Выводы. Историческое значение закрепощения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выводы. Историческое значение закрепощения.



Крепостническое право – это система социально-экономических отношений между владельцем земли и ее пользователем, что выражается и в личной зависимости крестьянина, а не только в экономической.

Закрепощение отражало трудные условия развития Московского государства в условиях его экономической слабости и внешней опасности, В нем выразилось отставание России от Западной Европы. Закрепощение позволило решить острые неотложные задачи государства, но затем стало тормозом развития. Долговременные социально–психологические последствия крепостничества: способствовало формированию приниженности, «рабского духа». Многие историки считают, что это потом сказалось на формировании сталинизма и не изжито до сих пор.

 

Развитие литературы и просвещения в Московском государстве.

Со второй половины ХIV века особенно бурно развиваются русская литература, просвещение, искусство. Духовное творчество было теснейшим образом связано с православием. В тоже время, совершенно очевидна тенденция к отходу от ортодоксального христианства и усиление чисто русских традиций, накопленных в период домонгольского завоевания, включая древнеславянскую культуру.

Просвещение

В нач. XIV в. как результат татаро-монгольского нашествия уровень грамотности и образованности среди населения значительно снизился, уменьшилось число школ.

Препятствия распространению просвещения:

· Вплоть до XV в. Русь продолжала испытывать набеги и участвовать в войнах с татарами.

· Распространению просвещения и развитию образования препятствовали феодальная раздробленность и междоусобицы русских княжеств.

В процессе объединения русских земель вокруг Москвы, укрепления институтов власти и управления возникла потребность в образованных людях. Процесс обучения грамоте к XVI в. упростился, поскольку для письма стали использоваться бумага и упрощенный вариант написания – полууставное письмо. Обучение грамоте начиналось при достижении ребенком 7-летнего возраста и не отличалось для всех сословий.
В XIV–XVI вв. в распространении на Руси просвещения важную роль играли монастыри. В монастырских школах обучались духовенство и светские лица. Продолжались традиции переписывания книг и сохранения религиозного и научного знания. Стоглавый собор постановил учреждать училища в домах священников и дьяков (многие монахи были грамотными).

XIV–XV вв. - из «мастеров грамоты» начало формироваться сословие профессиональных учителей.
В конце XV – начале XVI в. православная церковь способствовала открытию новых, подконтрольных государству училищ грамоты. Здесь учились мальчики, в программу образования входили чтение, письмо, закон Божий, церковное пение. Распространение книгопечатания в России стимулировало развитие просвещения.
Традиции «учения книжного» сохранялись в семейном воспитании княжеских детей. Довольно небольшое количество людей в московский период могло быть причислено к интеллектуальной элите русского общества. Однако именно в этой среде зародились элементы гуманистических воззрений.
XVII в. - предпринимаются попытки создания высшей школы. После начального образования человек мог только самостоятельно обращаться к чтению книг, поскольку школ повышенного типа не было, а обучение за границей в допетровский период было невозможно. В Москве были школы, основанные иностранцами в традициях европейского образования (1621 г. - открылась лютеранская школа).

1632 г. - киевским митрополитом Петром Могилой основано учебное заведение повышенного типа – Киево-Могилянская коллегия (изучались славянский, латынь, греческий языки).Выпускники киевского коллегиума (С. Полоцкий, Е. Славинецкий, А. Становский) получили образование, сравнимое по уровню со схоластическим европейским стандартом.
Во второй половине XVII в. в образовании стали развиваться светские идеи, тесня монополию церкви.

1660-х гг. - в Москве открыта школа повышенного типа для подготовки особо доверенных чиновников царской канцелярии.
1687 г. - в России открывается первое собственно высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия под руководством С. Полоцкого, ориентированная на программу европейских университетов, с изучением «семи свободных искусств», древних языков и богословия. Академия готовила духовенство, учащихся для медико-хирургических школ, многие из которых затем стали студентами университета, открытого в 1725 г. при Академии наук. В Славяно-греко-латинской академии обучались М.В. Ломоносов, известный писатель А.Д. Кантемир, архитектор В.И. Баженов, К. Истомин, математик Л. Магницкий, первый русский доктор медицины П. Постников и др.

1672 г. - Славяно-греко-латинское училище в Новгороде по образцу Московской академии.

1755 г.Московский университет (греко-латинские академии теперь потеряли свое значение).

В XVI–XVII вв. границы между высшими и средними школами в России были размытыми. Все зависело от уровня образованности преподавателей и целей учебного заведения.

 

Литература

Пережитый Русью мрак татаро-монгольского нашествия, славные победы над внешним врагом - эта тема становится одним из важнейших направлений в творчестве русичей. Идея национальной независимости, готовности защитить отечество, воспевание храбрости русских героев легли в основу множества произведений этого периода.

Самым совершенным литературным памятником, наиболее ярко отразившим пафос эпохи, является «Задонщина». Предполагается, что оно было написано рязанцем Софонием. Названо по месту битвы на Куликовском поле. «Задонщина» стала поэтическим прославлением русской победы на Дону. Автор повествует о бедах русской земли, скорбит о погибших, воздает хвалу победителям. Заключительную часть произведения пронизывает уверенность в непоколебимости Руси. Автор следует за «Словом о полку Игореве» и в художественном, и в идейном отношении. Сопоставляет события в «Слове» и в современной ему действительности.

Куликовской битве было посвящено «Сказание о Мамаевом побоище» (1 пол. ХV в.) В тексте подлинные исторические факты соседствуют с выдуманными. Автору важнее всего было подчеркнуть единство Руси, которое стало основой блестящей победы.

В устном народном творчестве широко распространяется жанр исторических песен. На смену былинным богатырям пришли реальные исторические лица. Например, множество песен сложено о Ермаке – смелом атамане, выходце из народа, который присоединил Сибирь к Русскому государству, был активным противником бояр. Народ пытается дать свою оценку русским правителям, их конкретным делам.

По прежнему, много внимания уделяется летописанию. Уже в начале XV века была составлена большая московская летопись – «Троицкая», которая сгорела в пожаре 1812 года и была восстановлена ученым М.Д. Приселковым (10 томов). Обширные летописи появляются в Твери, Нижнем Новгороде, Ростове, Смоленске, Пскове и др. городах. По богатству исторического материала выделяются труды новгородских летописцев.

1541 г. – архиепископом Макарием закончен труд «Великие Минеи Четии». Сюда вошли более двух тысяч различных произведений для чтения на весь годичный цикл. Их распределили по 12 книгам, каждая из которых соответствовала определенному месяцу.

В конце XIV – начале XV века на Руси появляется множество переводных сочинений.

1518 г. - великий князь Василий III пригласил в Москву афонского монаха Максима для перевода Толкового псалтыря. В России его прозвали греком. Максим Грек был из знатного рода, получил прекрасное образование, до пострижения в монахи много путешествовал.

Дальнейшее развитие литературы и просвещения было связано с открытием первой типографии на Руси в 1536 году (организовал Иван Федоров, изобретатель первого печатного станка).

1564 г. – Иван Федоров с Петром Мстиславцем выпускает в свет «Апостола» – первую точно датированную русскую книгу (издание готовилось 10 лет). Вслед за «Апостолом» был издан «Часовник», надолго ставший основной учебной книгой.

Значительным памятником древнерусской культуры, быта, образования XV–XVII вв. является «Домострой», многие главы которого посвящены проблемам организации воспитания и обучения детей (в страхе Божьем, соблюдении церковных обрядов, суровой дисциплине, сочетающейся с внимательным и заботливым отношением к детям).

В XVII в. Епифаний Славинецкий публикует трактат о детском воспитании «Гражданство обычаев детских», который по сути является переводом труда Эразма Роттердамского. В нем отражены сложившиеся европейские традиции этикетного поведения (назидательный свод правил, что положило начало новому литературно-педагогическому жанру).

XVII в. - появляются печатные буквари и азбуки. Оформился новый вид учебной литературы – азбуковники, представлявшие собой свод правил поведения учащихся, нравственных поучений, методических указаний учителям.

Итог: в России вплоть до XVII в. чрезвычайно сильным было влияние христианства на всю сферу образования и семейного воспитания. К XVII в. Россия получает вместо западно-европейского университета своеобразную духовную семинарию, где преподавались лишь те предметы и теории, которые не противоречили православному представлению о мире.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.011 с.)