Параметры результативности и диагностика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Параметры результативности и диагностика.



В качестве критериев эффективности программы используются результаты сравнительной оценки типа воспитания до и после проведения программы (методика «АСВ»),а также ответы участников на вопросы анкеты обратной связи, полученные в начале и по окончании программы. Вначале работы родители указывают в анкете проблемы в воспитании детей, которые хотели бы разрешить и обозначают цели работы.

После окончания программы участники отмечают были ли указанные цели достигнуты. Далее подсчитывается количество участников, у которых проблемы в отношениях с детьми либо разрешились полностью, либо они знают, в каком направлении им двигаться и больше не испытывают ощущения тупика. Процент таких родителей по отношению ко всему составу и указывает на эффективность программы.

Методика «АСВ» в начале занятий позволяет выявить тип нарушения воспитательного процесса в семье, по окончанию занятий – зафиксировать изменения типа воспитания.

Организационно-педагогические условия

Временные и материальные ресурсы

Группа формируется на основе добровольного согласия участников, состав группы – 8-12 человек. Программа реализуется в течении четырех месяцев: одна трехчасовая встреча в неделю.

o Условия проведения

Занятия проводятся в просторном, хорошо проветриваемом помещении, необходимы стулья по числу участников, ручки, бумага, доска, бланки ответов методики «АСВ», анкеты обратной связи.

Перспективы развития программы

Программа прошла апробацию, реализуемая работа актуальна и востребована среди родителей. Предполагается включить работу с родителями по данной программе в образовательную программу ГБУ ДО «Центра психолого-педагогического сопровождения» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

Программой предусмотрено выявление основных нарушений типов воспитания и актуальных потребностей участников, что позволяет корректировать занятия в соответствии с требованиями группы.

6. Список литературы, использованной при разработке:

Байярд Роберт Т., Байярд Джин Ваш беспокойный подросток, М., 2003

А.Я.Варга Системная семейная психотерапия. Курс лекций. Спб.: Речь,2001.

Лихтарников А.Л., Павлова Ю.С., Смирнова Н.В. Искусство человеческих

взаимоотношений, СПб, 1998

Пауэлл Джон. Как устоять в любви, М., 2004

Селигман Мартин Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. София, 2006.

Сковронская Л.В. Родительский класс или практическое руководство для сомневающихся родителей. – СПб., 2012

Сковронская Л.В. Коррекционно-развивающая индивидуально- ориентированная учебная программа для родителей «Взрослые и дети. Как лучше понимать друг друга. (Родительский класс)». – СПб, 2009

                                                                                                                          Приложенеи 8

Образовательная программа

 Профессиональное самоопределение подростков из социально неблагополучных семей

Автор: Зуева Ирина Леонидовна, педагог-психолог ГБУДО ЦППМСП Колпинского района

Введение

  1. Наша жизнь – это выбор: детского сада, школы, друзей, любимых, профессии...
  2. Выбор профессии является важным моментом в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти себя и свое место в жизни.
  3. «Одно из самых удивительных заблуждений – заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.» (Л.Н. Толстой)

В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда на развитие детей и подростков из социально неблагополучных семей воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, увеличивается количество различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность, отсутствие жизненных перспектив, не желание стремиться к чему-либо. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства в подростковый возраст. Именно в этом возрасте появляется склонность подростков из социально неблагополучных семей к совершению правонарушений и девиантному поведению.

Многоплановое педагогическое исследование этой проблемы в отечественной педагогике проводилось такими учеными как Г.М. Андреевой, В.В. Заековым, Л.П. Колчиной, Н.Д. Левитовым, Т.Г. Румянцевой и другими, в том числе рассматривались вопросы девиантного поведения подростков (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, Г.М. Миньковский, И.А.Невский и другие).

По мнению большинства ученых, одной из причин возникновения у подростков из социально неблагополучных семей склонности к правонарушениям является отсутствие четких жизненных позиций и перспектив, неуверенности в собственных силах и завтрашнем дне, невозможность определиться с будущей профессией.

К 14-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Так, по данным социологических опросов проведенных Центром, профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в 8-м классе. Достигает своего пика в 9-м, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в ВУЗе, в основном складывается в 9-м классе. При этом примерно 70-75% учащихся в конце 9-го класса уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности.

 Большинство старшеклассников считает, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении нынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12% опрошенных учащихся старших классов.

Опыт работы показывает, что учащиеся очень плохо разбираются в современных профессиях, не знают учебных заведений и предприятий города и требований к поступающим, не оценивают своих возможностей. Подростки из социально неблагополучных семей находятся в трудной жизненной ситуации: тяжелое материальное положение в семье, социальное сиротство, пьющие родители. Многие из родителей сами подолгу не работают и не могут служить примером в выборе профессии. 

 Составляя профотчет поступления выпускников школы в профессиональные заведения, можно проанализировать некоторые данные. Немотивированные или слабо мотивированные подростки в течение года неоднократно меняют свои желания в поступлении в профессиональные учебные заведения. У таких детей не совпадают предварительные сведения с выбранным учебным заведением. Часть подростков из социально неблагополучных семей покидают учебные заведения в середине года, объясняя «не интересностью» выбранной профессии.

Существование проблемы профессионального самоопределения связано с противоречием между системой внешних стимулов, характеризующих современную практику работы школ и системой реально действующих мотивов старшеклассников. 

Главное в формировании мотивационной сферы школьников не в том, что они формально овладели моральными ценностями, заключёнными в требованиях общества, нормах и правилах поведения и т.п., а в осознании этих требований, норм и правил, образовании на их основе индивидуальной убеждённости, обеспечивающей социальную активность, деятельную позицию каждого школьника по отношению к своему будущему. Наличие сформированной потребности в овладении конкретной предметной деятельностью, конкретным видом труда делает выбор профессии мотивированным и образует механизм сознательного выбора профессии. 

Профессиональное самоопределение, его понятия, принципы, содержание исследовали В.И. Журавлев, А.Я. Журкина, Н.Э. Касаткина, Л.И. Кундозерова, А.М. Кухарчук, В.А.Поляков, Н.С. Пряжников, В.Д. Симоненко.

Особенности профессионального самоопределения старшеклассников стали предметом научного анализа Е.А. Климова, О.А. Конопкина, Н.В. Самоукиной, Н.В. Пряжникова, Б.А. Федоришина и многих других исследователей.

Правовая основа профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в России регулируются соответствующими международными правовыми актами, Законом"Об образовании в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Основными направлениями развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 29 августа 1995 г. N 47, Законом РФ «об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», другими нормативно - правовыми актами.

Можно выделить следующие основные методы профориентационной работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики (форма тренингов, образовательных программ, психологического консультирования, кризисной помощи).

Профориентационная работа основывается на следующих принципах:

- комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);

- адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);

- массовость (приоритет групповых форм работы);

- позитивность информации;

- минимизация негативных последствий;

- личная заинтересованность и ответственность участников;

- максимальная активность личности;

- устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей планирование будущего без девиантного поведения).

Таким образом, профессиональное самоопределение можно рассматривать как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и процессу самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

При выборе профессии подросток из социально неблагополучной семьи может столкнуться с двумя проблемами:

1. Затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов;

2. Попытки родителей ускорить, форсировать этот процесс с помощью прямого психологического нажима, которые ведут к росту тревожности, негативистскому отказу от всякого самоопределения, нежеланию вообще что-либо выбирать, уходу в разного рода хобби и т.п.

Основная часть

Цель:

1. Оказание помощи подросткам из социально неблагополучных семей, склонным к правонарушениям, в определении выбора пути для продолжения образования.

1. Профилактика склонности к правонарушениям у подростков из социально неблагополучных семей через организацию профессионального самоопределения

Задачи:

1. Изучение индивидуально- психологических особенностей личности подростков из социально неблагополучных семей;

2. Определение реальной проблемы профессионального самоопределения у подростков из социально неблагополучных семей;

3. Выявление основных ограничителей выбора (затруднений, проблем)

4. Изучение мира профессий;

5. Определение психологической готовности к профессиональному самоопределению;

6. Коррекция выбора;

7. Определение результативности

Этапы

Аналитико-диагностический.

Диагностическое исследование позволяет выявить актуальное состояние и степень развития основных параметров профессиональной зрелости личности подростков из социально неблагополучных семей. Результаты могут использоваться для активизации стремления подростков к самопознанию, самосовершенствованию, чтобы при построении своих жизненных и профессиональных планов учащийся в большей мере учитывал свои собственные психические ресурсы.

Целью данного этапа является выявление степени готовности к профессиональному самоопределению подростков из социально неблагополучных семей.

 Для этого решаются следующие задачи:

- выявление психологических особенностей подростка, связанных с профессиональной деятельностью;

- выявление особенностей эмоциональной сферы подростка;

- выявление особенностей морально-ценностной сферы подростка;

- выявление факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения.

Диагностический этап осуществляется с помощью следующих методик:

9. Анкета оптанта, позволяющая выяснить следующее: осведомленность подростков об образовании, профессиональной деятельности родителей, предпочтения в сфере учебных предметов, увлечения и досуговую деятельность, предпочтения в деятельности человека, привлекательные профессии, профессиональный и образовательный выбор.

10. Методика определения интересов и возможностей, разработанная Городским центром профессиональной ориентации молодежи «Ориентация».

11. Личностный опросник Р.Б. Кетелла, который используется во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека.

12. Методика "Мои ценности", дающая возможность прояснить особенности формирования морально-ценностной сферы.

13. Методика «Карта интересов»

14. Также на данном этапе происходит обработка результатов диагностики, при этом мы стремимся максимально привлечь самих учащихся к этой процедуре, то есть большая часть методик обрабатывается сразу после заполнения, непосредственно на уроках и первичный анализ результатов проводится каждым учащимся самостоятельно после пояснений.

Деятельностный этап

Данный этап реализуется по трем направлениям: работа с родителями, работа с педагогами образовательных учреждений, работа с учащимися. Проводится данный этап в начале учебного года

- Работа с учащимися

На данном этапе проводятся индивидуальные и групповые консультации. Педагог-психолог и учащийся анализируют все полученные результаты диагностики и соотносят их с возможными вариантами выбора, основная цель которых – подвести подростка к самостоятельному выбору образовательного маршрута: продумыванию основных и запасных вариантов, выработке конкретных шагов на ближайшее будущее по сбору информации для окончательного принятия решения. Анализируются индивидульно-личностные особенности подростков из социально неблагополучных семей и их профессионального самоопределения.

В ходе групповых консультаций учащимся предлагается информация о мире профессий и спросе на них на рынке труда, традиционных ошибках, которые совершают при выборе профессии, а также обобщенная информация по результатам диагностики. На индивидуальных консультациях подростки получают возможность сделать, уточнить или подтвердить свой профессиональный выбор, получить информацию об учебных заведениях и специфических особенностях приема в них, узнать о своих возможностях

Также на данном этапе реализуются следующие программы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.105 (0.024 с.)