Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антикоррозионная защита металлов и сплавовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Металлы, как и растения, животные и люди, тоже «болеют». Это не только износ рабочих поверхностей и деформации (температурные и силовые) деталей, но и самая опасная «болезнь» строительных и машиностроительных конструкций — коррозия металлов.
Общеизвестен закон природы: из двух состояний с большей вероятностью реализуется то, которое более устойчиво и стабильно. Металлы в природе находятся в виде химических соединений с кислородом, серой и другими химическими элементами (Fe 3 O 4, Fe 2 O 3, FeO, Al 2 O 3…). Мы извлекаем технически чистый металл из этих окислов, далее получаем сплавы металла, из которых изготовляем различные детали, машины и сооружения, а природа путем коррозии металлических изделий вновь небезуспешно возвращает все на круги своя — к окислам и другим природным химическим соединениям. За всю историю человечества добыто около 20 млрд. тонн железа, около 6 млрд. его находится сейчас в машинах и строительных конструкциях, а 14 млрд. тонн уже съедено ржавчиной, т. е. утеряно для человека. На ремонт корродированных машин и строительных конструкций, на замену труб водопровода, отопления, на антикоррозийную защиту и профилактику коррозии затрачивается много времени и труда. В итоге около 30 % ежегодно производимого металла расходуется на восстановление потерь от коррозии. Различают два вида коррозии: химическую и электрохимическую. Процесс коррозии определяется тремя видами факторов (рис. 8.9): химической природой и структурой металла или сплава, из которого изготовлена деталь; содержанием агрессивных веществ в окружающей среде и температурой среды.
Химическая коррозия — это разрушение металлов под воздействием высокотемпературных газов или жидкостей (без электролиза). При высоких температурах образуется нагар на клапанах и головках блока цилиндров, на свечах зажигания, на поршнях (верхней части юбки и поршневых канавках), на компрессионных кольцах, на арматуре печей и на тепло- и электронагревателях. Сначала на поверхностях деталей при температурах до 150° С образуются лаковые покрытия, далее при более высоких температурах появляется нагар. Электрохимическая коррозия проходит в жидких средах, проводящих электрический ток; в процессе ее происходит электролитическое разрушение металла. Одним из условий для возникновения электрохимической коррозии является наличие воды. Вода есть в атмосфере, в грунте, на поверхностях деталей и конструкций. В почве, воздухе и рабочих средах также имеются окислы и кристаллы солей, сернистые и выхлопные газы и, в итоге, образуются кислоты — это третье условие появления коррозии. Таким образом, для возникновения процесса электрохимической коррозии необходимы три условия: — наличие разных металлов, т. е. металлов или отдельных фаз с отличающимся водородным потенциалом; — наличие воды; — наличие солей, кислот. Атомы металлов при контакте с электролитом переходят в раствор в виде ионов. Переход атомов металлов в ионы, т. е. растворение металлов (коррозия), определяется величиной нормального электродного потенциала, который представляет собой величину напряжения (В) электрического тока, которое нужно приложить к границе раздела фаз металл–жидкость, чтобы воспрепятствовать переходу иона металла в раствор. Чем больше отрицательное значение потенциала (-), тем больше металл стремится к растворению в электролитах, тем интенсивнее идет коррозия. Из рис. 8.9 видно, что уменьшение коррозии возможно при подборе материала детали; снижении агрессивности среды; создании защитных пленок и управлении процессом коррозии. Методы защиты от коррозии определяются необходимостью нейтрализации факторов (рис. 8.11), определяющих интенсивность коррозии (подбор антикоррозийных материалов; снижение агрессивности и температуры среды; отделение поверхности детали от агрессивной среды; целевое управление процессом коррозии). 1. Подбор материала детали выполняется исходя из водородного потенциала металла. Так, из рис. 8.10 видно, что изделия из золота, платины и серебра более коррозийностойкие, чем изделия из железа, цинка и алюминия, но эти материалы дорогие, поэтому находят ограниченное применение в быту и технике. Химически чистые металлы имеют более высокие антикоррозионные свойства, чем сплавы. Так, «демидовское железо», выплавляемое на древесном угле из хороших руд, практически не ржавеет, а современный листовой прокат нельзя использовать без защитных покрытий. В противовес использованию химически чистых металлов добавки некоторых легирующих элементов, в основном в больших количествах C r и Ni, позволяют получить так называемые нержавеющие стали (12Х18Н10Т, 12Х18Н9, 08Х22Н6Т и др.).
2. Снижение агрессивности среды выполняется путем добавки антиокислительных присадок в смазочное масло и топливо и в системы охлаждения. Для систем отопления проводится предварительная подготовка воды (удаление солей и железа). Немаловажным фактором является снижение температуры теплоносителя. Например, для системы отопления снижение температуры со 100…110° С до 60…70° С, естественно, приведет не только к снижению тепловых потерь, но и к уменьшению коррозии элементов системы. 3. Покрытия поверхностей деталей могут выполнять следующие задачи: отделение материала детали от агрессивной среды; замыкание гальванической электрической цепи не через агрессивную среду, а через металлическое покрытие и, в результате, прекращение электрохимической коррозии; «жертвование» материала покрытия (в основном Zn) на коррозионное разрушение и тем самым снижение коррозии основного материала детали. Покрытия наносятся на поверхности деталей (хром и никель), посуду (эмаль), жесть и трубы (цинк), консервные банки (олово) и днища (лужение кузовов) легковых автомобилей, например, автомобилей М20 «Победа». В настоящее время для изготовления днищ кузовов используются неметаллические (полимерные) и биметаллические (цинковые) покрытия. Металл наносят с помощью электрогальванических процессов (осаждение никеля, хрома, цинка) или металлизации. Гальваническое покрытие обеспечивает хорошее сцепление с основным металлом, но требует технологически сложной подготовки поверхностей и высокой культуры производства. 4. Метод защиты металлов протекторами (рис. 8.12)
5. Способ катодной защиты внешним током (рис. 8.13) металлических конструкций, судов и магистральных трубопроводов впервые был применен в 1910 году для защиты от коррозии подземных конструкций. Этот способ отличается от метода протекторов тем, что к защищаемой детали подводится отрицательный потенциал от источника питания, а положительный — к вспомогательному аноду. В случае «естественной» коррозии деталь «теряет» электроны, а так как здесь, наоборот, электроны подводятся к детали, то и не происходит процесса ее коррозии.
Одной из основных технологических операций защиты деталей строительных конструкций и машин от коррозии является окраска (рис. 8.14), предназначенная не только для защиты от коррозии, но и для эстетических целей.
Лакокрасочное покрытие может наноситься следующими способами: 1—ручная окраска кистью; 2 — окраска погружением детали в ванну с краской; 3 — нанесение краски воздушным распылением; 4 — нанесение краски безвоздушным распылением; 5 — окраска в электростатическом поле. Воздушное распыление проводится с помощью пистолетов-распылителей в специальных камерах или помещениях, оборудованных вентиляционными установками. Краска подается под давлением сжатого воздуха или сил тяжести. Смешивание может выполнятся как внутри пистолета, так и снаружи. Наилучшие результаты получаются при наружном смешивании. Недостатками воздушного распыления являются большие потери краски (до 40…50 %), взрывоопасность лакокрасочного тумана, вредность для организма. В целях экономии растворителя, который нужен в основном для снижения вязкости краски и который улетучивается при сушке, рационально для уменьшения вязкости краски нагревать ее до 60° С. При этом толщина одного слоя увеличивается в 1,5…2 раза по сравнению с окраской без подогрева, следовательно, необходимо наносить меньше слоев, что способствует большей производительности окраски. При безвоздушном распылении предварительно подогретая краска подается насосом под давлением 40…60 кгс/см2 через распылитель. При этом расход краски уменьшается на 20…25 % по сравнению с воздушным распылением. Наиболее эффективной является окраска в электростатическом поле (рис. 8.15). Однако необходима предварительная окраска внутренних поверхностей и глубоких впадин. Кроме того, часть краски, не получив заряда, теряется. Почти 100 - процентное использование краски получается при электромеханическом распылении, когда отрицательный заряд высокого напряжения сообщается не промежуточной среде (воздуху), а непосредственно краске.
Сушка покрытий заключается в удалении летучих веществ для нитроэмалей, а у синтетических эмалей и масляных покрытий после удаления летучих веществ происходит окисление и полимеризация связывающих веществ. Скорость сушки определяется температурой покрытия и степенью подвижности воздуха. При неподвижном воздухе пограничный слой воздуха насыщается парами растворителя, и дальнейший процесс его испарения замедляется. Различают по способу подачи тепла конвекционную
При терморадиационной сушке источником тепла являются невидимые инфракрасные лучи, которые свободно проходят через слой покрытия и нагревают металл. Испарение растворителя и образование корки начинается с нижней части слоя, тем самым создаются хорошие условия для В качестве источников инфракрасного излучения применяются термоизлучатели, нагреваемые электрическим током или газом. Панели излучателей нагреваются до 400…500° С и излучают инфракрасные лучи с длиной волны 3…5 мкм, которые легко проходят слой краски и, поглощаясь металлом, нагревают его.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.171 (0.013 с.) |