Классические образцы поэзии и прозы. Лирическое стихотворение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классические образцы поэзии и прозы. Лирическое стихотворение



Лирическое стихотворение. При освоении содержания теоретического материала учебника важно уделить внимание включению новой литературоведческой терминологии в активный словарный запас учащихся (раздел «Проверь себя» с. 61).

Рифма, ритм, размер, строфа:  предусмотреть разные виды самостоятельной практической работы учащихся. Очень эффективна деятельность по организации взаимного обучения анализу поэтического текста (задание «Если кто-то из твоих товарищей…» с. 62).

Обращаем внимание: определение стихотворных размеров – не главная цель практического занятия. Необходимо развивать умение видеть связь формы и содержания художественного произведения (задание «Как ты думаешь, зачем…» с. 62)

А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро». Все виды деятельности на данных уроках направлены на развитие внимания к поэтическому слову. Обязательно используем карандаш для выделения ключевых слов и изобразительных приёмов в тексте. Целесообразно продолжить работу (начатую в 5 классе) над заполнением словарика, включающего слова разных частей речи, с помощью которых можно характеризовать оттенки настроения. Продолжаем вести своеобразный «дневник наблюдений»: находить и выписывать лексические средства для характеристики настроения, которые встретились учащимся в других текстах (в том числе в учебнике русского языка, в публицистических текстах, в устной речи окружающих и др.) Словарик необходимо активно использовать при организации речевой деятельности школьников. Важно развивать умение школьников, характеризуя настроение, сразу же объяснять, какими изобразительными средствами оно передано в стихотворении

При подготовке к выразительному чтению стихотворения обязательно пользуемся памяткой. Правильно организованная на урокеработа с памяткой представляет собой по существу анализ стихотворения.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Парус», «Утёс». Учитываем методические указание к изучению лирики, представленные выше.

Обращаем особое внимание на задания 1, 2 с. 68, 1 с. 70, 6 с. 71 – их выполнение поможет осознать понятие аллегория, увидеть роль олицетворения в создании аллегорического образа, сформировать начальное представление о понятии символ.

Задание на с. 71 («Какое из понятий…») ориентировано на зону ближайшего развития учащихся. Не требуем обязательного выполнения этого задания от всех учеников. Организуем наиболее эффективную форму работы (нами предложена парная работа). Уходим от теоретизирования – сопоставляем аллегорию и символ в ходе анализа примеров. Эти понятия необходимо использовать в ходе дальнейшей работы на уроках литературы, постепенно усложняя материал для анализа

А.С. Пушкин Роман «Дубровский». Очень важно организовать выполнение предтекстового задания на с. 74. Учитель может дать индивидуальные задания учащимся, организовать работу на уроке с источниками информации, подготовить «виртуальную экскурсию» и др.

Кроме того, представление об эпохе формируется у учащихся в результате выполнения заданий 1, 2 на с. 75 и задания «Как ты думаешь, почему…» на с. 75. Обращаем внимание на ведущий вид деятельности: «найти в тексте ответ» (задание 2), ответить на проблемный вопрос (задание 1, «Как ты думаешь…») – организуем деятельность в соответствии с алгоритмами, освоенными в 5 классе.

Предтекстовое задание на с. 76 не должно показаться учителю слишком лёгким. Умение выделять и формулировать основное содержание фрагмента свидетельствует о сформированности читательских умений школьников. Хорошо, если на уроке будет организовано обсуждение подобранных заголовков. Следует поощрить учащихся, проявивших высокий уровень личностной компетенции (выполнили задание с элементами творчества, проявили оригинальность: подобрали в качестве заголовков цитаты, пословицы и пр.).

Подготовительную работу по выполнению заданий 1, 2 целесообразно оформить в виде таблицы. Особое внимание обратим на задание 3. Определим вместе с учащимися значение слов «причина» и «повод». Если мнения учащихся при выполнении задания 3 разделились, можно организовать дискуссию.

Отвечая на проблемные вопросы 5–7, 9–12, учащиеся обязательно аргументируют свою позицию. Категорически не принимаются односложные ответы. Учим школьников формулировать ответы в виде гипотезы, которую предстоит доказать или опровергнуть в ходе анализа текста.

Урок «Мастерство Пушкина-прозаика. Психологизм романа" целесообразно провести в форме конференции. Учащиеся разделены на группы, готовят ответы на вопросы 6, 8, 10. После обсуждения ответов делаем вывод о главных приёмах психологизма в романе: пейзаж, портрет, поведение героев, речевая характеристика.

Обратим внимание на задания «Каково отношение автора к Дубровскому?...» и «Можно ли утверждать…» на с. 133. Выполняем задания в соответствии с представленным в них алгоритмом. В качестве дополнительного задания используем «Как ты думаешь, почему…» на с. 75

Урок «Вечные проблемы в романе» может быть проведён как работа над проектом. Цель, условия, порядок работы представлен в задании «Вспомни, что такое эпиграф…» на с. 133. Необходимо обеспечить для учащихся возможность пользоваться разными источниками информации. Целесообразно также продумать наиболее адекватную конкретным педагогическим условиям форму представления и защиты проектов.

Герой литературного произведения. Обращаем внимание на предтекстовое задание на с. 138 и задание 2 на с. 139. Важно уметь отличать понятие «литературный герой» от близких по смыслу понятий (личность; обладатель лучших, только положительных качеств и др.)

А.С. Пушкин. Повесть «Выстрел». Работу целесообразно начать с выяснения особенностей композиции: смена рассказчиков, несовпадение сюжета и фабулы. Выполняем задания 1-5 на с. 153-154. Организуем тщательную работу с текстом, выделяем карандашом необходимые эпизоды и детали.

Задание 2 на с. 141 выполняем в строгом соответствии с представленным в нём алгоритмом. Помним про необходимость совершенствовать умение объяснять и рассказывать.

Самостоятельная практическая работа учащихся на уроке «Идея повести. Гуманистические идеи Пушкина» организуется на основе выполнения заданий «Сравни двух пушкинских героев…» и «Случайно ли совпадение…» на с. 154. Форма работы (устная/ письменная; индивидуальная/ парная/групповая) определяется учителем. Продолжаем развивать умение проводить сопоставительный анализ.

Н.С. Лесков. Повесть «Тупейный художник». Вспоминаем исторические сведения (5кл. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети») – крепостное право в России. Просим учащихся найти в тексте «Тупейного художника» приметы времени.

Считаем важным выполнить задания 2 на с. 156 и 1, 2 на с. 158. Начать анализ повести целесообразно с выяснения особенностей жанра и композиции. Пусть учащиеся вспомнят, что жанр сказа им знаком: П.П. Бажов «Медной горы хозяйка». Чем различаются сказ Бажова и сказ Лескова?

Задания 2, 3, 4 на с.184 предусматривают организацию разных видов деятельности учащихся (пересказ с изменением исходного текста, устный развёрнутый ответ-описание, анализ фрагмента текста). Следим за соблюдением алгоритма выполнения учебной задачи.

Задание 2 с. 185 может стать основой домашнего задания. Целесообразно организовать групповую работу. Урок, на котором учащиеся представляют свои ответы, проводим в форме конференции.

Организация самостоятельной исследовательской работы учащихся со значимыми элементами текста (эпиграфом, первой главой – авторским размышлением о художниках, названием и финалом) развивает умение объяснять, истолковывать, интерпретировать прочитанное, способствует формированию целостного восприятия художественного текста. В основе работы – выполнение заданий 1, 2 на с. 158, «Объясни, почему…» и «Попробуй объяснить парадокс…» на с. 184. Форма работы (устная/письменная; индивидуальная/парная/групповая) определяется учителем.

Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Предтекстовое задание на с. 185, задания 1,2 на с. 187, 1, 2 на с. 189 очень важны, т.к. позволяют осознать значимость Толстого для российской культуры. Предтекстовое задание на с. 189 мотивирует осмысленное чтение текста

Подробный алгоритм сопоставления героев представлен в заданиях 1и 2 («Разделитесь на две группы…»), 1 («Как автор относится к героям?..») на с. 214; задание 3 на с. 215.

Обобщаем изученное, выполняя задание «Вспомни произведения…» на с.215. Необходима предварительная подготовка: задание можно дать на дом или выделить время на уроке. В этом случае можно помочь учащимся: напомнить содержание учебника литературы 5 класса (слайд презентации, раздаточные листы и пр.).

А.П. Чехов. Рассказ «Человек в футляре». Ключевыми проблемами уроков являются проблемы, сформулированные в задании 2 с. 217, в предтекстовом задании на с. 217, задание 1 с. 218.

Алгоритм характеристики героя представлен последовательностью заданий: предтекстовое задание на с. 218, задания 1–4 на с. 235.

Важно, чтобы учащиеся осознали аллегорический смысл рассказа: задание 3 с. 218, задание 5, 6 на с. 235, задания «Кто рассказывает…», «Поразмышляй над названием…» на с. 235. Философско-психологическая проблема страха раскрывается с помощью конкретных образов-деталей: зонтик, футляр, гроб, велосипед. Обсудим с учащимися: только ли с образом Беликова связана тема страха в рассказе? Страх – это только отрицательная эмоция? Какие люди вообще не испытывают страха? Как соотносятся страх и одиночество, страх и неуверенность в себе? Отметим, что рассказ Чехова – не сатирическое произведение. Позиция автора сложна и не выражена открыто и однозначно (увидим это в тексте рассказа).

А.В. Кольцов. Стихотворение «Косарь». Для определения главной темы стихотворения важно осознать его связь с произведениями фольклора (предтекстовое задание на с. 241; задания 1, 5 на с. 247).

Актуальность темы свободы, активности и силы духа человека для литературы первой половины XIX века объясняем, выполняя задание «Как ты думаешь, почему…» на с. 247.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой…»). Подчеркнём, что тема поэта и поэзии выражена в стихотворении аллегорически (задания 4, 6 на с. 253). Увидим в тексте философское звучание темы – назначение человека, цель и смысл жизни (задания 5, 7, «Объясни, почему…» на с. 253).

Н.А. Некрасов. Поэма «Саша». Важен исторический контекст поэмы: вспоминаем «Крестьянские дети» Н.А. Некрасова, «Муму» И.С. Тургенева и «Тупейный художник» Н.С. Лескова. Выполняем задания 2, 3 на с. 256, 1 на с. 258, «Поэму «Саша» Некрасов посвятил…» на с. 263. Подчёркиваем актуальность темы народа, свободы личности для литературы 50-60 гг. XIX века

Анализ поэмы проводим по алгоритму, определённому заданиями 1, 2, 3 на с. 263. Уделяем внимание трёхсложным стихотворным размерам. Учимся определять их. Важно: осознать связь ритма и содержания произведения. Начинаем анализ ритма с выполнения задания «Расскажи о том…» на с. 263, практическую часть урока строим в соответствии с заданиями 2,3,4 на с. 258.

С.А. Есенин. Стихотворения «Там, где капустные грядки», «Пороша», «Нивы сжаты, рощи голы…». Выполняем задания на с.270 и 272. Целесообразно организовать групповую работу: каждая группа учащихся анализирует одно стихотворение.

Н.М. Рубцов. Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». В основу самостоятельной исследовательской работы учащихся положены задания на с. 279. Форма работы (устная/ письменная; индивидуальная/ парная/групповая) определяется учителем. Итоги исследований можно обсудить в ходе конференции (задание «Организуйте в классе…» на с. 279)

Лирический герой. Выполняем задание «Попробуй объяснить…» на с. 7. СтОит обсудить с учащимися алгоритм выполнения задания: определить вопросы для сопоставления героев. Можно организовать групповую работу: «лирический герой – герой драмы»; «лирический герой – герой эпоса».

А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимний вечер». Главное в анализе стихотворения – почувствовать оттенки настроения и душевного состояния лирического героя. Обратим внимание на предтекстовое задание на с. 10. Важно: не читаем незнакомое стихотворение сразу вслух. Осмысленное чтение про себя – уже по существу анализ текста. Не забываем про обращение к памятке «Как подготовиться к выразительному чтению стихотворения».

А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога». Предтекстовые задания на с. 12 готовят к восприятию стихотворения. Предвидение, предположение очень важны для развития эмоционального интеллекта. Часто именно неумение «вчувствоваться», сопереживать затрудняет понимание художественного текста.

Дж. Г. Байрон. Стихотворение «Душа моя мрачна» (пер. М.Ю. Лермонтова). На с. 21 представлены задания, которые организуют самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся. Форма выполнения заданий (устная/ письменная; индивидуальная/ парная/групповая) определяется учителем.

Дж. Г. Байрон. Стихотворение «Прометей». Интересно построить анализ стихотворения, начав его с задания 2 на с. 25. Учащиеся высказывают предположения-гипотезы. Работая над системой заданий к тексту, они находят основания для подтверждения или опровержения своей гипотезы. В завершении анализа следует её раз обратиться к вопросу 2 на с. 25.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Нет, я не Байрон…». Предтекстовое задание к стихотворению на с. 29 готовит к восприятию текста и указывает логику анализа стихотворения.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Ангел». Задание 1 («Объясни, почему…») на с. 32 указывает логику анализа стихотворения.

Идея, проблематика литературного произведения. Важно, чтобы учащиеся осознали, почему «проблематика и идея произведения – это средство ведения диалога автора и читателя». Шестиклассник должен осознавать не только образную природу литературного произведения, но и его диалогическое начало, активную роль читателя в этом диалоге.

Баллада. После освоения материала учебника на с. 35-36 попросим учащихся доказать, что стихотворение «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина (рассмотренное в 5 классе) можно отнести к жанру баллады.

В.А. Жуковский. Баллада «Лесной царь». Завершив анализ баллады (задания на с. 39), попросим учащихся привести примеры известных им произведений, в которых воплощается схожая идея – судьба человека в сложном и могущественном мире непредсказуема (смерть Павлуши в рассказе «Бежин луг» И.С. Тургенева, «Зеленая лампа» А.С. Грина, «В прекрасном и яростном мире» А.П. Платонова и др.).

Народная баллада «Чёрный ворон». А.С. Пушкин «Ворон к ворону летит». Самостоятельное исследование проводится на основе выполнения заданий 2 на с. 48 и задания «Сопоставь настроение…» на с. 49. Алгоритм и форма работы представлены в заданиях.

Э. По. «Ворон». Можно начать анализ баллады с выполнения задания 4 на с. 48. Учащиеся сформулируют ответ-гипотезу. Выполнение заданий 1–3 на с. 48 позволит подтвердить или опровергнуть гипотезу.

А.С. Пушкин. Стихотворение «Бесы». Задания, направляющие анализ стихотворения, даны в учебнике «с избытком». Учитель отбирает те, которые в бОльшей степени соответствуют реальной педагогической ситуации.

Нравственная проблематика литературного произведения. Перед началом изучения раздела ещё раз обратимся к с. 33-34. Учащиеся должны различать понятия «тема» и «проблема». Важно: прибавление слова «проблема» к тому или иному понятию не говорит о том, что мы действительно сформулировали проблему (проблема семьи, проблема дружбы, проблема добра и т.п.). Лучше если учащиеся будут формулировать проблему именно в виде вопроса, ответ на который требует размышления, изучения, выбора одного из нескольких возможных ответов.

Ф.М. Достоевский. Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке». Важно, чтобы учащиеся осознали глубокий гуманистический смысл творчества Ф.М. Достоевского (задания 1, 2 с. 62, задания 1, 2 с. 63). Обязательно обсудим с учащимися вопрос 4 на с. 69. В случае необходимости следует организовать и провести дискуссию.

И.А. Бунин. Рассказ «Лапти». Обратим внимание на предтекстовое задание на с. 71. Образ вьюги в русской литературе не просто создаёт ощущение опасности, тревоги, но, по словам М.О. Гершензона, представляет собой стихию, которая мудрее «самого человека. Люди, как дети, заблуждаются в своих замыслах и хотениях, – метель подхватит, закружит, оглушит их, и в мутной мгле твердой рукой выведет на правильный путь, куда им, помимо их ведома, и надо было попасть. Она знает их подлинную, их скрытую волю – лучше их самих». Нефёд, погибший в буре, спас не только душу ребёнка, просившую красные лапти, но и заблудившихся мужиков.

Самостоятельное исследование учащиеся проводят, выполняя предтекстовое задание на с. 71 и (или) задание «Прведи самостоятельное исследование…» на с. 74. Форма работы (устная/ письменная; индивидуальная/ парная/групповая) определяется учителем.

И.А. Бунин. Рассказ «Подснежник». Очень точно настраивает на восприятие произведения выполнение предтекстового задания на с.75. В завершении анализа возвращаемся к сформулированной гипотезе и выполняем задание «Как ты думаешь…» на с. 79.

А.И. Куприн. Рассказ «Белый пудель». Выполняя предтекстовое задание на с. 81, можно провести конференцию или круглый стол. Обязательно сделать вывод из рассказов учащихся. Хорошо, если школьники расскажут о произведениях, прочитанных самостоятельно, не включённых в программу

Целесообразно выполнить задание 2 на с.117. Задание может явиться основой проекта: создания газеты или альманаха детских работ. Ответы учащихся могут быть преобразованы в публичные выступления и произнесены на конкурсе ораторов.

Выполнение задания 1 на с. 117 подводит итог анализу рассказа.

А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Алгоритм анализа рассказа представлен в заданиях 1–5 на с. 130. Обобщение проводим, выполняя задания «Считаешь ли ты…» и «В рассказе говорится…» на с. 130.

В.В. Маяковский. Стихотворение «Послушайте!». Задание 3 на с. 136 имеет дискуссионный характер. Постараемся направить рассуждение детей: в этой строке слиты воедино две противоположные интонации, характерные для лирики Маяковского: бунт и отчаяние, призыв и стон.

Самостоятельное исследование учащиеся проводят, выполняя задание «Проведи самостоятельное исследование…» на с. 141 и (или) задание «Сопоставь стихотворения…» на с. 141. Форма работы (устная/ письменная; индивидуальная/ парная/групповая) определяется учителем. Необходимо создать условия, при которых учащиеся в ходе урока могут воспользоваться любым необходимым им художественным текстом.

А.П. Платонов. Рассказ «Цветок на земле». Обязательно начинаем работу над произведением с выполнения предтекстовых заданий на с. 142. и 145. Алгоритм анализа – в последовательном выполнении заданий 1–5 на с. 149–150.

А. Сент-Экзюпери. Повесть- сказка «Маленький принц». Предтекстовое задание на с. 154 нацеливает на глубокое прочтение произведения и понимание его основных идей. Предусмотрен выбор учащимися способа выполнения, который (при верном результате) не может влиять на оценивание.

Выполняем задания 1, 2 на с. 205 (второй блок). Уделяем внимание работе со словом и аргументированному (с опорой на текст) ответу на проблемный вопрос. Не забываем про памятку «Как подготовиться к устному развёрнутому ответу».

Характеризуем героев сказки, последовательно отвечая на вопросы 1, 2, 3 на с. 205 (первый блок).

Для ответа на проблемный вопрос о жанре произведения (тема урока) организуем групповую работу: распределяем между тремя группами задания 3 на с. 205, 1 и 2 на с. 206. Представление результатов наблюдений над художественными особенностями произведения проводим в форме конференции или круглого стола.

Социальная проблематика литературного произведения. Обратим внимание на важность словарной работы (раздел «Проверь себя» и задание 1 на с. 210) и на необходимость обобщить изученное о теме и проблематике произведений литературы. Обобщение организуем в форме самостоятельной практической работы учащихся (задание 3 на с. 210).

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка» (пер. В. А. Жуковского). Задания, направляющие анализ баллады, даны в учебнике «с избытком». Учитель отбирает те, которые в бОльшей степени соответствуют реальной педагогической ситуации.

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Среди предложенных в учебнике заданий выделим два проблемных вопроса: 4 и «Подумай, почему…» на с. 224. Отвечая на проблемные вопросы, учащиеся обязательно аргументируют свою позицию. Категорически не принимаются односложные ответы. Учим школьников формулировать ответы в виде гипотезы, которую предстоит доказать или опровергнуть в ходе анализа текста.

Самостоятельное исследование учащиеся проводят, выполняя задание 2, 3 на с. 230 (первый блок), 1, 2 на с. 231. Форма работы (устная/ письменная; индивидуальная/ парная/групповая) определяется учителем.

Р.Л. Стивенсон. Баллада «Вересковый мёд». Организация и проведение конкурса чтецов (задание на с. 237) – проектное задание. Необходимо распределить в классе обязанности по его подготовке, продумать правила, выработать критерии оценки чтения, оформить аудиторию, подготовить необходимую технику, пригласить жюри, позаботиться о призах и подарках, написать афиши и т.д. При разработке критериев оценивания выразительного чтения стихотворения можно воспользоваться памяткой «Как подготовиться к выразительному чтению».

В.Г. Короленко. Повесть «Дети подземелья» (глава IX «Кукла»). Характеризуя главного героя-рассказчика, последовательно выполняем задания: предтекстовое на с. 240, задания 1, 2, 3 (первый блок) на с. 248. Возможна групповая форма выполнения задания 1.

Обсуждение проблематики произведения организуем, последовательно выполняя задания 4, 5 (первый блок), 1, 2 (второй блок).

Анализ художественного своеобразия произведения проводим в форме конференции, круглого стола, дискуссии или др. Задание («Во многих произведениях…» на с. 248) даём заранее для серьёзного самостоятельного исследования дома. Возможна индивидуальная, парная, групповая форма проведения исследования. Следует продумать оформление аудитории, в которой будет проходит занятие.

К.Г. Паустовский. Рассказ «Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза»). Обратим внимание на задание 3 на с. 250. (находим схожие мотивы в творчестве К. Паустовского и А. Грина) и на предтекстовое задание на с. 250 (сопоставляем образ розы у Паустовского и Экзюпери). Важно, завершая изучение литературы в 6 классе, установить связи между произведениями, совершенствовать умение проводить сопоставительный анализ.

Целесообразно анализировать рассказ, последовательно выполняя задания 1, 2, 3 на с. 260 (второй блок).

Завершаем анализ выполнением задания «Попробуй объяснить…» на с. 260. Можно предложить учащимся дать письменный развёрнутый ответ ограниченного объема. После проверки учитель обобщит и систематизирует ответы – соберёт по крупицам «драгоценную пыль», размышления своих учеников.

С.А. Есенин. Отрывок из поэмы «Сорокоуст» (часть 3). Важнообратить внимание на два взаимосвязанных аспекта стихотворения: отражение в нём трагического восприятия Есениным основного конфликта эпохи (природы и цивилизации) и художественное мастерство поэта в воплощении этой темы. Предтекстовое задание помогает учащимся погрузиться в эпоху 20-30 годов ХХ века. Оно необходимо не столько для того, чтобы овладеть фактическим материалом, а главным образом для того, чтобы прочувствовать атмосферу, эмоциональное и психологическое состояние людей. Алгоритм анализа художественного своеобразия стихотворения отражен в последовательности заданий после текста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.044 с.)