О необходимости изучения свойств души 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О необходимости изучения свойств души



В дальнейшем изложении материала мы увидим, что человек многократно наблюдал явления произвольного или, напротив, сознательного синтеза материальных и идеальных объектов усилиями мысли человека. В других случаях наблюдают действия того, что остается от человека после его физической смерти (в отдельных случаях). В подобных ситуациях ученые обычно отмежевываются от признания и, соответственно, от анализа таких явлений. Теологи либо также не могут дать объяснение таким явлениям, либо все приписывают велению Божьему.

Моя задача заключается в том, чтобы показать обязательность наличия души у каждого (без какого-либо исключения) живого организма для его “оживления”. Это необходимо для реализации первейшей целевой функции – выживания этого организма. В чем состоит цель этого “оживления” является еще одной задачей исследования. Душа - это структура, действие которой для нас проявляется как разум конкретного организма, хотя это неполно и относительно неточно, поскольку во многих случаях можно и следует все-таки разделять разум и душу, предполагая их определенное и принципиальное отличие.

Объяснить назначение души с позиций традиционного естествознания, по-видимому, нельзя. Как мне представляется, совершенно невозможно вообще понять информационную суть души, если подходить к исследованию души с материалистической точки зрения. Там, где обнаруживаются действия души, мы наблюдаем то, что следует обозначить как нарушение закона причинно-следственных связей, нарушение закона сохранения материи, сохранения энергии и вообще всех законов естествознания. Именно по этим причинам мне пришлось в первую очередь сформулировать совершенно иные – виталистские – принципы миропонимания.

Выше я постарался показать, что термин “душа” предпочтительнее прочих. Но как бы ни называли мы обозначенную структуру, обнаруживаемую через разнообразные проявления, дело не в терминологии, а в самой сути явления, отражающего единство живого мира Земли. Поэтому сохраним обозначение явления именно как души, присущей каждому представителю живого мира Земли.

Ранее (см. книгу “Психология живого мира”) было принято ключевое положение о том, что живой мир, характерный для земных условий, может быть определен как совокупность организмов, существующих за счет наличия обмена веществ. Эти организмы стремятся сохранить свое состояние, реагируя определенным образом на изменения внешней среды и своего внутреннего состояния за счет предпринимаемых определенных усилий на основе конкретных, например, психических поведенческих реакций, которые и являются итогом действия разума.

Таким образом, с самого начала в определение живого мира Земли вошло понятие “разум”. Это было сделано сознательно, поскольку только наличие какого-то (пусть примитивного) разума на каждом уровне филогенетической лестницы живого мира может создать предпосылки для понимания сущности разума человека. Точно также и понятие души не может быть распространено только на человека. Если мы будем считать это свойством лишь человека (а это, вообще-то говоря, совсем и не свойство), то и в этом случае человек останется непостижимым, поскольку исчезнет связь “души” и “разума”.

Необходимость наличия разума даже на самом низшем уровне организации организмов вытекает именно из условия принципиальной необходимости предвидения каждым организмом своего грядущего состояния. Предвидение должно распространяться хотя бы на несколько секунд или микросекунд вперед с целью принятия необходимых и достаточных (с позиции разума индивида) мер для выживания в сложившейся ситуации.

Именно поэтому разум первичен по отношению к материальному воплощению любого представителя живого мира. Вместе с тем, с этой позиции, он одинаков в основе для всех форм живого мира, или его основные свойства единообразны и универсальны.

Но первичность разума по отношению к материи можно обосновать только тем, что душа, оживляя каждый отдельный организм с определенной организацией материи, включает в работу как раз то свойство организма, которое и следует назвать разум.

Следовательно, разум является прямым следствием действия души, но все-таки выступает как самостоятельное свойство живых организмов.

Из принятого определения понятия “разум” следует, что разум (с точки зрения решения задачи выживания) в условиях Земли может принадлежать только живому миру Земли, т.е. его развитие в условиях Земли может осуществляться только через организмы, “оживляемые” душой. В тех случаях, когдадуша “поселяется” в “неживых” предметах (что, как ни удивительно, иногда встречается в жизни), внешнее его действие также может быть обнаружено. Однако развиваться в этом случае она (душа) не в состоянии, поскольку не может вполне конкретно влиять на свое окружение, т.е. не может вырабатывать дифференциальный компонент, соответствующий конкретной ситуации.

Вообще же разум может принадлежать не только земному и не обязательно только материально реализованному существу, поскольку душа обладает вполне определенной самостоятельностью. Виталистское миропонимание достаточно полно обосновывает не только возможность, но и неизбежность иного “живого” существования. Без принятия постулата о некоторой самостоятельности души по отношению к материи, невозможно понять смысл и свойства души.

Достаточно подробное рассмотрение возможных механизмов эволюции живого мира (см. книгу “Психология живого мира”) позволило нам приблизиться к рассмотрению вопроса о развитии разума в условиях Земли. Этому соответствует как эволюционное усложнение живых организмов - расширение степеней свободы (в механическом смысле) каждого из следующих в эволюционной иерархии организмов, усложнение устройства организмов и, соответственно, возрастание надежности новых, более сложных организмов, что выливается и в усложнение гомеостатических функций, которые для повышения надежности также приобрели многоуровневость.

Это, в свою очередь, могло произойти только в случае возрастания избыточности на каждом уровне организации живого организма. Усложнения последовательно должны были произойти на клеточном уровне, на уровне скелета, на уровне мягких тканей организма и органов, на уровне психических функций и т.д.

Мы установили, что у живых существ с самого начала их возникновения, т.е. с нижних ступеней эволюции имелись средства контроля, как за состоянием собственного организма, так и за состоянием окружающей среды (средства отражения). Средства отражения внешнего и внутреннего в процессе филогенеза усложнялись, поскольку вместе с расширением функциональных возможностей организмов разнообразнее становились взаимодействия с внешней средой и разнообразнее становились внутренние состояния и процессы.

Таким образом, с момента возникновения жизни на Земле разум “вступил” в определенный “симбиоз” с организованными вполне определенным образом материальными образованьями. Это позволило ему в условиях Земли решать задачу своего развития за счет обеспечения функции выживания “оживленных” им организмов. Причем внешне это выглядит так, будто живые организмы “живы” сами по себе. Это и является одним из оснований возникновения “стихийного”, или “естественного” материализма (вульгарного материализма).

Мы установили также, что и внешнее, и внутреннее для каждого организма непрерывно изменяются. Это требует, во-первых, непрерывного “узнавания” организмом складывающейся ситуации, а во-вторых, непрерывного “обучения”. “Узнавание” ситуации необходимо организму для решения задачи выживания, а “обучение” необходимо разуму (душе) для развития, что также является следствием необходимости решения задачи выживания. Поэтому простого отражения ситуации совершенно недостаточно. Рассмотренные ранее интегральное и дифференциальное виды отражения внешнего и внутреннего, необходимость формирования полной функции отражения являются универсальными свойствами. Они не зависят от уровня сложности организмов, т.е. филогенетически все живые организмы Земли являются прямыми родственниками, разум которых организован на единых принципах.

Это чрезвычайно важный вывод, поскольку он позволяет понять, что разум это не только способность предвидеть состояние конкретного организма на некоторое время вперед. Этот вывод позволяет нам понять, что для разума действительно в жизни все важно, все должно быть “уложено” в памяти, благодаря чему и происходит развитие конкретного разума через конкретный организм.

Следовательно,конкретныйразум “использует”конкретныйорганизм для своего развития и обеспечивает развитие этого организма, а не наоборот. И еще раз, разум действительно первичен по отношению к организму, и “сознание определяет бытие”. Но самое удивительное заключается в том, что и сам разум, о первичности которого по отношению к материи я говорил, вторичен. Первичной по отношению к разуму является именно душа.

Душа, оживляя вполне организованные совокупности сформированной материи (конгломераты клеток), обеспечивает существование (функционирование) в этих клетках разума, задачей которого является получение и запоминание всей информации о жизни организма. Вот квинтэссенция всех загадок существования живого мира.

На основании указанного единства принципов организации разума в земных условиях можно сделать предположение, что и принципы организации души в определенной мере совпадают, хотя здесь будут обнаруживаться вполне конкретные и качественные отличия. Нам важно проследить единство этих принципов и следствия от нарастающих в соответствии со сложностью организмов отличий в организации души.

Я убежден, что для Общекосмического Разума (для Бога) важны детали разума, вырастающего в каждом живом организме, т.е. и в каждой клетке. К такой мысли подталкивает то, что все детали Разума Земли (каждого из организмов) “работают” одинаково. Психика любого организма не только “устроена” одинаково, но и действует совершенно одинаково и подобно человеческой психике с той разницей, что по мере усложнения организма соответственно возрастает некоторая сложность взаимодействия с остальным миром. Для Общекосмического Разума, или для Бога, важным, по-видимому, является сохранение определенной целостности души каждого из живых организмов: в этом случае информация о жизни этого организма после его естественной гибели (смерти) “поступает” в “распоряжение” Бога полная и может быть Им использована для каких-либо задач.

Я сделаю небольшое информационное отступление, чтобы сказать несколько слов о тайном и древнем еврейском учении – Каббале. Мне, безусловно, оказались недоступными многие положения этого учения. Я вообще лишь прикоснулся к его изучению, прочитав пояснения к учению у одного из современных авторов.

Я понял, на мой взгляд, самое главное: учение Каббалы – это учение о душе. Не зря, судя по всему, говорится, что Каббала – это не религиозное учение, а серьезное научное изложение некоторой теории. Того беглого изучения кратких основ Каббалы, которое мне удалось сделать, было достаточно для вынесения определенного вердикта: Каббала – это учение о душе, о ее свойствах и ее судьбе. Осталось лишь непонятным: почему учение Каббалы во все времена было тайным.

Вот здесь будет уместным уподобить душу некоторому сосуду (кли – по Каббале), который наполняется светом жизни (жизненной информацией). Это уместно потому, что при неестественной, т.е. при насильственной смерти организма, вызванной какими-либо внешними причинами, душа теряет часть накопленной информации (сосуд разбивается). По-видимому, при “неправедной” жизни кли (сосуд) не наполняется светом жизни, но заполняется некоторым “мраком”. В этих случаях информация не может быть использована Общекосмическим Разумом. Это чрезвычайно важное положение, поскольку из такой посылки вытекают многие последствия трагического характера для всего живого мира Земли, о чем мы в дальнейшем будем говорить.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.012 с.)