Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Серебряный век» русской культуры
Эпоха рубежа XIX—XX веков является переломным моментом в духовном состоянии общества. Происходит переоценка ценностей, веками закладывающихся русскими классиками. Деятели ломают традиции, время контрастов и противоречий. Эпохе часто привязывают термин «декадентство» – творческий упадок, который характеризуется эстетизмом, индивидуализмом и имморализмом, хотя это период является весьма продуктивным (даже больше, чем «золотой век»). Просвещение и образование. В конце 19 века Россия вошла в число наименее образованных стран Европы, в отличие от Запада в России не было закона о всеобщем начальном образовании. Однако потребности производства требовали профессионально образованных работников. Система образования включала 3 ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты). За короткое время (к 1914 г) в России открылось больше учебных заведений, чем за весь предыдущий период русской истории. Появляются крупные издательства, печатают книги и газеты по доступным ценам, чтобы приобщать народ к литературе. Образование прекращало быть привилегией лишь верхов российского общества и становилась доступным для широких социальных слоев населения. Наука. Русские ученые выводят отечественную науку на мировой уровень. В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Менделеевым Периодического закона химических элементов. В органической химии прославились Бутлеров, Марковников; Склифософский как хирург-новатор. Нобелевскую премию получили Павлов, разработавший учение о физиологии пищеварения и Мечников – автор теории иммунитета. Велики открытия в физике. Попов изобретает радиотелеграф, основатель аэродинамики – Жуковский, Циолковский разработал теорию полёта ракеты. Русские географы осваивали северные морские пути. Успешно развивались гуманитарные науки. Возрос интерес к историческим знаниям. «Курс русской истории» Ключевского стал классикой отечественной историографии. Взлёт философской мысли, новое осмысление природы и общества. Широкое распространение получил идеализм. Развились философско-религиозные искания (Соловьев, Бердяев). Также распространился марксизм как философская основа познания и преобразования общества (Плеханов). Философы склонялись к идее, что только через нравственное совершенствование можно создать справедливое общественное устройство.
Литература. На рубеже веков сохранялись традиции критического реализма. Толстой был мировым лидером критического направления в литературе. В работах Горького отразилась широкая картина русской жизни с идеей общественной борьбы. Также Чехов, Бунин, Куприн. Однако распространилось новаторство. Символизм (недосказанность, таинственность) – Мережковский, Гиппиус, Блок, Бальмонт и др. Акмеизм (конкретные образы, противопоставлен символизму) – объединились в «Цех поэтов» (Гумилёв, Ахматова, Мандельштам). Футуризм («искусство будущего», отрицали традиции и устои) – Маяковский, Северянин, Пастернак. Поэты-модернисты создавали произведения, призванные содействовать духовному развитию личности и влиять на общественно-культурную жизнь. Театр, музыка, кино. Открытие Московского Художественного Театра – новая глава в драматическом искусстве. Возникали актёрско-режиссёрские школы. Станиславский – создатель русской актёрской психологической школы. Развитие музыкального театра связано с петербургским Мариинским и московским Большим театрами. Появлялись поющие актёры (Шаляпин). Композиторы – «Могучая кучка», Рахманинов, Чайковский, Скрябин. Русские постановки производили большое впечатление на европейского зрителя. Открытие «Русских сезонов» в Париже. Появляется киноискусство, сразу получившее большую популярность. Открываются «иллюзионы» (типа кинотеатров), показывают ч/б и немые фильмы. Выдающийся режиссёр – Протазанов, первые «кинозвёзды» - Мозжухин, Холодная. Архитектура. Для второй половины 20 в. была характерна эклектика – разнообразное смешение стилей, с последующим преобладанием «русского стиля». Промышленный прогресс менял облик города. Сооружения нового типа (вокзалы, фабрики, банки) из нового материала (железобетон, металлоконструкция) были одновременно и эстетически красивыми, и функциональными. Возник модерн. Основные черты стиля: отказ от прямых и угловатых линий в пользу более естественных, использование новых технологий, увеличение роли декоративно-прикладного искусства, сочетание художественных и утилитарных функций, индивидуализированность образного стиля. С течением времени в модерне выделилось несколько направлений: неоромантизм, неоклассицизм, рационализм, иррационализм, неорусский, кирпичный стиль. Среди памятников архитектуры стоит отметить: Дом компании «Зингер» (Сюзор), магазин купцов Елисеевых (Барановский), Ярославский вокзал и Здание художественного театра (Шехтель).
Скульптура. Повышенное внимание к внутреннему миру человека, скульптура стала интимнее, ведущий жанр – портрет. Антокольский создал галерею скульптурных портретов исторических деятелей («Иван Грозный», «Петр 1»). Продолжалось увековечивание в бронзе царей (Александр 3 – Трубецкой). Образ трудящегося человека, народный оптимизм в скульптурах Коненкова: «Камнебоец», «Самсон, разрывающий узы», «Крестьянин». Близкие народу скульптуры Нефёдова-Эрьзя «Христос кричащий», «Народный трибун», «Жертвы революции 1905». Живопись. Творческое объединение «передвижников», основанное в 1870, противостояло академизму и пропагандировало просветительскую деятельность. Искусство, свободное от рамок. Основные стили – реализм и импрессионизм. Репин («Бурлаки на Волге»), Суриков («Утро стрелецкой казни»), Васнецов («Алёнушка»), Крамской («Неизвестная»), Левитан («Март»), Саврасов («Грачи прилетели»). В художественной культуре появляются различные ассоциации, выдвигающие творческие программы. Восприятие мира более свободно от рамок реализма. Прямое отображение действительности сменяется представлениями авторов. Развиваются темы, связанные с народом и революцией (Иванов «Расстрел»). Предшественники абстракционизма проповедовали искусство «чистых» форм и беспредметности – Малевич («Скачет красная конница»), Шагал («Над городом»). Объединение «Бубновый валет» отрицало академизм. Для них – постимпрессионизм, кубизм, фовизм. Среди художников – Машков («Мальчик в расписной рубашке»), Фальк («Красная мебель»), Кончаловский («Сиенский портрет»). Позже от них выделилась группа «Ослиный хвост», тяготеющая к большему примитивизму, кубофутуризму. Среди них – Ларионов («Петух»), Гончарова («Жатва»). Объединение «Мир искусства» - начало нового этапа русской живописи, участники пропагандировали индивидуализм, свободу от социальных и политических проблем. Главное для них – красота и традиции русской национальной культуры. Рерих («Гонец»), Петров-Водкин («Купание красного коня»), Кустодиев («Купчиха»), Врубель («Демон сидящий»), Нестеров («Видение отроку Варфоломею») и др. Итог. Переломный момент. В прошлом остались жанровая живопись, историко-реалистический роман. Новое искусство было ярким, экспрессивным, противоречивым, совершенно новым и разноплановым для нашей страны. Художественные эксперименты открыли русскому искусству путь в мировую культуру. В живописи, музыке и особенно поэзии отразилось стремление личности к свободе. Образ загадочной, но влекущей Вселенной вдохновлял творцов; тяга к постижению тайн вечности, жизни и смерти была свойственна художникам рубежа веков. Культура «Серебряного века» сочетала традиционное и новаторское, современное и уходящее. Это эпоха контрастов и противоречий. К временам октябрьской революции 1917 г. русская культура уже представляла итог долгих и сложных исканий, основными чертами которых были гуманизм и идея народности, несмотря на подавление прогрессивной мысли.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.005 с.) |