Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Композиция, мотивы, цветовое решение и кистевые приемы росписи дымковской игрушкиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки, фигуры животных. Цвета росписи сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения; многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черного цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота (теперь-медный поташ), наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды военных, пышные хвосты индюков и т.д. В росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный. Желтая краска дополнялись кусочками золотой и серебряной потали. Краски, растертые на яичном желтке, звучали приглушенно, как бы отдавая грунту часть своего цвета. У каждой мастерицы были свои рецепты их разведения. В раскраске фигурок тоже была своя последовательность. Сначала черным рисовали волосы, палочкой наносили брови и глаза, другой лучинкой — три красных или оранжевых пятна — рот и щеки. Затем красили шляпку, а завершалась роспись орнаментацией юбки. Поверх окраски для усиления блеска местами наклеивали кусочки сусального золота или потали (имитирующих золото тончайших листочков из сплава меди и цинка). Поталь дополняла гармоничные цветовые сочетания мягким матовым блеском. На рубеже XIX-XX веков краски на игрушках стали ярче, а их сочетания — контрастнее. Узоры на одежде соответствовали узорам на реальных тканях — гладкоокрашенных, клетчатых, "в горошек" и в мелкий цветочек. Элементы росписи — это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки. Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований с друг другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи. Роспись игрушки начинают после обжига и забеливания (можно воспользоваться водоэмульсионной краской с ПВА) с самой светлой краски, затем более темным цветом. При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня. но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.
В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами.
Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.
Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями. то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага. Для каждого персонажа существуют свои приемы лепки и росписи. Традиционные в дымковской игрушке всадники, петухи и другие скульптурки расписываются ярко и фантастично: индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Утки-"крылатки" отличаются от простых уток горизонтальными рядами оборок-крыльев, как будто на них надеты два передника с лепной оборкой — спереди и сзади. В их росписи просматривается определенная система нанесения узора. Сначала делается широкая полоса на груди, затем более узкие — от шеи по сторонам, в соответствии с формой конуса. Затем их пересекают поперечные полосы, образуя клетчатый узор. Желто-оранжевые, лилово-серые, сине-зелено-желтые свистульки демонстрируют тонкое чувство цвета, которым наделены их авторы. Для росписи коньков-свистулек характерно сочетание вертикальных полос и рядов разноцветных горошин разного размера, выполненное в гармоничных или контрастных тонах. По сравнению с утками и коньками образы других животных (козлов, баранов, коров и особенно свиней) и птиц представлены значительно меньше. Коровы, козлы и бараны по пластике аналогичны коням, лишь формой рогов и рисунком морды они похожи на своих прототипов, своеобразие облика которых передают весьма лаконично. Роспись фигурок домашних животных близка росписи коньков: как правило, они украшены продольными рядами темных точек либо маленьких разноцветных горошин. Заключительным штрихом в декорировании является нанесение позолоты. Её применение вносит неповторимую отличительную особенность в дымковскую игрушку. Исконно применяли натуральное сусальное золото — тончайшие золотые пластинки, проложенные бумажными лентами во избежание склеивания. Золото вместе с бумагой разрезали на маленькие квадратики (со стороной 0,5 см), которые при помощи кисточки, смоченной в яичном белке, переносили на игрушку и аккуратно расправляли сухой кистью.
Рекомендации по выполнению заданий: Практическое задание № 18 Тема. 4. Освоение основ графического и прикладного дизайна Наименование практического занятия Композиция, мотивы, цветовое решение и кистевые приемы росписи хохломских изделий Цель: - познакомить с особенностями хохломской росписи; - рассмотреть связь орнамента с природой, научиться выполнять элементы: «кудрина», ягоды, цветы, травки; - развивать умение создавать композицию травной росписи;
· Перечень необходимых средств обучения: модель для росписи «Кухонная доска» · гуашь · кисти · баночка для воды · лист бумаги · салфетка · простой карандаш · ластик Оборудование для преподавателя · образцы городецкой росписи, открытки, репродукции · плакаты «Хохломская роспись» · презентации «Хохломская роспись» Требования по теоретической готовности к выполнению практического занятия: · Знание основных народных ремесел России и истории развития Хохломской росписи · Знание правил цветообразования · Знание правил работы с гуашью Содержание задания. 1. Изучите материал учебника Сокольникова, Н.М.. Основы изобразительного искусства и основы его преподавания в начальной школе. Учебник для студ. сред.и спец. учеб. заведений /Сокольникова Н. М., М.- Издательский центр «Академия», 2009г с цв. ил.: ил стр.236 2.Рассмотреть и запомнить мотивы хохломской росписи 3.Продумать собственную композиционную схему или воспользоваться композицией по образцу 4.Выполнить практическую работу согласно методическим рекомендациям Мотивы хохломской росписи Хохлома — роспись из растительных мотивов. Элементы орнамента рисуются кистью, без предварительного эскиза карандашом. Кисточку необходимо держать тремя пальцами перпендикулярно к листу. Например: орнамент «осочки» выполняется кончиком кисти сверху вниз; «травинки» выполняют как и "осочки", но с небольшим утолщением; «капельки» рисуют прикладыванием кисти к бумаге; «усики» рисуют непрерывной линией одинаковой толщины, закручивая в спираль; «завитки» — выполняются также как и "усики", но с легким нажимом в середине элемента; «кустик» — состоит из простых симметрично расположенных элементов; «ягодки» брусники, смородины, рябины рисуют печаткой - тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубники рисуют кистью. «Кудрины». Травки превратились здесь в крупные кудри-завитки. Мелкою дробью колечек окружены причудливые цветы. Цветы и завитки-кудрины всегда золотые; словно перья сказочной жар-птицы загораются они на чёрном или красном фоне. Иногда среди прихотливого течения Кудрины современные мастера действительно рисуют эту птицу из народной сказки.
Узор Птица
Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: - роспись «под фон» и роспись «кудрина».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 1064; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.71.146 (0.008 с.) |