Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Меры по укреплению доверия, сужению материальной базы и пространственной сферы военных конфликтов.

Поиск

Для поддержания международного мира и безопасности немаловажное значение имеют меры по укреплению доверия между государствами в военно-политической области на дву- и многосторонней основе, а также меры по практическому сужению материальной базы и пространственной сферы возникновения вооруженных конфликтов. К числу международных договоров в этой области относятся:

Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны 1973 г. Россия и США обязаны действовать так, чтобы избежать военных конфронтации и исключить возникновение ядерной войны между ними и между каждой из сторон с другими странами. При возникновении риска ядерной войны стороны незамедлительно приступят к срочным консультациям и предпримут все усилия для предотвращения этого риска с информированием Совета Безопасности и Генерального секретаря ООН, своих союзников и других стран;

Соглашение между правительством СССР и правительством США о предотвращении опасной военной деятельности 1989 г. Россия и США обязаны предпринимать все необходимые меры, направленные на предотвращение опасной военной деятельности персонала (техники) их вооруженных сил при действиях вблизи друг друга в мирное время. Опасной военной деятельностью являются: вхождение персонала (техники) вооруженных сил одной стороны в пределы государственной территории другой стороны, совершаемое в силу форс-мажорных обстоятельств или вследствие непреднамеренных действий этого персонала; применение лазеров таким образом, когда их излучение может причинить вред персоналу или нанести ущерб технике вооруженных сил другой стороны; затруднение действий персонала (техники) и создание помех сетям управления другой стороны, когда это может причинить вред (ущерб) другой стороне.

С целью предотвращения опасной военной деятельности и оперативного урегулирования любых инцидентов стороны устанавливают и поддерживают связь друг с другом. Создана Совместная военная комиссия, которая ежегодно рассматривает выполнение сторонами обязательств, намечает возможные пути обеспечения более высокого уровня безопасности и другие меры; серия соглашений СССР с США от 30 сентября 1971 г., с Францией от 16 июля 1976 г., с Англией от 10 октября 1977 г. об исключении случайного или несанкционированного применения ядерного оружия, с США о создании центров по уменьшению ядерной опасности от 15 сентября 1987 г. Эти соглашения предусматривают организационные, правовые и технические меры, направленные на установление линий прямой связи между главами правительств (государств), на незамедлительную передачу информации о ядерных инцидентах, случайных или несанкционированных запусках ракет, которые могут быть неправильно истолкованы, и др.;

Соглашение между правительством СССР и правительством США о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним 1972 г. с Протоколом к нему. Россия и США обязались неукоснительно соблюдать все меры предосторожности в рамках свободы открытого моря, чтобы обеспечить: безопасность маневрирования кораблей и летательных аппаратов вблизи друг друга; запрещение имитации атак и установление связи друг с другом с использованием согласованных таблиц и сигналов; взаимную информацию правительств об инцидентах через военно-морских атташе и др. Аналогичные соглашения были заключены с Англией в 1986 г., с ФРГ в 1988 г., с Канадой, Францией, Италией в 1989 г., с Нидерландами, Норвегией, Испанией в 1990 г., с Японией в 1993 г., с Южной Кореей в 1994 г.

Заключительный акт СБСЕ 1975 г., другие итоговые документы СБСЕ и пакет соглашений «Хельсинки-2» содержат согласованные меры доверия в военно-политической области, охватывающие территорию от Атлантики до Урала: заблаговременное уведомление сторон о крупных военных учениях и военных учениях меньшего масштаба, проводимых вблизи сопредельных государств, о крупных и других перемещениях войск (с уровня 17 тыс. человек), о военно-морской деятельности; обмен наблюдателями на военных учениях, ежегодными планами военной деятельности; создание развернутой системы инспекции на местах, в том числе без права на отказ, и возможность использования средств воздушного наблюдения (в том числе в рамках Договора по открытому небу 1992 г.); нерасширение военных блоков и группировок (расширение НАТО на Восток противоречит этой достигнутой договоренности); ограничение торговли оружием; вывод войск в пределы национальных границ и др.

В настоящее время создана эффективная система контроля за выполнением государствами своих договорных обязательств в рамках Совета Безопасности ООН, ОБСЕ, СНГ, договоров по СНВ, запрещению химического оружия, сокращению обычных вооружений и др., которые включают возможность осуществления широкомасштабных контрольных действий, вплоть до инспекций на местах без права на отказ.

Определенную роль в поддержании международного мира и безопасности и ограничении возможного театра войны и интенсивности ведения боевых действий играют существование демилитаризованных, безъядерных и нейтрализованных зон и зон мира (см. гл. XV), а также политика неприсоединения большинства развивающихся стран мира.

Неприсоединение - это, с одной стороны, внешнеполитический курс государства, не участвующего в каких бы то ни было военных блоках, а с другой, - совокупность норм, определяющих конкретные обязательства государств в области: проведения независимого политического курса, основанного на мирном сосуществовании государств и неприсоединении к военным коалициям; поддержания антиколониальной национально-освободительной борьбы народов и наций; ликвидации и недопущения создания иностранных военных баз на своих территориях; борьбы с иностранной оккупацией, апартеидом, расизмом и дискриминацией; практических шагов в направлении создания нового международного экономического порядка, укрепления международного мира, безопасности и политической стабильности.

Несмотря на ликвидацию блокового противостояния, неприсоединившиеся страны в числе других развивающихся государств, которым в настоящее время принадлежит «машина голосования» в ООН, и их политика неприсоединения продолжают играть весьма важную роль в системе обеспечения коллективной безопасности, в борьбе за укрепление международного мира и пресечение актов агрессии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Понятие права международной безопасности.

2. Деятельность ООН по поддержанию мира и безопасности.

3. Международные региональные организации по поддержанию мира и безопасности.

4. Система норм международного права направленных на обеспечение международного мира и безопасности.

5. Меры по укреплению доверия, сужению материальной базы и пространственной сферы военных конфликтов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.10.207 (0.008 с.)