Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Химический состав и основные характеристики топливаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В состав натурального органического топлива входят следующие основные элементы: углерод С, водород Н, кислород О, азот N, сера S, зола А, влага W. Элементарный состав принято давать в процентах к массе топлива I кг. Горючими элементами являются углерод, водород и часть серы, называемой горючей (летучей) серой. Часть серы, называемой негорючей, уже окислена и при горении переходит в золу. Влага и зола называются балластом, так как они являются негорючей массой топлива и ухудшают его качество. Различают три основные массы топлива: рабочую, сухую и горючую. Рабочая масса характеризует состав топлива в том виде, в котором оно сжигается в топке. Рабочая масса не является постоянной, так как содержание влаги и золы может меняться в зависимости от условий добычи, хранения и перевозки топлива. Для рабочей массы топлива (%); Ср + Нр + Ор + Np + Sp + Ар + Wp = = 100. (2.1) Сухая масса характеризует безводный состав топлива. Она рассматривается по той причине, что часто в характеристиках топлива теплоту сгорания приводят в пересчете на сухое топливо. ’Для сухой массы топлива (%): Сс + Нс + Ос + Nc + S' + Ас = (2.2) Горючая масса характеризует безводный и беззольный состав топлива. Для горючей массы (%): Cr + Hr + Or + Nr + Sp = 100(2.3) Относительную оценку различных сортов топлива чаше проводят по горючей массе как более стабильной и характеризующей качество и ценность топлива (табл. 2.1). При пересчете горючей массы в рабочую должны быть известны масса золы Ар и влаги W₽ на рабочую массу топлива. Для пересчета элементарного состава топлива одной массы на другую используют переводные множители. Например, пересчет с горючей массы на рабочую углерода и водорода производится по выражениям: 100 -(Ар + Wp). 100 HP _ н' 100-(Ap + Wp) л - п 100 (2.4) Важнейшей характеристикой топлива, определяющей его тепловую ценность, является теплота сгорания. Теплота сгорания топлива — это количество теплоты в килоджоулях, которое выделяется при полном сгорании топлива массой 1 кг. Различают высшую и низшую теплоту сгорания.
Низшей теплотой сгорания Q„ называется количество теплоты, выделившееся при полном сгорании топлива массой 1 кг, но за вычетом теплоты, затраченной на испарение влаги топлива и влаги, образующейся при сгорании водорода топлива. Расчеты, как правило, производят, учитывая низшую теплоту сгорания, так как дымовые газы, покидающие котел, имеют температуру, при которой содержащиеся в них водяные пары практически не конденсируются. Значение теплоты сгорания топлива определяют в лабораториях. Низшая теплота сгорания различных топлив составляет (кДж/кг) примерно: Дизельные.... 42 400 Моторные.... 41 000 Мазуты........................................ 39 400—40 700 На судне могут использоваться топлива, имеющие разную теплоту сгорания. Для учета израсходованного топлива разных марок введено понятие условного топлива, теплота сгорания которого принята равной 29 330 кДж/кг (7000 ккал/кг). Для пересчета натурального топлива Внат в условное ßy пользуются калорийным эквивалентом Экал = = Qh/29 330, на который умножают расход ß„aT натурального топлива данного вида, т. е.: ßy = ВнатЭкал. (2.5) Если на судне израсходовано два вида топлива массой Bi и By с теплотой сгорания соответственно и Qp„", то расход условного топлива: Ву = В, (QP'/29 330) + ß2 (Qf/29 330). Вязкость — это показатель текучести нефтепродуктов. Текучесть топлива зависит от его температуры, поэтому вязкость является величиной переменной. В соответствии со стандартом СТ СЭВ 1052—78 для оценки динамической и кинематической вязкости используются единицы СИ. Единицей динамической вязкости является Па- с. Это вязкость жидкости, в которой при изменении скорости движения 1 м/с на расстоянии 1 м, касательное напряжение равно 1 Па. Единицей кинематической вязкости является метр квадратный в секунду (м2/с) или кратная ей величина миллиметр квадратный в секунду (мм2/с). Кинематической вязкостью называется отношение динамической вязкости к плотности среды. Существуют также и другие единицы вязкости. Например, в США вязкость определяют в секундах Сей- болта универсальных (Su), в Великобритании — в секундах Редвуда № 1 (R1). Зависимость между единицами вязкости при различных температурах дана в номограмме (рис. 2.1). Вязкость определяет не только качество распиливания топлива при сжигании его в топках котлов, но и условия его транспортировки и хранения из-за низких температур застывания некоторых марок. Плотность — это косвенная характеристика химических свойств и фракционного состава топлива. Под плотностью pF понимается отношение массы топлива при температуре 20 °C к массе воды при температуре 4 °C, занимающей тот же объем. Плотность топлива необходимо знать для подсчетов запаса топлива в емкостях, которое принимается на судно по объему, а учитывается по массе. Плотность уменьшается с увеличением температуры, что следует учитывать при бункеровке и учете расхода топлива. Значение плотности при определенной температуре обычно указывается в сертификате или паспорте на принимаемое топливо. Плотность (г/см3) топлив: Маловязкие 0,83—0,89 Высоковязкие.... 0,92—1,00 Температура застывания — это температура, при которой нефтепродукты теряют свою естественную текучесть. Температура застывания определяет условия хранения и перекачки топлива на судне. Мазуты с высокой температурой застывания использовать на судне весьма затруднительно: необходимы развитые системы разогрева топлива в бункерах и обогрева трубопроводов, что приводит к усложнению, удорожанию установки и увеличению расхода теплоты. В судовых условиях нормальное использование топлива возможно, если температура его застывания не превышает 10 °C. Застывание мазутов при различных температурах обусловливается разным содержанием в них парафинов, поэтому мазуты из высокогГарафино- вых нефтей для судовых котельных установок, как правило, не поставляют.
От температуры вспышки зависит пожарная -безопасность топлива при приемке, хранении и расходовании его на судне. Исходя из этого Регистр СССР допускает использование на судах топлив, температура вспышки которых в закрытом тигле не ниже 61 °C. Испаряемость тяжелых топлив хуже, чем легких, температура вспышки у них выше, поэтому в связи с необходимостью их обязательного подогрева должны быть приняты меры пожарной безопасности. Например, температура вспышки топочных мазутов составляет 80— 90 °C. Значит, температура подогрева топлива должна быть ниже температуры вспышки не менее чем на 10 °C. В закрытых топливных системах, находящихся под давлением, допустим подогрев топлива до температур, превышающих температуру вспышки. Содержание серы — один из отрицательных показателей качества топлива. При горении топлива содержащаяся в нем сера окисляется до сернистого SO-2 и серного SOj ангидрида, которые входят в контакт с влагой продуктов сгорания, образуют соответственно сернистую и серную кислоты. Попадание этих кислот на поверхности нагрева и иные конструктивные элементы котлов вы зывает их интенсивную коррозию. Наибольшим содержанием серы отличаются мазуты, поскольку в процессе нефтепереработки содержащаяся в нефти сера концентрируется в основном в остаточных прожектах. Мазуты различаются по содержанию серы (%): Малосернистые.. Сернистые.... Высокосернистые.. Содержание серы судовых котлов не шатъ 3,5%. Помимо серы, на качество топлива отрицательно влияют присутствующие в нем влага, механические примеси, ванадий и натрий. Влага и механические примеси ухудшают процесс горения. Механические примеси приводят к повышенному изнашиванию элементов топочных устройств, что влечет за собой увеличение расхода топлива. Ванадий и натрий даже в очень незначительных количествах вызывают интенсивную коррозию поверхностей нагрева котла. Для Снижения ряда отрицательных показателей топлив, особенно высоковязких и сернистых, применяют различные присадки в соответствии с рекомендациями и инструкциями. Паропроизводительность DK — количество пара, производимое котлом и измеряемое в килограммах в час (кг/ч) или тоннах в час (т/ч). Паропроизводительность главных котлов на судах с паротурбинными установками достигает 80 т/ч, а иногда и более. На судах с другими типами энергетических установок паропроизводительность котлов определяется назначением судна и может колебаться в пределах от 0,5 до 50 т/ч и более. Наиболее высокую паропроизводительность имеют вспомогательные котлы на крупнотоннажных дизельных танкерах, поскольку для таких судов необходимо вырабатывать пар для привода турбин грузовых насосов, подогрева груза, подогрева воды для мойки танков и др. Часовой расход топлива В — количество топлива, сжигаемого в топке котла, измеряемое в килограммах в час (кг/ч). Он определяет общую экономичность энергетической установки, характеризует нагрузку котла; обусловливается качеством сжигаемого топлива и условиями эксплуатации. Параметры пара — это рабочие давления р в мегапаскалях (МПа) насыщенного пара в котле или сепараторе утилизационной установки и перегретого пара за пароперегревателем и рабочая температура перегретого пара t в градусах Цельсия (°C). Поддержание оптимальных параметров во время эксплуатации обеспечивает экономичность установки при заданной мощности. Значения параметров обусловлены назначением энергетической установки. Повышение параметров наряду с применением оптимальной тепловой схемы и совершенных турбин и котлов является одним из основных направлений снижения расхода топлива. В главных паротубинных установках давление пара, вырабатываемое котлами, достигает 8—10 МПа при температуре 500—540 °C. У вспомогательных котлов параметры пара, как правило, значительно ниже и составляют 0,5—1,5 МПа. Этими котлами генерируется обычно насыщенный пар и реже — слабо- перегретый с температурой примерно 250 °C. Лишь специальные вспомогательные котлы на танкерах работают с более высокими параметрами пара. Относительное водосодержание[III] — со = тв/О* соответственно в килограммах (кг) и килограммах в час (кг/ч). Значение водосодержания определяет время, которое потребуется на испарение всей воды, содержащейся в котле, если его нагрузка будет соответствовать паропроизводитель- ности, равной £)к. У главных водотрубных котлов со = 0,254-0,5 ч, у вспомогательных и утилизационных водотрубных котлов (о^0,5 ч, у газотрубных со >1 ч. Удельный паросъем d [кг/ (м2 • ч) ] определяет количество пара, снимаемого в среднем с 1 м2 поверхности нагрева в единицу времени: d = DJH, где Н — парообразующая поверхность нагрева котла, Удельный паросъем при номинальной нагрузке обычно составляет 100—150 кг/(м2- ч), у более напряженных котлов—-до 250 кг/(м2- ч) и выше. Тепловое напряжение топочного объема qv (кВт/м3) —отношение теплоты, выделившейся в топке за 1 ч, к ее объему. Поддержание установленного напряжения топочного объема обеспечивает требуемое значение температуры газов на выходе из топки и высокое качество процесса сгорания топлива. Надежная работа обеспечивается, если у главных котлов qu = 6004-800 кВт/м3, а у вспомогательных qv — 9004- 1000 кВт/м3, учитывая меньший объем их топок. Коэффициент полезного действия (КПД) т)к — отношение количества теплоты, использованной для производства пара, к количеству теплоты, выделившейся при полном сгорании израсходованного топлива. КПД цк характеризует экономичность работы и у современных главных котлов достигает 96%. Вспомогательные котлы обычно имеют КПД 75— 85%. На экономичность котельной установки влияют также температура питательной воды, которая в зависимости от параметров пара и примененной тепловой схемы может достигать 200 °C и более, и температура воздуха, поступающего в топку, которая может достигать в зависимости от нагрузки котла и примененных воздухонагревателей 200—250 °C. На экономические показатели влияют также температура поступающего в топку воздуха и температура питательной воды. Приведенные характеристики не являются полными и не охватывают всех признаков, присущих тем или иным типам и конструкциям котлов. Например, в характеристиках не указано подразделение котлов по давлению пара (котлы высокого, среднего и низкого давлений), поскольку этот вид классификации весьма условен и постоянно меняется с развитием техники. Не рассматривается также классификация котлов по виду сжигаемого топлива, так как все современные судо-
вые котлы работают на жидком топливе, не рассматриваются характеристики по ряду физико-химических показателей. При работе котла в его воздушно-газовых и пароводяных трактах протекают следующие основные процессы: топочный — подача топлива и его горение в топке; газоаэродинами- ческий — подача воздуха в топку и отвод через газоходы продуктов сгорания топлива и избытка воздуха; гидродинамический — подача питательной воды в котел и циркуляция в нем воды и пароводяной смеси; теплопередача — передача теплоты от горящего факела форсунки и горячих газов через элементы поверхностей нагрева к нагреваемой среде. В табл. 2.2 приведены основные характеристики топлив, используемых в паровых котлах. § 2.3. Процесс горения Горением называется протекающий при сравнительно высоких температурах химический процесс соединения горючих элементов топлива с окислителем, сопровождающийся интенсивным тепловыделением. В судовых котельных установках окислителем является кислород воздуха. Если в» результате горения элементарных горючих веществ топлива — углерода С, водорода Н и серы S образуются продукты полного сгорания СОг, Н2О и SOq, то сгорание называется полным. Основными продуктами неполного сгорания являются окись углерода СО, водород Н2 и метан СН4. Для обеспечения полного сгорания топлива и определения количества образующихся газов важно знать количество кислорода, необходимого Существуют различные способы подсчета необходимого количества окислителя. Рассмотрим упрощенный расчет теоретически необходимого количества кислорода для полного сгорания топлива массой 1 кг с использованием молекулярных масс горючих элементов и окислителя. Из реакции горения углерода С + + Ог = СОг следует, что для полного сгорания углерода массой 12 кг требуется 32 кг кислорода. Значит, для сгорания углерода массой 1 кг потребуется 32:12, или 2,67 кг кислорода. Из реакций горения водорода 2Н2 + Ог = 2НгО следует, что для полного сгорания водорода массой 4 кг требуется 32 кг кислорода. Значит, для сгорания водорода массой 1 кг потребуется 16:2, или 8 кг кислорода. Горение серы характеризуется реакцией S + O2 = SO2 с образованием сернистого газа. Из реакции следует, что на 1 кг необходим 1 кг кислорода. Если вычесть содержащийся в натуральном топливе кислород, то общее количество кислорода (кг), необходимое для полного сгорания топлива массой 1 кг, О2 теор = 2.67С” -Ь 8Нр + Sp-Op. (2.6) Поскольку в воздухе содержится примерно 23% кислорода и 77% азота, массовое количество воздуха (кг), необходимого для сжигания топлива массой 1 кг, ^теор = О2 теор/0,23 = (1/0,23) (2,67Ср + +8НР + Sp—Ор). (2.7) Плотность воздуха q при нормальных физических условиях (темпе- 34 ратура 0 °C, давление 0,101 МПа, влажность 0%) составляет 1,293 кг/м3, поэтому теоретический объем (м3/кг) воздуха, необходимого для сгорания топлива массой веденный к нормальным ^-теор теор — о “ 0,2.3- 1,293 8Hp + Sp—Ор). (2.8) В процессе горения выгорают горючие составляющие топлива неравномерно, а часть кислорода воздуха не успевает вступить в реакции, поэтому действительное * количество Гдейст воздуха, необходимого для полного сгорания топлива, больше теоретического. Отношение действительно подведенного количества воздуха к теоретически необходимому для сжигания топлива называется коэффициентом избытка воздуха С1 Едейст/ЕтеОр. (2.9) Значение коэффициента избытка воздуха зависит от вида топлива, степени совершенства топочного устройства, метода сжигания топлива, нагрузки котла и других факторов. На экономичность работы котла отрицательно влияет как недостаток, так и излишек подаваемого воздуха, поэтому его количество должно быть оптимальным. В главных котлах коэффициент избытка воздуха а обычно равен 1,1 —1,2, а в новых современных агрегатах 1,03—1,05. Для вспомогательных котлов коэффициент избытка воздуха 1,2—1,3. Контрольные вопросы 1. Топливо каких марок может использоваться во вспомогательных котлах и какие к нему предъявляются требования? 2. Какие элементы входят в состав органического топлива и какие из них являются горючими? ■ 3. Что такое условное топливо, как и для чего производят пересчет натурального топлива в условное? 4. Какими показателями характеризуется качество топлива и какое значение они имеют при эксплуатации котельной установки? 5. Что такое коэффициент избытка воздуха? Глава 3. УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА
§3.1. Топливная система котла Топливная система предназначена для подготовки топлива и его бесперебойной подачи к форсункам котла. В систему входят топливные емкости, насосы, фильтры, подогреватели, трубопроводы с арматурой и контрольно-измерительными приборами. Топливные системы современных судов могут иметь арматуру, управляемую дистанционно. Топливо, предназначенное для сжигания в котлах, хранится в топливных танках (бункерах), размещенных в междудонном пространстве или в цистернах. Некоторые топливные танки имеют немного увеличенную высоту; они называются диптанками. Топливо, находящееся в емкостях основного запаса, должно иметь вязкость, при которой возможна его перекачка в расходные цистерны, поэтому их оборудуют змеевиками обогрева, а приемные трубопроводы — паровыми спутниками. Паровой спутник представляет собой паропровод, проложенный совместно с топливным трубопроводом. На судне обычно устанавливают расходные цистерны, вместимость которых соответствует 12—24-часовому расходу топлива на котлы. В этом случае они являются одновременно и отстойными. Все емкости должны быть оборудованы устройствами для замера в них уровня топлива: мерительными трубами, поплавковыми или иными устройствами в зависимости от назначения и расположения их на судне, а также иметь воздушные трубы, выведенные на открытые палубы. Воздушные трубы предназначены для сообщения танка или цистерны с атмосферой. По ним удаляются выделяющиеся из топлива газы. Верхние концы труб, выходящие на открытую палубу, имеют предохранительные колпаки с огнезащитной проволочной сеткой. Для определения количества топлива, находящегося в емкостях, их оборудуют мерительными трубами, которые выходят на открытые палубы и закрываются пробками на резьбе. Выходящие в машинное помещение мерительные трубы оборудуют самозакрывавдщимися приспособлениями. Емкости, расположенные в пределах машинного помещения, могут иметь также сигнализацию о их заполнении или опорожнении. • Топливные насосы используют различных типов, но наибольшее распространение получили винтовые или шестеренные электроприводные насосы. Приемные и напорные фильтры системы применяют обычно сетчатые спаренные, благодаря чему можно поочередно очищать их без вывода системы из действия. Засорившийся фильтр отключают и после очистки фильтрующего элемента вновь вводят в действие или оставляют в резерве. Загрязненность фильтра определяют по перепаду давлений на манометрах, установленных до и после него. Предельный перепад давлений указывается в инструкциях. На напорных сетчатых фильтрах перепад давлений обычно не должен превышать 0,1 МПа. Уменьшение перепада свидетельствует о прорыве фильтрующей сетки. Подогреватель топлива обычно представляет собой теплообменный аппарат с петлевыми трубами, по которым движется топливо (рис. 3.1). Корпус 9 подогревателя в верхней части фланцем соединен с трубной доской 1 и крышкой 3. В трубной доске закреплены трубы 10, имеющие форму петель. Перегородка 5 в крышке и патрубки — входной 2 и выходной 4 — образуют ряд полостей, благодаря чему обеспечивается последовательный проход топлива по всем петлям. Греющий пар поступает через патрубок 11 и благодаря наличию диафрагм 8 делает в кор- 35 пусе подогревателя несколько ходов. Отвод конденсата осуществляется через клапан 7. Подогреватель петлевого типа является достаточно надежным теплообменным аппаратом, так как закрепление труб только в одной трубной доске дает им возможность свободно расширяться при нагревании. Подогреватель для контроля уровня оборудован водоуказательным стеклом 6. В топливной системе котельной установки, работающей на мазуте (рис. 3.2), предусматриваются расходные мазутные цистерны 1 и цистерна 2 дизельного топлива. Дизельное топливо, не требующее первоначального подогрева, используется при растопке котла. Топливо из танка 9 через клапанную коробку 10 забирается одним из топливоперекачивающих насосов 11 и подается в расходную цистерну /. Один из Рис. 3.1. Подогреватель топлива
топливно-форсуночных насосов 7 забирает через фильтр 8 топливо из расходной цистерны и нагнетает его через подогреватель 5 и фильтр 4 к форсунке котла. В схеме предусмотрен сброс топлива через предохранительный клапан 6 из нагнетательной магистрали насоса 7 в его приемную магистраль при перекрытии нагнетательной ветви трубопровода, а также сброс через регулирующий клапан 3 излишков топлива в случае уменьшения нагрузки котла. Требования к топливным системам котлов регламентирован^! Правилами Регистра СССР, основными из которых являются следующие: система должна оборудоваться не менее чем двумя комплектами топливных насосов и фильтров на приемной и нагнетательной магистралях, а также двумя комплектами подогревателей топлива. Каждый комплект должен быть рассчитан на полную паропроизводительность обслуживаемых котлов; насосы, обслуживающие топливную систему, не должны использоваться для других целей. Эти насосы, помимо местного поста управления, должны иметь средства для остановки их из легкодоступных мест вне помещения, в котором они расположены; на трубопроводе, подающем топливо к форсункам каждого котла, должен быть установлен быстрозапорный клапан; подогревать топливо в танках и цистернах можно только при помощи паровых или водяных змеевиков, при этом давление пара допускается не выше 0,7 МПа. Максимальная температура подогрева в цистернах должна быть не менее чем на 10 °C ниже температуры вспышки паров топлива; расходные и отстойные цистерны должны иметь клапаны самозапор- ного типа для спуска отстоя. Сточные трубы оборудуются смотровыми стеклами или воронками с поддоном; топливные трубопроводы должны располагаться в стороне от трубо- проводов других систем, в хорошо видимых и доступных местах, не проходить над двигателями, паропроводами, котлами, выпускными коллекторами и дымоходами. § 3.2 Факельный процесс сжигания топлива На процесс горения топлива в топке котла влияют реагирующие вещества самого топлива и элементы оборудования его топочной камеры. Сжигание жидкого топлива в топке протекает в виде факельного процесса, для осуществления которого служит топочное устройство, в состав которого входят два основных узла: форсунка и воздухонаправляющее устройство (ВНУ). В ряде случаев большое влияние на факельный процесс сжигания топлива оказывает компоновка самой топки (топочной камеры). Экономичность работы котла в значительной степени определяется правильностью организации факельного процесса в топке. Для его нормального протекания необходимо обеспечить непрерывную подачу подготовленного топлива; поддержание оптимальных давления и температуры топлива в зависимости от режима работы котла; правильную установку форсунки; хорошее техническое состояние форсунки; хорошее распиливание топлива форсункой; подачу необходимого количества воздуха; поддержание оптимального соотношения между количеством сжигаемого в топке топлива и количеством подаваемого воздуха (соотношение «топливо— воздух»); поддержание устойчивости фронта пламени путем поддержания высокой температуры; постоянный отвод из котла продуктов сгорания топлива. Сжигание жидкого топлива в топке котла можно рассматривать как ряд последовательно протекающих процессов: распиливание, подогрев, испарение, термическое разложение, окисление, воспламенение, горение. Первоначальное зажигание топлива производится от постороннего источника. Непосредственно горение начинается, когда температура легковоспламеняющихся фракций топлива достигнет температуры воспламенения. Факельный процесс протекает в такой последовательности: распыленное топливо из форсунки 1 (рис. 3.3) поступает в воздушную среду топки, где происходят интенсивный нагрев, испарение и частичная газификация топлива под влиянием горящего факела, частично фурмы 4 и рециркуляции горящих частиц с последующим термическим разложением топлива на простейшие горючие газы, вступающие в реакции с кислородом воздуха. Нагреванию способствует также диффузор 2, который защищает начальную зону (корень факела) от потока воздуха. Фронт горения устанавливается в том месте факела, где горючая смесь продуктов газификации топлива с воздухом имеет достаточно высокую для воспламенения температуру. Факельный процесс интенсифицируется благодаря хорошему распиливанию топлива (поверхность его соприкосновения с воздухом и газами при этом возрастает во много раз), а также перемешивающимся газовоздушным потокам, возникающим из-за закрученного потока воздуха, поступающего через лопаточный аппарат 3 ВНУ. На рис. 3.3 также обозначены границы зоны обратных токов 5, зоны основного горения 6 и кирпичная кладка 7. Факельный процесс характеризуется ограниченным временем нахождения частиц топлива в топке, а значит, и минимальным количеством топлива в топочном объеме. Время пребывания частиц топлива в топке обычно не превышает 1 с, отсюда можно заключить, что факельный процесс чувствителен ко всяким видам нарушения режима горения. § 3.3 Тяга и тягодутьевые устройства Одним из условий устойчивого горения топлива в топке котла являются непрерывная подача в нее воздуха и удаление продуктов сгорания. Для преодоления возникающих сопротивлений в воздушно-газовом тракте должна быть обеспечена движущая сила. Она может быть создана естественной тягой, искусственным дутьем с помощью вентилятора или искусственной тягой, создаваемой дымососом.
Естественная тяга, часто называемая самотягой,зависит от плотностей окружающего воздуха, дымовых газов и высоты газохода. Полной высотой газохода Н„ (рис. 3.4) считается расстояние от центра нижней форсунки до среза дымовой трубы. Оно составляет обычно 20—25 м. Подсчитывается самотяга (Па) по формуле. //с = 0,981 //дт(е„ + Qr), (3.1) где Нлг — высота газохода, м; 0в и Qr — плотности соответственно окружающего воздуха и дымовых газов (кг/м3) при соответствующих температурах. У современных котлов самотяга не компенсирует всех сопротивлений воздушно-газового тракта и поэтому в дополнение к ней предусматривается установка вентиляторов, а иногда и дымососов. Основным элементом тягодутьевого устройства является вентилятор, получивший преимущественное распространение. На большинстве судов приводом к вентиляторам служат электродвигатели переменного тока, которые могут быть односкоростными или с несколькими ступенями скорости. На промежуточных нагрузках котла, оборудованного односкоростным вентилятором, расход воздуха обычно регулируется с помощью заслонок, устанавливаемых на стороне всасывания. При многоскоростном вентиляторе заслонки могут регулировать расход воздуха в диапазонах между ступенями скорости. Дроссельные заслонки связаны, как правило, с гидравлическим или электрическим исполнительным механизмом системы автоматического регулирования процесса горения. Мощность двигателя вентилятора принимают исходя из условий требуемого напора и подачи воздуха при максимальной нагрузке котла. Односкоростной центробежный котельный вентилятор типа 90К-25 с подачей воздуха 2,5 м3/с при давлении 2 кПа показан на рис. 3.5. В корпусе 1 на валу 4, приводимом во вращение электродвигателем 5, закреплено рабочее колесо 3. Воздух засасывается через приемный патрубок 2 и нагнетается в направлении, указанном стрелкой. Вытяжная тяга осуществляется с помощью дымососа, создающего разрежение в дымоходе. Дымососы используются редко. Они могут применяться на пассажирских судах для лучшего отвода газов от дымовой трубы с целью исключения задымления палуб, могут включаться при сажеобдувке, при применении на котле нескольких ротационных форсунок. В последнем случае, если одна из таких форсунок извлекается, то образуется большая амбразура, через которую возможен выброс пламени от работающей форсунки. Необходимо создавать в топке разрежение, что достигается установкой временного щита.
положенного в дымовой трубе, и сопла 2, установленного по его оси. Подводимый через патрубок 3 пар, выходя с большой скоростью, увлекает за собой дымовые газы, создавая разрежение в газоходе и топке котла. Применяют пароструйные дымососы обычно кратковременно, так как это связано с большим невозвратным расходом пара. Вытяжные вентиляторы используют редко, учитывая, что они постоянно работают в тяжелых условиях в потоке горячих газов. В утилизационных котлах сопротивление газохода преодолевается под воздействием избыточного давления отработавших газов дизеля или газотурбинной установки. Для измерения силы тяги используются манометры, называемые тягомерами. Широко используется U- образный тягомер (рис. 3.7), у которого один конец стеклянной трубки 1 соединен с рабочей средой, другой — с атмосферой. Трубка закреплена на планке 2 со шкалой и заполнена подкрашенной для лучшей видимости водой. Используют иногда нерегистрирующие или регистрирующие мембранные тягомеры, работающие на принципе перемещения мембраны и связанной с ней стрелки под дейст- 40 вием измеряемой силы. Регистрирующие тягомеры производят одновременно запись показаний на ленту. § 3.4 Топочные устройства Судовые котлы оборудуют топочными устройствами, обеспечивающими факельный процесс сжигания жидкого топлива. Форсунки, являющиеся частью топочного устройства, предназначены для подачи распыленного топлива в топку, а с помощью ВНУ перемешиваются частицы топлива с воздухом. Форсунки с ВНУ (иногда называемые горелками) могут иметь фронтовое и потолочное расположение. Преимущественное распространение получило фронтовое расположение, при котором форсунки и ВНУ размещают на передней стенке топки котла, называемой передним фронтом. Отдельные современные высокоэкономичные главные котлы оборудуют форсунками и ВНУ с потолочным расположением в верхней части топки. При этом создаются условия для более высокой интенсификации факельного процесса, газовоздушный поток получает более естестве
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.102 (0.016 с.) |