в выборах и выразить свою волю. Прийти на избирательный участок – это гражданский долг каждого избирателя, однако неучастие в голосовании (абсентеизм) не влечет административной или уголовной ответственности.

Принципы, отражающие организацию и проведение выборов

6. Принципы обязательности и периодичности выборов (ст. 8, 9).

Принцип обязательности означает, что государственные и муниципальные органы, наделенные полномочиями в сфере принятия решений об их проведении в установленные законодательством сроки, не вправе уклоняться от принятия такого решения, отменять назначенные выборы или переносить их. Обеспечивается наличием в Конституции России и законодательстве РФ норм о полномочиях органов и должностных лиц назначать выборы; определением сроков назначения и проведения выборов. В случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо либо соответствующая избирательная комиссия не назначили в установленный срок выборы органов или депутатов, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в установленном законодательством порядке, избиратели имеют право обратиться с заявлением в соответствующий суд общей юрисдикции о назначении предусмотренных законом выборов.

Принцип периодичности выборов связан с установленными законодательством сроками полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления; это, в свою очередь, означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени.

7. Принцип альтернативности выборов (п. 33 ст. 38) предполагает необходимость участия в выборах нескольких кандидатов, списков кандидатов. В случае, если ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему либо если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат (список кандидатов), голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов).

8. Принцип гласности выборов означает их информационное обеспечение, информирование избирателей, опросы общественного мнения.

 

Федеральное Собрание Российской Федерации: предназначение, порядок формирования и полномочия палат

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации [Статья 94].

[Статья 95] Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации. В Совет Федерации входят:

а) по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти - на срок полномочий соответствующего органа;

б) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, - пожизненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации;

в) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Сенаторам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.

Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов (225 по партийным спискам, 225 по одномандатным округам).

Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

Статья 97 Конституции

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Депутатам Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации <*>.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором Российской Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления <*>.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами (Федеральный закон от 22.12.2020 N 439-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" + Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации")

Сначала дополнения из ФЗ о Совете Федерации:

[часть 3 статья 2] Не может претендовать на осуществление полномочий сенатора Российской Федерации гражданин Российской Федерации:

1) признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

2) содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;

3) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления на день принятия решения о назначении выборов;

4) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости;

5) осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости;

6) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности;

7) Ещё огромный айсберг статей УК РФ (тяжкие и особо тяжкие), с которым мой не совсем юридический Титаник столкнулся и тихо потонул (привет от Леры). Но у них запрет до истечения 5 лет со дня снятия или погашения.

8) подвергнутый административному наказанию за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики + Производство и распространение экстремистских материалов (статьи 20.3 или 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), - до истечения срока, в течение которого гражданин Российской Федерации считается подвергнутым административному наказанию.

[Статья 3] Кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от субъекта Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории данного субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих его выдвижению кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от субъекта Российской Федерации, либо в совокупности в течение 20 лет, предшествующих такому выдвижению.

Кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа, отвечающий общим требованиям к депутату.

3. Кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации также может быть сенатор Российской Федерации - представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации, который на день представления Президентом Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатов для избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) получит поддержку не менее 10 процентов от числа представительных органов муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации. Поддержка кандидата осуществляется решением представительного органа муниципального образования, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов указанного органа в порядке, установленном его регламентом.

4. Требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации не распространяется на кандидата, который:

1) на день голосования является:

а) сенатором Российской Федерации - представителем от данного субъекта Российской Федерации;

б) депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

в) лицом, имеющим воинское звание высшего офицера или специальное звание высшего начальствующего состава;

г) лицом, замещающим должность федеральной государственной гражданской службы и имеющим классный чин, соответствующий воинскому званию генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала;

2) в совокупности в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом:

а) проходит или проходил военную службу, службу в МВД, ФСИН, таможне, налоговой, Росгвардии, СК, прокуратуре, органе по контролю за оборотом наркотиков на территории данного субъекта Российской Федерации;

б) проходит или проходил дипломатическую службу и имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла;

в) являлся сенатором Российской Федерации (членом Совета Федерации) данного субъекта Российской Федерации;

г) замещает или замещал должности федеральной государственной гражданской службы на территории данного субъекта Российской Федерации;

д) замещает или замещал государственные должности или должности государственной гражданской службы данного субъекта Российской Федерации;

е) замещает или замещал муниципальные должности или должности муниципальной службы данного субъекта Российской Федерации.

5. Кандидат для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от субъекта Российской Федерации, которому не запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, обязан закрыть такие счета (вклады), прекратить такое хранение наличных денежных средств и ценностей.

Теперь о Государственной Думе (ФЗ №20 от 22.02.2014):

[Пункт 1, Статья 6]. Кандидатом может стать любой, кто обладает пассивным избирательным правом. 2 пути: выдвижение непосредственно или в составе федерального списка.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения их политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" право принимать участие в выборах [часть 2].

Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатами, членов данной политической партии, а также граждан, не являющихся членами данной или иной политической партии. Политическая партия не вправе выдвинуть кандидатами, в том числе в составе федерального списка кандидатов, граждан, являющихся членами иных политических партий [Части 3-4].

[Статья 39] Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии в течение 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов и порядок проведения тайного голосования определяются уставом политической партии.

Решение съезда политической партии о выдвижении федерального списка кандидатов оформляется протоколом [части 4,6].

Граждане, не являющиеся членами политической партии, могут составлять не более 50 процентов от числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов [часть 5].

[Часть 8] Федеральный список кандидатов может быть разбит на общефедеральную и региональную части. В региональную часть входят региональные группы кандидатов, соответствующие группе граничащих между собой субъектов Российской Федерации, группе, состоящей из граничащих между собой субъектов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, не граничащего с другими субъектами Российской Федерации и других конфигураций.

[Часть 9]. В федеральном списке кандидатов должно быть не менее 200 и не более 400 кандидатов, региональных групп кандидатов должно быть не менее 35. В общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более 15 кандидатов. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать всю территорию Российской Федерации.

[Часть 11] Кандидат может упоминаться в федеральном списке кандидатов только один раз.

[Статья 40]. Одномандатные округа

Решение политической партии о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам принимается тайным голосованием на съезде политической партии, тоже в течение 25 дней. В одном одномандатном избирательном округе политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата. Оформляется протоколом [части 5-6].

[Статья 41]. Самовыдвижение кандидата

Правом самовыдвижения обладает любой гражданин, обладающий пассивным правом. Самовыдвижение кандидата может осуществляться только по одному одномандатному избирательному округу. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, не может быть выдвинут политической партией. Самовыдвижение осуществляется в те же 25 дней.

Кандидат по одномандатному избирательному округу представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию письменное уведомление о самовыдвижении + пакет документов из части 5. Окружная избирательная комиссия публикует сведения о кандидатах в Интернете.

Статья 89. Методика пропорционального распределения депутатских мандатов (я вернулся и не думаю, что данная статья нам пригодится, но на всякий лучше пробежаться глазами)

1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за федеральные

2. списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в соответствии с правилами, предусмотренными частями 7 - 9 статьи 88 настоящего Федерального закона. Эта сумма голосов избирателей делится на 225 - число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное, которое используется в процессе распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов.

2. Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное, предусмотренное частью 1 настоящей статьи. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.

3. Если после первичного распределения депутатских мандатов, осуществленного в соответствии с частью 2 настоящей статьи, остаются нераспределенные депутатские мандаты, проводится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано большее число голосов избирателей.

4. После распределения депутатских мандатов, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, проводится их первоначальное распределение внутри каждого федерального списка кандидатов между региональными группами кандидатов и общефедеральной частью федерального списка кандидатов (если таковая имеется). В первую очередь депутатские мандаты переходят к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, в порядке очередности их размещения в этой части.

5. Если после передачи депутатских мандатов зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, остаются депутатские мандаты, причитающиеся данному федеральному списку кандидатов, указанные мандаты распределяются внутри списка между региональными группами кандидатов в следующем порядке. Сумма голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов в тех субъектах Российской Федерации, группах субъектов Российской Федерации, на частях территорий субъектов Российской Федерации, которым соответствуют региональные группы кандидатов федерального списка кандидатов, делится на число оставшихся нераспределенными внутри списка депутатских мандатов. Полученный результат есть второе избирательное частное данного федерального списка кандидатов. Число голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп кандидатов, делится на второе избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая региональная группа кандидатов. Если после указанных действий остаются нераспределенными депутатские мандаты, причитающиеся данному федеральному списку кандидатов, они передаются по одному тем региональным группам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления числа голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп кандидатов, на второе избирательное частное данного федерального списка кандидатов. При равенстве дробных частей преимущество отдается той региональной группе кандидатов, за которую было подано большее число голосов избирателей. В случае, если при равенстве числа голосов избирателей, поданных за региональные группы кандидатов, число таких групп окажется больше, чем число депутатских мандатов, региональная группа кандидатов, которой передается депутатский мандат, определяется в соответствии с порядком размещения региональных групп в федеральном списке кандидатов.

6. Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов в одной региональной группе кандидатов или нескольких региональных группах кандидатов не оказалось нужного числа зарегистрированных кандидатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты подлежат дополнительному распределению между региональными группами того же федерального списка кандидатов, в которых имеются зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов. Если на момент дополнительного распределения депутатских мандатов окажутся региональные группы кандидатов, не получившие депутатских мандатов в процессе их распределения по дробным частям в соответствии с частью 5 настоящей статьи, и среди них окажутся группы, в которых имеются зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов, мандаты передаются по одному каждой из указанных региональных групп кандидатов. При этом сохраняется очередность передачи депутатских мандатов (в соответствии со значениями дробных частей), определяемая на основе первоначально вычисленного второго избирательного частного. Если в процессе дополнительного распределения депутатских мандатов после исчерпания региональных групп кандидатов, не получивших депутатских мандатов в процессе их распределения в соответствии со значениями дробных частей, остаются нераспределенные депутатские мандаты, мандаты передаются по одному тем региональным группам кандидатов, в которых оказывается наименьшим коэффициент дополнительного распределения, вычисляемый для каждой из региональных групп кандидатов, в которых имеются зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов. Указанный коэффициент вычисляется путем деления числа полученных региональной группой кандидатов депутатских мандатов на число полученных ею голосов избирателей. При равных значениях указанного коэффициента депутатский мандат передается той региональной группе кандидатов, которая получила большее число голосов избирателей. Если после такого распределения число дополнительно распределяемых депутатских мандатов окажется больше числа региональных групп кандидатов, которые могут их получить, процедура дополнительного распределения повторяется необходимое число раз, при этом указанный коэффициент каждый раз вычисляется заново. Дополнительное распределение депутатских мандатов проводится также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

7. Если после распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов, проведенного в соответствии с частями 1 - 3 настоящей статьи, возникает необходимость дополнительно распределить один депутатский мандат или несколько депутатских мандатов между всеми федеральными списками кандидатов или между некоторыми из них, то такое распределение осуществляется следующим образом. Вначале депутатские мандаты передаются федеральным спискам кандидатов, не получившим депутатских мандатов при их распределении в соответствии со значениями дробных частей в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, а затем передача депутатских мандатов проводится в соответствии с коэффициентами дополнительного распределения депутатских мандатов для каждого федерального списка кандидатов, вычисляемыми путем деления общего числа депутатских мандатов, полученных соответствующим федеральным списком кандидатов, на число полученных этим же списком голосов избирателей. Депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, в которых указанный коэффициент оказывается наименьшим. При равных значениях указанного коэффициента депутатский мандат передается тому федеральному списку кандидатов, который получил большее число голосов избирателей. Если после такого распределения число дополнительно распределяемых депутатских мандатов окажется больше числа федеральных списков кандидатов, которые могут их получить, процедура дополнительного распределения повторяется необходимое число раз, при этом указанный коэффициент каждый раз вычисляется заново. Полученные федеральным списком кандидатов депутатские мандаты передаются зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть списка и не получившим депутатских мандатов, а при отсутствии таковых - зарегистрированным кандидатам, включенным в региональные группы кандидатов данного списка, в соответствии с методикой дополнительного распределения депутатских мандатов, предусмотренной частью 6 настоящей статьи. В дополнительном распределении депутатских мандатов могут участвовать только федеральные списки кандидатов, имеющие зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов.

8. Если после первоначального распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов депутатский мандат оказался вакантным, он передается зарегистрированному кандидату из того же федерального списка кандидатов. Депутатский мандат передается первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату из числа зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов и включенных в ту же региональную группу кандидатов (общефедеральную часть федерального списка кандидатов), что и зарегистрированный кандидат, депутатский мандат которого оказался вакантным. Если в соответствующей региональной группе кандидатов (в общефедеральной части федерального списка кандидатов) отсутствуют зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов, оказавшийся вакантным депутатский мандат подлежит распределению между другими региональными группами кандидатов того же федерального списка кандидатов в соответствии с методикой дополнительного распределения депутатских мандатов, предусмотренной частью 6 настоящей статьи.

9. Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов не окажется зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты остаются вакантными до следующих выборов депутатов Государственной Думы, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.

10. Если в результате реализации положений, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, Государственная Дума останется в неправомочном составе, нераспределенные депутатские мандаты передаются федеральным спискам кандидатов, не допущенным к распределению депутатских мандатов в соответствии с требованиями, предусмотренными частями 7 - 9 статьи 88 настоящего Федерального закона, и получившим число голосов избирателей, которое превышает первое избирательное частное. При этом каждый из указанных федеральных списков кандидатов вправе получить депутатские мандаты в количестве, не превышающем числа депутатских мандатов, которое он мог бы получить, если бы был допущен к распределению депутатских мандатов вместе с федеральными списками кандидатов, указанными в частях 7 - 9 статьи 88 настоящего Федерального закона. Такие депутатские мандаты распределяются между федеральными списками кандидатов, не допущенными к распределению депутатских мандатов в соответствии с требованиями, предусмотренными частями 7 - 9 статьи 88 настоящего Федерального закона, и получившими число голосов избирателей, которое превышает первое избирательное частное, пропорционально полученному ими числу голосов избирателей в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов, предусмотренной настоящей статьей.

Статья 99 Конституции

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Статья 101

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;

ж) назначение на должность по представлению Президента Российской Федерации Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.10 (0.019 с.)