Глава 3. Общие свойства души 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Общие свойства души



 1. СУЩЕСТВУЮЩИЕ “МОДЕЛИ” ДУШИ

Нас в первую очередь интересуют свойства души человека, хотя, кое-что мы можем сказать и о свойствах души других живых организмов. Модель души, разрабатываемая здесь, основывается на том положении, что любой организм, более сложный, чем одноклеточный (инфузория, амеба), мы вправе рассматривать как некоторый конгломерат, или совокупность одноклеточных организмов, управляемых от единого центра. Признание этого важно не только для того, чтобы понять свойства отдельного организма, но и свойства совокупности (некоторой колонии) живых организмов. Это важное обстоятельство, из осознания которого следует многое.

При исследовании свойств души я буду опираться именно на это свойство всех живых организмов – из единиц формировать не только физическую общность, но и нечто большее – духовную общность.

Именно из признания любого живого организма как совокупности отдельных, в чем-то независимых организмов, следует первое свойство души – ее возможность и способность как-то расти и развиваться. Любой сложный организм, развиваясь из первоначальной (оплодотворенной) клетки, проходит через этапы последовательных делений клеток, при которых происходит постепенное соматическое развитие организма. На каждом этапе такого деления, приводящего к удвоению исходного числа клеток и к их дифференциации, каждая клетка обладает своей индивидуальной душой. Исходная клетка (оплодотворенная яйцеклетка) дает в своем развитии жизнь огромному количеству других клеток, в том числе и существенно отличающихся друг от друга. Поэтому и душа, оживляющая исходную клетку, будет не просто “размножаться”, но усложняться и развиваться. Следовательно, душа будет расти.

Первый, принципиальный вывод гласит: душа любого сложного организма не является чем-то константным. Она имеет свойство расти и развиваться в соответствии с условиями, в которых живет данный сложный организм.

Что означает: “рост” души? Что вообще может дать ответ на этот вопрос?

Не так просто найти ответы на эти вопросы, если исходить из условия неделимости души, ее целостности при всех условиях. Если же принять возможность “роста” и “развития” души, возможность ее определенного разрушения или нарушения ее развития при некоторых условиях, то многие явления, наблюдаемые в жизни, не столько становятся понятными, сколько приобретают определенное смысловое значение. 

При ответе на эти вопросы мы должны учитывать, что из исходной яйцеклетки после ее оплодотворения развиваются другие клетки, существенно и качественно отличающиеся от исходной. На основании этого мы можем заключить - душа в процессе своего развития также будет формироваться из различных, в чем-то непохожих составляющих, которые должны быть объединены между собой каким-либо образом.

Таким образом, исходным положением для нас будет посылка о душе, как о некотором, по-своему, живом образовании, способным развиваться и расти, “быть ущемленным” и даже разрушаться в зависимости от условий бытия организма, оживляемого ею.

То, что душа представляет собою достаточно сложную полевую структуру, мы можем понять хотя бы по некоторым ее внешним проявлениям. Так некоторые люди способны к особому видению “тонкого мира”, т.е. они воспринимают с использованием своих паранормальных способностей внешнее проявление души, понимаемое сегодня как действие биополя. Их особенно работающий тракт зрения позволяет им видеть то, что называют “аурой”.

Представление о неделимости души и является причиной того, что понятия “аура” и “биополе” обычно не взаимосвязаны в толкованиях. Более того, по этой же причине эти понятия не связывают непосредственно с проявлением определенных свойств души. И вот здесь явственно обнаруживается, что ни у одного народа, ни в одной религии вообще нет достаточно полного и точного учения о душе.

Забегая вперед, скажу, что лишь учение Православной Церкви достаточно точно описывает посмертные “блуждания” души человека, но это не означает, что у Православной Церкви имеется полноценное и полное учение о душе. В других религиях душа вообще “уступила” свое место каким-то “телам”, которые вообще далеки от связи со свойствами души. По этой же причине сложилось прочное мнение о существовании различных “тел человека”, или “оболочек”.

Рассмотрим данную точку зрения. Для этого воспользуемся материалами книги Г. Дюрвилля “Призрак живых. Анатомия и физиология души. Опытные исследования о “раздвоении” тел человека”, Книгоиздательство “Новый Человек”, Петроград, 1915 г.

Данная работа посвящена главным образом вопросам экспериментального исследования экстериоризации души, т.е. различным формам “исхода” души из сомы в ходе целенаправленных экспериментов. Но сам автор не предполагает, что его книга посвящена исследованию свойств души. При цитировании сохраним форму изложения, но используем современную орфографию. Сделаем поправку на год написания цитируемой работы.

“Тело человека, как и животных, не так просто, как мы можем познакомиться с ним посредством зрения и осязания, по крайней мере, в обычных условиях нашего физического существования. Везде дух соединен с материей. Это соединение существует на каждом плане (сфере), где малейшая частица имеет материю для тела и дух для жизни. Мысль есть материя, но не в смысле Молешота, который утверждает, что мысль есть движение материи. Мысль есть субстанция, а тело ее состоит из астральной материи. Чаттерджи ясно говорит об этом:

“То, что есть жизнь, с одной точки зрения, может быть формою, то есть материей, с другой точки зрения. Всякая вещь как форма исчезнет; как жизнь она продолжает существовать. Возьмем для примера человеческое тело: здесь форма самая грубая есть та материя плотная, жидкая, газообразная, которую вы видите. Эта форма непосредственно оживлена силою, которая есть растительная жизнь, элемент эфирный. Этот эфирный элемент есть жизнь относительно грубого тела.

Разбейте соединение грубых элементов, эфирное начало останется живо. Хотя оно недолго переживет, но это, тем не менее, будет видно для ясновидящего. Эфирный двойник есть, следовательно, жизнь относительно грубого тела, но он форма относительно начала следующего: астрального тела. Эфирный двойник рассеивается, астральное тело остается жить. Когда астральное тело в свою очередь рассеивается, мысленное тело упорствует, как жизнь, и так далее. Один и тот же элемент есть жизнь и форма вместе с тем, жизнь для низшего и форма для высшего. Все есть вибрация во вселенной: никакой разницы между началами. Они - жизнь или форма, мужское или женское начало, положительное или отрицательное, смотря по тому, на какой точке зрения стоять. Когда прекращается одна вибрация, другая, более тонкая, продолжается сверху до низа лестницы, форма ломается, а жизнь длится"...

Различные тела человека представляют собою лишь одежды, в которые облечены душа, подлинный человек, эго (ego), бессмертное начало, составляющее нашу индивидуальность. Этих тел у вполне развитого человека семь. Только четыре из них, составляющие нашу временную личность, доступны нашим исследованиям при современном состоянии наших знаний. Начиная с более грубого, наиболее наружного и наименее важного, так как душа покидает его первого, и кончая тончайшим, которое представляет как бы рубашку, снимаемую после всех других одежд, эти тела суть:

1. Физическое тело, вместилище физиологических функций: пищеварения, дыхания, усвоения, кровообращения, движения.

2. Эфирное тело, вместилище жизненной энергии, рассматриваемой исключительно с физиологической точки зрения, как бы архитектор, который строит физическое тело и заботится о поддержании его... Тело это составляет дубликат физического тела; в качестве такового его вообще называют эфирным двойником или просто двойником. Большинство теософов принимают его за составную часть физического тела, даже как бы составляющую одно целое с последним, так как оно обитает на том же плане и не может никогда покинуть его. Вне тесного соединения этих двух физических частей нашего существа эфирный двойник рождается за несколько дней до физического тела и переживает его только несколькими днями. Этот двойник есть linga sarira теософов Индии, который служит медиумом, посредником между физическим телом и астральным...

3. Астральное тело - обиталище чувствительности, воображения, животных страстей и мало возвышенных вожделений. Оно мыслит, но более чувственно, чем рассудочно. О нем можно сказать вместе с Паскалем: "Сердце рассуждает безрассудно". Через его посредство происходят столь оспариваемые явления телепатии, наши видения во сне и большая часть случаев с привидениями. Это "преддух" (рeresрirit) спиритов, "чувственная душа" древних философов. Оно также обиталище того, что современные психологи называют низшим сознанием, бессознательным или подсознанием. Теософы Индии называют его телом желания, телом камическим или кама-рупа.

4. Тело мысли есть обиталище воли, разума, благородной и возвышенной мысли. Оно хранит наши воспоминания и приобретенные нами знания. Это - мыслящее "я", разумная душа древних философов (anima римлян, психея греков), в нем совершаются все явления сознания. Размышление, суждение, решения, постановления принадлежат к его области. Это высшее начало, которое управляет всеми нашими функциями, руководит всеми нашими разумными действиями. Теософы называют его манас низший, низший - относительно манаса высшего, пребывающего в причинном теле, которого я не касаюсь здесь" (стр. 8-10).

Дюрвилль сознательно или несознательно “сократил” мысли Чаттерджи, что привело к искажению истины.

Теперь рассмотрим другое толкование “тел”, присущих человеку. Это, так сказать, эзотерическая модель, доставшаяся нам, как считают, от атлантов, и которая, в частности, имеется и у Чаттерджи.

“Такие храмы были в древней Атлантиде. В них мог прийти каждый, кто хотел постичь “устройство” человека. Со временем эти знания стали доступны лишь посвященным…

В храме атлантов…- семь помещений. Каждое из них посвящено одному из тел человека. Одно помещение следует за другим, и вместе они напоминают горизонтально сложенную пирамиду, по семи этажам которой пройдем и мы. Первое помещение…целиком посвящено нашему первому телу – физическому. Именно его мы так часто принимаем за наше истинное “я”, забывая об остальных шести. Про физическое тело мы знаем, что оно состоит из молекул и атомов, что в нем есть кости и мышцы. И когда или сосуды, или кости изнашиваются, тело умирает (замечу, что тело умирает вовсе не по причине того, что что-то в нем изнашивается, а по причине того, что тело не в состоянии выполнять свои информационные действия – сбор и накопление новой информации. О. Ю.).

Атланты знали, что все болезни физического тела являются следствием болезни тела астрального. А потому лечить эти болезни надо выравниванием энергетики …(представление о возможности излечения от болезней за счет “выравнивания” энергетики является всеобщим заблуждением. О. Ю.). Итак, мы вступили в зал – нет, пока не астрального, а эфирного тела, ибо именно оно является промежуточным между физическим и астральным. Именно через эфирное тело происходит “общение” между тонким и плотным телом. Когда физическое тело умирает, тонкое выходит из своего бывшего футляра именно в “одеянии “ эфирного тела. Некоторые люди, даже те, что не имеют специальной подготовки, могут видеть нечто серо-голубое, поднимающееся над покойным. Эфирное тело является точным двойником плотного тела, но оно еще недолговечней. И если тело физическое может распадаться на составные элементы несколько лет, то для распада тела эфирного достаточно нескольких дней.

В темноте эфирное тело может светиться, потому иногда на кладбище можно наблюдать странное, зловещее свечение на свежих могилах. А иногда даже увидеть распадающиеся части этого эфирного тела...

Что ж отправимся в следующий – третий зал, отражающий свойства астрального тела… Астральное тело полностью воспроизводит наш облик, и любой ясновидящий легко увидит всю гамму чувств, весь спектр переживаний пребывающего в астрале. Недаром в эзотерике эта тонкая субстанция называется телом желаний. От того, каким стремлениям мы отдаем предпочтение в жизни, зависит и цвет нашего астрального тела. Если нами овладевают чувственные эмоции, то глазам эзотерического наблюдателя мы предстанем, скорее всего, в ореоле красного цвета. Если же мы жили духовными, светлыми устремлениями, то и полет наших тел будет сопровождаться свечением от небесно-голубого до золотистого цвета. Ореол, который отражает качество наших устремлений, называется аурой…

Сейчас же нам следует понять, что на состояние тела физического влияют импульсы, желания, диктуемые астральным телом. И если мы алчны, порочны, то буквально “обжигаем” этим огнем…наши физические органы, и они начинают болеть…

Впереди - зал, символизирующий ментальное тело. Это тело наших мыслей, но состоит из еще более тонких и еще более светоносных частиц, нежели тело желаний. Через ментальное тело проходит поток тех энергий, которые образуют наши мысли о том, что не является предметом материальных вожделений. Это наша способность думать о чем-то абстрактном, делать умозаключения, логически анализировать все, что с нами происходит…

Здесь заключаются наши умственные способности осознавать процессы земной жизни. И в отличие от красных цветов тела желаний здесь преобладает цвет синий, т.е. как бы отрывающий нас от грубой материальности, означающий наше стремление к обобщениям, попытку философски взглянуть на самих себя, а значит, хоть как-то приблизиться к Небесному Замыслу Творца. Пройдем теперь сквозь арку в зал, являющийся продолжением синего. Стены его уже фиолетового цвета, означающего поток высоких мыслей, например, о смысле бытия, о Боге, о бессмертии души. Ментальное тело такого качества бывает у святых, у тех, кто посвятил себя высшим интересам. Значит у человека два ментальных тела. Одно называется низший манас, другое – высший манас.

Ментальное тело низшего манаса действительно является точной копией нашего физического тела, а тело высшего манаса уже не имеет формы, потому что высший манас представляет собой поток светящейся разумной энергии, которая подобно снопу света, может проникать куда угодно и принимать любые формы. Именно с этого фиолетового тела начинается наше бессмертие…

В эзотерике четыре предшествующих тела называются “смертной четверицей”, наши бессмертные тела называются “бессмертной триадой” или “троицей”. Первой составляющей этой триады и является высший манас. Вступив в шестой зал, мы замираем, пораженные ярким золотым сиянием. Это зал духовного тела, или тела Будхи – просветления. Конечно, такое тело лучше всего представить в виде золотого сгустка света или еще лучше – луча, наподобие солнечного…

И лучик этот обладает всей информацией о всем солнце! Вот что такое духовное тело. Его иначе называют огненным, потому что оно имеет мощный запас высочайшей энергии, идущей от Единого для всех Космоса. Такое огненное тело бывает хорошо развито только у Великих Учителей человечества, высочайших йогов и святых. У всех остальных людей тело это пока находится только в зачаточном состоянии. Стены последнего зала не назовешь яркими. Они просто белые, ибо символизируют тот первоисточник, который мы называем высшим Разумом, или Творцом, или Богом.

Эзотерики называют его Абсолютом. Индусы – Атмой. АТМА! Никто, даже самый великий мудрец, не может представить себе того, что скрывается за этим понятием Творца, или Абсолюта. Поэтому у эзотериков принято окрашивать Абсолют в белый цвет, как дающий начало всем остальным цветам. Это цвет Вселенской Загадки. Это – последняя субстанция – наше так называемое седьмое тело. Нам важно просто знать о его существовании” (Леонид Володарский “Сколько у тебя тел?” Газета “Ступени оракула”, №8, 2000 г., стр. 7).

Цитата из Володарского является примером произвольного толкования чужих мыслей. Помимо уже отмеченных ранее ошибок, в изложении Л. Володарского можно указать и другие. Например, произвольное толкование идеи “троицы”. Если бы все было так просто, то и обсуждать нечего было бы. Но представленная выше модель “тел” не является моделью души, хотя и как-то обусловлена именно свойствами души. Это описание искажает все-таки идеи учения браманов.

Поэтому теперь мы обратимся к источнику, на который, как я понимаю, ссылались Володарский и Дюрвилль – рассмотрим древнее индусское учение браманов (Браман Чаттерджи “Сокровенная религиозная философия Индии”, лекции, читанные в Брюсселе в 1898 г., перевод с третьего французского издания, Калуга, Типография Губернской Земской Управы, 1905 г., получено в рукописи через Internet, взят с JAPANSerwer www. japanserwer.ay.ru.).

Итак, об этом же читаем у Чаттерджи.

“Мы видели, что семь начал человеческой природы существуют на пяти планах вселенной. Седмичный состав человека восполняется двумя высшими факторами, соответствующими двум высшим планам космоса, но для современного человека они также недоступны, как и эти последние. Я упоминал о них только для того, чтобы засвидетельствовать, что индусская теология считается с ними (их санскритские названия Avyakkta и Purusha). Они проявляются через “Atma”, которая представляет собой по существу Tроицу, недоступную для анализа (у Чаттерджи и, по-видимому, в учении браманов вообще сложилось неверное понимание сути Троицы. Об этом сейчас я могу лишь упомянуть. О. Ю.).

Это триединство составляет для нас поистине “тайну”. Я должен теперь сказать вам несколько слов о деятельности и видоизменении образующих человека начал во времени и пространстве. Начиная наше наблюдение сверху, мы найдем, что Совершенное (Атма) под тремя своими ипостасями есть единственное начало в нас, которое вечно. Элемент духовный не вечен; хотя и несравненно продолжительнее всех последующих. Спускаясь вниз, со ступени на ступень, до физического тела, мы встречаемся с началами все менее прочными, жизнь которых становится все короче и короче.

Мы яснее поймем это, вдумываясь в способ передачи колебаний (вибраций) вообще. Даже в чисто физическом мире мы находим, что колебания самые тонкие, в то же время и самые длительные, устойчивые и что сфера их действия становится все шире по мере их утончения. Эта аналогия указывает, каким образом человеческие начала, которые представляют из себя также различные виды движения, следуют тому же закону. (Индусская философия учит, что вся мировая жизнь есть движение. Вселенная являет два вида: абсолютный - Силу и относительный - движение. Прим. перев.) (Замечу, что в идеологии браманов лежит учение о вихрях, вибрациях, что соответствует признанию биологических торсионных полей. О. Ю.).

Высшие начала, которые ускользают от наблюдения наших телесных чувств, переживают исчезающее физическое тело также как тонкие колебания музыкальной струны продолжают действовать долго после того, как звук, вызвавший ее дрожание, давно уже умолк. Конечно, это только сравнение, а не доказательство. Единственное действительное доказательство есть личный опыт, индивидуальная проверка тех, кто способен на такую проверку. Остальные должны довольствоваться логическими вероятностями и свидетельством Тех, Которые знают. (Автор говорит здесь о “Посвященных”, Адептах с развитым сверхсознанием, иначе говоря - сознательно ясновидящих в сверхфизических мирах. Прим. перев.)

Итак, наше наиболее грубое тело (твердое, жидкое и газообразное) из всех факторов, образующих наше существо, в то же время и наименее прочное. После смерти мы его сбрасываем, как только от него отделится его эфирный двойник. На самом деле, смерть не что иное, как разобщение физического тела от эфирного своего двойника, проводника жизненного начала. Даже частичного выделения этого “двойника” достаточно, чтобы вызвать бесчуственное состояние. Это явление можно наблюдать при действии анестизирующих средств. Когда больному дают вдыхать хлороформ, ясновидящий* может наблюдать эфирный двойник отчасти выделяющийся в виде голубоватого облака. (*Под этим именем каждый раз подразумевается человек, способный видеть астральным зрением) Полное разъединение вызывает неминуемую смерть: жизненное начало не может более воздействовать на физическое тело без своего проводника, и физико-химические силы свободно вступают в деятельность и приводят тело к постепенному разложению.

Вскоре после смерти (обыкновенно спустя около трех дней) эфирный двойник в свою очередь покидается, как второй труп. Этот второй труп, лишенный жизни, носится поблизости от физического трупа. Он рассеивается по мере того, как последний разлагается. Увидеть эфирный двойник не трудно, так как нервного возбуждения, вызванного страхом, иногда достаточно, чтобы усилить восприимчивость и сделать эфирные формы видимыми. Но если тело подвергается сожжению, по обычаю индусскому, эфирный двойник выделяется немедленно. Оставляя оба эти внешних покрова, человек сохраняет все остальное.

Никакого изменения в его действительной личности смерть не производит. Он остается таким же живым, даже более живым, чем мы с вами, только он не может дать о себе знать, потому что лишился физического проводника. Он существует в форме более тонкой, недоступной для восприятия человека, живущего в физической среде. Но эта форма, тем не менее, реальна, как колебания инфракрасных и ультрафиолетовых лучей в солнечном спектре, хотя они и невидимы для нашего телесного зрения.

Следовательно, те, кого мы называем мертвецами, существуют, живут, только как проводники гораздо более тонких колебаний. Мы не можем отвечать на такие колебания, вот почему их существование ускользает от нас. Как невидимый эфир проникает всю видимую физическую вселенную, точно так же более тонкие формы проходят, не оставляя следа, через грубые формы нашего земного мира, которые одни доступны нашим земным органам чувств (в этой части Чаттерджи точно цитировался и Дюрвиллем и Володарским, но это не означает, что все это верно. О. Ю.).

Первое явление, которое происходит с человеком, когда он сбрасывает свою двойную физическую оболочку, это преобразование его астрального тела, или его начала “чувствования”, которое с этих пор становится для него проводником в новой среде. (Так же как физическое тело человека было проводником его бытия в земной среде, в этом смысле нужно все время слово “проводник”).

В астральном мире человек задерживается более или менее долго, смотря по большей или меньшей силе его страстей. Если вся его жизнь была посвящена только тому, чтобы служить своим страстям, тогда его пребывание в этой области, которая соответствует чистилищу Христиан, будет очень продолжительное (это натяжка со стороны Чаттерджи. О. Ю.).

Астральное тело соткано из самой субстанции волнений и страстей, и если во время земной жизни мы работаем над укреплением этого тела, оно скажется для нас - после смерти - оболочкой прочной, крепко построенной тюрьмой с толстыми стенами. Но все преходящее имеет свой конец, и рано или поздно человек покидает и свою астральную оболочку (семантическое заблуждение: если человек при жизни грешил, то очищения души само по себе вообще не произойдет. О. Ю.).

Когда очищение свершилось, дурные эмоции изжиты и отброшены, человек переходит в следующую сферу, на “ментальный план” или в небесный мир,* унося с собой туда из астральной природы только наклонности или скрытые зародыши, развитие которых последует по его возвращении, перед новым воплощением, на “астральный план”; эти зародыши определят состав его астрального тела в последующем воплощении.**

*Астральная стадия (очистительная) посмертной эволюции носит по-санскритски название Kamaioka (местопребывание желаний); стадия небесная, следующая за очистительной называется Devaloka (местопребывание Богов) или "Devuchon".

** При каждом новом воплощении, человек возвращается на землю тем же путем, который пройден им после смерти; проникая обратно в астральный мир, его бессмертная душа (сorps causal) облекается в новое астральное тело, состав которого соответствует характеру страстей его предыдущей земной жизни. Прим. перев. (на данном этапе “строительства” модели в учении браманов накопились уже серьезные ошибки, связанные с утверждением того, что у человека непременно будет этап повторного воплощения. О. Ю.).

И здесь, в высшем мире, пребывание его будет продолжительным или кратковременным, судя по тому, чем была его жизнь на земле. Если его умственная жизнь была сильна и благородна, если он выработал в себе высокие человеческие чувства; если он посвящает свои мысли науке и искусству и, в особенности, если он вел самоотверженную жизнь, он будет жить очень долго в этой сфере, которую можно назвать сферой мысли. Именно здесь, те из живущих на земле, которые умеют подняться выше физических ощущений, услышат Бетховена, наполняющего пространство звучащими волнами своего вдохновения; именно здесь мы воспринимаем неизреченную гармонию сфер и войдем в сношение с ангелами; именно здесь мы можем осушить до полного насыщения чашу познания...

Но к этому я должен прибавить нечто, чему вы, пожалуй, не поверите, хотя это и факт: в этих невидимых мирах мы не можем ничего начинать (под “мы” я понимаю обыкновенного человека нашей эволюции).

Таковы характерные черты двух - следующих за нашим земным - планов. Вся наша жизнь по ту сторону - не более как продолжение, развитие нашей земной жизни.

Вот почему мудрость требует благородной жизни уже здесь, на земле, не дожидаясь посмертного существования. Грустно видеть, как многие, вовсе не дурные люди, проводят свою жизнь в пустяках. Законы ассоциации продолжают действовать после смерти так же, как и при жизни, и есть полное основание думать, что те же пустяки будут владеть этими людьми во время их долгой очистительной жизни в астральном мире. И не следует думать, что достаточно одного молитвенного мгновения, чтобы достигнуть неба! Вселенная управляется законом абсолютной справедливости, законом причинности. Нет ничего произвольного”.

Не правда ли, красивая и, по-своему, гармоничная модель. Но! Но это все-таки не модель души! Как увидим в дальнейшем, эта модель не дает для жизненной практики совершенно ничего.

Я могу сказать, что все сказанное, несомненно, имеет прямое отношение к свойствам души, но суть изложена совершенно неправильно. Поэтому и использовать на практике модель души, или тел из учения Браманов (или от атлантов) совершенно нельзя. В материалах книги “Реинкарнация и карма. Размышления о грехе” я уделяю достаточное внимание учению Браманов, чтобы разобраться с идеями “чистилища”, так легко описанного у Чаттерджи. Нет, самопроизвольного очищения души не происходит. Кроме того, не совсем ясно и от чего должна очищаться душа.

Это не единственный вопрос, на который не отвечает модель души на основе некоторых “тел”. Имеется и много других вопросов. В частности, вопрос о развитии души и механизмах ее роста, поставленный в начале данного параграфа, остается в модели “тел” совершенно без ответа. Нам же необходимо понять действие этих механизмов, чтобы разобраться в том, какие условия приводят душу к искажениям или к разрушениям. Это, можно сказать, базис всей психологии.

И уж, конечно, брахманская и/или эзотерическая (теософская) модель не позволяет изучать свойства и проявления действий души. Следовательно, в практике, например, воспитания ребенка модель браманов совершенно не может быть использована. На этом основании необходимо первоначально несколько отойти в сторону (хотя это не так) и рассмотреть информационную модель гомеостаза. Эти материалы помогут нам полностью разобраться с сущностью проблемы организации структуры души.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.032 с.)