Особенности формирования ИКТ-компетентности учащихся на уроках литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности формирования ИКТ-компетентности учащихся на уроках литературы



ИКТ-компетенции относятся к метапредметным компетенциям, однако их формирование и развитие обусловлено своеобразием литературы как учебного предмета.

ИКТ–компетентность — способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее определения (идентификации), организации, обработки, оценки, а также ее создания–продуцирования и передачи–распространения. Между преподаванием литературы и формированием ИКТ-компетентности есть некое изначально существующее внутреннее противоречие. Литература – это чтение текстов; ИКТ – это умение работать с символами и знаками. Преодоление этого противоречия достигается за счет формирования и развития главного умения, актуального для постижения литературы, – умения управлять информацией с помощью ИКТ. В 6 классе продолжают развиваться те ИКТ-компетенции, формирование которых было начато в 5 классе. Напомним: формулировки заданий в учебниках 5 и 6 класса ориентируют учащихся и на выбор наиболее удобного, надёжного, качественного источника информации, что формирует рефлексивные умения, реализует принципы личностно-ориентированного обучения, предупреждает социально-педагогические риски (см. далее).

Выше было сказано, что 6 класс – это начальный этап обучения школьников проведению самостоятельных исследований и организация прообраза научно-учебных конференций. Электронное приложение к учебнику содержит ссылки на источники художественных и научных текстов, образующих необходимое для данной деятельности информационное пространство. Обучение школьников эффективному управлению этим пространством – основа формирования ИКТ-компетентности в 6 классе.

Под управлением информацией мы понимает решение следующих задач.

Умения, связанные с управлением информацией Примеры заданий
Находить информацию по одному данному запросу Найди в энциклопедии, Интернете или спроси у старших, что такое латинский язык. Где и когда на нём говорили? (с.6) Найди в энциклопедии, Интернете или спроси у старших, кто такой В.И. Даль. Чем он известен? (с.12)
Находить информацию по нескольким данным запросам Прежде чем прочитать текст, посмотри в энциклопедии, Интернете или спроси у старших, когда произошла Октябрьская революция. Что такое гражданская война? Каково значение этих событий в истории нашего государства? (с. 226 – 2)
Сравнивать, систематизировать, оценивать полученную с помощью ИКТ информацию Посмотри в словаре или Интернете, что означает слово «яростный». С каким из значений этого слова связано содержание рассказа? Раскрой свою мысль. В случае затруднения обратись за помощью к старшим. (с. 148 – 2)
Представлять полученную с помощью ИКТ информацию Что тебе известно об эпохе Просвещения? Разыщи информацию в различных источниках (Интернете, энциклопедии, учебнике истории) и расскажи о том, что тебе удалось узнать.
Находить информацию по запросу, сформулированному самостоятельно Посмотри в энциклопедии, Интернете или спроси у старших, какие еще писатели ХХ века родились в Сибири и описывали людей и природу Сибири в своих произведениях (с. 196 – 2) 

 

8. Методика оценки образовательных достижений обучающихся

Рекомендуем провести две комплексные диагностические работы (см. далее): в конце первого полугодия и в конце года обучения. 

Диагностические работы оценивают уровень достижения учащимися всех планируемых результатов (см. Примерное поурочное планирование курса). Спецификация каждой работы приводится ниже.

Принципиальным является отсутствие в диагностических работах заданий с выбором ответа, противоречащих особенностям литературы как учебного предмета и ведущим методическим принципам его преподавания.

Учитель вправе вносить в содержание работы корректировки. Обязательное условие – качественный анализ результатов с обучением школьников самоанализу и самооценке.

 

Диагностическая работа №1.

Спецификация работы

 

№ критерия Диагностируемые результаты обучения № задания
К1 знать содержание изученных произведений 3, 4, 5,6, 7, 11, 12, 16, 17, 21, 22
К2 находить и характеризовать элементы содержания литературного произведения 1
К3 отличать род литературы от способа повествования 2
К4 определять род литературы, к которому принадлежит произведение 11, 12
К5 отличать произведения разных эпических жанров 3, 16, 17
К6 различать главных и второстепенных героев 4, 5
К7 определять двусложные стихотворные размеры 9, 10, 13, 14
К8 характеризовать вид рифмы в тексте стихотворения 15, 18
К9 выявлять и характеризовать эпитеты в поэтическом тексте, объяснять их роль 7, 20
К10 характеризовать содержание, художественные особенности, ритм народной песни 19
К11 характеризовать содержание, художественные особенности, главного героя былины 8, 20
К12 характеризовать героев, художественные особенности произведения; определять ведущую нравственную идею «Повести о Петре и Февронии Муромских» 21
К13 давать оценку героям и событиям 21, 23
К14 владеть начальными приёмами анализа текста 21, 22, 23
К15 объяснять роль средств психологизма (портрет, пейзаж, речевая характеристика, особенности поведения героя) 22, 23
К16 определять тему стихотворения, поэтические способы её воплощения 6, 7
К17 делать доступные шестиклассникам психологические и философские обобщения на основе прочитанного 21, 23
К18 сопоставлять героев одного произведения и героев разных произведений 21, 23
К19 создавать текст-рассуждение в его функционально-смысловой разновидности объяснение 21, 23

 

 

№ задания Максимальный первичный балл Коэффициент сложности Максимальный тестовый балл
1 1 1 1
2 1 1 1
3 1 1 1
4 1 1 1
5 1 1 1
6 1 1 1
7 1 2 2
8 1 1 1
9 1 1 1
10 1 2 2
11 1 1 1
12 1 1 1
13 1 3 3
14 1 3 3
15 1 2 2
16 1 1 1
17 1 1 1
18 1 3 3
19 4 2 8
20 6 1 6
21(1) 1 2 2
21(2) 1 2 2
21(3) 3 2 6
22 4 2 8
23 3 7 21

Всего за работу:

80

 

Перевод тестовых баллов в отметки

(для пятибалльной системы)

«5» «4» «3» «2»
75 – 80 63 – 74 48 – 62 менее 47

 

 

Критерии оценивания заданий № 21(3), 23

Ответ не дан, или вопрос не понят Вопрос понят, но ответ неточен и (или) отсутствует аргументация Дан точный ответ, но излишне лаконичный и (или) недостаточно аргументированный Дан точный, подробный, аргументированный ответ
0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла

 

Диагностическая работа №2

Спецификация работы

№ критерия Диагностируемые результаты обучения № задания
К1 знать содержание изученных произведений 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
К2 определять тему стихотворения, поэтические способы её воплощения 11.2
К3 характеризовать лирического героя стихотворения 11.1
К4 владеть приёмами анализа текста лирического стихотворения 11.1 – 11.3
К5 знать основные группы проблем, которые раскрываются в литературном произведении 1
К6 уметь определять тему произведения, художественные способы её воплощения, проблематику, идею произведения 10.1
К7 отличать произведения разных эпических и лирических жанров 2
К8 определять взаимосвязь изобразительных средств и содержания произведения 10.1 – 10.4; 11.1 – 11.3
К9 владеть приёмами анализа текста эпического произведения 10.1 – 10.4
К10 давать оценку героям и событиям 10.1 – 10.4
К11 объяснять роль средств психологизма (портрет, пейзаж, речевая характеристика, особенности поведения героя) 10.3, 10.4
К12 делать доступные шестиклассникам психологические и философские обобщения на основе прочитанного 10.1 – 10.4
К13 сопоставлять героев одного произведения и героев разных произведений 10.1 – 10.4
К14 создавать текст-рассуждение в его функционально-смысловой разновидности объяснение 10.1 – 10.4, 11.1—11.3

 

 

 

 

№ задания Максимальный первичный балл Коэффициент сложности Максимальный тестовый балл
1 1 1 1
2 1 1 1
3 1 1 1
4 1 1 1
5 1 1 1
6 1 1 1
7 1 1 1
8 1 1 1
9 1 1 1
10.1 3 4 12
10.2 3 3 9
10.3 3 4 12
10.4 3 5 15
11.1 3 7 21
11.2 3 4 12
11.3 3 3 9

Всего за работу:

96

 

Перевод тестовых баллов в отметки

(для пятибалльной системы)

«5» «4» «3» «2»
90 – 96 78 – 90 63 – 78 менее 63

 

 

Критерии оценивания заданий № 14, 15, 18

Ответ не дан, или вопрос не понят Вопрос понят, но ответ неточен и (или) отсутствует аргументация Дан точный ответ, но излишне лаконичный и (или) недостаточно аргументированный Дан точный, подробный, аргументированный ответ
0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.013 с.)