Судебная система Российской Федерации: основные элементы и их эволюция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебная система Российской Федерации: основные элементы и их эволюция



Согласно статье 118 Конституции РФ Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Судебная власть осуществляется посредством 5(!ранее не признавалось отдельно арбитражное) производств: конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Следующим пунктом нужно отметить конституционные принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации:

•Единство судебной системы.

• Самостоятельность судов и независимость судей

•  Обязательность судебных постановлений

• Равенство всех перед законом и судом

• Гласность в деятельности судов

Вопросы судебной системы регулируются ФКЗ «О судебной системе РФ» и Конституцией РФ

В РФ сложилась следующая судебная система

     

 


Суды субъектов

         
 
 

 

 


Важно отметить, что конституционные суды субъектов упраздняются 1 января 2023 года.

Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

•Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. (О нем целый следующий вопрос)

• Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются Конституцией и федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации.

В состав Верховного Суда Российской Федерации входят:

1) Председатель Верховного Суда Российской Федерации;

2) первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации;

3) заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

4) заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

5) заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

6) заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;

7) заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации;

8) заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

9) председатель Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и заместитель председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

10) судьи Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

11) судьи Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

12) судьи Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

13) судьи Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;

14) судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Также у ВС РФ есть Пленум и Президиум. Пленум Верховного суда Российской Федерации является общим собранием судей Верховного суда Российской Федерации (После объединения с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации численность судей Верховного Суда Российской Федерации составила 170 человек).

 

Пленум издаёт разъяснения по судебной практике и практике применения судами законодательства, являющиеся обязательными для всех судов общей юрисдикции в России.

Президиум Верховного суда Российской Федерации состоит из 13 судей, часть из которых входит в него по должности (Председатель Верховного суда и его заместители), а часть — утверждается из числа судей Верховного суда Российской Федерации Советом Федерации Федерального собрания РФ по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении председателя Верховного суда Российской Федерации.

Президиум Верховного суда Российской Федерации обладает следующими полномочиями:

•в пределах своих полномочий рассматривает по надзорным жалобам и представлениям судебные дела в порядке надзора, а уже рассматривавшийся в порядке надзора — рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам;

•рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

•рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного суда Российской Федерации;

•оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации;

•осуществляет другие полномочия

Стаями 19.1 по 28 ФКЗ о судебной системе устанавливается статус остальных судов, а также их полномочия при рассмотрении дел. Для разграничения необходимо обратиться к следующим ФКЗ:

• ФКЗ «О судах общей юрисдикции»

•. ФКЗ «Об арбитражных судах РФ»

• ФКЗ «О военных судах РФ»

• ФКЗ «О статусе судей РФ»

Также большое влияние имеют процессуальные кодексы для установления из структуры и полномочий.

Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) кассационные суды общей юрисдикции;

2) апелляционные суды общей юрисдикции;

3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

4) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);

5) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

6) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Суды общей юрисдикции рассматривают:

1) все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;

2) все уголовные дела;

3) иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

Обеспечиваются федеральные суды из средств федерального бюджета, а мировые суды – из средств бюджета субъекта.

Конституционно-правовой статус судей в России.

Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи.

Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение судьи не могут быть уменьшены в течение всего времени пребывания его в должности.

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

Порядок наделения судей полномочиями.

Судьей может быть гражданин Российской Федерации:

1) имеющий высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция";

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

При соответствии данным требованиям нужно обратить внимание на возраст:

1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет;

2) судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;

3) судьей кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет;

4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится на основании представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Судьи кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Указанное представление направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю Верховного Суда Российской Федерации.

Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением требования, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.

В случае выявления факта назначения (избрания) на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения (избрания) требованиям соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи.

Не позднее чем за шесть месяцев до достижения судьей федерального суда предельного возраста пребывания в должности судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий - не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии судьи соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.

Председатели и заместители председателей судов назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.

Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда - 70 лет, если иное не установлено каким-либо федеральным конституционным законом.

Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.

Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации.

Полномочия Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, военного кассационного суда, военного апелляционного суда, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам могут быть прекращены Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, в том числе:

•несоблюдения ограничений, запретов и требований, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

•прекращения гражданства Российской Федерации, приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

•нарушения судьей, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

•занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи;

•в иных случаях, предусмотренных другими федеральными конституционными законами.

Также стоит сказать об отставке. Отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. В отставку судья может уйти в любом возрасте, однако для каждого устанавливается срок судейства, после которого он может уйти в отставку.

Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.

Взаимоотношение судебной власти с законодательной и исполнительной властью.

Во-первых, законодательная власть активно участвует в формировании судебной власти. Так, Совет Федерации назначает на должность по представлению Президента Российской Федерации Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации и прекращает по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.

Правительство обеспечивает суды финансово и технически.

Президент представляет кандидатуры на должности КС и ВС.

Также, судебная власть осуществляет защиту и гарантирует исполнение законодательных актов, издаваемых законодательной и исполнительной власти.

Эволюция и реформирование судебной системы: судебная система постоянно реформируется. Что качается судов общей юрисдикции, то современная их система была установлена только в 2011 году, до этого действовал Закон РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве РСФСР», который устанавливал следующую систему: мировые суды, районные суды, суды субъектов РФ и Верховные суды Республик, и ВС РФ. Каждая из судебных инстанций могла быть в зависимости от полномочий быть апелляционной, кассационной, надзорной. На данный момент надзорной инстанцией может быть только ВС РФ, да и появились иные судебные органы.

Важным этапом реформирования является реформа арбитражных судов, начавшаяся в 2013 году. Владимир Путин, выступая 21 июня 2013 года на Петербургском международном экономическом форуме, предложил объединить в единый судебный орган Высший арбитражный суд и Верховный суд и внести соответствующие поправки в Конституцию.

7 октября 2013 года Президент РФ внёс в Государственную думу проект Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», которым Высший арбитражный суд РФ упраздняется, а его полномочия и штатная численность судей передаются Верховному суду РФ.

21 ноября 2013 года Государственная дума РФ приняла законопроект об объединении Высшего арбитражного суда и Верховного суда во втором чтении.

6 февраля 2014 года Президент России Владимир Путин подписал закон об объединении судов (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ). Срок реорганизации составлял полгода со дня подписания и опубликования закона. Таким образом, Высший арбитражный суд РФ прекратил свою деятельность 6 августа 2014 года.

Также, в 2013 году в рамках арбитражных судов начал функционировать специализированный Суд по интеллектуальным правам.

Для функционирования судебной системы принимаются федеральны целевые программы, на данный момент действием ФЦР "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы". Но она необходима именно для финансового и технического обеспечения судов.

Также изменениям подвергался Конституционный суд, но это следующий вопрос.

(Если вы тут, поздравляю, вы не умерли от судебной системы, но там ещё КС!!!)

14. Конституционный Суд Российской Федерации: эволюция полномочий, организации и процедуры

Идея формирования в нашей стране специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, возникла в ходе демократизации общественной жизни во второй половине 80-х годов прошлого века. В результате был создан Комитет конституционного надзора СССР (ККН СССР).

1 декабря 1988 года в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Устанавливалось, что ККН СССР будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов – юристов и политологов, что в его состав будут входить представители от каждой из 15 союзных республик и что избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.

21–23 декабря 1989 года Второй Съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР» и избрал председателя ККН и его заместителя. Остальных членов ККН съезд поручил избрать Верховному Совету.

26 апреля 1990 года Верховный Совет избрал 19 членов ККН.

Комитет Конституционного надзора СССР должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и еще ряд других правовых актов. Однако в отношении наиболее значимых актов решение ККН могло быть преодолено Съездом народных депутатов СССР.

За время своего существования – с мая 1990 года по декабрь 1991 года – ККН СССР принял 23 решения. Среди них были решения, как признание неконституционности разрешительного порядка прописки и неконституционности порядка применения неопубликованных нормативных актов.

В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свою деятельность в связи с распадом СССР.

15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена Вторым Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом.

Четвертый Съезд народных депутатов РСФСР обсудил проект Закона о Конституционном Суде РФ, однако во время голосования закон не добрал более 100 голосов.

Закон был утвержден только следующим, Пятым Съездом 12 июля 1991 года и несколько в иной редакции.

29–30 октября 1991 года по представлению вновь избранного Председателя Верховного Совета Р.И. Хасбулатова были выбраны 13 из 15 судей Конституционного Суда.

12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Статья 125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного Суда.

Принципиальных изменений по сравнению с ранее действующим регулированием деятельности Конституционного Суда было всего два: отныне Конституционный Суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий. Конституционный Суд проверяет только нормативные акты и только по запросам или жалобам.

Еще одно изменение, которое вряд ли можно считать принципиальным по сути,– увеличение численности судей с 15 до 19.

24 июня 1994 года Государственная Дума приняла новый закон о Конституционном Суде – федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».

12 июля за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. 21 июля закон был подписан Президентом РФ, а 23 июля – опубликован.

Зимой 2007 года статья 115 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», устанавливающая место постоянного пребывания Конституционного Суда, была изложена в следующей редакции: «Местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург». Указанная поправка вступила в силу 5 февраля 2007 года, а уже с 21 мая 2008 года конституционное судопроизводство стало осуществляться в комплексе исторических зданий Сената в центре Санкт-Петербурга.

Современный период характеризуется также постоянным совершенствованием законодательной основы и практических механизмов работы Конституционного Суда. В июне 2009 года законодатель внес изменения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», предусмотрев новый порядок назначения на должность Председателя Конституционного Суда и его заместителей, которых стало два, так как вместо должности судьи-секретаря была введена должность второго заместителя Председателя Конституционного Суда. Отныне и Председатель, и два его заместителя назначаются на свои должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок их полномочий составляет шесть лет, но по истечении этого срока они вновь могут быть назначены на занимаемые должности. 

Большой блок изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» был принят в ноябре 2010 года. В основном они затронули вопросы совершенствования процедуры конституционного судопроизводства. В частности, Конституционный Суд получил возможность при определенных условиях разрешать дела без проведения слушаний. Это позволило Суду, сократив сроки рассмотрения ряда категорий дел, повысить оперативность и эффективность защиты прав и свобод граждан.

В 2014 и 2015 годах была расширена компетенция Конституционного Суда в части проверки конституционности вопросов, выносимых на общероссийский референдум, а также определены его функции в случае возникновения коллизий между отечественным конституционным правопорядком и международными правовыми актами в их интерпретации межгосударственными органами по защите прав и свобод человека (данная норма в 2020 будет закреплена в Конституции). Изменения также затронули правовое регулирование ряда процедурных вопросов деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в части реализации права граждан и их объединений на обращение в Суд.

Дальнейшее развитие компетенция Конституционного Суда получила в связи с внесением в 2020 году изменений в Конституцию Российской Федерации. Этими изменениями предусмотрена возможность предварительного конституционного контроля законов. В частности, в сферу конституционного контроля включены проекты законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Закреплено распространение конкретного нормоконтроля по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов не только на законы, но и на другие нормативные правовые акты высших органов государственной власти; при этом применительно к жалобам граждан закреплено условие об исчерпании всех других внутригосударственных средств судебной защиты. В тексте Конституции получило подтверждение полномочие Конституционного Суда по разрешению вопроса о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации; также Конституционный Суд наделен полномочием рассматривать дела о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации. Прямо предусмотрена возможность расширения полномочий Конституционного Суда федеральными ​конституционными законами.

Количество судей Конституционного Суда изменено с 19 на 11 (на данный момент их 12, норма вступает в силу с того момента, как их станет 11). Также у Председателя закреплён 1 заместитель вместо 2. Непосредственно в конституционном тексте определены правовая природа и основные функции Конституционного Суда – установлено, что он является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. В развитие данных положений Конституции в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» были внесены изменения, которыми также решен ряд иных вопросов организации и деятельности Конституционного Суда.​

Правовое положение КС РФ устанавливается статьей 125 Конституции РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». 

Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя.

Полномочия КС РФ (все только введено в Конституцию, поэтому можно говорить об эволюции)

Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации проверяет:

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;

б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, подлежащих применению в конкретном деле.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.111 с.)