Плоскопараллельное движение тела 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Плоскопараллельное движение тела



Плоскопараллельное движение (плоское) – движение, при котором все точки тела движутся в плоскостях параллельных некоторой неподвижной плоскости.

Исходя из этого, движение тела можно описать движением плоской фигуры, получающейся в сечении этого тела одной из параллельных плоскостей.

В свою очередь, движение фигуры в своей плоскости можно описать движением произвольного отрезка AB, принадлежащего этой фигуре.

В общем случае плоское движение представляется совокупностью поступательного движения вместе с некоторым полюсом, и вращательного

– поворот тела вокруг этого полюса.

Таким образом, плоское движение тела определяется уравнениями:


ì x A   =

ï

í  y A   =


f 1 (t  ); f 2 (t);


 

 

(3.1)


î
ï j = f (t),

3


в которых


x A =


f 1 (t) и


y A =


f 2 (t)


– характеризуют поступательную часть


движения, а j =


f 3 (t) – вращательную.


 

 

Допустим, что тело пере- местилось из положения AB в


положение


A 1 B 1


(рисунок 3.1).


 

 

Рисунок 3.1


При этом поступательная часть движения зависит от выбора полюса, а вращательная, т.е. угол поворота   (по величине и             на- правлению), – не зависит (j 1 = j 2). Если за полюс взять точку A,

то положение произвольной  точки

B определится равенством

r B = r A + r BA  .                                         (3.2)


Определим вектор скорости точки B как производную от радиус-


вектора r B


по времени:


 

dr B


 

dr Adr BA;


dt dt dt

u B = u A   + u BA  .                                       (3.3)

Вектор скорости некоторой точки B плоской фигуры равен геометрической сумме скорости полюса (точки A) и скорости этой точки (точки B) в ее вращении вместе с плоской фигурой вокруг полюса.


u BA


– вектор относительной (вращательной) скорости точки B вокруг


полюса A.

Вектор скорости


 

u BA


 

 

всегда направлен перпендикулярно AB в


сторону угловой скорости w и определяется векторным произведением:

u BA = w ´ r BA  .                                        (3.4)


По модулю относительная скорость u BA


будет равна:


u BA = w ´ r BA


= w r BA sin (w, r BA);

90°


 

где l AB – длина отрезка AB, м.


u BA = w l AB,                                        (3.5)


 

Зачастую удобно пользоваться следующей теоремой (рисунок 3.2):

При плоском движении проекции абсолютных скоростей двух точек плоской фигуры на линию, проходящую через эти точки, алгебраически равны.


Так как вектор


u BA


всегда перпендикуля-


 

Рисунок 3.2


рен AB, то проецируется на эту линию (ось x) в точку. Тогда, спроецировав уравнение (3.3) на линию AB, получим:

u Bxu Ax;

u A cos b = u B cos a.


 

В любой момент движения плоской фигуры, в ее плоскости существует точка скорость которой, в данный момент времени, равна нулю. Эта точка называется мгновенным центром скоростей (МЦС).

Для определения положения МЦС необходимо восстановить перпендикуляры к векторам абсолютных скоростей точек плоской фигуры, проведенных из этих точек. На пересечении этих линий будет находиться МЦС (точка P), т.е. точка, относительно которой в данный момент времени тело совершает мгновенный поворот. Мгновенная угловая скорость тела соответственно определится:


w = u A = u B


.                                     (3.6)


AP BP


Различные случаи определения положения МЦС

Случай 1 (рисунок 3.3). Восстанавливаем перпендикуляры из этих точек A и B к векторам скоростей этих точек, на пересечении которых находится МЦС (точка P).

    Рисунок 3.3 Рисунок 3.4   Рисунок 3.5   Рисунок 3.6

 

Случаи 2 и 3 (рисунки 3.4 и 3.5). Если векторы скоростей точек A и B параллельны между собой, то для определения МЦС должны быть известны их модули. Проводим линии через точки A и B, перпендикулярные векторам скоростей и линию соединяющую концы


векторов u A


и u B


– на их пересечении будет находиться МЦС (точка P).


 

Случай 4 (рисунок 3.6). Если векторы скоростей точек A и B плоской фигуры равны по модулю и параллельны между собой, то МЦС находиться в бесконечности (AP =¥; BP = ¥), а мгновенная угловая скорость равна:


w = u A


u B


u A


u B


= 0,


AP BP ¥ ¥

т.е. тело совершает мгновенное поступательное движение.

 

Случай 5 (рисунок 3.7). Если тело катится без скольжения по некоторой неподвижной плоскости, то МЦС (точка P) будет находиться в точке соприкасания с этой неподвижной плоскостью. Мгновенная угловая скорость тела определится соответственно: w = u A = u B = u C   = u D  . AP BP CP DP   Рисунок 3.7

Теорема об ускорениях точек плоской фигуры

Определим ускорение произвольной точки B плоской фигуры, взяв за полюс точку A (рисунок 3.8). Для этого уравнение (3.3) представим в виде:

u B = u A   + w ´ r BA  .                                     (3.7)

Производная по времени от выра- жения (3.7) будет равна:

d u Bd u Ad (w   ´  r BA);

dt  dt       dt


a = a


+ dw   ´ r


+ w ´ dr BA  .


 

Рисунок 3.8


B     A   dt

Так как dw   = e

dt


BA

и  dr BA

dt


dt

= u BA, то:


 

BA         BA
где e ´ r = a t


a B = a A + e ´ r BA + w ´ u BA,

– вращательное ускорение точки B во вращении вокруг полюса A, по модулю равное:


a t = e ´ r = e r sin (e, r)= e l;                    (3.8)


 

 

w ´ u


 

= a
n

BA    BA


BA             BA       BA              BA         AB

90°

– центростремительное ускорение точки B во вращении вокруг полюса A, по модулю равное:


a n = w ´ u = wu sin (w, u)= wu = w 2 l


 

.            (3.9)


BA               BA          BA                BA            BA         AB

90°

Тогда ускорение точки B определится уравнением:

a = a + a t + a n  ,                                (3.10)


 

где


 

t         n

a + a = a
BA    BA    BA


B     A    BA    BA

ускорение точки B в ее вращении вместе с плоской фигурой вокруг полюса A, по модулю равное:


a BA =                     =


= l AB


. (3.11)


Таким образом, ускорение любой точки плоской фигуры равно геометрической сумме ускорения полюса и ускорения этой точки в ее вращении вместе с плоской фигурой вокруг полюса:

a B = a A + a BA  .                                     (3.12)

a
и
n
Угол m между векторами BA   a BA определится из равенства:

a t   e


a
n
tg m =   BA

BA


=.                                  (3.13)

w 2


 

 

Мгновенный центр ускорений

При плоском движении тела в плоскости его движения существует точка, ускорение которой в данный момент времени равно нулю. Эта точка называется мгновенным центром ускорений (МЦУ)

Положение МЦУ можно определить, если известны: ускорение какой- либо точки тела, а также величины угловой скорости и углового ускорения этого тела.


Для этого, используя формулу


tg m = e  ,

w 2


вычисляют величину угла m. Далее, под углом m

к вектору известного абсолютного ускорения a A

точки A, в сторону углового ускорения e, откладывают отрезок AQ (рисунок 3.9), равный:


Рисунок 3.9


AQ = a A


.                 (3.14)


 

Ускорение произвольной точки B этого тела в данный момент времени равно ее ускорению во вращательном движении вокруг МЦУ, при этом ускорения точек тела пропорциональны их расстояниям от мгновенного центра ускорений:


a A = a B  ,

AQ BQ

а направлены они под тем же углом m к прямым (AQ и BQ), соединяющим эти точки и МЦУ.

 

СЛОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ ТОЧКИ

Относительное, переносное и абсолютное движения точки

Сложным называется движе- ние, при котором точка (тело) одновременно участвует в двух или более движениях.

Например, катящейся шар (из

положения A в положение M) по палубе         плывущего парохода (ри-


Рисунок 4.1


сунок 4.1).


Движение рассматриваемой точки (тела) относительно подвижной системы              отсчета называется относительным. Характеризуется


траекторией относительного движения, относительной скоростью


u r,


относительным ускорением


a r.


Движение подвижной системы отсчета и неизменно связанной с ней рассматриваемой точкой (тела) относительно неподвижной системы отсчета называется переносным. Характеризуется траекторией пере-


носного движения, переносной скоростью u e, переносным ускорением


a e.


Движение рассматриваемой точки (тела) относительно неподвижной системы отсчета называется абсолютным. Характеризуется траекторией


абсолютного движения, абсолютной скоростью


u a  , абсолютным


ускорением


a a.


Абсолютное движение складывается из относительного и переносного:

r a = r r + r e  .                                         (4.1)

 

Теорема о сложении скоростей

Рассмотрим сложное движение точки M в случае, когда подвижная система отсчета связана с твердым телом, совершающим произвольное движение в пространстве (рисунок 4.2). Неподвижную систему отсчета обозначим O 1 x 1 y 1 z 1, подвижную – Oxyz.

Вектор абсолютной скорости точки M

определится:

u = dr a;


a

u  dr r


dt

+ dr e  .             (4.2)


a   dt dt


Рассмотрим отдельно производные и dr e.

dt


dr r dt


Рисунок 4.2


Представив r r

получим:


в  виде  (x r i


+ y r j + z r k),


 


dr r


= æ  dx r i


+ dy r


j + dz r k ö + æ  di x

                                           

 

 

+ dj y

 

 

+ dk z


ö .      (4.3)


dt ç


 

dt   dt    dt


÷ ç dt r


dt r


dt r ÷


è                           ø è                           ø

В правой части уравнения (4.3) первое слагаемое представляет собой относительную скорость:


æ  dx r i


+ dy r


j + dz r k ö = u


i + u


j + u


k = u


.            (4.4)


ç  dt   dt    dt ÷


rx        ry        rz         r


è                           ø


 

Орты i, j, k оставаясь неизменными по модулю, вращаются вокруг


мгновенной оси


W с угловой скоростью


w, поэтому производная от


 

e
e
соответствующего орта по времени определяет вращательную скорость его конца. Вектор этой скорости будет равен векторному произведению


dj
dk
вектора w e


и вектора соответствующего орта:


 

                                                                                         


di
dt = w e ´ i;


dt = w e


´ j;


dt = w e


´ k.                  (4.5)


Тогда, в правой части уравнения (4.3) второе слагаемое будет равно:


æ  di x


 

+ dj y


 

+ dk z


ö = w


´ (x i


+ y j + z k)= w


 

´ r.      (4.6)

 


ç  dt r


dt r


dt r ÷


e      r        r        r            e   r


è                           ø

 

С учетом (4.4) и (4.6), производная

 

(4.3), будет равна:


 

 

dr r, определяемая выражением

dt


dr ru


+ w ´ r,                                   (4.7)


dt r      e   r


где w e ´ r r = u MO


– скорость точки M при ее вращении вокруг мгновенной


оси


W, проходящей через  полюс O, в переносном


 

e
движении.


Так как вектор r e


связан с неподвижной системой отсчета


O 1 x 1 y 1 z 1, то


dr e dt


= u O


 

– скорость полюса O в переносном движении, м/с.


Подставляя (4.7) в (4.2), получим:

u = u + w ´ r + dr e  ;                               (4.8)

a     r      e  r   dt


где u MO + u O = u e


u a = u r + u MO   + u O  ,                                   (4.9)

переносная скорость.


Тогда уравнение (4.9) примет вид:

u a = u r   + u e  .                                      (4.10)


Таким образом, абсолютная скорость точки равна геометрической сумме ее относительной и переносной скоростей.

Модуль абсолютной скорости будет равен:

 


u a =


.                     (4.11)


 

Теорема о сложении ускорений

Вектор абсолютного ускорения точки M определится:

a = d u a.

a    dt

Тогда уравнение (4.8) примет вид:

    d u d   (w e    ´  r r  ) d 2 r

a a   = r    +             + e   .                            (4.12)

dt      dt      dt 2


Рассмотрим производные (4.12), отдельно.


d u r dt


и   (w e    ´  r r  ) ,  входящие  в  уравнение

dt


Представив u в виде u


i + u j + u k, производная d u r, с учетом


r

(4.5), будет равна:


rx        ry        rz                                            dt


du d   (u r x i


+ u ry j + u rz k)


r   =                           ;

dt              dt


d u r = æ  d u rx i

                    


+ d u ry j + d u rz k ö + æ  di u

 

 

+ dj u


 

dk u   ö ;


dt ç


dt     dt     dt


÷ ç dt rx


dt ry


dt rz ÷


è                               ø è                              ø


d u r


= (a i


+ a j + a k)+ w


´ (u


 

i + u


 

j + u


k);


dt   rx        ry        rz            e      rx        ry        rz


d u ra


+ w ´ u


 

,                                (4.13)


dt  r      e    r


где a r


– относительное ускорение точки M.


Рассмотрим производную по времени от векторного произведения

w e ´ r r:


d   (w e    ´  r r  ) = d w e    ´ r   + w


´ dr r  .


dt      dt


r     e  dt


Так как


d w ee


 

, а производная


dr r


согласно (4.7) равна u


+ w ´ r,


 

получим:


dt  e

d   (w e    ´  r r  ) =  e


dt

´ r + w


 

´ (u


 

w   ´  r);


r      e   r


dt       e   r      e      r      e   r


d   (w e    ´  r r  ) =  e


 

´ r + w ´ u


w   ´ (w


´ r).          (4.14)


dt       e   r      e    r      e       e  r

С учетом (4.13) и (4.14) уравнение (4.12) примет вид:

             d 2 r

                         
           

a a   a r   w e   ´ u r   e e   ´  r r   w e   ´ u r   w e   ´ (w e   ´  r r  ) +       e,

dt 2

или в такой последовательности

 

       d 2 r                        

a a   a r      e   e e   ´  r r   w e   ´ (w e   ´  r r  ) + 2(w e   ´ u r  ),          (4.15)

dt 2

d 2 r  


где


   e

dt 2


= a O


– ускорение полюса O в переносном движении;


e
e   r     MO
e ´ r = a t


– вращательное ускорение точки M во вращении вокруг мгновенной оси W, проходящей через полюс


 

e       e  r        MO
w   ´ (w   ´  r) =  a n


O, в переносном движении;

e
центростремительное ускорение точки M во вращении вокруг мгновенной оси W, проходящей


через полюс O, в переносном движении;

2(w e   ´ u r  ) =  a к – кориолисово ускорение. С учетом этого получим:

a = a + a   + a t + a n + a,                         (4.16)

a     r     O     MO     MO    к


где a   + a t + a n = a – переносное ускорение точки M.

O     MO    MO     e

Тогда уравнение (4.16) примет вид:

a a = a r   + a e + a к  .                                   (4.17)

Равенство (4.17) выражает теорему Кориолиса о сложении ускорений: абсолютное ускорение точки равно геометрической сумме относительного переносного и кориолисова ускорений.

Модуль абсолютного ускорения, в общем случае, определяется методом проекций. Для этого определяем алгебраические суммы проекций всех ускорений на координатные оси:

a axa rxa exa кx; a aya rya eya кy; a aza rza eza кz.

Тогда модуль абсолютного ускорения будет равен:

 

a
a   =                 .

 

Модуль и направление вектора кориолисова ускорения


Кориолисово (поворотное) ускорение


a к, стремится изменить направ-


ление вектора относительной скорости u r

угловой скорости w e.


в направлении переносной


По модулю кориолисово ускорение будет равно:

a к    = 2 w e u r   sin (w e  , u r  ).

Чтобы найти направление вектора Кориолисова ускорения

необходимо мысленно перенести вектор переносной угловой скорости w e

в  рассматриваемую  точку M, а затем следовать одному из правил (рисунок 4.2).


Правило векторной алгебры


Вектор a к


перпендикулярен векторам w e и


u r и направлен в ту сторону, откуда виден


кратчайший переход от w e

часовой стрелки.


к u r


против хода


 


 

 

Рисунок 4.2


Правило Жуковского

Вектор относительной скорости u r проеци-


руем в плоскость p перпендикулярную оси


переносного вращения z и поворачиваем полученную проекцию сторону переносного вращения (по w e) на 90°.


u пр в


 

 Кориолисово ускорение равно нулю, если:

1) w e = 0, т.е. переносное движение поступательно;

2) u r = 0, т.е. относительная скорость в данный момент времени равна нулю;

3)  sin (w e  , u r  )= 0,  т.е.  в  случае  когда  (w e  , u r  )= 0  или  (w e  , u r  )= 180°,

иначе – когда вектор u r w e  .


 РАЗДЕЛ III. ДИНАМИКА

Динамика – раздел механики, изучающий движение материальных точек (тел) в зависимости от действующих на них сил.

Динамика делится на два подраздела:

– динамика материальной точки;

– динамика механической системы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.444 с.)