Контрольные измерительные материалы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольные измерительные материалы



Диагностическая работа

Полугодие

1. Установите соответствие с помощью стрелочек. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

сюжет   расположение элементов сюжета относительно друг друга
композиция   вопрос, который ставит перед читателем произведение
проблема   то, о чём рассказывается в произведении
    совокупность событий, действий и поступков героев, изображённых в произведении

 

2. Установите соответствие с помощью стрелочек. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

род литературы   роман
способ повествования   сюжет
жанр   эпос
    проза

 

 

3. Установите соответствие с помощью стрелочек. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

«Садко»   песня
«Не шуми, мати зелёная дубровушка…»   авторская сказка
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»   былина
    древнерусская повесть

 

 

4. Установите с помощью стрелочек соответствие между главным героем и названием литературного произведения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

Сильвио   «Кавказский пленник»
Жилин   «Человек в футляре»
Беликов   «Дубровский»
    «Выстрел»

 

5. Установите с помощью стрелочек соответствие между второстепенным героем и названием литературного произведения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

«Кавказский пленник»   князь Верейский
«Человек в футляре»   Абдул
«Дубровский»   Коваленко
    Троекуров

 

 

6. Установите с помощью стрелочек соответствие между названием произведения и его автором. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

«Утёс»   Н.М. Рубцов
«Звезда полей»   Н.А. Некрасов
«Косарь»   М.Ю. Лермонтов
    А.В. Кольцов

 

7. Установите с помощью стрелочек соответствие между эпитетами и стихотворениями, в которых они встретились.

 

взрытая, звонкая, рыжий   М.Ю. Лермонтов «Парус»
одинокий, золотой, мятежный   Н.М. Рубцов «Звезда полей»
печальная, прозрачный, янтарный   С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»
    А.С. Пушкин «Зимнее утро»

 

 

На следующие вопросы надо отвечать одним словом

 

8. Как называется словесно-музыкальный песенный эпический жанр русского фольклора, в котором повествуется о народных героях?________________

 

9. Как называется ритмическая единица длины строки, регулярное повторение сочетания ударных и безударных слогов? _______________

 

10. Как называется двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге? _______________

 

11. Назовите род литературы, к которому принадлежит «Тупейный художник» Н.С. Лескова. _______________

 

12. Назовите род литературы, к которому принадлежит «Поэт» М.Ю. Лермонтова. _______________

 

13. Определите размер, которым написано стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…» А.А. Фета. _______________

 

14. Определите размер, которым написано стихотворение А.С. Пушкина «И.И. Пущину»._____________________

 

15. Определите характер рифмы:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят… (Ф.И. Тютчев) _______________

 

16. Укажите жанр произведения А.П. Чехова «Человек в футляре». _______________

 

17. Укажите жанр произведения А.С. Пушкина «Дубровский».

_______________

 

 

Следующие задания выполните в точном соответствии с их формулировкой.

 

18. Ученик получил задание подобрать примеры стихотворных строк с мужской рифмой. Исправьте ошибку ученика: зачеркните пример с иной рифмой.

Листья осенние
Где-то во мгле мирозданья
Видели, бедные,
Сон золотой увяданья… (Н.М. Рубцов)

Меня могила не страшит:

Там, говорят, страданье спит

В холодной вечной тишине;

Но с жизнью жаль расстаться мне… (М.Ю. Лермонтов)

 

Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней! (Ф.И. Тютчев)

 

19. Восстановите правильную последовательность предложений в русской народной песне. Внесите в схему номера строк.

(1)Что заутра мне, доброму молодцу, в допрос идти
(2)Не шуми, мати зеленая дубровушка
(3)Перед грозного судью, самого царя

(4)Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати

 

 

I (---)
   
II (---)
   
III (---)
   
IV (---)

 

20. Подчеркните в тексте былины «Садко» все постоянные эпитеты.

 

Встретил Садко дружину хоробрую
И повел в палаты белокаменны.

Тут его жена зрадова́лася,
Брала Садка за белы руки,
Целовала во уста во сахарныя.
Начал Садко выгружать со черленых со ко́раблей
Именьице — бессчётну золоту казну.

 

21. Ниже приведены вопросы к «Повести о Петре и Февронии Муромских».

На каждый из первых двух вопросов дайте ответ в форме законченного предложения.

Третий вопрос требует создания развёрнутого ответа (3 – 5 предложений) в форме текста-рассуждения.

 

«… не оставь нас, сирот твоих, вернись на свое княжение. Ведь много вельмож погибло в городе от меча. Каждый из них хотел властвовать, и в распре друг друга перебили. И все уцелевшие вместе со всем народом молят тебя: господин наш князь, хотя и прогневали и обидели мы тебя, но теперь хотим, чтобы были вы, и любим вас, и молим, чтобы не оставили вы нас, рабов своих!»

 

1) Кому принадлежат эти слова, кому адресованы и при каких обстоятельствах произнесены?

______________________________________________________________

 

2) «Прогневали и обидели мы тебя…» О какой обиде идёт речь?

______________________________________________________________


3) Действительно ли герои, к которым «уцелевшие» обращаются «с мольбой», достойны любви и уважения? Подтвердите свои суждения текстом повести.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

22. Восстановите последовательность событий в описании поведения Андрея

Гавриловича Дубровского в суде (А.С. Пушкин «Дубровский»). Внесите в схему номера строк.

(1) Все пришли в ужас. 

(2)Дубровский молчал...

(3)Секретарь повторил ему свое приглашение подписать свое полное и совершенное удовольствие или явное неудовольствие, если… намерен в положенное законами время просить по апелляции куда следует.

(4)Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал, и схватив чернильницу, пустил ею в Заседателя.

 

 

I (---)
   
II (---)
   
III (---)
   
IV (---)

 

 

На вопрос 23 необходимо дать письменный развернутый ответ.

 

 

23. Назовите 2-3 произведения, включенные в первую часть учебника, герои которых одиноки. В чём причина их одиночества?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диагностическая работа

Полугодие

1. Установите соответствие с помощью стрелочек. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

отношение людей в обществе   социальная проблема
отношение людей в семье   философская проблема
выбор жизненного пути   бытовая проблема
    нравственная проблема

 

 

2. Установите соответствие с помощью стрелочек. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

«Лесной царь»   рассказ
«Подснежник»   стихотворение
«Железная дорога»   баллада
    поэма

 

 

3. Установите с помощью стрелочек соответствие между героем и названием литературного произведения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

Нефёд   «Дети подземелья»
Дедушка Лодыжкин   «Мальчик у Христа на ёлке»
Тыбурцый   «Лапти»
    «Белый пудель»

 

4. Установите с помощью стрелочек соответствие между названием произведения и его автором. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

«Душа моя мрачна»   А.С. Пушкин
«Зимний вечер»   В.В. Маяковский
«Послушайте!»   Дж. Байрон
    М.Ю. Лермонтов

 

На следующие вопросы надо отвечать одним словом

 

5. Назови автора строк: «Нет, я не Байрон, я другой…» _________________

 

6. Кто является автором строк: «И пошли они, солнцем палимы…»?

_________________

 

 

7. В каком учебном заведении учился герой рассказа И.А. Бунина «Подснежник?»

_________________

 

 

8. Какая фамилия была написана на аптечном ярлыке, прикреплённом к пузырьку с лекарством? (А.И. Куприн «Чудесный доктор»)

_________________

 

 

9. Назови автора рассказа, маленький герой которого замёрз на улице и умер в канун Рождества.

_________________

 

 

Ответы на следующие вопросы представляют собой развёрнутые письменные высказывания объёмом 3 – 5 предложений. Выполняя задания, обязательно опирайтесь на приведённые фрагменты текстов, а также используйте знание полных текстов произведений.

 

 

10. Проанализируйте приведённые ниже фрагменты, сопоставьте их и ответьте на вопросы.

 

 

Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке» В.Г. Короленко «Дети подземелья»
Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках… И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, -- вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, -- и присел за дровами: «Тут не сыщут, да и темно». Ясные дни миновали, и Марусе опять стало хуже. На все наши ухищрения с целью занять ее она смотрела равнодушно своими большими, потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали ее смеха. Я стал носить в подземелье свои игрушки, но и они развлекали девочку только на короткое время. Тогда я решился обратиться к своей сестре Соне. У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне ее на время. Я так убедительно просил ее об этом, так живо описал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала мне ее и обещала в течение двух-трех дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле. Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, вдруг опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своей новой знакомой... Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлепая по полу слабыми ногами.  

 

10.1 Какая тема объединяет эти фрагменты? Объясните, почему вы так думаете.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10.2. Охарактеризуйте героя-рассказчика из повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Объясните, опираясь на текст приведённого фрагмента, почему вы представили героя именно таким.

_______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10.3. Чьими глазами читатель видит происходящее в рассказе Ф.М. Достоевского? Объясните, почему вы так думаете.

 

_________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10.4. Какую роль в одном и в другом фрагменте играют образы кукол? Докажите справедливость своего суждения, опираясь на приведённые фрагменты.

 

_________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ответы на следующие вопросы представляют собой развёрнутые письменные высказывания объёмом 3 – 5 предложений. Выполняя задания, обязательно опирайтесь на тексты стихотворений.

 

 

11. Проанализируйте приведённые ниже стихотворения М.Ю. Лермонтова, сопоставьте их и ответьте на вопросы.

 

 

Ангел Парус
По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой.      Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О боге великом он пел, и хвала Его непритворна была.      Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез; И звук его песни в душе молодой Остался -- без слов, но живой.      И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли. Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..   Играют волны – ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы, – он счастия не ищет И не от счастия бежит!   Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!    

 

11.1 В одном и другом стихотворении отсутствует «я», с помощью которого лирический герой обычно выражает свои чувства и переживания. Есть ли лирический герой в этих стихотворениях? Объясните, почему вы так думаете.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11.2 Охарактеризуйте тему одного и другого стихотворения. При выполнении задания обязательно привлекайте текст произведений.

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11.3 Чем похоже настроение стихотворения «Ангел» на настроение стихотворения «Парус»? При выполнении задания обязательно привлекайте текст произведений.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

 


[1] Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5–9 классы. М.: Просвещение, 2010.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.069 с.)