Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статуарное литье в XV — XX вв. (1)

Поиск

В тот же период (1931 г.) были разобраны Иверские ворота на Красную площадь, восстановленные в 1995 г. В настоящее время высказывают предложение вернуть и бронзовый монумент на прежнее место. И, наконец, — памятник Петру I работы итальянского скульптора К. Б. Растрелли (1675-1744 гг.), стоящий с 1800 г. перед Инженерным замком в Санкт-Петербурге (рис. 126).


Рис. 123. Куски формы головы лошади, скрепленные арматурой из железа. Мадридский кодекс Леонардо [32, лист 157]

Рис. 124. Статуя Владимира Святого. Скульптура Пименова. Литейный мастер В. П. Екимова. Бронза. 1815 г. Санкт-Петербург [13, 38]

Рис. 125. Памятник гражданину К. Минину и князю Д. Пожарскому. Скульптура И. П. Мартоса. Литейный мастер В. П. Екимов. Бронза. 1816 г. Москва [38]

К. Б. Растрелли, отец знаменитого впоследствии российского архитектора В. К. Растрелли, был одним из лучших скульпторов того времени. В 1716 г. он по приглашению Петра 1 приехал из Парижа в Петербург для ведения архитектурных и скульптурных работ и проработал в России до своей кончины. Модель памятника Растрелли выполнил еше при жизни Петра I в 1725 г., но изготовление статуи завершили уже после смерти скульптора.

Описание технологического процесса изготовления памятника Петру I, к сожалению, не сохранилось. Однако, учитывая, что его авторы работали во Франции, а сама композиция скульптуры была традиционной, весьма похожая па памятники Людовикам XIV и XV, можно воспользоваться, как и сделал Н. Н. Рубцов [13], имеющимися материалами по изготовлению статуй этих королей. О методах работы в России В. П. Екимова представление можно получить по книге тогдашнего президента Академии Художеств П. П. Чекалевского «Опыт ваяния из бронзы одним приемом колоссальных статуй». Н. Н. Рубцов полагал, что эта книга во многом продиктована самим Екимовым, хотя и содержит отдельные неточности.

Процесс производства художественных отливок требует участия не только мастера-литейщика, но и самого автора скульптурного произведения или квалификации скульптора у литейщика, и наоборот. Например, известный русский литейный мастер П. К. Клодт, ученик В. П. Екимова, обладал такой комплексной квалификацией. Он единственный автор знаменитых композиций с конями на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Его отливки отправляли в подарок королям в Берлин и Неаполь [38, 40]. Были и другие подобные примеры.

Приведем некоторый обобщенный вариант литья упомянутых статуй, технологические процессы изготовления которых имело много общего. Итак, модель памятника из глины, изготовленную скульптором, устанавливали на полу литейной на постаменте. Н. Н. Рубцов считает, что модель — гипсовая [38], хотя по глине скульптору работать удобнее. Есть специальная технология литья гипсовых статуй по моделям из других материалов, в том числе — из глины [44). Литейный мастер намечал и расчерчивал участки поверхности модели для изготовления гипсовых кусков формы, которые могли быть сняты с модели без разрушения. Участок модели предварительно смазывали жировым разделительным составом. Гипс, разведенный до сметанообразного состояния, наносили слоями и после его схватывания кусок снимали, придавали ему ножом по краям надлежащую форму. Когда кусок окончательно затвердевал, его ставили на место и аналогично делали следующий на пограничном участке модели (рис. 127).


Рис. 127. Вариант изготовления гипсовой кусковой формы статуи Людовика XV по Мариэтте [13]

После того, как вся поверхность модели была покрыта кусками, несколько смежных кусков (пять-шесть) покрывали снаружи через разделительный состав тем же способом новым гипсовым слоем — гипсовой раковиной. Ее можно армировать для прочности железной проволокой. Таким образом, вся поверхность модели оказывалась покрытой, в отличие от варианта, описанного Вазари, двумя разборными слоями: внутренним, образующим профиль отливки, и наружным (кожухом) с меньшим в 5—6 раз числом кусков. Такая конструкция гипсовой формы увеличивает точность последующих операций ее сборки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.117 (0.005 с.)