Архитектура и изобразительное искусство московской Руси в XIV – XVII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура и изобразительное искусство московской Руси в XIV – XVII вв.



АРХИТЕКТУРА.

Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове.
Новгород и Псков: обилие декоративных украшений на фасадах, общая нарядность, праздничность: церковь Фёдоров Стратилата (Новгород), Спаса на Нередице (Новгород), церковь Василия на Горке (Псков)

Новгород - Грановитая палата - зал для заседания господ (XV в)

Москва: Успенский собор, Рождественский собор, Троицкий собор, Спасский собор
XIV - белокаменный кремль (XII -деревянный)

· Крепостные стены украшены верлонами-зубцами

· 18 башен с четырёхскатными крышами

· 27 га

Сердце Кремля - Соборная площадь: Успенский собор (Аристотель Фьораванти) – главный собор Московского Кремля, образцом служил Успенский собор во Владимире, соединение русской традиции и передовых достижений европейской архитектуры, крупнейшее общественное здание того времени, Домовой храм (9-главый), Архангельский собор (Алевиз Новый) – усыпальница (архитектор соединяет традиционную конструкцию с богатым декором ренессанса), Княжеский дворец - несколько строений связанных между собой (сохранилась только грановитая палата (Руффо) – тронный зал царского дворца), Колокольня (Иван III) - высота 81 м – центральное сооружение.

Выдающееся проявление расцвета русской архитектуры - шатровый храм (без столбов, вся масса держится на фундаменте, на нем стены, устремлённый ввысь шатёр):

·  Церковь Вознесения в Коломенском

· Покровский собор (Храм Василия Блаженного - Бирма и Постник)

Другое направление в XVI в. – строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора:

· Успенский собор Троице-Сергиева монастыря

· Софийский собор (Вологда)

· Смоленский в Новодевичьем монастыре

Другое направление – строительство посадских каменных и деревянных храмов, которые являлись центром населённого пункта и посвящались святому.

· Изборск, Печеры, Коломна

Велось строительство каменных кремлей и укреплений.

· Белый город – кольцо укреплений вокруг Москвы - Фёдор Конь

Обмирщение - сближение культового и церковного зодчества, усиление светских мотивов. Инициаторы строительства – купцы и горожане.

Развитие гражданского строительства. XVII – большая живописность, проработка мелких деталей, декоративность, асимметрия, многоцветность. Культовые постройки отходили от церковных канонов. Крепости утратили своё значение, и четырехскатные крыши московского кремля заменили шатры.

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием Московского (Нарышкинского) барокко - четкость и симметричность композиции, многоярусность, устремленность здания вверх, красный и белый, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по камню, декоративное украшение (капители, пилястры, колонны, раковины) - Церковь покрова в Филях, Новодевичий монастырь.

Деревянное зодчество переживает свой расцвет - Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском.


ЖИВОПИСЬ.
XV в. - слияние местных художественных школ в единую общерусскую.

Иконопись и фреска (определённое влияние - церковь).

Феофан Грек - выразительность образов, свободная манера, экспрессия, возвышенность человеческого духа => эмоциональное напряжение (Церковь Спаса на Нередице (Новгород), церковь рождества богородицы, архангельский собор, благовещенский собор (сохранилась часть иконостаса) – Москва). Идейная основа – мысль о всеобщей греховности, в результате которой человек оказался далек от бога, Бог как воплощение карательной силы, пессимизм. Фреска «Троица».

Андрей Рублев определил стиль иконописи на все времена - глубокая человечность, высокая одухотворенность образов, лиричность, философская глубина, идеи единства и мира, добра и красоты, гармоничное сочетание тонов. Спас – не грозный судия, а всепроницающий Бог. Такого Христа Византия не знала. Фреска «Троица», на ее основе составлен канон. Фресковая роспись Успенского собора, Благовещенский собор (вместе в Ф. Греком).

XV-XVI в. - стирание границ местных художественных школ, усиление светских тенденций
Иконописцы отходят от канонов: разнообразные сюжеты, интерес к реальным историческим лицам и событиям, бытийное письмо. Собор разрешал изображать лица царей и князей на иконах => появление исторического портрета – Золотая палата царского двора (Дионисий). Дионисий – яркость, праздничность, нет страдания, жанр иконы практически доведён до совершенства.

XVII обмирщение - утверждаются процессы реалистической направленности, интерес к человеческой личности.

Для живописи характерны 2 стиля (соединились к середине XVII):

· Годуновский – ориентация на традиции русской живописи, иконописи, следование канонам.

· Строгановский – мелкая иконопись, прорисовка деталей.

Семен Ушаков – представитель оружейной палаты (объемность лица, использование элементов прямой перспективы) – Икона “Троица”, “Спас Нерукотворный”

Конец XVII в. – парсуны (изначально техника аналогична иконописной) маслом на холсте – стремление к передаче портретного сходства: Портрет Алексея Михайловича, портрет Норышкина.

20. Эпоха петровских преобразований и ее историческое значение

Правление Петра – 1696-1725.

Преобразования в экономической сфере:

1) Создание (главным образом на Урале) сети металлургических предприятий (заработали судостроительные верфи);

2) Возникновение около 100 мануфактур различной специализации за первую четверть XVIII в. (конец XVII в. крупное производство представлено лишь парусно-полотняной мануфактурой), наибольшее развитие получила текстильная промышленность, судостроение;

3) 2 этапа развития промышленности: на первом (до середины второго десятилетия XVIII в.) мануфактуры открывала казна, на втором – частные лица;

4) Развитие внешней торговли (крупнейший центр морской торговли – Санкт-Петербург), также усилился обмен товарами между отдельными частями страны;

5) Практика протекционизма – превышение экспортной торговли над импортной (1724 г. - таможенный тариф);

6)  Использование крепостного труда на предприятиях (Петр I часто прибегал к принудительным методам реорганизации экономики, что привело к 1715 г. к разорению почти половины российского купечества).

Преобразования в социальной сфере, дворянство:

1) Принцип равной обязательности того или другого вида службы Отечеству для российских сословий;

2) 1714 г. – указ о единонаследии лишил младших дворянских сыновей права наследовать часть отцовского имения (стимулирование стремления заработать на жизнь службой), дворяне уравнивались в правах с боярами, произошло слияние двух классов - дворяне;

3) 1722 г. – табель о рангах (разделение военной, гражданской и придворной службы), все должности подразделялись на 14 рангов, занять следующий можно было только пройдя предыдущий.

Политика Петра в отношении крестьянства:

1) Ужесточение крепостного права (в разряд крепостных попали даже те группы сословий, которые ранее сохраняли личную свободу);

2)  с 1705 г. стала действовать рекрутская повинность: деревни каждый год должны были выставлять рекрутов для пожизненной службы в регулярной армии, русская армия и флот стали одними из сильнейших в мире;

3) подушная перепись мужского населения 1718–1724 гг. Всё мужское население записывалось в «ревизские списки» и должно было платить налог.

4) на смену прежнему подворному налогообложению пришло новое подушное – с крестьянской души. Крестьяне, принадлежавшие помещикам, платили меньше, чем «государственные крестьяне».

5) Указ, запрещавший переходить к другим помещикам крестьянам без письменного разрешения, что позволяло ввести паспортный контроль над передвижениями крестьян;

В политической сфере выделяют следующие реформы:

1) После победы в Северной войне Петр I принял титул императора, Россия стала называться империей;

2) Высший совещательный орган – Сенат (с 1711 г.) – государственный орган, который формировался из 9 высших чиновников, пользовавшихся наибольшим доверием у императора.

3) Сформированы коллегии – центральные органы управления (с 1719 г.): Военная, Адмиралтейская, Коллегия «чужестранных дел», 3 торгово-промышленные, 3 финансовые коллегии, Юстиц-коллегия (контролировал суд на местах), Вотчинная коллегия (ведала землевладением), Городской магистрат (контролировала городское управление). Синод – духовная коллегия – ещё один шаг на пути подчинения церкви государству. Должность патриарха упразднена.

4) Отмена старого уездно-волостного устройства. Россия была разделена на 8 губерний (в 1708–1710 гг.). Губернии подразделялись на провинции, а провинции – на дистрикты.

Значение административных преобразований. В результате административных реформ Петра I в России завершилось оформление абсолютной монархии.

Итоги и значение:

1) Россия стала сильным европейским государством;

2) в большей части удалось преодолеть технико-экономическую отсталость страны;

3) основной отраслью хозяйства оставалось сельское хозяйство с рутинной техникой и крепостническими отношениями, что значительно задерживало рост производительных сил в России;

 4) отсталость страны проявлялась в структуре внешней торговли (главный предмет русского экспорта – промышленные товары) и низком удельном весе городского населения;

5) преобразования Петра I дали большой толчок для социально-экономического развития страны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.017 с.)