Осложнения в отдаленном периоде ЗЧМТ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осложнения в отдаленном периоде ЗЧМТ



Отдаленный период ЗЧМТ - это фактически целый этап жизни, перенесшего ЗЧМТ ребенка, отдаленный от травматического воздействия сроком более чем на 3 мес. Неврологические синдромы отдаленного периода, сохранившиеся от начального и раннего периодов или же появившиеся позже, но патогенетически непосредственно связанные с перенесенной ЗЧМТ, принято называть последствиями ЗЧМТ.

Установлено, что нельзя судить о последствиях ЗЧМТ только лишь на основании хронологической последовательности травматического воздействия и возникновения неврологической симптоматики. Особое внимание заслуживают дети, у которых отчетливо начального периода ЗЧМТ как такового не бывает и неврологическая симптоматика появляется спустя 1-3 недели после травматического воздействия. По характеру возникшей клинической картины эти дети разделяются на 2 группы.

В первую группу входят больные, у которых симптоматика появляется в виде внезапных судорожных явлений, купирующихся самостоятельно. Среди них встречаются как дети в возрасте 6-10 лет, так и 11-14 лет. При клиническом осмотре у детей 11-14 лет после самостоятельно купировавшегося судорожного синдрома обна­руживаются общемозговые симптомы - головная боль, чувство тяжести в голове, раздражения ветвей тройничного нерва и вестибулярного анализатора, симптомы орального автоматизма и др., а на глазном дне нередко выявляется расширение вен сетчатки. Для детей 6-10 лет после приступа более характерной бывает рассеянная микросимптоматика без общемозговых симптомов и каких-либо жалоб. На ЭЭГ почти у всех детей этой группы обнаруживается пароксизмальная билатеральная медленная активность. При гипервентиляции выявляются патологические комплексы в виде «пик» - волны или «острой» волны, но специфическая эпи­лептическая активность не определяется. На обзорных рентгенограммах черепа, как правило, обнаруживаются признаки умеренной, длительно текущей внутричерепной гипертензии (неполное смыкание одного или нескольких швов черепа, несмотря на отчетливое усиление плотности костей вокруг них, порозность спинки турецкого седла, сглаженность внутреннего рельефа свода или ската Блюменбаха и др.). Исходя из того, что подобные рентгенологические признаки возникают не ранее чем через 2-3 мес. после начала вызвавшего их заболевания, во всех этих случаях ЗЧМТ может быть отведена лишь провоцирующая роль.

Во вторую группу больных, у которых неврологическая симптоматика появляется спустя 1-3 недели после травмы, входят дети с постепенно нарастающими или периодическими общемозговыми симптомами, укладывающимися в картину неврозоподобного состояния с двигательной расторможенностью (функциональные гиперкинезы). Как правило, в эту группу входят мальчики в возрасте 6-8 лет. ЭЭГ у этих детей обычно характеризуется редукцией альфа-активности, относительным усилением бета-ритма с пароксизмальной медленной активностью. У большинства детей отмечается снижение «реакции активации» и усвоения ритмов при световой стимуляции. В отличие от предыдущей группы, гипервентиляция не приводит к появлению патологических комплексов и не вызывает значительного усиления медленной активности. В ряде случаев особенности анамнеза позволяют констатировать минимальную церебральную дисфункцию, обусловленную перинатальной патологией. Предполагается, что у этой группы детей на фоне напряженного состояния ассоциативных функций коры больших полушарий мозга, связанного непосильной умственной нагрузкой или психотравмирующей обстановкой, ЗЧМТ играет роль разрешающего фактора, приводящего к «срыву». Следовательно, есть основания считать, что вышеуказанные 2 группы детей не должны относиться к категории больных с последствиями ЗЧМТ.

Для правильной и однозначной интерпретации причинно-следственных взаимоотношений ведущего клинического синдрома и ведущего патогенетического механизма последствий ЗЧМТ у детей, необходимо в каждом конкретном случае ставить границу между ее ближайшими и отдаленными последствиями.

Ближайшие последствия ЗЧМТ

Ближайшие последствия ЗЧМТ обуславливаются, в основном, ведущими патогенетическими механизмами, домини­рующими в раннем и, особенно, в восстановительном периодах. Их формирование и характер течения в значительной степени зависят от наслоения дополнительных вредностей (неправильный режим, неадекватная по тактике и по объему лечение, перенесение ОРВИ и др.), а также от степени аутоаллергических реакций, возникающих из-за сенсибилизации организма к антигенным элементам поврежденного мозга нейроэктодермального или мезодермального происхождения (по типу асептического арахноидита или арахноэнцефалита).

По времени появления симптомов и по характеру перехода раннего периода в последующие, дети с ближайшими последствиями ЗЧМТ распределяются на 2 группы. Первая группа - это больные, у которых в раннем периоде клиническая симптоматика полностью сглаживается, но в течение 1-6 мес. (после «светлого промежутка»), спонтанно или под влиянием провоцирующих факторов, появляется снова. Вторая группа - это больные, у которых симптоматика раннего периода до конца не нормализуется и, затягиваясь, перманентно переходит в восстановительный и далее - в отдаленный период.

В группе больных с ближайшими последствиями ЗЧМТ, у которых симптоматика возникает после «светлого промежутка», по клинической картине и дальнейшей динамике заболевания имеется два варианта течения: травматическая церебрастения и травматический церебральный арахноидит.

Травматическая церебрастения (церебрастенический синдром).

Патогенез. Синдром травматической церебрастении развивается и протекает, в основном, по механизму нейрогенной дистрофии мозговой ткани. В основе патогенетических механизмов развития травматического церебрального арахноидита преимущественно лежат аутоаллергические реакции, поддерживающие вялотекущее асептическое воспаление оболочек мозга и прилегающих к ним мозговых структур и черепных нервов. В возникновении и течении травматического арахноэнцефалита, где переплетаются симптомы церебрастении и церебрального арахноидита, ведущее значение имеют оба звена патогенетического механизма.

Клиника. Травматическая церебрастения характеризуется наличием общемозговой симптоматики, связанной с дисфункцией высших интегративных уровней мозга, при отсутствии отчетливых локальных симптомов. Она проявляется в виде повышенной истощаемости ассоциативных функций мозга, темп которой по мере увеличения продолжительности нагрузки прогрессивно нарастает. Дети школьного возраста обычно жалуются на головную боль после даже не очень значительной умственной нагрузки и на затруднение запоминания учебного материала Нередко наблюдаются эпизоды вегетативных (астеновегетативный синдром), невротических (неврозоподобный синдром), даже психотических (психопатоподобный синдром) реакций.

Несмотря на возможный полиморфизм симптомокомплекса, характерной особенностью травматической церебрастении является большая динамичность клинической картины (отсутствие патологического стереотипа) и зависимость ее от ритма сна, суточного распределения учебной нагрузки, характера и степени мотивации. Это проявляется утомляемостью, слабым, истощающимся вниманием, снижением памяти, работоспособности, расстройствами эмоционально-волевой сферы. Отмечается эмоциональная неустойчивость, склонность к плаксивости, капризам, раздражительности или чрезмерной весёлости. Характерны также страхи, содержание которых связано с ситуацией, имевшей место во время травмы. У детей эмоционально возбудимых наклонность к истерическим реакциям нередко отмечается и до травмы. Больные жалуются на головные боли, которые возникают внезапно, но чаще, при определенных условиях – в душном помещении, беге, шуме, отрицательных эмоциях, резких поворотах головы и др. Реже бывают головокружения, характерны вегетативно-сосудистые расстройства в виде повышенной потливости, неустойчивого пульса и АД.

Характерной особенностью церебрастенического синдрома после ЧМТ является нарушение интеллектуальной деятельности при первично сохранном интеллекте. В процессе учебной работы у детей быстро наступает утомление, возникают головные боли, нарушается трудоспособность, ослабевают память и внимание. Дети плохо сосредотачиваются на выполнении задания, часто отвлекаются. Все это создает трудности в обучении ребенка. Несмотря на отсутствие локальных речевых расстройств, дети испытывают трудности при овладении счетом, письмом. При чтении они часто теряют смысл, не делают смысловых ударений, не выделяют предложений. При письме допускают разнообразные ошибки: не дописывают буквы и слова, соединяют несколько слов в одно и т.д. При обучении математике эти дети часто не овладевают техникой устного счета, плохо понимают таблицу умножения. Они становятся возбужденными, беспокойными, раздражительными, плаксивыми или наоборот, робкими, медлительными, неуверенными в себе. Из-за боязни ответить неправильно, дети отказываются отвечать.

При правильном понимании этого педагогом и своевременном оказании педагогической и лечебной помощи названные трудности в обучении можно преодолеть.

При длительном отсутствии соответствующего охранительного режима и должного лечения, симптомы травматической церебрастении закрепляются и переходят в посттравматическую энцефалопатию со стойким угнетением корковой активности ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.007 с.)