Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статуарное литье в XV — XX вв.

Поиск

Наиболее крупными в этом ряду отливок были конные статуи. Считают, что до XVII—XVIII вв. такие статуи изготавливали только по частям (рис. 120) с последующим скреплением (сваркой) в единое целое [32]. С этой точкой зрения, видимо, следует согласиться, хотя прямых доказательств применения такой технологии в античный период немного. До нас не дошло ни одного из подобных творений древних греков, а римлян представляет единственная конная статуя Марка Аврелия (см. рис. 93), изготовленная по частям. Правда, в музее Неаполя хранится еще бронзовая голова лошади, возможно, являвшейся частью крупной античной фигуры (рис. 121). Знаменитых греческих коней в Венеции также отливали по частям [32]: голова с шеей, корпус, ноги, хвост, челка, сбруя — всего 10 частей.

Даже первые известные работы эпохи Возрождения — конные статуи Гаттамелате в Падуе 1455 г. (автор Донателло), Барталамео Коллеани в Венеции 1489 г. (А. Веррокио) и другие отливали по частям. И лишь Леонардо да Винчи, работавший над гигантской статуей миланского герцога Франческо Сфорца (высота около 8 м, масса около 50 т) предполагал отливать лошадь целиком.

Леонардо занимался этим проектом по разным сведениям от 11 до 16 лет, с 1482 г. Им была создана восковая статуэтка памятника, сооружена его огромная глиняная модель. Проведены многочисленные эксперименты и теоретические изыскания, следы которых сохранились в различных рукописных «Кодексах» Леонардо. К сожалению, проект не был реализован в основном, видимо, по материальным причинам. Глиняная модель была разрушена солдатами короля Людовика XII, когда в Милан пришли французы (1499 г.).

В 1977 г. американский скульптор и коллекционер Чарльз С. Дент решил воспроизвести коня Леонардо и подарить его итальянскому народу. За 16 лет он с друзьями сделал гипсовую модель в натуральную величину. К сожалению, в 1994 г. Дент умер, но созданная им в 1984 г. фирма Leonardo Da Vinci Horse Inc. 1 августа 1995 г. передала гипсовую модель фирме Tallix Art Foundry. Предполагалось за два года увеличить модель с 2,44 до 7,32 м и изготовить бронзовую отливку (Modern Casting. 1995. № 10. P. 20).

Однако вернемся к самому Леонардо. За годы работы над статуей Леонардо неоднократно обсуждал отдельные детали проекта со своими современниками — скульпторами и литейщиками. Многие видели отдельные этапы работы в натуре [33], поэтому его работа не прошла бесследно. Она отражена в определенной мерс в книгах Берингуччио (1540 г.) [34] и Вазари (1550 г.) [35]16.


Рис. 120. Схема отливки по частям крупной конной литой скульптуры [31]

Во всяком случае, говоря о технологии изготовления литых статуй, Вазари описывает вариант литья их целиком, даже не упоминая об их возможном разделении на части. Приведем краткое описание процесса изготовления формы для цельнолитой статуи, сопровождаемое рисунками отдельных этапов (рис. 122) из работы [36]. Итак, вначале делают статую из глины в натуральную величину со всеми подробностями, т.е. то, что называется моделью. По ней изготавливают части формы из гипса, каждая из которых может быть снята с модели без ее разрушения — это негативные отпечатки частей модели (рис. 122, 1). Для разборки формы модель и границы между частями смазывают маслом. Части маркируют, чтобы потом собрать из них целую форму. Затем собирают металлический каркас и на нем из глины, смешанной с конским навозом и паклей, изготавливают стержень. Формовку стержня проводят послойно, наращивая его и тщательно просушивая каждый слой. Конфигурацию стержня выверяют по гипсовым частям формы так, чтобы между формой и стержнем оставался зазор, равный толщине стенки отливки (рис. 122, 3).

После этого по негативным гипсовым отпечаткам формы изготавливают части моделей из воска с добавкой небольшого количества скипидара и сала (рис. 122, 2). Толщина элементов модели соответствует толщине стенки отливки. Этими элементами восковой модели покрывают стержень, тщательно подгоняя их один к другому. Восковую оболочку отделывают и каждый элемент закрепляют на стержне медными гвоздями (рис. 122, 4).

На готовой восковой модели выполняют литниковые каналы из воска и вбивают поперечные элементы арматуры, которые будут прочно соединять стержень с внешней оболочкой (рис. 122, 5). Наружнюю часть формы также делают из глины с конским навозом и паклей. Состав постепенно наносят на предварительно покрытую влажной золой восковую модель (рис. 122, 6).


Рис. 121. Голова лошади. Бронза. III в. до н.э. Неаполь, Археологический музей [10]

Рис. 122. Некоторые этапы (1-10) изготовления литых статуй по Вазари [36]

Форму тщательно просушивают, воск вытапливают (рис. 122, 7) и зарытую в землю форму заливают жидким металлом (рис. 122, 8). После затвердевания и охлаждения отливки следуют отделочные операции. Ковш на рис. 122, 8 показан ошибочно: в то время крупных литейных ковшей еще не было, и металл в форму поступал прямо из печи (печей) по специальным каналам, как показано на рис. 51. Но средства для возможности перемещения крупных форм, их опрокидывания (рис. 122, 7) были. Чтобы форма при этом не разрушалась, ее снаружи буквально упаковывали в железный каркас, соединенный с каркасом оболочки и стержня. Представление о такой упаковке дает знаменитый эскиз Леонардо части формы коня (рис. 123). На нем, кстати, видно число кусков этого элемента формы.

Из описания Вазари следует, что в его время литейщики нашли такие составы для материала формы, которые существенно улучшали качество поверхности отливок и снижали трудоемкость необходимых отделочных операций. В отличие от мастеров античности, натуральный цвет неокислеиной бронзы не устраивал этих скульпторов, и отливки специально темнили маслом или уксусом, а иногда даже красили черным лаком.

Одной из первых цельнолитых конных статуй в Европе был памятник королю Франции Людовику XIV скульптора Ф. Жирардона, литейного мастера Ж. Б. Келлера (1698 г.). Она имела высоту 6,25 м и массу 26 т. Монумент стоял на Вандомской площади Парижа и был уничтожен во время Великой Французской революции. Сохранилась лить его маленькая копия в Лувре. Похожий конный памятник королю Людовику XV скульптора Э. Бушардона стоит в Париже на площади Согласия (1765 г.). Описание технологии изготовления этих статуй сделали Д. Боффранд в 1743 г. [37] и П. Ж. Мариэтте (1768 г.) [13].

Вообще, в XVIII—XIX вв. крупные статуи достаточно часто отливали целиком. Был распространен этот способ и в России. Конечно, в разных странах и даже у конкретных мастеров технология его имела некоторые различия, особенно это касается используемых материалов, техники выполнения отдельных операций. Но набор принципиальных операций и их последовательность чаще всего были одинаковыми.

Рассмотрим основные технологические приемы производства цельнолитых статуй в этот период на трех примерах, взятых не в хронологической последовательности, а по принципу увеличения размеров и усложнения конструкции отливок. Две из них — работы выдающегося русского мастера художественного литья В. П. Екимова (1756—1838 гг.), заведовавшего Литейным Домом Академии Художеств России более 20 лет. Только с 1801 по 1815 гг. он отлил из бронзы 12 огромных статуй, 5 статуй в натуральную величину, 12 больших ваз, 3 огромных бюста, большое количество барельефов и много отливок для строящегося Казанского собора [13]. Бронзовая фигура князя Владимира Святого стоит в нише северного входа Казанского собора в Санкт-Петербурге (рис. 124). Там же, в других нишах, находятся статуи Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи и Александра Невского — все работы В. П. Екимова. Другой монумент — памятник гражданину К. Минину и князю Д. Пожарскому по проекту русского скульптора И. П. Мартоса (1754—1835 гг.) установлен в 1817 г. в Москве на Красной площади лицом к Кремлю перед зданием Торговых рядов, бывших на месте ГУМа (рис. 125). Высота скульптуры 4,5 м, масса 13 т. В 1930 г. для удобства проведения парадов и демонстраций памятник передвинули к Покровскому собору, где он стоит сейчас.

16 Вообще наиболее ранная из известных работ, посвященных литью статуй, является книга неаполитанца Пампонио Гаурико (1482-1530 гг.) «Скульптура», опубликованная в Венеции в 1504 г. Она была написана на латинском языке и имела большее хождение в Европе, чем в Италии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.61 (0.007 с.)