Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 17. Основы эксплуатации↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СУДОВЫХ ТУРБОПРИВОДОВ
§ 17.1 Техническое использование судовых турбоприводов При эксплуатации судовых турбоприводов необходимо руководствоваться Правилами технической эксплуатации судовых технических средств, другими нормативными документами и инструкциями по обслуживанию завода-изготовителя. Правила технической эксплуатации (ПТЭ) содержат общие указания по техническому использованию и обслуживанию турбоприводов. Подробные указания даны в инструкциях по обслуживанию конкретного турбопривода. Инструкция по обслуживанию является основным техническим и юридическим документом, определяющим техническое использование и обслуживание судовых турбоприводов. Подготовка к действию. Подготовка к действию включает проверку готовности турбопривода к пуску, прогревание паропровода и включение в работу обслуживающих систем, а в турбоприводах, работающих на конденсатор,— подготовку и пуск конденсационной установки. Перед подготовкой турбопривода к действию необходимо: выполнить Для подготовки турбопривода к действию нужно выполнить ряд следующих операций: 1. Проверить состояние скользящих опор (если таковые имеются) и при необходимости очистить и смазать их. 2. Проверить наличие и исправность всех контрольно-измерительных приборов; открыть краны к манометрам и к вакуумметру; тахометр смазать костяным маслом. 3. Подготовить смазочную систему к действию, для чего: а) спустить воду и шлам из масляного бака: б) проверить отстойную воду на соленость; при обнаружении недопустимого солесодержания запуск привода прекращают до устранения неплотностей, через которые проникает морская вода; в) долить в бак свежее масло до необходимого уровня; в турбоприводах, имеющих кольцевую смазку, проверить уровень масла в корпусах подшипников и при необходимости пополнить его; г) очистить масляные фильтры; щелевые фильтры очистить путем поворота их рукоятки на несколько оборотов, сетчатые фильтры промыть; д) проверить температуру масла; если температура масла ниже +20 °C, подогреть его можно, включив подогреватель масла в масляном баке (если таковой имеется), пропустив масло через сепаратор или включив на продолжительное время пусковой электромасляный насос; е) после пуска электромасляного насоса проверить давление в смазочной системе и поступление масла без протечек ко всем подшипникам и зубчатому зацеплению редуктора; при кольцевой смазке убедиться, что все смазывающие кольца лежат на шейках вала и легко вращаются. 4. Проверить и смазать минеральным маслом шарнирные соединения рычагов систем регулирования и защиты. 5. Провернуть ротор вручную на несколько оборотов и убедиться в отсутствии заедания. 6. Подготовить к действию паропровод: а) произвести наружный осмотр паропровода и убедиться в том, что разобщительные клапаны закрыты, а клапаны продувки паропровода и арматуры открыты; б) проверить исправность быстрозапорных и сопловых клапанов, полностью открыв и закрыв их; для пре- 220 дотвращения заедания клапанов при нагревании после закрытия маховика слегка отвернуть их; в) прогреть паропровод, руководствуясь заводской инструкцией. У турбоприводов, имеющих конденсационную установку, необходимо ввести ее в действие, при этом сначала включают циркуляционный, а затем конденсатный насосы. Для пуска циркуляционного насоса открывают приемные и отливные кингстоны и после выхода воздуха из водяных камер закрывают воздушные краники. Перед пуском конденсатного насоса конденсатор заполняют конденсатом до половины водомерного стекла (до нормального уровня). Пуск насоса выполняют при закрытой задвижке на напорной магистрали; по достижении нормальной частоты вращения задвижку постепенно открывают. Далее открывают клапаны на системе рециркуляции конденсата через холодильники эжектора в конденсатор. Убедившись, что холодильник эжектора прокачивается конденсатом, клапаны свежего пара приоткрывают и прогревают эжектор (при открытом клапане продувания), после чего доводят давление пара перед соплами до нормального. Когда вакуум, создаваемый эжектором в приемном патрубке, будет соответствовать спецификационному, открывают клапан на трубопроводе отсоса паровоздушной смеси и соединяют эжектор с конденсатором. Прогревание и пуск турбопривода. Турбопривод прогревают для того, чтобы при впуске рабочего пара не возникли недопустимые тепловые напряжения и остаточная деформация в деталях и не происходило бы задевание вращающихся частей о неподвижные. Прогревание турбопровода выполняется при открытых клапанах продувания. При прогревании необходимо: открыть клапан отработавшего пара на турбине и убедиться, что давление пара в корпусе установи лось такое же, как и в трубопроводе отработавшего пара; открыть пар на уплотнение турбины и отрегулировать подачу пара так, чтобы поддерживалось нормальное давление пара в системе укупорки уплотнений; медленно открывая пусковой клапан, стронуть ротор турбины, наблюдая за давлением пара перед соплами и давлением отработавшего пара; прослушать при помощи стетоскопа (слухового стержня) зубчатую передачу и приводной механизм, при этом, если не будет обнаружено задевание или наличие ненормальных шумов и стуков, то нужно довести частоту вращения до значения, при котором выполняется прогрев согласно инструкции завода-изготовителя, и при этой частоте вращения прогревать турбину в течение 10—15 мин (по инструкции). Если при максимально допустимом давлении страгивания ротор не начал вращаться, подачу пара к турбине следует прекратить. В процессе прогревания необходимо продолжать прослушивание корпуса турбины в районе концевых уплотнений, а также прослушивание подшипников, редуктора и приводного механизма. В случае появления необычных звуков нужно закрыть пусковой клапан и прослушать турбопривод на выбеге. Это помогает установить источник звуков, не искаженных шумом протекающего через турбину пара. При появлении вибрации снижают частоту вращения турбопривода до исчезновения вибрации, через 10— 15 мин работы на сниженной частоте вращения вновь ее повышают. Если после трехкратного повторения этой операции вибрация не исчезает, турбопривод останавливают и выясняют причину появления вибрации. По окончании прогревания постепенно (в течение примерно 5— 10 мин) увеличивают открытие пускового клапана и доводят частоту вращения до номинальной, одновременно увеличивают вакуум в конденсаторе до полного; при этом прослушивают турбопривод, ведут тщательное наблюдение за смазыванием и температурой подшипников. При вступлении в работу основного масляного насоса, Что можно определить по повышению давления масла, отключают пусковой насос; если же отсутствует принудительное смазывание, проверяют вращение масляных колец на валу. При достижении температуры масла, поступающего на смазывание, до 45 °C, направляют воду к маслоохладителю. При достижении номинальной частоты вращения проверяют давление масла в системах регулирования и смазочной, уровень масла в масляном баке, выключением от руки проверяют действие БЗК, а также системы регулирования и защиты. Убедившись в нормальной работе турбо- привода, приступают к приему нагрузки. Обычно прием полной нагрузки у одноступенчатых турбоприводов выполняется за. 5—10 мин, у многоступенчатых — за 15—40 мин. После приема нагрузки закрывают клапаны продувания корпуса.турбины, БЗК, клапаны уравнительного коллектора и регулируют режим работы всех систем, обслуживающих турбопривод. При экстренном пуске турбопривода некоторые операции прогревания и пуска совмещают, некоторые операции исключают согласно инструкции завода-изготовителя. Обслуживание во время работы. Во время работы турбопривода необходимо наблюдать за мощностью; частотой вращения; температурой масла после маслоохладителя; разностью давлений до и после маслоохладителя; давлением и температурой масла в системах смазочной и регулирования; температурой подшипников турбины, редуктора и электрогенератора (или насоса); уровнем масла в масляных ваннах и работой смазывающих колец (при кольцевом смазывании); уровнем масла в сточной цистерне; давлением или температурой пара в камере регулировочной ступени; вакуумом в конденсаторе или давлением в трубопроводе отработавшего пара; давлением пара в системе уплотнений; уровнем вибрации турбогенератора; уровнем и соленостью конденсата в конденсаторе; давлением и температурой охлаждающей воды; давлением конденсата после насоса; давлением пара перед соплами эжектора, При работе турбопривода следует через каждый час прослушивать турбину, зубчатую передачу и генератор (насосную часть). В случае появления ненормальных шумов турбопривод останавливают для выявления и устранения причин шума, при этом нагрузку турбогенератора переводят на дизель-генератор. Через каждый час работы записывают в вахтенный журнал значения основных параметров работы турбогенератора, периодически контролируют плотность систем. В случае протечек пара, воды и масла принимают меры для их устранения, но при этом не следует подтягивать соединения паропровода, находящегося под нагрузкой. Нагрузка и частота вращения генератора не должны превышать норм, установленных инструкцией завода-изготовителя; показания штатного тахометра следует сверять с частотой тока в сети. В случае снижения частоты вращения, турбины и давления нагнетания насоса (вследствие падения давления свежего пара перед соплами) следует открыть добавочные клапаны и довести частоту вращения и давление нагнетания до нормального. Показания штатного тахометра необходимо периодически контролировать по ручному тахометру. Давление масла в системе смазочной и регулирования должно соответствовать инструкции завода-изготовителя; обычно в смазочной системе давление поддерживается в пределах 0,05—0,15 МПа, а в системе регулирования — 0,5—0,8 МПа. Разность давлений до и после масло- охлаждения должна быть не более 0,02—0,03 МПа. При большем перепаде давлений маслоохладитель нужно очистить. Необходимо также периодически очищать масляные фильтры, не допуская, чтобы разность давлений до и после фильтров была выше установленной (обычно не более 0,03 МПа). При понижении давления масла, поступающего на смазывание подшипников, ниже допустимого следует остановить турбопривод. В случае повышения давления масла сверх допустимого нужно проверить поступление масла на смазывание и устранить засорение смазочной системы. Температура масла после маслоохладителя должна быть в пределах 35—45 °C. На входе в подшипник температура масла должна быть примерно 40 °C и на выходе из подшипника 50—60 °C. В случае увеличения температуры подшипника на 3—5 °C выше той, при которой он обычно работает, следует выявить причину, принять меры для устранения неполадки. При повышении температуры сверх допустимой при кольцевом смазывании необходимо проверить уровень масла в корпусе подшипника и вращение смазочных колец. Повышенный нагрев подшипника ведет к подплавлению баббита. Если температура отходящего масла от подшипника достигнет 75 °C, нужно остановить турбопривод. В сточной цистерне уровень масла должен находиться в пределах отметок маслоуказателя. При понижении уровня масла цистерну пополняют маслом той же марки, которую используют. Ежедневно следует удалять отстой воды и масла, а также проверять масло на соленость. При обнаружении увеличения солености, а следовательно, попадания в масло морской воды турбопривод останавливают, опрессовывают маслоохладитель и заменяют масло. Регулятор уровня в конденсаторе должен автоматически поддерживать уровень конденсата в сборнике конденсатора в пределах, указанных на водомерном стекле. Отклонение уровня от нормального может быть вызвано неисправностью регулятора или конденсатного насоса. Повышение уровня до уровня трубок ведет к переохлаждению конденсата; при снижении уровня возможен срыв конденсатного насоса. При неисправности регулятора уровня переходят на ручное управление. Ежедневно проверяют соленость конденсата в конденсаторе, она должна быть не более 5 мг/кг. При повышении солености выявляют и устраняют причину засоления. При эксплуатации турбопривод должен быть немедленно остановлен при следующих опасных неисправностях: превышении предельной частоты вращения (если не сработала защита); отказах, поломке или расцеплении элементов системы защиты и регулирования; резком металлическом стуке, скрежете, водяном ударе в любой части турбомеханизма; внезапной сильной вибрации одной из частей турбомеханизма; видимом осевом сдвиге ротора (если не сработала защита); резком повышении температуры масла сверх допустимой в одном из подшипников; падении давления в системе смазки ниже допустимого (если не сработала защита); резком понижении уровня масла в сточной цистерне; выходе из строя вспомогательных механизмов, разрыве турбоприводов, обслуживающих турбомеханизм. Аварийная остановка турбопривода производится с помощью кнопки или рукоятки ручного выключения БЗК- Во время уменьшения частоты вращения и после остановки турбопривод некоторое время следует прокачивать маслом от пускового насоса. После остановки необходимо некоторое время периодически проворачивать ротор вручную для. выравнивания температурных напряжений. Остановка. При нормальной остановке нужно выполнить следующие основные операции: снять нагрузку приводного механизма; у турбогенератора снизить нагрузку до нуля, отключив его от сети, и снять возбуждение; у турбонасоса закрыть нагнетательный клапан; проверить исправность и действие пускового и масляного насосов; воздействуя на кнопку (или рычаг) предельного выключателя, закрыть БЗК; закрыть клапан работающей группы сопл и открыть клапаны продувания паропровода свежего пара и турбины; закрыть БЗК и замерить время выбега ротора турбины до ее полной остановки; увеличение времени выбега от среднего значения укажет на неплотности в клапанах, а уменьшение — на наличие задеваний, повреждение подшипников, зубчатой передачи и муфты и т. п.; при понижении давления масла подавать пусковым насосом масло на смазывание до тех пор, пока турбопривод не будет полностью остановлен, и продолжать подачу масла после остановки в течение 15— 25 мин, проворачивая через каждые 5—7 мин ротор турбины; пусковой электронасос при снижении давления масла в системе до минимального должен автоматически включиться; если он не включился с помощью реле, то пустить его нужно вручную; у турбоприводов, работающих на магистраль отработавшего пара, закрыть клапан отработавшего пара и открыть клапаны продувания отработавшего пара. Для осушения турбины у турбоприводов, имеющих конденсационную установку, конденсатор следует отключить через 10—15 мин после остановки турбины; после полного осушения турбины остановить конденсатный и циркуляционный насосы, выключить эжектор и перекрыть все клапаны; при остановке циркуляционного насоса прекращается подача охлаждающей воды и на маслоохладитель. При остановке турбопривода на короткий срок его нужно поддерживать в горячем состоянии. Для этого турбину следует по мере остывания периодически прогревать и проворачивать. § 17.2. Техническое обслуживание судовых турбоприводов Обслуживание во время бездействия. Обслуживание бездействующего турбопривода в основном заключается в предотвращении коррозионных повреждений. Коррозия внутренних частей турбины возникает вследствие попадания влаги в неработающий турбопривод и из-за обводнения масла. После полного остывания турбины (через 3—6 ч) следует провернуть и с помощью стетоскопа прослушать турбопривод; убедиться в отсутствии пропусков пара в турбину от БЗК; очистить масляный фильтр, просе- парировать масло и долить его в сточную цистерну до полного уровня; проверить положение ротора по штатным приборам (результаты замеров записать в формуляр); тщательно убрать турбопривод и устранить все неисправности, замеченные во время работы. При длительном бездействии турбопривода необходимо: один раз в сутки проворачивать ротор, прокачивая при этом подшипники маслом; ежедневно проворачивать арматуру в разные стороны; ежедневно спускать отстоявшуюся воду и шлам из сточной цистерны и корпусов подшипников и по мере надобности доливать масло до нормального уровня; периодически проверять действие быстрозапорного устройства и предохранительного клапана на корпусе турбины; не Допускать попадания пара в турбину через БЗК и систему уплотнений, держать клапаны продувки открытыми. При бездействии турбопривода более 25—30 сут следует спускать воду из системы циркуляции охлаж- 224 дающей воды конденсатора и маслоохладителя. При выводе турбопривода из рабо^ ты на срок более 5—6 мес во избежание появления коррозии нужно законсервировать шейки валов. Вскрытие корпуса для осмотра внутренних частей турбины. К разборке турбины турбомеханизма следует приступить не ранее чем через 5—8 ч после ее остановки; охлаждение турбины считается законченным, когда температура стенок корпуса достигнет комнатной температуры, или 20 °C. Предварительно следует выполнить следующие операции: снять арматуру и контрольно-измерительные приборы; разобрать трубопроводы, непосредственно соединенные с крышкой турбины или же мешающие вскрытию корпуса и подъему крышки турбины; разобрать и снять поручни, обшивку турбины; снять БЗК и ресивер. При вскрытии турбины необходимо разобрать контрольные шпильки, отвернуть все гайки горизонтального стыка, установить отжимные болты. Затем следует установить направляющие стойки, смазанные тонким слоем турбинного масла или тавота, и путем равномерного завертывания отжимных болтов приподнять крышку на несколько миллиметров. В случае если крышка не отжимается, следует, постукивая небольшой свинцовой кувалдой по боковой поверхности фланца крышки, подтянуть цепи талей. После отжатия крышки корпуса при помощи отжимных болтов дальнейший подъем крышки выполнять талями при помощи подъемного устройства (см. рис. 14.12). Подъем крышки нужно производить медленно, с остановками через каждые 15 см. При подъеме следует следить за тем, чтобы крышка поднималась равномерно с сохранением параллельности фланца крышки фланцу нижней части корпуса и чтобы не было задевания рабочих и направляющих лопаток или диафрагм од ной за другую. При обнаружении перекоса, заедания у направляющих стоек или задевания в проточной части подъем крышки следует прекратить и продолжать только по устранении обнаруженных ненормальностей. Измерения по высоте у направляющих стоек должны давать одинаковые показания, что служит контролем правильного положения крышки при подъеме. После подъема выше направляющих стоек крышка отводится в сторону и укладывается на заранее подготовленные деревянные брусья. Вскрытая турбина закрывается чистым брезентом, который может сниматься только во время работ и осмотров. Отверстия маслопроводов закрываются деревянными конусными заглушками, а отверстия для слива масла закрываются белыми салфетками. Ревизия опорных подшипников и контрольные замеры. При ревизии опорных подшипников проверяются просадки ротора в подшипниках, масляные зазоры в подшипниках, Натяг вкладыша крышек подшипника, выкатываются вкладыши для осмотра. При вскрытии подшипников, так же как и при вскрытии корпуса турбины, необходимо соблюдать максимальную чистбту и принять меры против попадания посторонних предметов в масляные карманы и трубопроводы. После вскрытия опорных подшипников замеряется положение вала ротора по просадочной скобе (см. рис. 14.15). Скоба устанавливается на специально пригнанных для этого местах стула, после чего щупом измеряется зазор между шейкой вала и язычком скобы. Измерив щупом этот зазор и сравнив его с размером, выбитым на табличке, закрепленной На скобе (или занесенном заводом-изготовителем в формуляр турбопривода), можно судить, насколько ротор просел в подшипнике, а следовательно — об износе подшипника. Допустимое значение просадки ротора ограничено возможностью задеваний в уплотнениях. Оно указывается в инструкции по эксплуатации турбопривода и обычно не превышает 0,12—0,15 мм. При большей просадке ротора вкладыши нерегулируемых подшипников должны быть заменены или перезалиты. В регулируемых подшипниках восстановить положение ротора можно путем увеличения толщины набора прокладок под нижними установочными колодками. Масляные зазоры в подшипниках обычно измеряют при помощи свинцовых оттисков. Для этой цели на шейки ротора перпендикулярно его оси в- трех местах у краев и посередине укладывают кусочки свинцовой проволоки длиной 30—40 мм и диаметром в 1,5 раза более предполагаемого масляного зазора. Затем на вкладыши устанавливают крышку, забивают установочные штифты и затягивают крышку болтами. Затем измеряют с помощью микрометра или индикатора свинцовые оттиски и определяют размер масляного зазора. Для быстрого определения масляных зазоров небольших турбин может быть использован следующий способ без вскрытия крышки подшипника. На шейку вала ротора рядом с подшипником устанавливают индикатор и приподымают конец вала до упора в верхний вкладыш. Размер подъема вала, измеренный по индикатору, примерно равен масляному зазору. Установочные масляные зазоры приводятся в инструкциях завода- изготовителя. Нормы масляных зазоров для опорных' подшипников небольших турбин приводятся ниже. Диаметр шеек вала, Установочный мм масляный зазор, мм 25 0,10—0,15 59 0,13—0,17 75 0,15—0,18 100 0,17—0,20 125 0,18—0,22 Во избежание протечек масла по разъему вкладышей и вибрации турбины крышки опорных подшипников обжимают вкладыши с небольшим натягом (0,01—0,04 мм), при ревизии подшипников натяг вкладышей крышками подшипников следует определить. Измерение натяга можно произвести следующим способом. В плоскости разъема уложить под крышку подшипника пластины фольги толщиной 0,15—0,20 мм, вырезанные по контуру крышки, а на спинку верхнего вкладыша—свинцовую проволоку. После этого подшипник собирают, устанавливают установочные штифты и крышки обжимают. Размер натяга определяется как разность толщины оттисков свинцовой проволоки и фольги. Нормальный натяг достигается шабрением разъема крышки или вкладыша. При осмотре вкладыша опорного подшипника проверяют качество прилегания баббита к основному металлу, отсутствие выкрашивания и подплавления баббита и состояние наружной поверхности баббитовой заливки. Признаком отставания баббита от основного металла у разъема и торцов является появление масла в стыке между заливкой и основным металлом при надавливании на баббит. В местах, удаленных от разъема и торцов, качество прилегания заливки обнаруживают легким постукиванием баббита вкладыша; при хорошем сцеплении баббита с основным металлом звук будет звонкий — металлический, в местах отставания баббита звук будет глухим. Вкладыши, имеющие большие отставания баббита, подлежат замене или перезаливке. При наличии отдельных раковин и выкрашиваний допускается вырубка дефектных мест с последующей наплавкой и зачисткой шабером. Незначительные подплавления баббита могут устраняться зачисткой шабером с дальнейшей проверкой прилегания вкладыша по шейке вала на краску. При значительных подплавлениях баббита необходимо заменить вкладыш или его вторично залить. Большое внимание при осмотре вкладышей обращают на состояние поверхности баббитовой заливки. Хорошо приработанный вкладыш имеет сплошной натир, расположенный на дуге 60—40 °. Если натиры на поверхности расположены неравномерно, то наиболее сильные натиры сшабривают полностью, другие слегка ослабляют и проверяют прилегание вкладыша по шейке вала на краску. Техническая и отчетная документация. Для обеспечения надежной и экономичной эксплуатации турбо- привода, учета его работы, а также для возможности постоянного контроля за его состоянием и ремонтом на судне должна быть обязательная техническая и отчетная документация. В техническую документацию входят: комплект отчетных чертежей турбомеханизма, обслуживающих механизмов,систем и турбоприводов, а также чертежей сменных и запасных деталей, приспособлений и специального инструмента; Правила технической эксплуатации судовых технических средств (ПТЭ); инструкции по обслуживанию завода-изготовителя; технический формуляр; документы Регистра СССР; акты осмотров и ремонтов; документы, определяющие порядок пуска и обслуживания турбопривода. Формуляр технического состояния выпускается заводом-изготовителем и предназначается для регистрации продолжительности работы механизма в часах, выявленных дефектов, произведенных замеров, осмотров, ремонтов. Формуляр на каждый механизм ведется в одном экземпляре с момента его постройки и испытания до списания. В формулярах имеются характеристики турбопривода, данные о заводских и сдаточных испытаниях, а также таблицы основных зазоров, положений валов и центровок, предельно допустимые значения зазоров в период эксплуатации механизмов. В период эксплуатации механик (под контролем старшего механика) заносит в формуляр данные об осевом и радиальном положениях валов по штатным приборам, о проведенных между ремонтами вскрытиях узлов, измеренных зазорах, выявленных дефектах и мерах, принятых по их устранению, число часов работы турбопривода. Сравнение зазоров, занесенных в формуляр во время предыдущей ревизии, с измеренными при данной разборке турбопривода дает возможность установить степень износа деталей и определить характер требуемого ремонта. Во время заводского ремонта формуляр заполняют работники завода. В отчетную документацию входят: журнал регистрации отказов, дефектов и недостатков судового оборудования, машинный вахтенный журнал, ремонтные ведомости, отчеты о ремонтных работах, выполненных судовым экипажем, и акты. Журналы регистрации отказов, дефектов и недостатков судового оборудования ведут по нескольким разделам лица судового экипажа в зависимости от того, в чьем заведовании это оборудование находится. При заполнении журнала имеют в виду, что под отказом понимается полная или частичная утрата механизмом его работоспособности; под дефектом — повреждение, отступление от характеристик, предусмотренных техническими условиями; под недостатком — недостаток выбора характеристики, из-за чего механизм или устройство не полностью удовлетворяет требованиям эксплуатации данного судна. В отличие от записей в формулярах, вносимых только в один экземпляр, хранящийся на судне, выписки из журнала регистрации отказов, дефектов и недостатков судового оборудования периодически посылают в службу судового хозяйства пароходства. У каждого листа журнала имеются два отрывных дубликата под одним номером. Запись ведут под копирку, заполненные дубликаты прилагают к рейсовым донесениям о техническом состоянии судовой энергетической установки. Записи в формулярах технического состояния оборудования и в журнале регистрации отказов, дефектов и недостатков, а также акты освидетельствований Регистра СССР или других классификационных обществ служат основными документами для составления ремонтной ведомости. Ремонтно-профилактические работы (плановые), выполняемые силами экипажа в период эксплуатации судна, проводят по плану-графику работ по техническому обслуживанию, который составляет судовая администрация на календарный год по заве- дованиям. Вся рассмотренная техническая документация хранится у старшего (главного) механика судна, кроме машинного журнала, который должен находиться в машинном отделении. Контроль правильности ведения и хранения технической документации осуществляет служба судового хозяйства пароходства. Контрольные вопросы 1. Какими нормативными документами пользуются при обслуживании вспомогательных паровых турбин? 2. В каком порядке производится подготовка турбопривода к действию? 3. Для какой цели и каким образом прогревают турбину? 4. Как пускают в ход конденсационную установку турбопривода? 5. Как осуществляется пуск в ход турбопривода? 6. В чем основном заключается обслуживание турбопривода во время работы? 7. В каких случаях должна выполняться экстренная остановка турбопривода? 8. Как осуществляется остановка турбопривода? 9. Что такое ревизия турбоустановки, каковы ее основные задачи? 10. Как измеряются масляные зазоры в подшипниках? Глава 18. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СУДОВЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВКАХ
§ 18.1 Схемы газотурбинных установок Краткие сведения. В настоящее время в Советском Союзе и за рубежом ведутся большие работы по созданию главных и вспомогательных судовых газовых турбин. Большое внимание, уделяемое газовым турбинам, объясняется рядом их преимуществ по сравнению с другими судовыми двигателями. К преимуществам ГТУ по сравнению с дизельными относятся осуществление непрерывного и постоянного рабочего процесса, благодаря чему применяются высокие скорости рабочей среды и рабочих органов для повышения экономичности; отсутствие поршней и кривошипношатунного механизма, а также трения в рабочих частях (за исключением трения в подшипниках вала ротора); простота устройства и обслуживания; возможность получения большой мощности на валу (до 30 000 кВт); меньшие размеры и масса при одинаковой мощности; возможность сжигания в камерах сгорания более дешевых тяжелых сортов топлива; меньший расход на смазочные материалы (приблизительно в 30—40 раз) и ремонт; удобство автоматизации и дистанционного управления; относительно небольшой обслуживающий персонал в связи с сокращением трудоемкости технического обслуживания. По сравнению с паротурбинными установками ГТУ имеют следующие преимущества: отсутствие паровых котлов и сложного котельного оборудования (системы, насосы, вентиляторы); отсутствие конденсаторов и связанных с ними систем; лучшие маневренные и пусковые качества; меньшие размеры и масса при одинаковой мощности; нивкое давление рабочей среды в цикле, а следовательно, большая безопасность при 228 случайном повреждении трубопровода; высокая маневренность, быстрый пуск и малое время набора полной мощности (пуск и выход на частоту вращения холостого хода в течение 1 мин; время набора полной мощности 2—3 мин). При применении ГТУ значительно увеличиваются грузоподъемность и дальность плавания судна. При серийном производстве стоимость изготовления ГТУ, амортизационные отчисления и эксплуатационные расходы значительно меньше, чем соответствующие показатели паротурбинных и дизельных установок. Перспективность ГТУ как судового двигателя в значительной степени определяется возможностью достигнуть высокой экономичности при дальнейшем совершенствовании проточной части турбин и компрессоров, особенно в связи с созданием жаростойких материалов, в том числе керамики. При температуре 900— 950 “С экономичность ГТУ будет выше, чем большинства построенных ПТУ, а при температуре 1200 °C может превосходить экономичность две Г азотурбинные установки большой мощности перспективны как главные двигатели для ряда судов новых типов, характерными особенностями которых являются большая мощность энергетических установок при ограничениях по высоте и длине машинных отделений. В настоящее время рядом фирм построены и успешно эксплуатируются газотурбоприводы для ряда потребителей, но основное внимание уделяется разработке газо- турбогенераторов. 1 В настоящее время из-за отсутствия достаточно дешевых жаропрочных материалов экономичность ГТУ уступает экономичности современных ПТУ и ДВС, что сдерживает их широкое внедрение в качестве главных судовых энергетических установок.
Схемы и циклы ГТУ. Газотурбинные установки могут действовать по открытому или замкнутому циклу. В первом случае рабочей средой является газ — продукт сгорания топлива, который после совершения работы безвозвратно уходит в атмосферу. Во втором случае продукт сгорания топлива (как и в цикле паровой турбины) служит только для нагревания рабочей среды путем теплообмена, причем рабочей средой может быть воздух или какой-либо газ, непрерывно циркулирующий в системе. Газотурбинная установка состоит из следующих основных элементов: компрессора, нагнетающего сжатый воздух в камеру сгорания или в случае закрытого цикла — рабочую среду в турбину; камеры сгорания для сжигания топлива и ввода теплоты в рабочую среду; турбины. В открытом цикле компрессор должен нагнетать воздух в камеру сгорания под относительно высоким давлением, так как в открытом цикле продукт сгорания является рабочей средой, поступающей в турбину. В закрытом цикле продукт сгорания топлива является только нагревателем рабочей среды. Поэтому высокое давление в ней не обязательно. В настоящее время на судах в качестве главных двигателей применяют ГТУ, работающие по открытому циклу, у которых сгорание топлива осуществляется при постоянном давлении (рис. 18.1). Через патрубок 6 в компрессор 7 засасывается воздух, там он сжимается до определенного давления (примерно до 0,4 МПа). Сжатый воздух из компрессора подается непрерывным потоком в камеру сгорания 2, куда через форсунку 1 поступает топливо. В камере при постоянном давлении топливо сгорает. Выделяющиеся при сгорании газы высокой температуры охлаждаются путем смешения с воздухом и направляются в газовую турбину 4. Здесь приобретенная при расширении газа (смеси продуктов сгорания и воздуха) кинетическая энергия преобразуется на лопатках в механическую энергию. Патрубок 5 служит для выпуска отработавших газов в атмосферу. Турбина в этой схеме вращает одновременно гребной винт 9 через редуктор 8 и компрессор 7. Отношение давлений на входе и выходе турбины и компрессора одинаково, но турбина выполняет большую работу, чем компрессор. Это происходит потому, что температура газов в турбине выше температуры воздуха в компрессоре. Пуск установки осуществляется пусковым двигателем 3, который сообщает компрессору необходимую минимальную частоту вращения, после чего в камеру сгорания по Термический КПД ГТУ, работающий по этой схеме, относительно низкий. Добиться его повышения можно несколькими способами, например, реген<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.111 (0.018 с.) |