Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Паровых котлах и Перспективы развития котлостроенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
§ 10.1 Главные котлы паротурбоходов На судах Минморфлота с пароэнергетическими установками в качестве главных применяют только водотрубные котлы с естественной цир- 116 куляцией; как правило, это вертикальные, одноходовые по газу котды с развитыми хвостовыми поверхностями нагрева, вырабатывающие перегретый пар повышенных параметров. Поскольку в ближайшее время пополнения транспортного флота с паротурбинными установками, работающим на органическом топливе, не предполагается, рассмотрим основные конструктивные компоновки некоторых главных водотрубных котлов, установленных на действующих судах Минморфлота. На рис. 10.1 показан котел отечественной постройки КВГ-34К (котёл водотрубный главный, паропро- изводительностью 34 т/ч; К — корректированного проекта), установленный на танкерах типа «София» с паротурбинной установкой мощностью 14000 кВт. Котельная установка этих танкеров состоит из двух агрегатов, выполненных правой и левой модели, которые вырабатывают пар с параметрами: давление 4,4 МПа, температура перегретого пара 470° С.
Для опускания воды в водяной коллектор 16 предусмотрено 12 не- обогреваемых опускных труб диаметром 114X7 мм, проложенных в межобшивочном пространстве каркаса: шесть труб на стороне переднего и шесть — на стороне заднего фронтов (на рис. 10.1 не показаны). Второй контур циркуляции образован из первого сплошного ряда бокового экрана 9 с трубами диаметром 44,5X3 мм и притопочного пучка 7, у которого два первых ряда труб имеют диаметр 44,5X3 мм, а два следующих — 29Х 2,5 мм. Опускные трубы 11 этого контура диаметром 57X3,5 мм располагаются за первым рядом экрана. Трубы экрана и притопочного пучка подведены к экранному коллектору 12. Пароперегреватель 15 имеет петли 17, выполненные из труб диаметром 25 X 2,5 мм, которые развальцованы в коллекторе 14, разгороженном вертикальными перегородками. Пространство между петлями предназначено для осмотра, очистки при необходимости ремонта элементов трубной части пароперегревателя. Петли пароперегревателя имеют в верхней части опору в виде пустотелой трубы-балки 19, по которой пропускается охлаждающий воздух. В паровом коллекторе 4, помимо обычно предусматриваемых внутренних устройств, находится вспомогательный пароохладитель 3, охлажденный пар от которого расходуется на ходу для работы турбопитательных насосов и пароструйных воздушных эжекторов главной паротурбинной установки. Для очистки труб от наружных загрязнений предусмотрены автоматизированные сажеобдувочные устройства 18 и 22. Хвостовой поверхностью нагрева котла является двухсекционный экономайзер I, смонтированный из четырех змеевиковых пакетов с диаметром труб 38 X 3 мм. У котла применен паровой воздухоподогреватель 6, установленный на переднем фронте котла и выполненный из прямых труб диаметром 22 X 2 мм. Для увеличения поверхности теплообмена на трубы насажены круглые ребра. Греющий пар и конденсат движутся внутри труб, а воздух омывает ребристую поверхность снаружи. Воздух, подаваемый котельным вентилятором в межобшивочное пространство каркаса, направляется в воздухоподогреватель, нагревается в нем примерно до температуры 130° С и поступает в топку. Топочное устройство котла оборудовано четырьмя паромеханическими форсунками 10 и ВНУ с профильными поворотными лопатками. На рис. 10.1, кроме указанных элементов, приведены следующие; паросепарирующий щит 2, паровой клапан к воздухоподогревателю 5, труба для отвода конденсата от воздухоподогревателя 8, пароперепускная труба 13, изоляция обшивки 21. Предшественниками котлов КВГ- 34К были котлы КВГ-25 и КВГ-25К (корректированного проекта) паро- производительностью 25 т/ч и вырабатывающие пар тех же параметров. Эти котлы устанавливались на большой серии (24 единицы) отечественных сухогрузных судов типа «Ленинский комсомол» с паротурбинной установкой 9550 кВт, строящихся в конце 50-х — началё 60-х годов. В настоящее время из этой серии в эксплуатации остались только суда более поздних лет постройки. Котлы судов типа «Ленинский комсомол» и танкеров типа «София» имеют аналогичные компоновку и поверхности нагрева, выполненные из труб одинаковых размеров. Примерно равны и их экономические показатели, т. е. КПД «93%. Основное отличие этих котлов в паропроизводительности, незначительных общих размерах, хвостовых поверхностях нагрева, числе и типе форсунок. После замены у котлов КВГ-34К газового воздухоподогревателя на паровой была устранена коррозия его труб, а после замены шести механических центробежных форсунок на четыре паромеханические упростилась конструкция и эксплуатация агрегата. На рис. 10.2 для сравнения приведены схемы компоновок котлов К.ВГ-25 и КВГ-34К. Наиболее современные и экономичные главные пароэнергетические установки выполняют с промежуточным перегревом пара. Перегретый пар от основного пароперегревателя направляется в турбину, частично совершает в ней работу (температура его при этом понижается), возвращается в промежуточный пароперегреватель, приобретает первоначальную температуру и поступает в последующие ступени турбины, что позволяет общий процесс расширения пара в ней приблизить к наиболее экономичному — изотермическому. Для осуществления промежуточного перегрева пара потребовались существенные изменения в конструкции и компоновке котлов, которые стали называть агрегатами шахтного типа. Обычно такие котлы входят в
стве вспомогательного — котел КВ- 35/25-1 паропроизводительностью 35 т/ч. Котел показан на рис. 10.3 и 10.4 (номера позиций на рисунках совпадают). Правая часть агрегата, представляющая топочную камеру 12, образована экранами 11, 13, 15. Трубы торцевых экранов закреплены в коллекторах 9 и 14. Топочная камера оборудована четырьмя паромеханическими форсунками 7, расположенными в верхней части топки. Опускными являются трубы 10, соединяющие паровой коллектор 2 с водяным коллектором 16. Образующиеся в топке продукты сгорания топлива проходят через разреженный участок труб 15, называемый фестоном, и поступают в шахту 18, где размещены конвективные змеевиковые поверхности нагрева основного пароперегревателя 19, промежуточного пароперегревателя 25, экономайзера 29 и трубчатые поверхности нагрева воздухоподогревателя 1. Пар из парового коллектора по паропроводу 8 поступает в основной
пароперегреватель 19, состоящий из двух секций. Часть пара после первой секции может быть направлена по паропроводу 17 в главный пароохладитель 5 для возможности регулирования температуры перегретого пара. Из основного пароперегревателя (после второй секции) пар по паропроводу 21 поступает к главной паровой турбине. Предусмотрены также частичный отвод пара по паропроводу 20 во вспомогательный пароохладитель 4 и подача его в магистраль охлажденного пара 3. Частично отработавший в главной ТВД пар по паропроводу 27 поступает в промежуточный пароперегреватель 25, откуда вновь перегретый по паропроводу 23 снова направляется в главную турбину. На схеме также обозначено: 6, 22, 24,26, 28 — трубопроводы; 30 — подогреватель. Регулирование температуры перегретого пара в промежуточном пароперегревателе осуществляется с помощью перепускного паропровода 24, который предназначен для подачи насыщенного пара в промежуточный пароперегреватель (для защиты от пережога) и сброса его по паропроводу 26 в систему охлажденного пара. Питательная вода подается в экономайзер 29 по трубопроводу 28, а в котел — по трубопроводу 6. Воздухоподогреватель трехходовой по газу и одноходовой по воздуху. Последний пучок труб (третьего хода), где температура уходящих газов наиболее низкая, с газовой стороны имеет защитное покрытие фторопластом против химической (низкотемпературной) коррозии. На режимах малых нагрузок также для защиты воздухоподогревателя от химической (низкотемпературной) коррозии предусмотрен предварительный подогрев воздуха питательной водой в подогревателе 30. На судах зарубежной постройки в качестве главных применяют котлы, конструктивно и по характеристикам мало отличающиеся от рассмотренных котлов отечественной постройки. 122 Это тоже, как правило, вертикальные водотрубные однопроточные котлы с естественной циркуляцией, развитыми хвостовыми поверхностями нагрева и часто с полностью экранированной топкой. Секционные котлы, являющиеся единственными представителями горизонтальных водотрубных котлов, в свое время пришедшие на смену газотрубным (огнетрубным) оборотным как более совершенные и экономичные, в настоящее время как главные не применяются. До 50-х годов на судах зарубежной постройки они широко использовались в паромашинных и паротурбинных энергетических установках и еще могут встретиться на старых судах. Однако с ростом мощностей паротурбинных установок их паропроизводительность и параметры оказались недостаточными, поэтому если их еще строят, то только для использования в качестве вспомогательных. § 10.2 Перспективы развития судового котлостроения В ближайшие годы пополнение отечественного морского флота судами с паротурбинными установками, работающими на органическом топливе, не предполагается. Поэтому в настоящее время о перспективах развития котлостроения для судов морского флота можно говорить только относительно вспомогательных и утилизационных котлов. Существует много разновидностей этих котлов, применение которых тесно связано с назначением судна. Кроме того, учитывая предстоящее значительное пополнение отечественного флота судами зарубежной постройки, следует ожидать появление большого разнообразия на них вспомогательных и утилизационных котлов. Поскольку продолжается строительство крупнотоннажных танкеров и балктанкеров (нефтерудовозов), будут создаваться более совершенные конструкции высокопроизводительных, более экономичных, надежных и удобных в эксплуатации вспомогательных котлов с применением пароперегревателей и хвостовых поверхностей нагрева. Большое внимание будет уделяться вспомогательным и утилизационным котлам для специализированных судов (ролкеров, лихтеровозов, универсальных судов и др), а также вспомогательным котлам для обеспечения паром атомоходов при неработающей атомной паропроизводящей установке (АППУ). Новые котлы будут создаваться только автоматизированными для работы в режиме безвахтенного обслуживания преимущественно водотрубные. Лишь на судах с малыми потребностями в паре может продолжаться применение газотрубных и газоводотрубных котлов. Вспомогательные водотрубные котлы будут более экономичные и компактные благодаря экранированию топок и применению хвостовых (хотя и несильноразвитых) поверхностей нагрева. Утилизационные котлы, обеспечивающие эффективное использование теплоты отработавших газов от главных дизельных двигателей, будут преимущественно с принудительной циркуляцией, оборудованные сепаратором пара. В связи с расширением применения на судах схем глубокой утилизации теплоты с использованием ходового утилизационного турбогенератора утилизационные котлы в этом случае будут обязательно оборудоваться пароперегревательными секциями. । Энергетические установки дизельных судов будут комплектоваться отдельно вспомогательными и отдельно утилизационными котлами и в значительной степени реже котлами с комбинированным отоплением. Котлы будут выполнять роль оборудования по защите окружающей морской среды от загрязнений, генерировать уходящие газы в систему инертных газов грузовых танков танкеров, повышая тем самым их пожаробезопасность. Паровые котлы по-прежнему останутся основными генераторами парового (водяного) теплоносителя в различных теплообменных аппаратах. На малых судах будут применяться водогрейные котлы. Что касается отдельных котлов, в которых вместо воды применяются специальные теплоносители (например,термомасла), то их широкого применения ожидать не приходится. Контрольные вопросы 1. Перечислите характеристики котлов КВГ-25К и КВГ-34К. 2. Чем, кроме паропроизводительности, отличается котел КВГ-25К от котла КВГ-34К? 3. Перечислите характеристики и особенности котла КВГ-80/80. , 4. Каковы перспективы использования паровых котлов на современных морских судах? Раздел второй СУДОВЫЕ ТУРБИННЫЕ УСТАНОВКИ Глава 11 ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ И УСТРОЙСТВА ТУРБИНЫ
§ 11.1. Активные турбины Особенности турбины как теплового двигателя. Турбина (от латинского слова «turbo», т. е. вихрь) является тепловым ротационным двигателем, в котором потенциальная тепловая энергия пара (или газа) превращается в кинетическую, а последняя в свою очередь преобразуется в механическую работу вращения вала. (В дальнейшем слово «газ» опущено, однако все излагаемое относится как к пару, так и к газу,) Такое преобразование может осуществляться одновременно на одних и тех же подвижных частях турбины или же преобразование потенциальной энергии в кинетическую может происходить на неподвижных частях турбины, а превращение кинетической энергии в механическую работу — на подвижных. В первом случае турбина будет чисто реактивной, а во втором — чисто активной. По чисто реактивному принципу работают только радиальные турби- ны( типа Юнгстрем, которые из-за ряда существенных недостатков на судах не применяются. Наконец, превращение потенциальной энергии пара в кинетическую может происходить частично на неподвижных частях турбины и частично — на подвижных; в этом случае турбина работает с некоторой степенью реактивности. Все современ- 124 ные турбины действуют по последнему принципу. Турбины, действие которых основано преимущественно на активном принципе, называют активными, а турбины, действие которых основано наполовину на реактивном принципе,— реактивными. Принцип действия и устройства турбины легко уяснить на примере простейшей активной турбины, схема которой показана на рис. 11.1, а. Пар с давлением более высоким, чем за турбиной, поступает в одно или несколько неподвижных каналов (сопл) 5. В сопловых каналах пар расширяется, давление его падает, а скорость возрастает. Следовательно, в соплах происходит первое преобразование тепловой потенциальной энергии в кинетическую. Из сопл пар поступает в рабочие каналы, образованные рабочими лопатками 3, закрепленными на диске 2. Двигаясь в рабочих каналах между рабочими лопатками и изменяя свое направление, поток пара оказывает силовое воздействие на рабочие лопатки, заставляя их вращаться вместе с диском и валом 1, установленным в опорных подшипниках 4. Следовательно, на рабочих лопатках происходит второе преобразование энергии: кинетическая энергия пара преобразуется.в механическую работу. Комплект, состоящий из сопл и рабочих лопаток, в которых со- вершается процесс расширения пара, называется ступенью давления турбины. Простейшие турбины, имеющие лишь одну ступень, называются одноступенчатыми в отличие от более сложных многоступенчатых турбин. Одноступенчатая турбина. На рис. 11.1, б показан продольный разрез одноступенчатой активной турбины. Ее вращающаяся часть состоит из вала /, на который насажен диск 2 с рабочими лопатками 3. В корпусе 5 турбины вставлены одно или несколько сопл 4. Сечение Л — Л представляет собой развернутое на горизонтальную плоскость сечение сопл и лопаток. Видно, что оси сопл расположены под некоторым углом к плоскости диска. На рис. 11.1, б показаны кривые изменения давления и абсолютной скорости пара при его прохождении по проточной части турбины. Свежий пар давлением ро подводится к соплам. Пар в сопле расширяется, и давление падает от р<> до р\, а скорость возрастает от Со до щ. С этой скоростью пар поступает на рабочие лопатки, которым он отдает часть своей кинетической энергии, приводя во вращение диск с укрепленными на нем лопатками и вал. Абсолютная скорость пара при этом уменьшается до выходной скорости Ci- Расширение пара на рабочих лопатках не происходит, поэтому давление р\ пара до диска равно давлению р2 за диском. Несмотря на простоту устройства, одноступенчатые паровые турбины не получили распространения из-за низкой экономичности, большой частоты вращения и невозможности получения значительных мощностей. Одноступенчатые газовые турбины широко применяются в качестве приводов турбокомпрессоров дизелей. Чтобы избежать высокой частоты вращения и чрезмерной окружной скорости, сохранив при большом перепаде энтальпий высокий КПД, современные паровые турбины строят многоступенчатыми, со ступенями давления, ступенями скорости и раз-
личными комбинациями ступеней давления и скорости. Многоступенчатые турбины со ступенями давления. Идея ступеней давления пара заключается в следующем: вместо того, чтобы расширить пар от начального до конечного давления в одной ступени, его заставляют расширяться в нескольких последовательно расположенных ступенях, используя в каждой ступени небольшие перепады теплоты и давления. Ступени давления применяют в активных и реактивных турбинах. Рассмотрим' активную турбину с тремя ступенями давления (рис. 11.2). На валу 1 насажены три диска 2, 3, 4, на которых укреплены рабочие лопатки 6, 8, 10. Корпус турбины разделен диафрагмами на три отдельные камеры. Сопла 5 первой ступени расположены в передней стенке турбины, а сопла 7 второй и 9 третьей ступеней — в диафрагмах по их окружности. Свежий пар давлением ро со скоростью со подводят к соплам первой ступени, где он расширяется до давления а скорость увеличивается до значения С|. После этого пар попадает на рабочие лопатки 6 и отдает им свою кинетическую энергию. Скорость пара уменьшается до сг, давление же пара по обе стороны диска остается постоянным. Затем пар поступает в сопла второй ступени 7, где расширяется от давления р'\ до давления р", и, приобретая снова кинетическую энергию, поступает на рабочие лопатки 8, где отдает эту энергию. При прохождении по рабочим лопаткам 8 пар сохраняет давление р" неизменным. Расширение пара в соплах третьей ступени 9 и преобразование кинетической энергии в механическую работу на рабочих лопатках 10 происходят так же, как в первой и второй ступенях, после чего пар давлением р2 со скоростью С2 поступает по паровыпускному патрубку в конденсатор. Таким образом, расширение пара от давления ро до давления р2 происходит не сразу, а в три приема, т. е. тремя ступенями. Ввиду того что по мере расширения пара его объем возрастает, высоту сопл и лопаток турбины приходится постепенно увеличивать. Благодаря равномерному распределению перепада энтальпий в этих турбинах удается достичь высокой экономичности. Они могут быть изготовлены практически на любую мощность и являются наиболее распространенным типом современных главных и вспомогательных судовых турбин. Такая турбина в зависимости от рабочего тела может быть паровой или газовой. В современных паровых турбинах чисто активные ступени давления не применяются, ибо в них пар при прохождении каналов рабочих лопаток дополнительно расширяется, т. е. активные турбины при этом изготавливают с некоторой степенью реактивности на рабочих лопатках. Многоступенчатая турбина со ступенями скорости. Идея ступеней скорости пара заключается в том, что сначала его потенциальная энергия в расширяющихся соплах полностью преобразуется в кинетическую энергию, а уже затем она превращается в механическую работу на двух или на трех рядах лопаток. Между рабочими лопатками располагаются неподвижные направляющие лопатки, служащие для изменения направления движения пара. Пар, отдав часть своей кинетической энергии первому ряду лопаток, направляется в последующие ряды, укрепленные в этом же диске, где используется еще часть кинетической энергии пара. Схема турбины с двумя ступенями скорости показана на рис. 11.3. Она отличается от схемы одноступенчатой турбины (см. рис. 11.1) тем, что на ободе диска 2 установлены два ряда рабочих лопаток 4 и 6, а в промежутке между ними помещен ряд направляющих лопаток 5, закрепленных в корпусе турбины 1. В верхней части рис. 11.3 построена диаграмма изменения давления и абсолютной скорости пара. Свежий пар, подводимый к соплам 3, расширяется в них от давления ро до давления р\. Далее при прохождении пара между лопатками его давление уже не меняется, т. е. по обе стороны диска оно остается неизменным (pi = Pi)- Скорость пара при расширении его в соплах увеличивается до значения ci. С этой скоростью пар поступает на первый ряд рабочих лопаток, где вследствие преобразования части кинетической энергии в механическую работу и затраты на преодоление вредных сопротивлений скорость уменьшается до значения С2, с которой пар и поступает на направляющие лопатки. Направляющие лопатки аналогичны рабочим, но выгнуты в противоположную сторону. Так как они неподвижны, никакой работы на них пар не совершает, а потому скорость пара уменьшается немного (до cf), что происходит вследствие затраты некоторой части кинетической энергии на преодоление вредных сопротивлений на этих лопатках. На рабочих лопатках второго ряда опять кинетическая энергия пара преобразуется в механическую работу. Поэтому скорость пара с(, с которой он входит на этот ряд лопаток, снижается до ci. В рассматриваемой турбине (как и в одноступенчатой) все расширение пара происходит сразу в соплах одной ступени, но кинетическая энергия используется на двух рядах рабочих лопаток, поэтому турбина называется активной с одной ступенью давления и двумя ступенями скорости. Диск этой турбины в отличие от одноступенчатого диска, имеющего один ряд рабочих лопаток (одну ступень скорости), называется двухвенечным, или диском с двумя ступенями скорости. Встречаются колеса с двумя, тремя и четырьмя ступенями скорости, но в настоящее время их строят обычно с двумя ступенями. Это объясняется тем, что КПД турбины резко уменьшается с увеличением числа ступеней скорости. Пар на лопатках турбины со ступенями скорости не расширяется, высота же лопаток от ряда к ряду постепенно возрастает в связи с тем, что скорость течения пара постепенно (от ряда к ряду) убывает и, чтобы пропустить в единицу времени ту же массу (и тот же объем) пара, но с меньшей скоростью, требуются каналы с большим проходным сечением. Преимуществом турбин со ступенями скорости являются простота и небольшие размеры, невысокая стоимость. Существенный недостаток — низкая экономичность, эффективный КПД турбины с двумя ступенями скорости составляет 0,55—0,65. Применяют турбины со ступенями скорости в агрегатах, работающих непродолжительное время; в этом случае простота устройства, малые масса и габаритные размеры более существенны, чем невысокая экономичность. Эти турбины применяются в качестве турбины заднего хода главных турбин, так как продолжительность работы заднего хода невелика, в приводах грузовых насосов танкеров (эти насосы работают в основном в период выкачки груза в порту), а иногда в приводах к питательным насосам с использованием отработавшего пара для подогрева питательной воды. Достаточно широко используются турбины с двумя ступенями скоростей в качестве первой (регулировочной ступени) в комбинированных и так как двухвенечное колесо заменяет четыре одновенечных диска или восемь реактивных ступеней. Комбинированная турбина. Активные турбины со ступенями давления, у которых одна или несколько ступеней давления имеют ступени скорости, называются активными комбинированными турбинами. На рис. 11.4 показана схема комбинированной активной турбины с первой ступенью давления в виде двухвенечного колеса. В верхней части рис. 11.4 показаны кривые изменения давления и абсолютной скорости пара при течении его по проточной части. Турбины такого типа устанавливаются в качестве приводов мощных вспомогательных электрогенераторов и насосов. § 11.2. Реактивная и активнореактивная турбины Работа пара в реактивной ступени. Чисто реактивные турбины (как было сказано выше) в практике применения не нашли. Используются только многоступенчатые полуреак- тивные турбины (называемые упрощенно реактивными), в которых пар расширяется в неподвижных направляющих каналах и в подвижных каналах между рабочими лопатками
Многоступенчатая реактивная турбина. Схема работы пара в многоступенчатой реактивной турбине показана на рис. 11.6. Турбина состоит из корпуса 4, в котором укреплены неподвижные направляющие лопатки 3, и ротора 2, на котором размещены подвижные рабочие лопатки 1. Пар давлением ро подводится к кольцевому каналу 5 перед первым рядом направляющих лопаток. В этом ряду пар расширяется до давления р\ и увеличивает свою скорость до значения щ. Проходя далее по первому ряду рабочих лопаток, пар продолжает расширяться. Абсолютная скорость пара на рабочих лопатках уменьшается до значения С2 вследствие преобразования его энергии в механическую работу вращения лопаток. На направляющие лопатки второй ступени пар входит, имея абсолютную скорость сг. Здесь вследствие нового падения давления пар увеличивает свою ско- Рис. 11.6. Многоступенчатая реактивная турбина рость от С2 до ci, с которой поступает на второй ряд рабочих лопаток, и т. д., пока пар не пройдет всю проточную часть и не будет использован весь располагаемый для работы турбины перепад энтальпий. Вследствие разности давлений пара при входе на рабочие лопатки и при выходе с них и динамического усилия потока в турбине создается осевое усилие, стремящееся сдвинуть ротор в сторону движения пара. Для разгрузки этого усилия в передней части ротора установлен думмис (разгрузочный поршень) 6. Сущность действия думмиса заключается в том, что пространство перед ним сообщается при помощи трубы 7 с полостью отработавшего пара и таким образом создается разность давлений, действующая в сторону, противоположную направлению движения пара. Реактивные турбины большой мощности для уменьшения длины лопаток их последних ступеней часто делают двухпоточными. В этом случае турбина будет уравновешенной в осевом направлении и необходимость в думмисе отпадает. На рис. 11.7, а представлена турбина с расходящимся, а на рис. 11.7, б — со встречным течением пара. Вход пара А в турбину и выход пара Б из турбины показаны стрелками. Из-за разности давлений на лопатках в турбинах реактивного типа наблюдается протечка пара через радиальные зазоры у концов направляющих рабочих лопаток. В чисто активных турбинах протечки возможны только через зазоры диафрагмы, так как здесь давление пара по обе стороны рабочих лопаток одинаково. Для уменьшения протечек пара у реактивных турбин зазоры между рабочими лопатками и корпусом, а также между направляющими лопатками и ротором делают как можно меньше. По сравнению с активными турбинами паровые реактивные турбины менее выгодны в случае приме нения пара высокого давления. Поскольку такой пар имеет малый удельный объем, то необходимо устанавливать лопатки небольшой высоты, но с относительно большими радиальными зазорами, а это ведет к большим потерям от протечки пара через такие зазоры. В случае же применения пара низкого давления в реактивной турбине относительные размеры радиальных зазоров получаются небольшими. При этом и потери на протечки будут незначительными и КПД немного выше, чем в активной турбине. Таким образом, при умеренных параметрах пара активная и реактивная турбины мало отличаются одна от другой по экономичности, а также массе и размерам. Однако реактивную турбину, имеющую массивный барабанный ротор, требуется длительно прогревать перед пуском и ей необходимо продолжительное время на смену режима при маневрировании. При активной проточной части турбины уменьшается число ступеней и допускаются более высокие окружные скорости. Турбина с дисковым ротором небольшой длины более приспособлена к работе при высоких параметрах, чем реактивная турбина. Ротор активной турбины сравнительно быстро прогревается при соприкосновении с паром, имея в процессе прогревания примерно одинаковую с корпусом турбины температуру; при этом уменьшаются деформации деталей Турбиными сохраняются почти постоянными радиальные и осевые зазоры в проточной части. Поэтому в настоящее время отечественные турбостроительные заводы и известные зарубежные фирмы строят в основном активные паровые судовые турбины. Смешанные активно-реактивные турбины. В связи с выгодой использования активного принципа в области высоких давлений, а реактивного — в области низких применяют смешанные турбины, имеющие актив- Рис. 11.7. Двухпроточные реактивные турбины
ные ступени высокого и реактивные низкого давления. На рис. 11.8 показана схема наиболее простой смешанной турбины, состоящей из колеса с двумя ступенями скорости и реактивных ступеней. Двухвенечный диск 1 составляет первую регулировочную ступень давления и многоступенчатая турбина 2 — вторую ступень. Диаграмма изменений давления и скорости пара в проточной части этой турбины представляет собой соединение кривых, показанных на рис. 11.3 и 11.6. Установка колеса с двумя ступенями скорости в качестве первой активной ступени давления в многоступенчатых реактивных турбинах ступени дает следующие преимущества по сравнению с турбиной, имеющей только реактивные ступени: возможность количественного (соплового) регулирования расхода пара путем подбора количества работающих сопл без понижения начального давления пара; уменьшение числа ступеней, а следовательно, длицы турбины; уменьшение осевого давления в реактивных ступенях турбины; Рис. 11.8. Смешанная активно-реактивн
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.32 (0.012 с.) |