Культура петровского времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура петровского времени



Светский характер, рационалистическое мировоззрение, открытость общения с другими культурами и их взаимодействие.

Возникновение светской школы.

К середине XVIII в. в России сложилась система замкнутых сословных школ. Только в конце века (1786) в каждой губернии открылись формально бессословные четырехклассные главные народные училища, а в каждом уезде — двухклассные малые народные училища. Однако образование в целом оставалось сословным, так как оно не стало всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения. В конце XVIII в. в России учились лишь два человека из тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были почти полностью лишены возможности получить образование. (Школа математических и навигационных наук, Морская академия, Школа канцелярских служителей и тд)

Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам.

Наука и техника.

· Открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук (в состав вошли университет и гимназия для подготовки кадров)

· В первой четверти XVIII в. было начаты изучение природных условий и картографирование страны.

· В. Н. Татищев и М. В. Ломоносов положили начало русской исторической науке. Во второй половине века свои исторические труды создали историки М. М. Щербатов и И. Н. Болтин.

· Открытие первого русского естественно-исторического музея — Кунсткамеры (1719)

Быт и нравы.

· приказал коротко стричь волосы и брить лицо (бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам), вводилась более практичная европейская одежда

· Разрешалось курение (ранее, по Соборному уложению 1649 г. - уголовное преступление)

· с немецкого языка было переведено специальное руководство о правилах хорошего тона и поведения в обществе— «Юности честное зерцало», дополненное Петром I

· проводились общественные праздники (Празднование Нового года с 1 января 1700 и переход на летоисчисление от Рождества Христова)

Архитектура.

Петром I создается особая комиссия, которая в будущем станет главным органом государственного проектирования как столицы, так и других городов. Гражданское строительство уже преобладает над церковным. Большое значение придается не только фасадам, но и облику всего города – дома начинают строить фасадами вдоль улиц, производится разуплотнение застройки в противопожарных целях, благоустраиваются улицы, мостятся дороги, решается вопрос с уличным освещением, по обочинам высаживаются деревья. Во всем этом чувствуется зримое влияние запада и твердая рука Петра, своими указами совершившего в те годы практически революцию в градостроительстве. Поэтому не удивительно, что России за короткий срок удается практически догнать Европу, выйдя на достойный уровень по уровню градостроительства и благоустройства городов.

· В строительстве переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке (геометрическая правильность, симметричность, установление единых правил и приемов в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий): Санкт-Петербург – Ж. Леблон, Д. Трезини (летний дворец Петра I, собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий)

· Монументальное строительство в Москве – Меньшикова башня, церковь Иоанна Воина на Якиманке, собор Заиконоспасского монастыря (арх. Иван Зарудный): элементы средневековой архитектуры переплетаются со светским началом

· Продолжение развития деревянного зодчества - Кижский ансамбль с 22-главой центральной Преображенской церковью.

Господствующим архитектурным стилем в первой половине XVIII в. был барокко – монументальность построек, сочетавшаяся с пышностью, блеском, великолепием, эмоциональной приподнятостью, изогнутых линий фасадов и общего плана зданий, обилия колонн, декоративных ленных украшений и скульптур, создававших светотеневые эффекты (Растрелли – Зимний дворец, Смольный монастырь и тд)

Скульптура.

Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью создаваемых садово-парковых комплексов в новой столице и ее пригородах, а также триумфальных арок, ворот, возводимых в память о победах русского оружия. Интерес к человеку вдохновлял художников на создание скульптурных портретов. 1 половина XVIII в – барокко, вторая – классицизм.

Б. К. Растрелли - бюсты Петра I и А. Д. Меньшикова, Анна Иоановна в арапчонком

Ф. И. Шубин – необычайная глубина подачи образов: портреты Ломоносова, А. М. Голицына, Г. А. Потемкина, П. А. Румянцева, З. П. Чернышева

М. И Козловский - памятник Суворову (аллегорический образ Марса), Самсон – главная статуя Петергофского каскада фонтанов (победа России в Северной войне)

И. П. Мартоспамятник Минину и Пожарскому (1818), памятник Ломоносову в Архангельске

Э. М. ФальконеМедный всадник

Живопись.

В парсунах заметен переход к светскому искусству. Ведущим жанром был портрет. Главная черта русской портретной живописи – передача внутреннего мира.

Портрет – А. Т. Матвеев и И. Н. Никитинпортрет Петра I и Напольный гетман (Никитин), Автопортрет с женой (Матвеев) – передача внутреннего мира, индивидуальности.

А. П. Антроповпортрет А. М. Измайловой, Петра II

И. П. АргуновНеизвестная крестьянка, Калмычка Аннушка

Ф. С. Рокотовпотрет Майкова, мужа и жены Суровцевых

Получила распространение графика (Зубов), мозаика (Ломоносов), пейзаж (Щедрин), картины на исторические и мифологические сюжеты (Лосенко).

Театр.

XVIII в - положено начало балетному искусству: 1738 – В Петербурге 1 балетная школа.

Поставлены 1 русские оперные спектакли – Анюта (Пашкевич), Мельник-колдун, обманщик и сват (Соколовский), Ямщики на поставе (Фомин) и тд

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.006 с.)