Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные функции современной семьиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассмотренные социальные функции реализуются во всех типах семей. Но вместе с тем, каждый тип семьи, исходя из исторически сложившихся особенностей, характеризуется рядом доминирующих социальных функций. Семью, адекватно выполняющую большинство возложенных на нее функций, называют функциональной. В случае нарушения приоритетных, аксиологически значимых функций семью принято называть дисфункциональной. Важно обратить внимание на особенность функций семьи – комплексность. Действительно, каждую потребность всякий человек может удовлетворить и вне семьи, но только такая ячейка общества, как семья, позволяет удовлетворить их в комплексе, и только в полноценной семье можно вырастить самодостаточного и уверенного в себе человека [24]. Как уже отмечалось, модель современной семьи многовариативна. В науке существует множество классификаций семей по различным основаниям. Традиционно (C И.Голод) выделяют основные типы семьи: патриархальная (традиционная), детоцентрическая, супружеская.
По мере трансформирования семьи возникают новые модели: супруги, находящиеся в незарегистрированном браке (с детьми и без детей); семья кровно-родственная неполная; полигамная; семья в повторном браке с детьми от предыдущих браков; семья, основанная на религиозных обычаях или новых нравственных нормах. Сегодня происходит распространение такого типа семьи как постсовременная, которая характеризуется отсутствием официального принятия обязательств в отношении партнера и потомства (C. Г. Вершловский). Существует множество классификаций, которые связаны с целью и предметом социально-психологических и педагогических исследований семьи. Однако главное заключается в том, что само существование множества классификаций и подходов к исследованию семьи, свидетельствует о растущем интересе к самой семье как объекту научного исследования и субъекту жизнедеятельности. Качество жизни ребенка напрямую связано с тем, какие условия существуют в семье, в системе образования, в окружающей среде. Как уже отмечалось, воспитание детей до сих пор сохраняется в российской семье как ведущая функция. Семья как социальный институт остаётся посредником между ребенком и обществом, фактором становления его в реальной жизни, в социально-культурном пространстве. Общая культура родителей, ценностные ориентации семьи, умение и желание передать их детям являются основой духовного развития ребенка. В семье человек представляет ценность сам по себе, его любят за то, что он есть. Известно, что в процессе формирования личности ребёнка семья оказывает значительной влияние на развитие духовной культуры, на социальную направленность, мотивы поведения ребенка в той или иной ситуации. Здесь складываются нравственный облик и характер ребёнка, его отношение к людям и окружающей действительности [14]. Раскрывая роль семьи для воспитания ребенка в свете духовно-нравственных традиций, И. А. Ильин подчеркивает, что семья является «первичным лоном человеческой культуры». Каждый человек в течение своей жизни остается духовным представителем своей родительской семьи. В семье открываются для ребенка источники его будущего счастья или несчастья, здесь развивается личность ребенка
Как отмечает С.Г. Вершловский, сочетание социального и психологического, общественного и индивидуального приводит к тому, что в семье представлены различные тактики воспитания: диктат, опека, отчуждение, сотрудничество[5]. Внутрисемейные отношения, уклад жизни семьи – все это отражается на ребенке, а в дальнейшем на качестве всей его жизни. Можно полагать, что в современной социальной ситуации именно семья обеспечивает психическую и эмоциональную защищенность детей и взрослых. Проявление чувства любви, семейного счастья становится все более индивидуализированным, личностным, связанным с самореализацией, с нравственно-духовными ценностями семейной жизни. В своей книге «Культурная антропология образования и семьи» К.В. Романов отмечает, что жизнедеятельность современной семьи обусловлена собственной родословной, традициями этноса, конфессий, мегаполиса, а также - глобальными инновациями, модернизацией. В этом ряду необходимо отметить и влияние на деятельность семьи информатизации, информационного пространства[20]. Очевидно, что информационное пространство, Интернет открывают новые возможности для самообразования, самоорганизации человека. Возрастает интенсивность социальных контактов. С другой стороны необходимо отметить, уход в виртуальный мир, подмену гаджетами реальной жизни как часть проблем молодого поколения, ответа на новые социальные вызовы. Безусловно, сегодня необходимы проекты в СМИ, в Интернете по тематике укрепления семьи, семейных ценностей, обсуждение проблем общения молодежи с родителями, представителями старших поколений, образовательные программы для родителей [8, 28]. Анализ проблем современного общества и современной семьи показывает, что родители нуждаются в поддержке при решении вопросов эффективной социализации ребенка, разрешении трудной жизненной ситуации, различных проблемных ситуаций социальной жизни ребенка, вопросов воспитания и обучения. Ошибки и просчеты, допускаемые родителями в процессе воспитания, и социализации развития ребенка, могут оказаться невосполнимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении ребенка, в трудностях его адаптации к жизни в обществе, в различных отклонения психического и личностного его развития. Многие социальные проблемы часто являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем психолого-педагогической компетентности, которая проявляется безответственным отношением к выполнению своих воспитательных функций, сильной мотивационной ограниченностью в решении проблем семейного воспитания, неготовностью и нежеланием менять сложившиеся стереотипы воспитания. Последние годы все чаще исследователи, изучающие проблемы современной семьи, говорят о том, что происходит падение педагогического потенциала семьи, семейных ценностей, увеличивается число разводов, снижается рождаемость, растет преступность в сфере семейно-бытовых отношений, повышается риск подверженности детей отклонениям в развитии из-за неблагополучного психологического климата в семье. Социологи констатируют кризисность современного этапа развития семьи, увеличение количества неблагополучных семей.
В психолого-педагогической литературе представлен широкий спектр проблем современной семьи: изменение типа взаимоотношений взрослых и детей - они становятся формальными, возросшая тревога родителей за своих детей, за их здоровье, учебу, будущее. Взрослые не могут научить детей жить в стремительно изменяющемся мире. Появился термин «социальное сиротство», которому посвящено огромное количество публикаций. Сиротство - это фактор, из-за которого ребенок теряет связи с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в наиболее благоприятных условиях, тем самым, вызывая глубокие вторичные нарушения в развитии личности[ 18]. Среди социальных и психологических проблем, которые необходимо решать специалистам, отмечает О. Л. Безрукова, можно выделить комплекс вопросов, связанных с активизацией ресурсов семьи, в том числе преодоление синдрома «выученной беспомощности», снижение потребительских ориентаций и общей пассивности населения [3]. Таким образом, приходится констатировать, что в результате быстрой смены политического и экономического курса развития страны многие семьи не смогли адаптироваться к меняющимся условиям, в результате чего в стране возрос уровень алкоголизации, наркотизации, суицида, преступности, что напрямую связано с негативным влиянием на семью, и, как следствие - неадекватным выполнением ею своих функций. Это, в конечном счете, вызвало рост числа социально неблагополучных семей, семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении. Вопросы и задания 1. Охарактеризуйте состояние современной семьи в условиях трансформации общества 2. Назовите причины, влияющие на возникновение социально неблагополучных семей 3.С какими из изложенных социальных факторов, влияющих на современную семью, Вы сталкиваетесь в практической работе с детьми и родителями?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.45.82 (0.01 с.) |