Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 5 приемы формовки художественных отливок в опоках (3)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Процесс формовки коня начинают с того, что модель его корпуса закладывают в фальшивую опоку на бок так, чтобы передняя согнутая нога была наверху (рис. 188, а). Припылив поверхность фальшивой опоки и модели разделительным составом, приступают к изготовлению кусков формы в местах, которые будут мешать извлечению модели из формы. Всего таких кусков оказывается девять, в том числе кусок 3 под отъемной ногой и кусок 8 (рис. 188, б). Затем устанавливают нижнюю опоку и заформовывают ее смесью. Перевернув комплект из нижней и фальшивой опок с находящейся внутри моделью, фальшивую опоку снимают и изготавливают шесть кусков на другой стороне модели (рис. 188, в). Последовательность изготовления кусков соответствует их номерам. Теперь можно установить и заформовать верхнюю опоку, после чего начать разбирать форму, чтобы извлечь модель. Сначала снимают верхнюю полуформу (куски остаются на модели) и переносят в нее, закрепляя шпильками, куски 15—10 в обратной последовательности их номеров. Затем можно накрыть нижнюю полуформу уже применявшейся фальшивой опокой и, перевернув весть комплект, повторить только что выполненные операции, но теперь уже с нижней полуформой — снять полуформу и перенести в нее куски 9-1 с модели. Если отливка пустотелая, то модель коня может быть полой и разъемной. Тогда стержень изготавливают по модели, как по ящику, прямо в форме, используя рассмотренный ранее прием формовки с перекидным болваном (см. стр. 182). Либо стержень изготавливают отдельно и устанавливают в форму при ее сборке, закрепляя его с помощью выходящих из стержня концов каркаса, как при литье статуй (см. рис. 128). На рис. 188, в пунктиром показаны места расположения трех концов каркаса. Для отливаемой отдельно фигуры всадника форму изготавливают аналогично. Так как фигура всадника в целом проще (часть его правой руки до локтя отливается вместе с конем), модель его не имеет отъемных частей и число кусков в форме меньше: девять в одной и два в другой полуформе (рис. 188, г, д). Формовка остальных элементов скульптурной группы — хвоста коня и постамента — не представляет особой трудности. Части отливки при сборке соединяют между собой посредством фиксирующего знака на одном элементе и соответствующего гнезда для него — в другом, что подобно показанному на рис. 116. Кроме того, присоединенная часть закрепляется штифтом, запрессованным в отверстие, просверленное через фиксирующий знак. Для установки статуэтки на постамент в ногах лошади сверлят отверстия и нарезают в них резьбу, куда заворачивают шпильки. По этим шпилькам сверлят сквозные отверстия в постаменте, шпильки вставляют в отверстия и с внутренней стороны постамента закрепляют фигуру гайками. Какой бы четкой ни была гравюра поверхности модели, в отливке, полученной в песчаной форме, она всегда будет слабее, даже если используется такой технологичный материал, как чугун. Восстановливают поверхность художественной отливки обычно чеканкой: увеличивают резкость изображения, воспроизводят фактуру поверхности отливки в тех местах, где она была искажена при отпиливании питателей, выпоров, заливов в местах соединения кусков формы и т.д. Мастер-чеканщик (при возросших объемах производства — это самостоятельная профессия) — истинный ваятель, умеющий передать прекрасное в деталях произведения, дополнить задуманное скульптором, как бы дорисовать образ. Творчество чеканщика сродни работе ювелира, гравера. Чеканщики, как истинные художники, много черпают из окружающей действительности. Талантливый чеканщик М. О. Глухов говорил: «...Мы берем с натуры, а не из головы,... природу не искажаем... Это дело скульптора — выражать ту Оли иную свою мысль, но отделка мелочи — это дело чеканщика. Если лошадь породистая, беговая, ее чистят, приглаживают. Шерсть у нее гладкая, волосок к волоску правильно лежит. Но даже у такой лошади в паху, например, шерсть не такая, как на спине. В паху шерсть вихорком. Или шерсть возле копыт. Волос на щетке жесткий, длинный. Надо сделать его. Это дело чеканщика. А у лошади ломовой, рабочей, крестьянской шерсть негладко лежит, у которой лохматится, у которой прядками...» [25]. При чеканке каждая деталь отливки обрабатывается специальным инструментом, часто изготавливаемым самим чеканщиком. Например, шерсть чеканится на отливке «шерстяным» чеканом, глаза — «глазным», пуговица — «пуговичным» и т.д. Немалое значение для выразительности изделия имеют свойства металла. Дешевый и технологичный, «будничный» сплав — чугун стал обычным материалом монументальных скульптур, изящных предметов прикладного назначения и кабинетных отливок. Однако чугун менее пластичен, чем бронза, и хуже чеканится, хотя для сложного художественного литья, как правило, используют так называемый «мягкий» высококремнистый фосфористый чугун с повышенной жидкотекучестью. Указанный недостаток может быть частично компенсирован качеством изготовления и отделки формы: уменьшением заливов по разъему, тщательной подгонкой кусков формы, уменьшением зазоров между ними, минимизацией элементов литниковой системы, подходящих к отливке, подводом питателей в малозаметные места отливки (рис. 173) и т.д. Некоторые специалисты отмечают своеобразную привлекательность цвета чугунных отливок, особенно полученных в песчаных формах. Действительно, чистая литая поверхность чугуна своеобразна. Однако чугунные изделия на открытом воздухе или от влажной уборки в помещении окисляются — покрываются ржавчиной, поэтому художественные отливки из чугуна защищают от коррозии. Чаще всего их покрывают черным лаком, скрывающим натуральный цвет металла, а после неоднократной окраски и фактуру литой поверхности. Основными причинами широкого использования чугуна для художественных отливок следует считать высокую технологичность и, конечно, экономические соображения. Редкий материал может «поспорить» с чугуном по ажурности изделий: литые чугунные кружева и художественные орнаменты отличаются прекрасной прорисовкой. Отсюда и еще одна сфера его применения — архитектурное литье. С тех пор, как строители начали заменять деревянные связи из дуба и других твердых пород металлическими, в том числе и литыми из чугуна, зодчие задумались и о декоративных возможностях металлических элементов. Металлические связи делали не только гладкими, но и расписывали их красками, расчеканивали по граням затейливыми орнаментальными узорными насечками. Благодаря дешевизне, технологичности и неплохим механическим свойствам чугун стали применять и в строительстве, и для самостоятельных сооружений, над которыми трудились не только инженеры, но и архитекторы. Сборный арочный чугунный мост через судоходную реку Северн в Англии — видимо, первая в мире конструкция подобного рода (архитектор Причард, 1779 г.). Длина центрального пролета моста 30,6 м, масса — 384 т. Он по частям был отлит на заводе соавтора проекта инженера Авраама Дерби-третьего и собран за 2 месяца на месте, причем не болтами, а как в столярном деле — клиньями и шипами [52]. Известны также своим художественным исполнением четыре чугунных моста, сооруженные по проекту инженера-архитектора В. И. Гости в начале XIX в. в Санкт-Петербурге: Красный, Семеновский, Новомосковский и Поцелуевский, отлитые на заводе Демидова в Нижнем Тагиле [53|. Нет достойных конкурентов у чугунных отливок в качестве оформления городских оград, парапетов набережных, мостов, архитектурных деталей садово-парковых комплексов. Огромное количество прекрасных изделий этого типа украшают многие города и особенно Санкт-Петербург и Москву с окрестностями (дворцовые комплексы и поместья) как старую и новую столицы России. Среди авторов этих творений — известнейшие архитекторы, такие как Д. Кваренги (1744-1817 гг.), А. Н. Воронихин (1759-1814 гг.), А. А. Монферран (1786-1858 гг.), К. И. Росси (1775-1849 гг.), В. И. Стасов (1769-1848 гг.), Д. И. Жилярди (1785-1845 гг.), А. П. Брюллов (1798-1877 гг.) и др. Подробному анализу таких произведений искусства посвящена работа [48]. На рис. 189-191 показаны фрагменты некоторых примеров чугунных оград и парапетов. Помимо произведений, в буквальном смысле тесно связанных с архитектурой (беседки, мостики, фонтаны, украшавшие водоемы), большую роль в украшении садов и парков XVIII—XIX вв. отводили расставленным в определенном порядке чугунным стульям, креслам и диванам разнообразных форм (рис. 192, 193). К сожалению, многие из этих красивых изделий находятся в плачевном состоянии и требуют реставрации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.130.228 (0.007 с.) |