Расовые и этнические меньшинства на «Евровидении» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расовые и этнические меньшинства на «Евровидении»



 

Оригинальный формат «Евровидения» как конкурса популярной песни не предполагал внедрения в его структуру элементов национальных культур. В стремлении победить страны старались вписать свои заявки в общеевропейский музыкальный контекст, создавая песни, которые могли быть понятны наибольшему числу зрителей. Долгое время существовало также лингвистическое ограничение: на фестиваль можно было выдвигать песню только на английском или французском языках. Когда участник «Евровидения 1968» из Испании Джон Мануэль Серрат потребовал разрешения петь на каталонском языке, его заменили другим исполнителем [63]. Использовать национальные языки на конкурсе официально разрешили только в 1999 г. [61].Стоит отметить, что сами страны-участницы долгое время не были в этом заинтересованы. Даже в те исторические моменты, когда было бы логично привлечь внимание к культурному разнообразию и политическим преобразованиям, государства в основном игнорировали этнические вопросы.

Ситуация менялась по мере того, как на рубеже нынешнего столетия внимание «Евровидения» сместилось в сторону Восточной Европы.

В 2000-х гг. потребность в заявках, которые отличались бы от европейских музыкальных стандартов, стала очевидна. Подтверждением этой тенденции является тот факт, что в период с 2001 г. по 2005 г. победителями становились страны, расположенные к востоку от ядра западноевропейских ценностей. Триумф Финляндии в 2006 г. немного изменил направление этого движения, но с победой Сербии в 2007 г. «Евровидение» вышло на ещё более новую для себя территорию. Впервые после отмены языкового ограничения победила песня без единого слова по-английски; впервые победила страна из бывшей Югославии; впервые государство выиграло в свой дебютный год; впервые победила Сербия.

Это ощутимое смещение сфер влияния свидетельствовало о повышенном внимании к голосам расовых и этнических меньшинств и одновременно соответствовало актуальным вопросам европейской и международной повестки. Рассмотрим это на примере победителей фестивалей 2001-2008 гг. (исключая 2006 г.):

1. «Евровидение 2001» – победа Эстонии: Танель Падар, Дэйв Бентон и 2XL представили песню «Everybody» (рус. «Все»). Бентон, выходец из Арубы, стал первым темнокожим исполнителем, которому удалось выиграть фестиваль;

2. «Евровидение 2002» – победа Латвии: Marie N (Мария Наумова) представила песню «I Wanna» (рус. «Я хочу»). Триумф латвийской певицы русского происхождения актуализировал в Прибалтийских странах споры об их национальном составе;

3. «Евровидение 2003» – победа Турции: Сертаб Эренер представила песню «Everyway That I Can» (рус. «Всеми путями, какими я смогу»). Её успех сопровождался обсуждением вопроса о вступлении Турции в Евровсоюз и соответствовал развернувшемуся тогда процессу турецко-европейской интеграции;

4. «Евровидение 2004» – победа Украины: Руслана представила песню «Wild Dances» (рус. «Дикие танцы»). Артистка активно использовала в своём выступлении этнические элементы, и её триумф отразил приход Восточной Европы на конкурс;

5. «Евровидение 2005» – победа Греции: Елена Папаризу представила песню «My Number One» (рус. «Мой номер один»). Исполнительница включила в свою заявку традиционные греческие мотивы, и её победа подтвердила состоятельность балканской музыки как жанра;

6. «Евровидение 2007» – победа Сербии: Мария Шерифович представила песню «Molitva» (рус. «Молитва»). Певица использовала в песне элементы севдалинки. Её успеху сопутствовало обсуждение будущего Сербии в Европе после окончательного распада Югославии;

7. «Евровидение 2008» – победа России: Дима Билан представил песню «Believe» (рус. «Верю»). Композиция не имела заимствований из русской национальной культуры, но сам факт победы россиянина отразил текущее положение дел в историческом противостоянии ценностей Запада и Востока на территории Европы. Кроме того, в этот год второе место заняла Украина, третье – Греция, четвёртое – Армения. Все эти страны принято было относить к культурной периферии современной Европы, однако итоги фестиваля утверждали обратное.

Среди этих последовательных «восточных» триумфов наиболее значимым оказался успех Русланы в 2004 г. С одной стороны, она была стратегически верной кандидатурой для победы, имея популярность на родине и богатый опыт сценических выступлений. С другой, специфические музыкальные отсылки к гуцульскому меньшинству Карпатских гор в её конкурсной заявке не соответствовали критериям популярных песен. Однако певица смогла удачно объединить национальные мотивы с традициями хореографии «Евровидения» и создать имидж прогрессивной популярной артистки, стремящейся учитывать этническое разнообразие и свою идентичность. Уже в следующем году многие участники фестиваля из Восточной Европы – Хорватия, Венгрия, Молдова, Польша, Сербия, Черногория – представили песни на своих национальных языках. Таким образом, «Евровидение 2005» стало наиболее этнически разнообразным за всю историю конкурса.

Победа Русланы также поспособствовала тому, что Греция, Болгария, Армения, Босния и Герцеговина стали регулярно использовать народные элементы в своих заявках. В результате эксперименты со своим культурным наследием вошли у стран-участниц «Евровидения» в норму. Беларусь, представители которой традиционно пели по-английски, в 2017 г. решила отправить на конкурс белорусскоязычную заявку «Гісторыя майго жыцця» (рус. «История моей жизни») в исполнении фолк-группы «NAVIBAND». Коллектив принёс стране один из лучших результатов за всё время её участия.

С расширением географии «Евровидения» увеличивалось не только количество заявок с народными элементами. На сцену конкурса всё чаще стали выходить представители расовых и этнических меньшинств. Например, афроамериканцы: Амината от Латвии и Маймуна от Беларуси в 2015 г., Сезар Самсон от Австрии в 2018 г., Джон Лундвик от Швеции в 2019 г. и др. Выступали на конкурсе также латиноамериканцы (Джейд Юэн от Велибобритании в 2009 г.), цыгане («Gipsy.cz» от Чехии в 2009 г.). Австралия принимала участие в фестивале только 5 раз, но уже дважды отправляла на «Евровидение» потомков коренных жителей континента (Айзая в 2018 г. и Джессика Маубой в 2019 г.) и один раз – азиатку (Дами Им в 2016 г.).

В целом, за последние годы «Евровидение» становилось площадкой для репрезентации следующих расовых и этнических меньшинств:

1. Национальные меньшинства (гуцулы в Украине, бретонцы во Франции);

2. Коренные меньшинства (саамы в Финляндии);

3. Меньшинства оспариваемых территорией (турки в неприщнанной Турецкой Республике Северного Кипра);

4. Исторические и религиозные меньшинства (мультирелигиозные балканские страны);

5. Меньшинства без гражданства (цыгане, евреи);

6. Новые европейские меньшинства (европейцы-мусульмане);

7. Постколониальные меньшинства (алжирцы во Франции, выходцы из Южной Азии в Великобритании);

8. Глобальные меньшинства (афроамериканцы, латиноамериканцы, коренные жители Австралии).

Организаторы «Евровидения» поддерживают стремление государств внести национальное разнообразие в структуру конкурса. Так, история страны-хозяйки и её культурные особенности традиционно становятся предметами обсуждения в рамках фестиваля: им посвящают сюжеты, на них делаются обзоры, их используют при записи видео-открыток, которые показывают перед выступлениями участников конкурса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.14 (0.007 с.)