Виды и уровни социальных проблем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и уровни социальных проблем



Термин «социальная проблема» появился в западноевропейской мысли в начале XIX в. и первоначально использовался для обозначения материального неравенства в обществе. Как предмет теоретического изучения социальные проблемы впервые начали рассматриваться в 1865 г., когда в США была образована Американская ассоциация социальных наук. С тех пор при изучении социальных проблем применяли несколько разных, часто противоречащих друг другу подходов. Это свидетельствует о многоаспектности термина и непрерывном увеличении методов и способов его изучения.

Как отмечает И. Ясавеев, первым подходом, который использовали социальные реформаторы и исследователи социальных проблем, была теория социальной патологии [42]. Приверженцы данного направления полагали, что ситуации становятся социальными проблемами, если мешают работе социального организма. Так, С. Смит сравнил социальную патологию с медицинской и настаивал на необходимости изучения социальных болезней [75]. Ч. Ломброзо выдвинул теорию существования так называемого «преступного» типа людей, которые от рождения, в связи с физическими, телесными особенностями, нарушают социальные нормы и становятся преступниками [71]. Э. Кречмер и В. Шелдон также видели связь строения тела с личностными качествами человека и изучали влияние наследственности на социальную девиацию [16].

Следующим популярным подходом к вопросу объяснения социальных проблем стала теория дезорганизации. Представитель данного подхода Ч. Кули считал, что обществу в целом недостаёт единства, рациональности и гармонии, т. к. отдельные индивиды и группы действуют в разных направлениях, что побуждает их к большей активности и независимости, но отбрасывает назад к примитивным импульсам [42]. У. Томас и Ф. Знанецкий определяют социальную дезорганизацию как «уменьшение влияния существующих социальных правил поведения на индивидуальных членов группы» [19].

Приверженцы функционалистского подхода – Р. Мертон, Р. Нисбет, Т. Парсонс – указывали на связь между ценностями культуры и социальными проблемами [25]. Особенностью конфликтно-ценностного подхода является обращение к категориям морали. Его представитель К. Кейс считал, что социальной проблемой может стать та ситуация, которая привлекает к себе внимание значительного числа наблюдателей и требует социального вмешательств, т. е. коллективных действий [49]. Нормативный подход связан с предыдущими, поскольку заявляет, что для определения социальной проблемы и общественной морали необходимо изначально иметь некую категорию нормы. Один из последних популярных подходов получил название в честь своего основоположника – К. Маркса [16]. Согласно марксистской, или критической концепции, само понятие «социальная проблема» лишено смысла, т. к. каждому общественному классу присущи свои собственные проблемы. К представителям этого подхода относятся также Ч. Миллс, И. Тейлор, П. Уолтон, Д. Янг и др.

В 1960-1970-е гг. распространение получил интеракционистский подход. Он оформился в идеях У. Томаса об «определении ситуации» [19]. По мнению учёного, воздействие социального феномена или ситуации основано не только на объективной природе этого феномена, но также зависит от субъективной позиции отдельного человека. Этот подход также имеет название теории стигматизации, или «наклеивания ярлыков». Основные положения теории, которые остаются актуальными до сих пор, были сформулированы Г. Беккером и Э. Лемертом. Они считали, что социальные проблемы следует рассматривать как «следствия общественной реакции на некоторые действия индивидов или групп, в частности как следствия осуществления по отношении к ним социального контроля» [47].

Возникновение конструкционистского подхода связано с работами Р. Фуллера, Р. Майерса, М. Спектра и Д. Китсьюза, Дж. Беста и др. По мнению перечисленных учёных, основная причина любой социальной проблемы – это ценности и конфликт между ними [24]. Социальные проблемы непостоянны и нестабильны, а также развиваются в нескольких стадиях. Например, путём формулирования новых социальных проблем на основе привлечения внимания к уже существующим. Этот подход представляется наиболее уместным в контексте современного общества и будет актуализирован в нашем исследовании.

На современном этапе в философской и социологической науке выделяют два основных типа социальных проблем:

1. Познавательные проблемы, связанные с расширением границ восприятия;

2. Социальные проблемы, основанные на противоречии между существующим и необходимым и требующие усилий всего общества для их разрешения.

Как отмечает, Ю. Зарубина, по источнику происхождения социальные проблемы чаще всего делят на [16]:

1. Обусловленные внутренними особенностями личности или группы;

2. Обусловленные политическими, культурными и экономическими отношениями, существующими в обществе;

3. Обусловленные явлениями случайного или закономерного характера, в том числе природными и техногенным катастрофами.

В рамках нашего исследования наибольшее значение будут иметь социальные проблемы, природа которых описана во втором пункте.

По степени охвата социальных проблем выделяют следующие категории: локальные, институциональные, системные и представляющие для нас особый интерес глобальные.

По уровню, характеру и сфере отношений происходит разделение социальных проблем на: политические, экономические, духовные и нравственные, проблемы социально-культурного поля, религиозные и конфессиональные, профессиональные и т.д. Все эти категории будут в разной степени значимы для нашей работы. То же самое касается и распределения социальных проблем по времени их существования на кратковременные, долговременные, ситуационные и вечные. Это связано с уникальностью формата «Евровидения» как старейшего и наиболее популярного международного конкурса песни.

Понимание закономерностей и тенденций развития современного общества связано с осмыслением препятствий, трудностей и отклонений в его функционировании. Неизбежные противоречия общественного развития, несоблюдение социальных норм функционирования общества, групп и отдельных индивидов ведут к возникновению ситуаций, которые прямо или косвенно влияют на каждого человека и требуют совместных усилий по их преодолению. Такие ситуации Ю. Зарубина обозначает понятием «социальные проблемы общества» [16].

Конституция Республики Беларусь в ст. №1 закрепляет, что наше государство является социальным, что обязывает властные структуры проводить активную социальную политику. Это утверждается и в ст. №2 Конституции, которая предусматривает, что «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» [22]. Кроме того, в Конституции Республики Беларусь закреплены социально-экономические и социально-культурные права граждан. Среди них: право на труд; на справедливую оплату труда; на объединение в профсоюзы; на отдых; на жилище; на охрану здоровья; на достойный жизненный уровень гражданина и его семьи; на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законом; право на образование, на участие в культурной жизни.

Среди всех существующих в современном белорусском обществе проблем особое место занимают глобальные, охватывающие весь мир и всё население земного шара. К их числу относятся экологические проблемы, проблемы войны и мира, безопасности, материальной обеспеченности, безработицы, освоения всех видов ресурсов и др. Среди внутренних белорусских проблем, согласно исследованию компании «САТИО», наиболее актуальными являются: снижение уровня жизни населения, нарастание безинициативности в обществе, падение уровня образования и культуры, неготовность властей к каким-либо существенным социальным реформам [21]. Необходимо также выделить уникальную билингвистическую языковую ситуацию в стране.

На белорусском телевидении социальная проблематика чаще обсуждается в информационно-аналитических программах. Например, в ежедневной передаче «Белорусское времечко», которая выходит в прямом эфире государственных телеканалов «Беларусь 1» и «Беларусь 24». Программы «Понятная политика» («Беларусь 1») и «Специальный репортаж» («СТВ») также регулярно освещают социальные проблемы нашего общества. Стоит отметить значительный перевес экономической и правовой повестки в этих проектах и на белорусском телевидении в целом. Репрезентацией проблем духовного, нравственного и социально-культурного поля занимается в основном телеканал «Беларусь 3»: программы «Наперад у мінулае», «Навіны культуры» и др. Семейная и молодёжная политика государства находят отражение в проектах познавательно-развлекательного телеканала «Беларусь 2»: «ПИН_КОД», «Включайся», «Кто я?» и др. Имидж страны за рубежом формирует телеканал «Беларусь 24» в программах «Взгляд на Беларусь», «Беларусы», «Города Беларуси» и др.

В европейском телеэфире наблюдается большее разнообразие социальной тематики. Особенно преуспевающими в этом плане являются многочисленные реалити- и ток-шоу («Шоу Грэма Нортона», «Мужская лаборатория Джеймса Мэя» и др.), а также разнообразные документальные фильмы (спецпроекты BBC). В музыкальном телеэфире социальная проблематика также присутствует. Проследим за этапами внедрения политической и социальной повесток в телевизионный развлекательный эфир, заострив внимание на музыкальных телепроектах.

1.3 Влияние политики на содержание музыкального телеэфира

Значительные преобразования в обществе требуют переосмысления в тех сферах деятельности, которые тесно связаны с общественным мнением и попытками на него воздействовать. К ним относится и телевидение. Вопрос определения его места и роли в контексте политической коммуникации возник примерно в середине XX в. К тому моменту телевидение стало массовым, и это вызвало изменения форм и методов его функционирования. В процессе своего развития телевещание зарабатывало признание и авторитетность. Систематическое взаимодействие телевидения с аудиторией сделало его перспективным средством для политической социализации граждан.

Рост числа телеканалов, которые стали инструментом распространения политической информации, а также появление в сфере политической коммуникации журналистов, представлявших различные слои общества, обеспечили распространение принципов плюрализма и гласности. Это привело к постепенному увеличению влияния телевидения на жизнь общества и стало причиной для его подробного изучения.

Попытки описать схему взаимоотношений политики и телевидения предпринимали в своих работах И. Викентьев, Г. Почепцов, Я. Засурский, Д. Ольшанский, Д. Гавр и др. Мнения учёных по данному вопросу довольно сильно расходятся, но в качестве одной из важнейших задач телевещания в области политики все они называют правдивое и всестороннее освещение политических процессов в обществе. В то же время Л. Вондюкова утверждает, что «отсутствие эффективных, двусторонних политических коммуникаций приводит в будущем к высокой социальной напряжённости, нарастанию конфликтов, непредсказуемости событий» [10].

Роль телевидения в политической жизни общества анализировали также западные исследователи, среди которых Д. Фридман, К. Кесслер, К. Артертон, М. Беннет, К. Кендалл [11]. Они, в первую очередь, рассуждали о демократической политической системе. Главное место в их исследованиях отводилось вопросу о специфике политической рекламы и степени её воздействия на электоральные процессы.

На основе анализа трудов приведённых выше авторов можно сделать вывод, что одной из причин завоевания телевидением значимого места в политической жизни современного общества является то, что с помощью телевещания различные политические субъекты могут не только информировать население о целях и ценностях своей политики, но также моделировать отношения с общественностью. Однако главное преимущество телевещания в контексте политической коммуникации заключается в самой его природе. Телевидение позволяет объединять зрительные и слуховые образы, демонстрировать события или явления в динамике и движении. Именно эти характеристики определяют его как действительно массовое средство распространения политической информации, а также как эффективный инструмент воздействия на аудиторию.

В рамках музыкального телевещания существует ряд особенностей, которые регулируют внедрение политического сообщения в структуру проектов данного типа. Во-первых, их специализация – это культурная политика, т.к. они напрямую связаны с искусством и творческой деятельностью. Во-вторых, в музыкальном эфире основной упор делается на звуковое сопровождение, и политические посылы усиливаются с его помощью. Сама музыка воздействует на эмоционально-чувственное восприятие аудитории, что делает её менее прямолинейным способом транслирования политических мыслей и идей. В-третьих, музыкальные телепроекты разнообразны по своему содержанию и позволяют использовать вариативные методы внедрения политической повестки в эфир. В-четвертых, психологические аспекты политической пропаганды легче продвигать через связанные с искусством и творческой деятельностью программы, к которым относятся и разнообразные музыкальные проекты (можно закладывать идеи в тексты песен и постановки танцевальных номеров).

Стоит отметить, что в данной работе нас интересуют только один конкретный жанр музыкального вещания – музыкальные шоу-концерты. К этой категории относится изучаемый телепроект – «Евровидение».

Обратимся к истории, определению и классификации музыкальных телешоу в теории журналистики, чтобы выделить их функции и варианты проектирования в политическом контексте.

Музыка в разных своих проявлениях всегда была неотъемлемой частью жизни человека. Она является видом искусства сама по себе и сопровождает иные его проявления: танец, кино и др. Отдельное место в культурной жизни общества заняли постановки, в которых музыка играла ключевую роль: концерты, спектакли, мюзиклы и др. Именно с переноса подобных сценических форм в эфир и началось становление музыкальных программ на телевидении, в том числе – музыкальных шоу.

Довольно строгое определение музыкальным программам дала Е. Шерстобоева [41]. По её словам, «это аудиовизуальная передача информации посредством телевидения, неотъемлемой частью которой является исполнение музыкальных произведений, а основным предметом – музыкальные произведения или их исполнения».

Исходя из данного определения, мы можем произвести классификацию музыкальных передач на основе общего разделения телевизионных жанров, предложенного Р. Борецким и В. Цвиком в учебнике «Телевизионная журналистика» [39]:

1. Информационные музыкальные программы: информационные сюжеты о музыке («PRO-новости»);

2. Музыкальные аналитические программы: обозрение («МузОбоз»), дискуссия («12 злобных зрителей») и др.;

3. Документальные телефильмы о музыке («Тейлор Свифт. Мисс Америка»);

4. Музыкальные шоу (развлекательные концерты): концерты («Песня года»), телемюзиклы («Золушка»), конкурсы («Голос»), реалити («Фабрика звёзд»), телеигры («Короли Фанеры»);

5. Художественно-публицистические программы о музыке и ее авторах: телеальманахи («Абсолютный слух»), портретные очерки о музыкантах («Выход есть»), портретные интервью с музыкантами.

Ряд исследователей выделяют развлекательные жанры в отдельную группу. Так, С. Ильченко относит их к сегменту, который называет «игровым» и разделяет на три больших типологических группы: юмористические, игровые и музыкальные программы [20]. Классификацию последних он проводит как по содержательному, так и по формальному признаку.

C точки зрения внешних технических и организационных условий исследователь выделяет следующие подвиды развлекательных музыкальных программ:

1. Концертная программа, записанная по трансляции (концерт, посвященный Дню милиции);

2. Концерт, записанный непосредственно в павильоне или студии («Субботний вечер»);

3. Обозрение («Мегахит»);

4. Конкурсная программа в виде сводного чарта («Русская двадцатка»);

5. Музыкальные шоу-конкурсы («Народный артист»).

Формальное разделение С. Ильченко проводит на основе музыкального направления, на котором специализируется программа (эстрада, джаз, рок, классическая музыка и т.д.).

В то же время С. Акинфиев в качестве отдельных направлений вещания развлекательного телевидения выделяет реалити-шоу, ток-шоу, телевикторины и шоу [1]. В их подробной классификации он фиксирует узкоспециализированные музыкальные ток-шоу («Чёрно-белое») и передачи, представляющие собой набор сценических зрелищ и эстрадных номеров музыкального характера. А. Кузьминова выделяет информационно-развлекательные и художественно-развлекательные жанры [23]. Далее она предлагает такую классификацию: реалити шоу, ток-шоу, шоу-игры и вэраетишоу (к этой категории она относит также музыкальные шоу).

Из вышеописанного следует, что сегодня существует несколько подходов к определению самого термина «музыкальное телешоу». С. Ильченко, В. Цвик и ряд других исследователей выносят их в отдельную жанровую категорию [20; 39]. Некоторые, как, например, А. Кузьминова, включают музыкальные телешоу в более обширную категорию – «вэраети», отдельный подвид самостоятельного жанра шоу [23]. Однако оба подхода описывают музыкальные телешоу в схожем ключе: как набор музыкальных номеров, представленных в определённом порядке и/или объединённых конферансом ведущего/ведущих.

Жёстких критериев классификации музыкальных телепроектов в теории журналистики на данный момент не существует. В целом, они характеризуются разнообразием своего содержания, способностью к синтезу с другими телевизионными формами [26]. Такие особенности обеспечивали актуальность и востребованность рассматриваемого жанра на всех этапах развития телевидения. Ими же обусловлено внедрение политики в структуру музыкального телеэфира.

Стоит также отметить, что в разные исторические периоды и в разных социальных условиях музыканты так или иначе затрагивали политические аспекты в своём творчестве, транслируя собственные взгляды и/или согласованную с кем-либо позицию. Некоторые жанровые направления и музыкальные эпохи прочно ассоциируются с теми общественными и государственными изменениями, которые они отражали. Например, «The Beatles» пропагандировали в своём творчестве идеи пацифизма, что соответствовало общественным антивоенным настроениям того времени и одновременно закрепляло их. Тексты песен советских рок-музыкантов, зачастую носившие открытый протестный характер, также демонстрировали изменения в политической обстановке страны и при этом способствовали их утверждению.

Музыкальные шоу в этом контексте стали для музыкантов необходимой площадкой для распространения своих взглядов на массовую аудиторию. Так, выпуск «The Ed Sullivan Show» с участием «The Beatles» посмотрело 74 млн. человек. Кроме того, сам формат некоторых музыкальных телешоу предполагает их политическую ангажированность. Например, советский проект «Музыкальный лифт», вышедший в эфир в 1987 г., стал для зрителей проводником в мир русской неформальной музыки, которая, как было отмечено ранее, нередко имела политическую подоплёку [32]. Программа знакомила советскую молодёжь с роком, хард-роком, арт-роком, психоделикой, панк-роком, хеви-металом и альтернативой. «Музыкальный лифт» стал площадкой для выступлений таких групп, как «ДДТ», «Наутилус Помпилиус», «Алиса» и «Ария». Старейший советский и российский телевизионный фестиваль «Песня года» также оказался чутким к политическим переменам и проходил через процесс либерализации вместе со всей страной. Если в СССР композиции для участия в нём подбирались строго по идеологическим соображениям, а список песен и исполнителей согласовывался на художественных советах, то во времена перестройки эти запреты были сняты [85]. Пример «Песни года» также позволяет сделать вывод, что музыкальные телешоу, поддерживая государственную политическую повестку, могут ограничивать доступ в эфир оппозиционным музыкантам и/или использовать в своём репертуаре песни патриотической направленности.

 Таким образом, политика в музыкальных телешоу характеризуется чаще всего культурной и социальной направленностью, нередко косвенно встраивается в структуру музыкальных телешоу, хотя в ряде случаев ведущие и/или музыканты делают в эфире политические заявления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.119 (0.032 с.)