Особенности организации учебной деятельности учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации учебной деятельности учащихся



Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………………...

Основные принципы и подходы к изучению курса «Литература» в 6 классе…………..

1. Концепция курса

2. Планируемые результаты изучения предмета

3. Особенности организации учебной деятельности обучающихся

4. Методические рекомендации по педагогическому проектированию каждого раздела курса

5. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся

6. Рекомендации по использованию электронных учебных материалов

7. Особенности формирования ИКТ-компетентности учащихся на уроках литературы

8. Методика оценки образовательных достижений обучающихся

9. Предупреждение социально-педагогических рисков

Содержание курса.........................................................................................................................

Примерное тематическое планирование...................................................................................

Примерное поурочное планирование.......................................................................................

Контрольные измерительные материалы..............................................................................

Введение

 

Данное пособие поможет учителю создать проект курса литературы в 6 классе. В основе проектирования курса литературы лежит поиск оптимального сочетания предметного содержания и форм учебной деятельности школьников по его усвоению.

В таблице представлены основные этапы проектирования и даны разъяснения для учителя.

 

 Название проекта Курс литературы в 6 классе, реализуемый по программе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной
Постановка проблемы Как эффективно организовать учебную деятельность учащихся для достижения планируемых результатов образования при изучении литературы в 6 классе?
Целевое назначение проекта Решить сформулированную выше проблему
Задачи проекта 1. Проанализировать конкретную педагогическую ситуацию, в частности, уровень достижения планируемых результатов изучения литературы в 5 классе (учитель). 2. Проанализировать содержание данного курса литературы и концептуальные методические идеи авторов УМК (материал представлен в настоящем пособии). 3. Соотнести научно-методические подходы авторов курса с возможностями и потребностями конкретных участников образовательного процесса (учитель).
Участники Учитель, ученики 6 класса, родители
Общий замысел Представленная в данном пособии модель курса является общим замыслом проекта
Деятельность по реализации проекта (этапы, формы, содержание, способы организации) Материал представлен подробно в настоящем пособии.
Ресурсное обеспечение   УМК по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной
Ожидаемый результат   Материал представлен подробно в данном пособии в разделе «Планируемы результаты изучения предмета «Литература» и «Планируемые результаты изучения материалов раздела» (шестой столбец таблицы «Примерное поурочное планирование»)
Календарный план   Материал представлен подробно в данном пособии.

Основные принципы и подходы

К изучению курса «Литература» в 6 классе

 

1. Концепция курса

 Цель учебного курса «Литература» в 6 классе – осознание специфики содержания художественного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных аспектов компонентов.

Цели и задачи каждого этапа формирования познавательной компетенции достигаются осознанием и усвоением актуального для данного этапа понятийного аппарата (когнитивная, эстетическая и теоретико-литературная концептосферы). При этом понятия, вводимые на одном этапе, поддерживаются и углубляются на последующих. Понятийный аппарат 6 класса: тема, проблематика; содержание и форма литературного произведения; идея; сюжет, понятие жанра; литературный герой, персонаж, лирический герой; проза и поэзия, основы стихосложения.

Методическая концепция изучения литературы предполагает сочетание компетентностного и деятельностного подходов.

Вопросы и задания к художественным и учебным текстам нацелены на формирование читательской (и шире – коммуникативной) компетенции школьников, на развитие их творческих способностей. Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 6 классе способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ явления. Поэтому в названии каждого тематического раздела учебника содержится явный (или скрытый) вопрос или познавательное противоречие.

 

Планируемые результаты изучения предмета

Программа, на основе которой создан учебник, разработана в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010 г.). Основу программы составляют Фундаментальное ядро содержания общего образования, а также основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Ориентиром для составления программы явилась Примерная программа по литературе (Стандарты второго поколения).[1] В соответствии с этим, результатами изучения литературы в 6 классе являются:

- личностные результаты (совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации);

- метапредметные результаты (умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности);

- предметные результаты (понимание ключевых проблем изученных произведений; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; осмысленное чтение и адекватное восприятие произведений: умение пересказывать прозаические произведения, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; написание изложений и сочинений; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции).

Планируемые результаты изучения литературы в 6 классе конкретизированы применительно к каждому разделу программы (табл. с 49 – 95).

Истоки и вершины

Поэзия и проза. Задание «Определи принадлежность к литературному роду произведения И.С. Тургенева «Русский язык» (с.12) может считаться выполненным только в том случае, если учащиеся представят алгоритм своих рассуждений и аргументируют свою позицию. Желательно, чтобы в ответе были использованы слова и словосочетания из раздела «Проверь себя» (с.12)      

Особенности песни как жанра фольклора. Перед началом изучения раздела необходимо актуализировать знания учащихся о фольклоре (задание с. 13).

Проектируя совместную деятельность с учащимися, учитель может воспользоваться одним из алгоритмов работы по учебнику:

1. освоение теоретических сведений применение знаний при анализе текстов песен;

2. чередование учебных блоков:

освоение первой части теоретического материала, применение знаний при анализе текста освоение второй части теоретического материала, применение знаний при анализе текста и т.д.;

3. анализ текстов (на основе компетенций, сформированных ранее), выявление особенностей песни как жанра фольклора  чтение теоретического материала учебника сопоставление собственных выводов с утверждениями авторов учебника рефлексия, корректировка.          

Былина как русский народный эпос. Задание «Рассмотри репродукцию картины…» (с. 26) позволит организовать эффективную деятельность учащихся, в ходе которой актуализируются знания о былине, полученные в начальной школе. Обязательно оцениваем стремление попробовать выполнить сложную часть задания.                           

Былина «Садко». Обязательно организуем работу с постраничными сносками. После чтения текста дома можем в течение нескольких минут выяснить у учащихся, обращались ли они к сноскам, как поняли и запомнили толкование приведенных в сносках слов. Можно попросить учеников дополнить сноски.

Задание «Прими участие в конкурсе…» (с. 38) можно рассматривать как проектное   

Основным для организации деятельности учащихся по освоению темы «Образ главного героя» будет задание «Как характеризуют главного героя приведённые фрагменты былины?..» (с.37). Обращаем внимание учащихся на необходимость объяснить, какие содержательные и художественные особенности фрагментов (постоянные эпитеты, повторы, диалоги, словесные образы и др.) позволяют воссоздать характер и жизненные принципы героя.        

При изучении патриотической темы в русских былинах организуем сопоставительный анализ былин «Садко», народной и авторской (задание на с. 38). Сопоставление проводится по уже известному учащимся алгоритму.                                   

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Задание «Охарактеризуйте главных героев…» (с.53) требует от учителя тщательной организации деятельности учащихся. Необходимо следовать алгоритму, представленному в задании. Без предварительного обсуждения плана характеристики героя задание выполнять не следует. План составляется в ходе совместного обсуждения, а не предлагается учителем в готовом виде. В задании предусмотрена групповая работа. Учителю следует продумать принцип деления класса на группы. Если учитель посчитает целесообразным, работа может выполняться индивидуально или в паре        

Задание «Прочитайте в энциклопедии…» (с. 53) предполагает развитие умений работать с информацией. Кроме того, продолжаем обучать рассказыванию: формируем умение устанавливать контакт со слушателями, создаём рассказ так, чтобы он был понятен и интересен слушателям.

Обращаем внимание на задания 1, 3, 4 (с. 42), которые организуют самостоятельную исследовательскую работу учащихся.

Важно оценить положительно даже осознанную попытку выполнить задание. Начальные исследовательские умения формировались на уроках литературы в 5 классе.

 

Рекомендации по использованию электронных учебных материалов

Напомним то, что было отмечено нами в методическом пособии для учителя. Одна из традиционных сверхзадач методики преподавания любого предмета – экономия времени ученика. Поэтому работу с электронным приложением надо организовывать не ради «моды» и «необходимости», а с целью оптимизировать учебную деятельность школьников. Не будем забывать: первичными для постижения литературы являются «бумажные» тексты, медленное чтение с карандашом в руке, перечитывание, пометы на полях и т. д. Ни в коем случае не подменяем учебник электронным пособием.

Полагаем, что при изучении литературы электронное приложение помогает ученику в трёх основных случаях:

- быстро найти информацию, выходящую за пределы пространства учебника (сведения об авторах, полный текст учебника, критические статьи и пр.) – для этого в электронном приложении существует специальная система ссылок;

- подобрать качественный иллюстративный материал (также через систему ссылок);

- запоминать слова из раздела «Проверь себя» -- для этого в электронном приложении нами разработаны специальные кроссворды.

6 класс – это начальный этап обучения школьников проведению самостоятельных исследований и организация прообраза научно-учебных конференций. В методических указаниях для учителя (см. например с. 28, с. 30 настоящего пособия) мы обращаем внимание на необходимость создания адекватного учебным задачам информационного пространства. Большую помощь учителю в решении данной задачи оказывает электронное приложение к учебнику, содержащее ссылки на источники художественных и научных текстов.

Диагностическая работа №1.

Спецификация работы

 

№ критерия Диагностируемые результаты обучения № задания
К1 знать содержание изученных произведений 3, 4, 5,6, 7, 11, 12, 16, 17, 21, 22
К2 находить и характеризовать элементы содержания литературного произведения 1
К3 отличать род литературы от способа повествования 2
К4 определять род литературы, к которому принадлежит произведение 11, 12
К5 отличать произведения разных эпических жанров 3, 16, 17
К6 различать главных и второстепенных героев 4, 5
К7 определять двусложные стихотворные размеры 9, 10, 13, 14
К8 характеризовать вид рифмы в тексте стихотворения 15, 18
К9 выявлять и характеризовать эпитеты в поэтическом тексте, объяснять их роль 7, 20
К10 характеризовать содержание, художественные особенности, ритм народной песни 19
К11 характеризовать содержание, художественные особенности, главного героя былины 8, 20
К12 характеризовать героев, художественные особенности произведения; определять ведущую нравственную идею «Повести о Петре и Февронии Муромских» 21
К13 давать оценку героям и событиям 21, 23
К14 владеть начальными приёмами анализа текста 21, 22, 23
К15 объяснять роль средств психологизма (портрет, пейзаж, речевая характеристика, особенности поведения героя) 22, 23
К16 определять тему стихотворения, поэтические способы её воплощения 6, 7
К17 делать доступные шестиклассникам психологические и философские обобщения на основе прочитанного 21, 23
К18 сопоставлять героев одного произведения и героев разных произведений 21, 23
К19 создавать текст-рассуждение в его функционально-смысловой разновидности объяснение 21, 23

 

 

№ задания Максимальный первичный балл Коэффициент сложности Максимальный тестовый балл
1 1 1 1
2 1 1 1
3 1 1 1
4 1 1 1
5 1 1 1
6 1 1 1
7 1 2 2
8 1 1 1
9 1 1 1
10 1 2 2
11 1 1 1
12 1 1 1
13 1 3 3
14 1 3 3
15 1 2 2
16 1 1 1
17 1 1 1
18 1 3 3
19 4 2 8
20 6 1 6
21(1) 1 2 2
21(2) 1 2 2
21(3) 3 2 6
22 4 2 8
23 3 7 21

Всего за работу:

80

 

Перевод тестовых баллов в отметки

(для пятибалльной системы)

«5» «4» «3» «2»
75 – 80 63 – 74 48 – 62 менее 47

 

 

Критерии оценивания заданий № 21(3), 23

Ответ не дан, или вопрос не понят Вопрос понят, но ответ неточен и (или) отсутствует аргументация Дан точный ответ, но излишне лаконичный и (или) недостаточно аргументированный Дан точный, подробный, аргументированный ответ
0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла

 

Диагностическая работа №2

Спецификация работы

№ критерия Диагностируемые результаты обучения № задания
К1 знать содержание изученных произведений 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
К2 определять тему стихотворения, поэтические способы её воплощения 11.2
К3 характеризовать лирического героя стихотворения 11.1
К4 владеть приёмами анализа текста лирического стихотворения 11.1 – 11.3
К5 знать основные группы проблем, которые раскрываются в литературном произведении 1
К6 уметь определять тему произведения, художественные способы её воплощения, проблематику, идею произведения 10.1
К7 отличать произведения разных эпических и лирических жанров 2
К8 определять взаимосвязь изобразительных средств и содержания произведения 10.1 – 10.4; 11.1 – 11.3
К9 владеть приёмами анализа текста эпического произведения 10.1 – 10.4
К10 давать оценку героям и событиям 10.1 – 10.4
К11 объяснять роль средств психологизма (портрет, пейзаж, речевая характеристика, особенности поведения героя) 10.3, 10.4
К12 делать доступные шестиклассникам психологические и философские обобщения на основе прочитанного 10.1 – 10.4
К13 сопоставлять героев одного произведения и героев разных произведений 10.1 – 10.4
К14 создавать текст-рассуждение в его функционально-смысловой разновидности объяснение 10.1 – 10.4, 11.1—11.3

 

 

 

 

№ задания Максимальный первичный балл Коэффициент сложности Максимальный тестовый балл
1 1 1 1
2 1 1 1
3 1 1 1
4 1 1 1
5 1 1 1
6 1 1 1
7 1 1 1
8 1 1 1
9 1 1 1
10.1 3 4 12
10.2 3 3 9
10.3 3 4 12
10.4 3 5 15
11.1 3 7 21
11.2 3 4 12
11.3 3 3 9

Всего за работу:

96

 

Перевод тестовых баллов в отметки

(для пятибалльной системы)

«5» «4» «3» «2»
90 – 96 78 – 90 63 – 78 менее 63

 

 

Критерии оценивания заданий № 14, 15, 18

Ответ не дан, или вопрос не понят Вопрос понят, но ответ неточен и (или) отсутствует аргументация Дан точный ответ, но излишне лаконичный и (или) недостаточно аргументированный Дан точный, подробный, аргументированный ответ
0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла

 

Содержание курса

 

Литература как искусство слова

Содержание художественного произведения. Его основные элементы: тема, проблема, идея. Понятия «сюжет» и «композиция». Первичное представление о жанрах.

Истоки и вершины

Понятие о поэзии и прозе; о форме и способе повествования.

 

Песня как малый жанр фольклора. Обрядовое и лирическое. Слово и ритм.

Былина «Садко»

Былина как русский героический эпос. Основные сюжеты и главные герои былин. Художественное своеобразие и язык былин. Своеобразие былин о Садко. Образ главного героя.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Повесть как жанр древнерусской литературы. Духовные ценности и нравственные идеалы. Сюжет и герои.

Внеклассное чтение. И.А. Бунин. Былина «Святогор и Илья»

Литература: мир вопросов и ответов

 

Лирический герой

 

А.С. Пушкин. Слово о писателе.Стихотворения «Зимний вечер», «Зимняя дорога»

Образы природы в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений.

 

Дж.Г. Байрон. Слово о писателе.Стихотворения «Душа моя мрачна» (пер. М.Ю. Лермонтова), «Прометей»

Изображение душевного переживания в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений.

 

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе.Стихотворение «Нет, я не Байрон…» –Осознание себя и своего места в мире. Поэтический мир стихотворения.

Стихотворение «Ангел»

Лирическая история души. Трёхстопный размер (амфибрахий). Поэтический мир стихотворения.

 

О чём и о ком рассказывает

литературное произведение. 9 ч

Герой литературного произведения 13
Тема литературного произведения 6
Внеклассное чтение 4
Подготовка, написание и анализ сочинения 3
Диагностическая работа. Анализ работы 2

 

 

II

Литература: мир вопросов и ответов. 38 ч

Как человек понимает мир и себя 7
Как отражается таинственное в судьбе человека 6
Нравственная проблематика литературного произведения 14
«Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения 11
Внеклассное чтение 3
Подготовка, написание и анализ сочинения 9
Диагностическая работа. Анализ работы 2
 

Резервные уроки. 2 ч


Примерное поурочное планирование

1

2

3

4 5

№ урока

Тема

Содержание урока

Основные виды деятельности учащихся Планируемые результаты изучения материалов раздела

1

Литература как искусство слова

Содержание художественного произведения. Его основные элементы: тема, проблема, идея. Понятия «сюжет» и «композиция». Первичное представление о жанрах

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. Создавать устные тексты определённого жанра с учётом речевой ситуации Учащиеся знают: основные элементы содержания художественного произведения; умеют: находить и характеризовать эти элементы в ранее прочитанных произведениях; владеют: начальными приёмами анализа текста; алгоритмом устного ответа на проблемный вопрос; способами взаимодействия с партнёром по общению

Истоки и вершины

2

Поэзия и проза

Понятие о поэзии и прозе; о форме и способе повествования; пропедевтические сведения о литературном жанре

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. Создавать устные тексты определённого жанра с учётом речевой ситуации Учащиеся знают: особенности прозаической и поэтической речи; умеют: отличать род литературы от способа повествования; определять род литературы, к которому принадлежит произведение; характеризовать представленный в нём способ повествования; владеют: начальными приёмами анализа текста; алгоритмом устного ответа на проблемный вопрос; умением создавать текст-рассуждение в его функционально-смысловой разновидности объяснение

3

Особенности песни как жанра фольклора

Песня как малый жанр фольклора. Способы ритмической организации, изобразительно-выразительные средства в тексте песен

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. Рассказывать

Учащиеся

знают: признаки песни как жанра фольклора;

умеют: характеризовать содержание, художественные особенности, ритм песни;

владеют: начальными приёмами анализа текста; алгоритмом устного ответа на проблемный вопрос; умением создавать текст-рассуждение в его функционально-смысловой разновидности объяснение; начальными умениями участвовать в дискуссии и проводить её

4

Обрядовые и лирические песни

Понятие обряда. Лирическая основа народных песен.

Тематические группы песен

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать содержание и выявлять художественные особенности произведения. Участвовать в дискуссии

5

Былина как русский народный эпос

Особенности жанра. Основные сюжеты и главные герои былин. Художественное своеобразие и язык былин. Отличие былин он народных песен и сказок

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. Сопоставлять произведения

Учащиеся

знают: содержание былины, место и время ее создания; главную – патриотическую - идею произведения;

умеют: характеризовать содержание, художественные особенности, главного героя былины;

владеют: приёмами выразительного чтения, анализа текста, сопоставительного анализа текста; алгоритмом устного ответа на проблемный вопрос

6

Былина «Садко». Сюжет произведения

Тематические группы былин. Основные события былины «Садко». Сюжет. Особенности композиции

Выразительно читать былину. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выделять смысловые части художественного текста. Пересказывать текст. Устно отвечать на вопросы

7

Былина «Садко». Образ главного героя

Духовное богатырство русского человека: справедливость, праведность, благородство, вера в чудесное

Выразительно читать былину. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать героев былины. Сопоставлять героев произведения. Анализировать текст

8

Былина «Садко». Патриотическая тема в русских былинах

Художественное своеобразие и язык былины. Особенность композиции

Выразительно читать былину. Устно отвечать на вопросы. Сопоставлять произведения. Сопоставлять героев разных произведений. Анализировать текст

9

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» – образец древнерусской повести

Повесть как жанр древнерусской литературы. Сюжет и герои

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Воспринимать текст произведения древнерусской литературы. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выделять смысловые части художественного текста. Характеризовать героев произведения. Устно отвечать на вопросы

 Учащиеся

знают: содержание повести, время ее создания, жанровые особенности, национально-историческую основу произведения;

умеют: характеризовать героев, художественные особенности произведения; определять ведущую нравственную идею;

владеют: приёмами выразительного чтения и рассказывания, анализа текста, сопоставительного анализа героев; алгоритмом устного ответа на проблемный вопрос; умениями работать с дополнительной информацией, начальными исследовательскими умениями

10

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравоучительный характер повести

Духовные ценности и нравственные идеалы, воплощенные в повести

Воспринимать текст произведения древнерусской литературы. Выделять смысловые части художественного текста. Формулировать идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Самостоятельно находить источники дополнительной информации, выбирать и систематизировать информацию. Рассказывать

11

Внеклассное чтение

И.А. Бунин. Былина «Святогор и Илья»

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Выразительно читать былину. Сопоставлять литературные произведения. Сопоставлять героев произведения. Устно отвечать на вопросы Обратим внимание на то, что уроки внеклассного чтения предполагают бОльшую самостоятельность учащихся. Целесообразно использование активных методов обучения, нетрадиционных форм проведения уроков и современных педагогических технологий: урок-конференция, урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-мастерская, кейс-метод, метод проектов и др.

Литература: мир вопросов и ответов

Диагностическая работа

Полугодие

1. Установите соответствие с помощью стрелочек. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

сюжет   расположение элементов сюжета относительно друг друга
композиция   вопрос, который ставит перед читателем произведение
проблема   то, о чём рассказывается в произведении
    совокупность событий, действий и поступков героев, изображённых в произведении

 

2. Установите соответствие с помощью стрелочек. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

род литературы   роман
способ повествования   сюжет
жанр   эпос
    проза

 

 

3. Установите соответствие с помощью стрелочек. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

«Садко»   песня
«Не шуми, мати зелёная дубровушка…»   авторская сказка
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»   былина
    древнерусская повесть

 

 

4. Установите с помощью стрелочек соответствие между главным героем и названием литературного произведения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

Сильвио   «Кавказский пленник»
Жилин   «Человек в футляре»
Беликов   «Дубровский»
    «Выстрел»

 

5. Установите с помощью стрелочек соответствие между второстепенным героем и названием литературного произведения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

«Кавказский пленник»   князь Верейский
«Человек в футляре»   Абдул
«Дубровский»   Коваленко
    Троекуров

 

 

6. Установите с помощью стрелочек соответствие между названием произведения и его автором. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

«Утёс»   Н.М. Рубцов
«Звезда полей»   Н.А. Некрасов
«Косарь»   М.Ю. Лермонтов
    А.В. Кольцов

 

7. Установите с помощью стрелочек соответствие между эпитетами и стихотворениями, в которых они встретились.

 

взрытая, звонкая, рыжий   М.Ю. Лермонтов «Парус»
одинокий, золотой, мятежный   Н.М. Рубцов «Звезда полей»
печальная, прозрачный, янтарный   С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»
    А.С. Пушкин «Зимнее утро»

 

 

На следующие вопросы надо отвечать одним словом

 

8. Как называется словесно-музыкальный песенный эпический жанр русского фольклора, в котором повествуется о народных героях?________________

 

9. Как называется ритмическая единица длины строки, регулярное повторение сочетания ударных и безударных слогов? _______________

 

10. Как называется двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге? _______________

 

11. Назовите род литературы, к которому принадлежит «Тупейный художник» Н.С. Лескова. _______________

 

12. Назовите род литературы, к которому принадлежит «Поэт» М.Ю. Лермонтова. _______________

 

13. Определите размер, которым написано стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…» А.А. Фета. _______________

 

14. Определите размер, которым написано стихотворение А.С. Пушкина «И.И. Пущину»._____________________

 

15. Определите характер рифмы:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят… (Ф.И. Тютчев) _______________

 

16. Укажите жанр произведения А.П. Чехова «Человек в футляре». _______________

 

17. Укажите жанр произведения А.С. Пушкина «Дубровский».

_______________

 

 

Следующие задания выполните в точном соответствии с их формулировкой.

 

18. Ученик получил задание подобрать примеры стихотворных строк с мужской рифмой. Исправьте ошибку ученика: зачеркните пример с иной рифмой.

Листья осенние
Где-то во мгле мирозданья
Видели, бедные,
Сон золотой увяданья… (Н.М. Рубцов)

Меня могила не страшит:

Там, говорят, страданье спит

В холодной вечной тишине;

Но с жизнью жаль расстаться мне… (М.Ю. Лермонтов)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.169 с.)