История как наука: методы и источники изучения истории, функции исторического знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История как наука: методы и источники изучения истории, функции исторического знания.



История как наука: методы и источники изучения истории, функции исторического знания.

История – наука о прошлом; наука об истоках современности.

История изучает закономерности развития жизни, опыт человека (социальный, культурный и др.).

Содержание истории – исторический процесс.

Объект изучения – развитие человеческого сообщества во всем многообразии.

Предмет изучения – деятельность людей, совокупность их действий и др.

История – многоотраслевая наука: экономическая, политическая, социальная, гражданская, военная, история государства и права, религии, археология, этнография.

Специфику истории России определяло:

1) Географическое положение

2) Самодержавие вплоть до начала 20 века

3) Многонациональность

4) Участие народа в делах государства (вече, Земский собор и др.)

5) Православие по Византийскому принципу и др.

Вспомогательные исторические дисциплины:

Дисциплина Что изучает
Хронология Летоисчисление
Палеография Рукописи, книги
Дипломатика Международные соглашения, договоры
Нумизматика Монеты, торговые отношения, медали, ордена
Метрология Системы мер
Флаговедение Государственные символы, флаги
Геральдика Гербы стран, городов, семей и др.
Сфрагистика Печати
Эпиграфия Надписи на камне, глине, металле
Генеалогия Происхождение родов, фамилий
Топонимика Происхождение географических названий
Краеведение История края/местности/региона
Историография Описание, анализ взглядов и идей историков
Источниковедение Исторические источники

Источники изучения истории - это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события (классификацию см. в билете 2).

Методы изучения истории:

1) хронологический — предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;

2) синхронный — предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;

3) диахронный —

· метод периодизации позволяет выделить ряд этапов в развитии различных общественных, социальных явлений;

· историческое моделирование;

4)  статистический метод – метод, опирающийся на измерение и анализ статистических данных.

 

Функции исторического познания:
1) познавательная (когнитивная, объяснительная) функция, суть которой – понимание и объяснение исторических процессов и явлений;
2) практически-политическая позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений, помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.
3) мировоззренческая определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.

4) воспитательная (На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.)

Принципы изучения истории.

Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем, в конечном счете, стало. Нельзя рассматривать событие или личность одновременно или абстрактно, вне временных позиций.

Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности – личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность.

Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип (еще его называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.

Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

                                                                                                                                     

 

Отечественная историография

Досоветская историография

Летописцы времен Нестора. Они считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле.

С появлением опытного, эмпирического, рационалистического знания историки в качестве определяющей силы исторического процесса стали искать объективные факторы. М.В.Ломоносов (1711-1765) и Н.В.Татищев (1686-1750) считали, что ход исторического процесса определяют знание и просвещение. Н.М.Карамзин (1766-1750) считал для России необходимым мудрое самодержавие.

С.М.Соловьев (1820-1879) видел ход истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий, как считал историк, объективно определяли ход русской истории.

В.О.Ключевский (1841-1911) считал необходимым выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический и т.д.), характерных для каждого периода. «Человеческая природа, людское общество и природа страны <…> строят людское общежитие». Близко к нему по взглядам был С.Ф.Платонов (1850-1933).

 

 

Историография в советский период

В советский период историки особенно успешно изучали социально-экономическую проблематику, движения народных масс. Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники. Однако господство в теоретической сфере только одной марксистско-ленинской концепции существенно сковывало ученых.

Современная историография

На сегодняшний момент литература по истории очень разнообразна. Издан не один десяток учебников и учебных пособий.

Досоветская историография. В 1725г. в России учредили Академию наук, в 1755г. открылся Московский университет. Именно тогда начали формироваться направления отечественной историографии. Самая первая трудность, с которой столкнулись историки, - проблема образования и развития российской государственности, происхождение древнерусской народности. Разногласия привели к тому, что в исторической науке возникли два направления: норманизм и антинорманизм.

Определенного расцвета историческая наука достигла во второй половине XVIII в., в эпоху «просвещенного абсолютизма». Теория естественного права и общественного договора объединилась с теориями западноевропейского «просвещения». Доказывалось, что монархия и крепостное право – это благо России, а всякие попытки сломать существующий порядок расценивались как зло для страны.

Неоценимый вклад в развитие истории как науки внес Н.М. Карамзин. В 1803-1826 гг. он трудился над созданием «Истории государства Российского» в 12-ти томах.

В первой половине XIX в. начинается формирование официальной государственной историко – идеологической теории, которая была сформулирована М.П. Погодиным. Эта теория получила название официальной народности. В ней прослеживалось единство «самодержавия, православия, народности».

Другим фактором, который повлиял на развитие исторической науки, стало развитие народного образования. Ведущей темой в отечественной историографии была борьба между западниками и славянофилами. Советская историография полагала, что действия западников более либеральны, прогрессивны, чем действия славянофилов, поэтому именно первым были посвящены труды большинства историков.

Великий труд С.М. Соловьева «История России с древнейших времен» состоял из 29-ти томов и остался незаконченным. Ведущее место у Соловьева занимало государство. Он считал, что с появлением государственности народ встал на путь прогрессивного развития.

Значительные изменения произошли в исторической науке советского времени, до конца 1930-х гг. находившейся на стадии формирования. В 1934-1936 гг. была принята марксистско - ленинская методология изучения истории. Большим достижением советской историографии было издание многотомных работ по истории СССР досовестского периода.

 

 

Список славянских богов

Общеславянские боги:

· Мать-Сыра Земля – главный женский образ, богиня плодородия, ей поклонялись и просили хороший урожай, хороший приплод;

· Перун – бог-громовержец, главный бог пантеона.

Другие боги восточных славян (также называются пантеоном Владимира):

· Велес — покровитель сказителей и поэзии;

· Волос — покровитель скота;

· Даждьбог — солнечное божество, считается предком всех русских людей;

· Мокошь — покровительница прядения и ткачества;

· Род и рожаницы — божества, олицетворяющие судьбу;

· Сварог — бог-кузнец;

· Сварожич — олицетворение огня;

· Симаргл — вестник между небесами и землей;

· Стрибог — божество, связанное с ветрами;

· Хорс — олицетворение солнца.

Также у славянских язычников существовали различные образы, которые олицетворяли те или иные явления природы, но не были божествами. К ним можно отнести Масленицу, Коляду, Купалу и других. Чучела этих образов сжигались во время праздников и ритуалов.

 

Образование Древнерусского государства и его социально-политический строй.

Предпосылками образования Древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусское государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.

Со временем восточные славяне разбились на несколько племен - поляны, древляне, северяне, дреговичи, кривичи, словены, радимичи, вятичи, дулебы, или бужане, хорваты, угличи, тиверцы. Структура этих общностей была двуступенчатой: несколько небольших образований («племенных княжеств») составляли, как правило, более крупные («союзы племенных княжеств»). У восточных славян к VIII – IX вв. сложилось 12 союзов племенных княжеств, которые имели признаки зарождающейся государственности. К моменту образования государства на смену родовой общине пришла территориальная (соседская).

Существуют различные теории происхождения древнерусской государственности.

Легенда о призвании варягов: Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген. По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления норманнской теории возникновения Древнерусского государства.

Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и Средневековья (например, рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т. п.). В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманнской теории. «Норманисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам. Историки обладают убедительными доказательствами, что у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь» («русскими» финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги, русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман.

После объединения Новгорода и Киева в 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.

Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. После его смерти правила княгиня Ольга за малолетством сына Святослава, которая жестко отомстила древлянам за мужа. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие. Позже правил и сам Святослав, который в ходе своих многочисленных походов начал присоединение соседних земель.

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его родственники и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани. Внутреннюю и внешнюю политику молодого государства стоит рассматривать с позиций защиты границ и противостояния набегам врагов. Государство представляло собой объединение городов-государств, так как жизнь вне городов была слабо развита. Города-государства управлялись княжескими посадниками. Сельскими землями управляли бояре и вотчинники, которым эти земли принадлежали. Дружина князя делилась на старинную и младшую. В старинную входили бояре и более старшие мужи. Дружина занималась сбором дани, осуществлением судебных процессов и управлением на местах. В младшую дружину входили молодые люди и менее знатные люди. Также у князя была личная дружина. Законодательная, исполнительная, военная и судебная власть находились в руках князя. С развитием государства эти ветви власти стали отделяться в отдельные институты. Также на Древней Руси существовали зачатки демократии, которые выражались в проведении народных собраний – вече.

Существовала лествичная система княжения, при которой старших из рода княжил в главном городе – Киеве, а остальные по старшинству в менее крупных городах. Подобный способ передачи власти приводил к междоусобицам и убийствам кровных родственников, поэтому система была не совершенна. Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, - «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе еще более древнего свода законов.

Окончательное формирование политического строя на Руси завершилось к концу 12 века.

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) — закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки».

 

Хотя внутри Руси уже не было политического единства, объективно сохранялись факторы будущего объединения: единый язык, единая вера, единое законодательство, общие исторические корни, необходимость обороны страны и выживания на огромной территории с резко континентальным климатом, редким населением, мало плодородными почвами при отсутствии естественных границ. Идея единства Руси продолжала жить в сознании людей, а опыт совместной исторической практики лишь подтверждал необходимость единства. Призыв автора «Слова о полку Игореве» к внутреннему миру и согласию в борьбе с кочевниками в тех условиях набатом звучал как призыв к единению Руси.

Образование и укрепление Московского единого централизованного государства.

Российское Централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях Киевской Руси, ее южные и юго-западные земли были включены в состав Польши, Литвы, Венгрии. Его образование было ускорено необходимостью борьбы с внешней опасностью, особенно с Золотой Ордой, а впоследствии с Казанским, Крымским, Сибирским, Астраханским, Казахским ханствами, Литвой и Польшей.

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили социально-экономическое развитие русских земель. В отличие от передовых стран Западной Европы образование единого государства в России происходило при полном господстве традиционного способа хозяйства России — на феодальной основе. Это позволяет понять, почему в Европе начало формироваться буржуазное, демократическое, гражданское общество, а в России еще долго будут господствовать крепостное право, сословность, неравноправие граждан перед законами.

К причинам возвышения Московского княжества обычно относят:

1) выгодное географическое положение этих земель: их расположение на пересечении торговых путей, отсутствие границ с иностранными государствами;

2) личные качества московских князей, в частности Ивана Калиты и Дмитрия Донского;

3) выгодные условия для боярской службы при московском дворе, что привлекало сюда самые лучшие военно-служилые кадры;

4) промосковская позиция Русской Православной церкви (в 1326 г. Иван Калита приглашает митрополита в Москву, сюда переносится его резиденция. Москва стала религиозным центром Руси);

5) более быстрое развитие в Московском княжестве прогрессивных для того времени феодальных отношений;

6) политическая «слепота» монголо-татар, которые не сумели за феодальными распрями рассмотреть нового лидера.

Процесс объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси завершился к концу XV в. Образованное централизованное государство стало называться Россией.

Окончательное складывание единого Российского государства относят ко времени правления Ивана III (1462–1505):

1) практически мирно прошло присоединение в 1463 г. Ярославля и в 1474 г. Ростова;

2) ожесточенное сопротивление оказала часть населения Новгорода в 1478 г.;

3) в 1485 г. после небольших боев была присоединена Тверь.

Уже при сыне Ивана III Василии III (1505–1533) в 1510 г. в состав России вошел Псков и последней в 1521 г. – Рязань. В 1480 г. было снято монголо-татарское иго – Россия стала независимой

Единое Российское государство:

1)центральную власть в стране проводили великий князь и вместе с ним Боярская дума (совещательный орган при правителе). Одновременно с боярской верхушкой входило в силу также и служилое дворянство. Оно часто являлось опорой великому князю во время его борьбы с родовитым боярством. (приветик всем, кто заебался, лавки вас0) За службу дворяне обретали поместья, которые не могли передаваться по наследству. В начале XVI в. были образованы приказы – учреждения, выполнявшие функции управления военными, судебными и финансовыми делами. Возглавлял приказ боярин или дьяк – крупный государственный чиновник. Со временем задачи государственного управления усложнялись, число приказов выросло. Оформление приказной системы позволяло усилить централизованное управление страной;

2) страна разделялась на уезды (которые представляли собой прежние удельные княжества) во главе с наместником из Москвы. Уезды, в свою очередь, делились на волости во главе с волостелями;

3) наместники и волостели получали земли в кормление, с которых они собирали часть налогов в свою пользу. Назначение на должности происходило на основе местничества (так назывался порядок, при котором предпочтение во время назначения на государственную службу имели люди родовитые, знатные, а не отличающиеся знаниями, умом и соответствующими способностям). Позднее кормления были отменены. На местах управление находилось в руках губных старост (губа – округ), которые избирались из местных дворян, а также земских старост, которых выбирали из числа черносошного населения, и городовых приказчиков – из городских жителей;

4) в XVI в. сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии имени царя.

5) В 1497г. был принят новый свод законов Российского государства — Судебник Ивана III. Судебник включая 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны.

В 1549 г. был созван первый Земский собор, который являлся совещательным органом, собранием сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей и черносошных крестьян. Решениями Земского собора были приняты меры, значительно расширившие права дворян и ограничивающие права крупных феодалов – бояр, которые могли бы составить оппозицию царю. В итоге объединения русских земель вся власть постепенно сосредотачивалась в руках великого князя.

 

Первый период смуты

Первый этап смуты характеризуется борьбой за престол различных претендентов. После смерти Ивана Грозного к власти пришел его сын Федор, но он оказался неспособен править и фактически управлял брат жены царя - Борис Годунов. В конечном счете, его политика вызвала недовольство народных масс. Восстание Хлопка (причины: неурожай, закрепощение крестьян). Вспыхнуло восстание, которое было подавлено.

Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия I (Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. Он переманил на свою сторону значительную часть русского населения.

1605 г. - Лжедмитрия I поддержали воеводы, а затем и Москва.

Июнь 1605 г. - он стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. Лжедмитрий 1 был убит и на престол вступил В.И. Шуйский, с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап смуты был отмечен правлением Лжедмитрия I (1605 — 1606 гг.)

Второй период смуты

В 1606 г. поднялось восстание, предводителем которого стал И.И. Болотников. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен.

Но недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется Лжедмитрий 2. В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий 2 вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось 2 столицы: бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий 2 бежал в Калугу.

Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие – Семибоярщина (совет из 7-и бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу. В конце 1610 г. был убит Лжедмитрий 2, но борьба за престол на этом не окончилась.

Итак, второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 — 1607 гг.), царствованием Василия Шуйского (1606 — 1610 гг.), появлением Лжедмитрия 2, а также Семибоярщиной (1610 г.).

Третий период смуты

Третий этап смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия 2, русские объединились против поляков. Война приобрела национальный характер. В августе 1612 г. ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 26 октября польский гарнизон сдался. Москва была освобождена. Смутное время окончилось.

21 февраля 1613 г. Земский собор назначил царем Михаила Романова.

Итоги смуты

Итоги Смутного времени были удручающими: страна находилась в ужасном положении, казна разорена, торговля и ремесла в упадке. Последствия смуты для России выразились в ее отсталости по сравнению с европейскими странами. На восстановление хозяйства ушли десятки лет.

1587 - 1605 Борис Фёдорович Годунов

1605 - 1605 Фёдор Борисович Годунов

1605 - 1606 Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев)

1606 - 1610 Василий Иванович Шуйский

1610 - 1610 "Семибоярщина"

1610 - 1612 Владислав IV Сигизмундович Ваза "Польский"

 

 

Сущность самодержавия

Под самодержавием понимают внешнюю независимость монарха, например от Орды, его суверенность. Самодержавие в России сложилось в основном под воздействием почти исключительно внешнеполитического фактора, а отсюда и опорой являлось только одно служилое сословие (дворянство). Постоянная внешняя опасность требовала сильной центральной власти и быстрого принятия решений на высшем уровне. Однако параллельно действовала и другая тенденция, ограничительная. Старая земельная аристократия (боярство), опираясь на сильные экономические позиции, естественно стремилась оказывать влияние (как минимум) на принятие политических решений, а по возможности, и участвовать в этом процессе. Старые вечевые традиции проявлялись в создании и деятельности Земских Соборов (1549–1653 гг.). При Иване Грозном и в годы правления Бориса Годунова, казалось, победила абсолютистская тенденция, направленная на максимальную концентрацию властных прерогатив в руках монарха. Однако во время Смуты и в правление Михаила Романова (1613–1645) возобладала ограничительная тенденция, резко усилилось влияние Боярской Думы и Земских Соборов, без санкции которых тот же Михаил Романов фактически не принял ни одного закона. Переломным моментом, приведшем к победе абсолютистской тенденции, стало, установление в России крепостного права в 1649 г. После этого дворянство оказалось в полной зависимости от центральной власти в лице монарха, которая только одна и могла обеспечить господство дворян над крестьянами и удерживать их в повиновении. Крепостное право было установлено государством под прямым нажимом дворянства (особенно среднего и мелкого) ради обеспечения им минимального уровня доходов. Но в обмен дворянству пришлось отказаться от претензий на прямое участие в делах управления государством и признать себя в качестве не более чем слуг монарха. Дворяне получили власть над крестьянами и постоянный уровень материальных доходов в обмен на отказ от притязаний на участие в государственном управлении «на равных» (или «почти на равных») с государем. Почти сразу за юридическим оформлением крепостного права (1649 г.) последовало прекращение созывов Земских Соборов (последний из них в полном составе был созван в 1653 г.). Сущность самодержавия состоит в монархической форме правления, при которой носителем верховной власти является царь (император). Ему принадлежат верховные права в законодательстве (утверждение законопроектов); в верховном управлении (назначение и увольнение высших чиновников, верховное руководство центральными и местными учреждениями и органами управления, верховное командование армией и флотом, заведование финансами и др.); в высшем суде (утверждение приговоров, помилование).

 

17. Крепостное право и его оформление

Причины. [по Соловьеву] Закрепощение произошло в связи с государственными потребностями (невозможность иным путем обеспечить военно-служилых людей, необходимость чего диктовалась нуждами обороны). Соловьев: «в крепостном праве наиболее ощутимо выразилось банкротство бедной страны». «Закрепощение» не только крестьян, но и других сословий: горожан («тягло») и служилых. Как только укрепилась государственная мощь, началось освобождение сословий. Оно началось с дворян в XVIII в. и закончилось крестьянами.

[по Грекову] Развитие товарно-денежных отношений, следовательно, распространение барщины, а поскольку крестьяне сопротивлялись этому, государство прикрепляет их.

1. Государство остро нуждалось в гарантированном поступлении налогов.

2. Влияние последствий опричнины и Ливонской войны. Население бежало из центра в окраины, обострилась проблема обеспечения служилого сословия рабочей силой.

3. Деморализация населения.

4. Противостояние крестьянской общины поместному землевладению. Стремление служилых людей взять под свой контроль часть общинной земли встречало сопротивление.

Основные этапы оформления:

В конце XV в. – первые шаги в государственном оформлении.
В конце XVI в. – решающий шаг, но как временная мера.
Соборное уложение 1649 г. – окончательное оформление.

Ход событий.

До 1592 года все крестьяне были людьми вольными и по праву, в определенный годичный срок переходили с земли одного господина на землю другого. В этот год, как должно думать, судя по смыслу других позднейших указов, Борис Годунов укрепил их на тех местах, где они тогда жили. Строгость этой меры была ослаблена последующими распоряжениями Бориса.

1597 г. - указ, предоставляющий право владельцам отыскивать своих крестьян тогда только, когда они убежали от них не более пяти лет.

По указам 1601 и 1602 годов прикрепление крестьян к землям удерживалось только в имениях патриарших, митрополичьих, владычних, монастырских бояр, дьяков и больших дворян, и приказных людей, а в имениях детей боярских, жильцов, иноземцев, дворовых, царских людей, подьячих всех приказов, стрелецких, сотенных и казачьих голов, у переводчиков и толмачей Посольского Приказа, патриарших и властелинских приказных людей оставлен вольный переход крестьянам.

В Смутное время крестьяне всех ведомств наполняли толпы казаков и переходили от одного владельца к другому, обманывая всех.

По восстановлении порядка бояре, имевшее сильное влияние на дела государства, при непрочности новой власти, поспешили сохранить закон Бориса и постановили обращать беглецов на прежние места жительства и вообще оставить тот порядок дел, какой введен Борисом при Федоре Иоанновиче.

С тех пор крепостное право становилось все тверже и тверже. Сначала срок для нахождения беглых холопов и крестьян и возвращения их на прежнее место был положен пятилетний, затем семилетний, в 1637 году он предположен на девять лет, а в 1641 году на десять лет.

Ограничения права возврата крестьян годами удерживало отчасти старый порядок дел, какой был до 1592 года, потому что крестьяне уходили от одного владельца к другому и выжидали исхода срочных лет, чтоб потом быть безопасным от притязания прежнего господина.

1645 г. - дворяне и дети боярские жаловались, что в то время, когда они находились на военной службе, их крестьяне уходили к иным владельцам и особенно к боярам, окольничим и в монастырские имения. Это понятно, потому что у богатых владельцев крестьяне подвергались меньшим повинностям. Таким образом, мелкие деревушки пустели, а большие села увеличивались.

1647 г. - постановлено не возвращать беглых крестьян только в таком случае, если они проживали вне мест, где записаны, более пятнадцати лет.

1649 г. – Соборное уложение уничтожило срок для поимки беглых крестьян. «Уложение» окончательно сделало крестьян крепкими земле. Таким образом, руководствуясь писцовыми книгами, составленными после пожара 1625 года, всех крестьян, записанных перед тем в писцовые книги, велено отдать с их семействами без урочных лет прежним владельцам, за которыми они числились. Крестьянство распространялось не только на тех, которые значились в писцовых книгах как хозяева, но и на их детей, родственников, которые жили с ними не в разделе и до того времени считались гулящими людьми.

Просвещение

В нач. XIV в. как результат татаро-монгольского нашествия уровень грамотности и образованности среди населения значительно снизился, уменьшилось число школ.

Препятствия распространению просвещения:

· Вплоть до XV в. Русь продолжала испытывать набеги и участвовать в войнах с татарами.

· Распространению просвещения и развитию образования препятствовали феодальная раздробленность и междоусобицы русских княжеств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.098 с.)