Проблемы полиции России в системе тогда или на современном этапе развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы полиции России в системе тогда или на современном этапе развития



 

 

Проблема 1. Не надо так выделять Нехватка квалифицированных кадров

МВД — огромная структура, в которой работает порядка миллиона человек. Естественно, что огромная часть эти сотрудников напрямую не связана с непосредственной работой с населением, и это различные отделы кадров, статистики, эксперты-криминалисты, бухгалтерия, секретариат, правовые отделы и так далее. Их с разной степенью успеха пытаются заменить на внештатных сотрудников (то есть сотрудников без погонов), но это не всегда возможно[17].

Это приводит к тому, что ценз прохождения кадров для работы низок, качество этих кадров тоже низкое. И если попасть в элитные подразделения (БЭП, следствие, уголовный розыск и т.д.) надо ещё постараться — иметь высшее образование и опыт работы (в случае работы в окружных и городских подразделениях), — то на «земле» (районные отделы) ситуация почти всегда ужасная. Отсюда хамство, некомпетентность, неумение и незнание закона. Это огромная проблема, особенно в удалённых регионах России, да и в целом чем дальше от МКАДА, тем ситуация сложнее.

Проблема 2. Отвлечение от основных обязанностей

Следствием проблемы, описанной выше, является постоянная занятость сотрудников полиции несвойственными им делами. Юридическим языком пропиши

Условно тех, с кем сталкиваются граждане РФ, можно разделить на две группы[18]:

- полиция общественной безопасности, то есть те, кто занимаются охраной общественного порядка, организацией дорожного движения, работой с трудными подростками и прочее, не связанное с уголовным производством;

- криминальная полиция, то есть те подразделения, которые непосредственно связаны с выявлением, предупреждением, пресечением и расследованием уголовных дел. Это оперативные подразделения уголовного розыска, БЭПа, управления «Э», подразделения следствия и т.д.

Однако очень часто сотрудников второй группы привлекают к помощи коллегам из первой группы. То есть сотрудники, которые должны заниматься расследованием краж, убийств, экономических преступлений и преступлений, связанных с наркотиками, привлекаются для обеспечения правопорядка на митингах, концертах, и прочей ерунды, отвлекая от основной работы. Это влечёт за собой растягивание сроков, неисполнение прямых обязанностей и вечный бардак с делами в своём производстве.

Проблема 3. Переложение обязанностей сверху вниз

В идеальном мире ситуация выглядит следующим образом:

- оперативные подразделения выявляют лиц, планирующих или совершивших преступление, составляют документы о наличии в действиях таких лиц признаков состава преступления и передают материалы в следственные органы;

- следственные органы принимают материал, проводят следственные действия для подтверждения или отсутствия в материале признаков состава преступления, выражают обвинительную позицию и передают дело в прокуратуру для ознакомления и дальнейшей передачи в суд;

- прокуратура оценивает проведённую работу, рассматривает дело на предмет соответствия закону, выделяет гособвинителя, который разбирается в деле, для предоставления позиции государства в суде, направляет дело в суд для рассмотрения по существу;

- суд проводит судебное разбирательство, выслушивает стороны, оценивает доказательства, выносит законное и обоснованное решение по своему внутреннему убеждению, основываясь на законе и личном опыте[19].

Казалось бы, всё прекрасно, так и должно работать. Но ведь не просто так процент обвинительных заключений больше 90%? Ответ тут прост – каждая нижестоящая ступень делает работу за вышестоящую. То есть:

- оперативники не просто выискивают признаки состава преступления, а фактически делают работу за следствие. Проводят те же следственные действия (только называют документы не допрос, а опрос; не протокол осмотра места происшествия, а акт осмотра и т.д.). В идеале оперативник должен представить следователю уже сформированное и сшитое дело, в котором помимо всего прочего, прямо указывающего на преступление, должно лежать чистосердечное признание. Иначе следствие или не станет возбуждать дело в принципе, или сделает это с огромным скрипом.

- следователь делает работу прокурора, проверяет, нет ли в деле нарушений закона (которые могут привести к обнулению собранных доказательств), редактирует документы на свой лад. Делает это следователь часто совместно с прокурором, а иногда и с судьёй. Зачем – напишу ниже.

- прокуроры проводят исследование дела и, если всё формально правильно, и есть практически 100%-я уверенность в выигрыше дела, направляет его в суд, снабжая его обвинительным приговором для удобства судьи, представляя гособвинителя, который дело зачастую видит уголовное дело впервые перед входом в зал судебных заседаний.

- судья, ввиду огромной загруженности и, фактически, 100%-й проработки дела на нижестоящих процедурах, просто копирует обвинительное заключение, подготовленное для него прокурором.

Такая ситуация имеет место, из-за системы контроля за деятельностью всех вовлеченных органов. Так, если грубо говоря, оперативники должны делать «палки» (выявлять преступления), следствие в идеале должно направить все возбуждённые уголовные дела в суд (поэтому огромен процент отказов в возбуждении уголовных дел, причем еще на стадии доследственной проверки), прокуроры получат по шапке, если направленное дело будет возвращено на доследование (то есть в их работе брак и в суд должны уйти только «верняки»), судья получит взыскание, если принятое им решение будет отменено в вышестоящем суде (то есть решения первой судебной инстанции практически никогда не пересматриваются вышестоящими)[20].

Проблема 4. Низкая зарплата и высокая ответственность

Для начала - средняя зарплата сотрудника полиции по региону скорее всего, выше, чем в ряде отраслей, но всё равно она не превышает в среднем 50 тысяч рублей. Однако данная работа несет несравненно большее количество рисков, причём напрямую связанных с уголовными сроками на многие годы.

Иногда кажется, что сотрудников можно было условно поделить на тех, кто хочет «пересидеть и уйти в консультанты и адвокаты», и «джентльменов удачи», для которых такая работа — жизнь, и они чувствуют себя в таких условиях, как рыба в воде. И да, очень многим, данная работа важна как самореализация на благо общества. Особенно это касается сотрудников уголовного розыска и, как ни странно, следователей Следственного комитета. Они почти всегда работают на износ сутками, работают с постоянной угрозой жизни, денег или блата при работе с убийцами, похитителями людей и другими выродками нет и не предвидится, но моральное удовлетворение от торжества закона для них превыше всего[21].

Это, безусловно, не все проблемы службы, есть ещё начальники-самодуры, есть «клановость», есть нежелание исполнять явно сырые законы, но в итоге, как и везде, каждый сам выбирает для себя, оставаться ли в структуре или уйти.

 

 

Реформа МВД в 2020 году

 

 

Реформирование силовых ведомств - более или менее привычное событие в России. Даже если забыть о “медведевской” реформе МВД, которая вылилась в переименование милиции в полицию, те или иные перестановки и изменения закона происходят достаточно часто. Антинаркотические органы когда-то были выделены в отдельное ведомство, а затем снова вошли в состав МВД. Из состава полиции была выделена Росгвардия, в которую перешёл ОМОН и вневедомственная охрана. Слухи, которые ходят вокруг возможного реформирования полиции в 2020 году, затрагивают ещё более чувствительные для сотрудников темы. Например, не первый год полицейские опасаются повышения выслуги лет для получения ведомственной пенсии. Будет ли реформа МВД в 2020 году, какую форму она примет и насколько близко затронет интересы простых сотрудников - разберёмся в том, что будет происходить с полицией в новом году[22].

Начнём с официальных новостей о финансировании МВД. В сентябре 2019 года был обнародован проект бюджета России на будущий год. Многие обратили внимание на то, что бюджет МВД станет самым большим среди всех силовых органов. Министерство внутренних дел получит из казны более 1 триллиона рублей. Эту сумму можно сравнить с бюджетом МВД за 2016 год, но нужно помнить об одном важнейшем нюансе - на тот момент ещё не случилось выделение Росгвардии из полиции[23].

Предварительно запланировано, что в 2021 и 2022 году бюджет МВД будет заметно меньше. На 2021 год в проект бюджета страны заложено 765,5 миллиардов рублей на финансирование полиции. В 2022 году МВД получит около 790 миллиардов.

Разница в суммах финансирования МВД в 2020 году и в последующие годы говорит о том, что деньги очевидно пойдут не на рост зарплат полицейских. На 2020 год запланированы какие-то крупные расходы в МВД, но какие именно - пока неизвестно. Может быть, это будет какое-то перевооружение полиции или обновление основных фондов. Но не значительный рост зарплат.

Что касается зарплат полицейских, то многие увязывают их рост с возможным сокращением штата.

Во-первых, подобные предложения высказали такие люди, как Герман Греф (глава Сбербанка) и Анатолий Чубайс (возглавляет Роснано). Суть их высказываний сводится к тому, что для роста зарплат полицейских в МВД нужны сокращения. В этом случае тот же бюджет на фонд оплаты труда можно разделить на меньшее количество сотрудников. Зарплаты и престиж службы в результате должны вырасти.

Во-вторых, глава профсоюза полицейских Москвы Михаил Пашкин опасается, что анонсированное сокращение госслужащих в 2020 году затронет и силовые органы. С ним согласен глава неформального профсоюза МВД - администратор паблика Вконтакте “Омбудсмен полиции” Владимир Воронцов. Он считает, что в первую очередь МВД закроет имеющиеся вакансии и отчитается о том, что в ведомстве нет некомплекта кадров.

В официальном и неофициальном профсоюзе МВД предупреждают - проводить сокращения в полиции в 2020 году нельзя ни в коем случае. По очень простой причине - нагрузка на сотрудников вырастет настолько, что никакой рост зарплат не будет мотивировать их оставаться на службе. После возможного сокращения штата последует массовый отток полицейских, которые предпочтут сменить службу на обычную работу. Даже если в финансовом отношении это будет не слишком выгодно.

О том, какова нагрузка на полицейских уже сегодня, общество знает не так много. Хотя в отдельных журналистских расследованиях эта тема исследуется и становится понятно, что ситуация иногда катастрофическая. Издание “Медуза” летом 2019 года опубликовала репортаж о том, что полицейские в России чаще погибают в результате самоубийств, до которых доводит сама правоохранительная система, нежели чем при исполнении.

В то же самое время понятно, что силовиков как таковых, и полицейских в частности, в России чрезмерное количество. Возможно, сокращения в МВД и нужны, но для этого сначала нужно провести такую реформу, которая повысит эффективность работы ведомства, а затем начать плавно оптимизировать штат.

О такой большой и сложной реформе МВД в 2019-2020 году речи, к сожалению, не идёт. Сотрудники перегружены работой и каким-то образом переформатировать всю работу правоохранительной системы так, чтобы избавить полицейских от лишних функций и задач, не планируется.

Официально, кстати, сообщается о том, что в 2020 году штат МВД, возможно, не будет сокращён, а, напротив, увеличится. В планах на ближайшие 15 лет - увеличить штат на 2414 новых сотрудников. Все они потребуются в регионах Дальнего Востока в рамках программы по развитию этой части нашей страны[24].

Некоторые интернет-издания в погоне за посещаемостью своих сайтов активно пишут, что в 2020 году реформа МВД приведёт к повышению выслуги с 20 до 25 лет. Никакие ссылки на официальные источники не приводятся, нет сообщения об этом и в архивах крупных информационных агентств. По одной простой причине - такие новости высосаны из пальца.

Летом 2019 года Госдума увеличила предельный возраст пребывания на службе сотрудников МВД. Тогда же подчёркивалось, что с повышением выслуги лет эта тема никак не увязывается.

Для получения ведомственной пенсии полицейским по-прежнему необходимо отслужить в МВД 20 лет. В 2020 году эта норма сохраняется.

Слухи о повышении выслуги до 25 лет действительно ходят не первый год. И они обострились в 2018 году, когда государство повысило пенсионный возраст для “гражданских” пенсионеров на пять лет. Логика в том, чтобы подобное повышение через рост выслуги лет затронуло и силовиков, конечно, есть.

Тем не менее, верхушка МВД прекрасно понимает, к чему приведёт подобная пенсионная реформа в полиции. К тому же, к чему могут привести сокращения штата - к массовым увольнениям сотрудников со службы. Надежда на хорошую пенсию - то, что сегодня удерживает многих полицейских внутри системы. И служить дополнительные пять лет захотят далеко не все.

Такое понимание настроений, которое должно быть в руководстве МВД, скорее всего, защитит сотрудников и от реального сокращения, и от повышения выслуги лет.

Как бы то ни было, на сегодня никакие поправки в закон о росте выслуги лет в МВД не приняты. Проекты законов о внесении таких поправок Думой не рассматриваются. Если нечто подобное появится в повестке дня парламента, это, конечно же, станет одной из главных тем в новостях, и сотрудники МВД никак не смогут пропустить эти новости. На сегодня реальных поводов беспокоиться нет.

Летом 2019 года одним из самых заметных событий вокруг МВД стало дело журналиста Ивана Голунова. Как было доказано, сотрудники полиции подбросили журналисту наркотики и пытались незаконно привлечь его к уголовному наказанию за сбыт наркотических средств[25].

Неожиданно для многих этот случай стал одной из главных новостей начала лета,в который вмешалось высшее руководство страны. С самого Ивана Голунова сняли все обвинения, а в МВД Москвы прошла небольшая чистка - по представлению министра МВД президентом России было уволено два генерал-майора полиции.

Дело Голунова вызвало разные последствия. В том числе был поднят вопрос о необходимости реформирования МВД, в котором в принципе возможны подобные случаи с фальсификацией уголовных дел.

Позицию президента страны и его администрации высказал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Его комментарий свёлся к тому, что однозначных выводов о том, что МВД нужно реформировать, в руководстве страны не сделали. Случай с журналистом Голуновым там сочли единичным, а не системным. Так что для МВД в целом событие начала лета едва ли будет означать хоть какие-то последствия.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, полиция -система особых государственных органов, обеспечивающих поддержание правопорядка, борьбу с преступностью, безопасность населения и внутреннюю безопасность государства, защиту общественного и государственного строя, политических учреждений и должностных лиц, а также расследование некоторых категорий преступлений. В некоторых государствах полиция представляет собой разновидность внутренних войск.

Полиция в РФ предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Полиция как служба обеспечения правопорядка и безопасности зародилась еще в античности. Так, Афины располагали полицией, вооруженной луками, численностью в 300 человек. Со времен эллинизма в Египте существовала полиция, организованная в основном по военному образцу. В республиканском Риме 4 эдила обеспечивали управление полиции и осуществляли надзор за зданиями и строительством в городе, за рынками, а также ведали общественными играми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.027 с.)