Территории с международным и смешанным режимом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Территории с международным и смешанным режимом



Развитие цивилизации привело к интенсивному использованию пространств, находящихся за пределами национальных территорий: открытого моря, воздушного пространства, Антарктики, Арктики, космоса, континентального шельфа и экономической зоны. Освоение этих пространств привело к появлению норм, образующих международно-правовой режим территорий, находящихся в общем пользовании всех государств и народов. Процесс развития этих норм и становления новых продолжается и сейчас.

К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств и правовой режим которых определяется международным правом. Они не подчинены суверенитету какого-либо государства.

Составными частями международной территории являются:

- открытое море;

- воздушное пространство над ним;

- морское дно за пределами континентального шельфа;

- космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела;

- особый международный режим установлен в Антарктике.

Международный режим может устанавливаться и на отдельных участках государственной территории в соответствии с международными договорами (например, режим международных рек, демилитаризованных и нейтрализованных зон и др.).

В основе их правового статуса должны лежать два основополагающих принципа: во-первых, неподчинение их суверенитету отдельных государств и, во-вторых, охрана и рациональное использование их и находящихся там ресурсов на благо всех народов.

Общность правового статуса международных пространств не означает тождественности их правовых режимов, т.е. установленного международным правом порядка деятельности государств в этих пространствах для их освоения и использования. Режим таких пространств определяется соответствующими международно-правовыми актами: Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., Договором об Антарктике 1959 г., Договором по космосу 1967 г. и Соглашением о Луне 1979 г.

Открытое море – это обширные пространства Мирового океана, на которые не распространяется суверенитет какого-либо государства и которые находятся в общем пользовании всех государств и народов в целях судоходства, рыболовства, и т.д. Международно-правовой режим открытого моря определяется конвенционными и обычными международно-правовыми нормами, регулирующими отношения государств по поводу открытого моря и устанавливающими правила его использования. Большая часть этих норм и правил была сведена в единую Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г.

Международно-правовой режим арктических районов имеет некоторые особенности, обусловленные особыми климатическими условиями Северного Ледовитого океана и особыми интересами прибрежных государств в северных водах, который регулируется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., а также действующим Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 ноября 1984 г. «Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающих к северному побережью СССР».

В 20-х годах был решен международный вопрос о принадлежности островов и архипелагов в арктических водах. В связи с этим Канада в 1921 г. объявила, что все земли и острова к северу от канадской континентальной части подпадают под суверенитет Канады. Постановление ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 г. объявило территорией СССР все земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане между побережьем СССР, Северным полюсом и меридианами 32 градуса 04 минуты 35 секунд восточной и 168 градусов 49 минут 30 секунд западной долготы, кроме архипелага Шпицберген, т.к. согласно Парижскому договору о Шпицбергене 1920 г., он был передан Норвегии.

В силу своего географического положения и исторических причин приарктические страны традиционно исходят из наличия у них особых интересов и, соответственно, преимущественных прав при использовании арктических пространств и определении их правового режима. Это нашло отражение в международно-правовой доктрине, в частности в «секторальной теории», согласно которой каждое приарктическое государство обладает особыми правами в своем полярном секторе (под полярным сектором понимается пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной – Северный полюс, а боковыми границами – меридианы, соединяющие Северный полюс с крайними точками северной границы территории данного государства).

Кроме Канады и СССР, три других приарктических государства (США, Дания и Норвегия) не установили собственных секторов и не поддержали секторального деления Арктики в целом. Таким образом, власть прибрежного государства может распространяться только на земли и острова, но не на все арктическое пространство, примыкающее к побережью соответствующего государства.

Что касается морских районов Арктики, даже постоянно покрытых льдами, то здесь действуют правовые режимы, установленные нормами международного морского права, определяющими статус и режим морских пространств (внутренние воды, территориальное море, экономическая зона, континентальный шельф, открытое море), а также законами прибрежных государств.

Полярные моря всегда были тесно связаны с побережьем приарктических государств, исторически осваивались ими. Особенностью полярных морей является институт национальных морских коммуникаций: Северо-западный проход в Канаде и Северный морской путь (СМП) у нас. Его трасса протяженностью около 3500 миль проходит вдоль арктического побережья нашей страны, пересекая частично районы, находящиеся под юрисдикцией России, а частично открытое море. СМП для нашей страны является кратчайшим путем из Европы на Дальний Восток, в Тихий океан и представляет интерес для международного судоходства. В настоящее время в связи с нормализацией международных отношений в 1990 г. были утверждены новые правила плавания судов по СМП. В 1991 г. наша страна открыла СМП для прохода иностранных судов, обеспечив их ледокольной проводкой.

Активно развивается международное сотрудничество в области исследования Арктики и охраны ее природной среды, в связи с чем был заключен целый ряд соглашений (например, многосторонее Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г., советско-канадский Протокол о научно-техническом сотрудничестве в Арктике 1984 г., советско-американское Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях 1990 г.).

В Арктике пока нет механизма, аналогичного Договору об Антарктике 1959 г., позволяющего координировать деятельность государств и обсуждать на регулярной основе вопросы международного сотрудничества. Важное значение для создания такого механизма имеет образование Международного арктического научного комитета (МАНК) – международной неправительственной организации, основной функцией которой является содействие сотрудничеству в Арктике по широкому кругу проблем. Решение об этом было принято в августе 1990 г. представителями пяти приарктических и еще трех Северных стран (Финляндии, Швеции и Исландии). В 1993 г. учрежден Совет Баренцева (Евроарктического) региона.

Международно-правовой режим Антарктики.

Общая характеристика режима и интересы государств. Под Антарктикой понимается район, расположенный вокруг Южного полюса (от Южного полюса до 60 параллели южной широты), в который входят собственно материк Антарктида, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, находящиеся южнее 60 параллели южной широты.

Антарктический материк был открыт и впервые исследован русскими мореплавателями и учеными во время экспедиции 1818-1821 гг., состоявшей под руководством Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева и, в силу своей значительной удаленности от населенных территорий и суровых климатических условий, долгое время не привлекал серьезного внимания государств в плане его хозяйственного освоения и считался ничейной землей (terra nullius). Интерес к нему стал возрастать с развитием техники, обеспечивающей доступ к этому суровому континенту. В середине 50-х годов стало интенсивно развиваться международное сотрудничество по изучению Антарктики. Это привело к созыву Международной конференции по Антарктике в октябре 1959 г. в Вашингтоне, которая завершилась подписанием
1 декабря Договора об Антарктике, в котором выражено убеждение сторон в том, что Антарктика должна использоваться исключительно в мирных целях. Ст. 1 Договора устанавливает, что «Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия». Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку запрещаются «любые мероприятия военного характера». Любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещаются. Согласно этому принципу Антарктика является демилитаризованной и нейтрализованной территорией, а также безъядерной зоной.

Договором создан специальный международный механизм для координации деятельности по исследованию Антарктики – Консультативные совещания, проводимые раз в два года. Членами Консультативных совещаний являются государства - первоначальные участники Договора, а также те, которые впоследствии присоединились к Договору и проводят в Антарктике существенную научную деятельность (регулярные экспедиции, создание научных станций и т.п.). В рамках Консультативных совещаний рассматриваются практически все вопросы, касающиеся деятельности в Антарктике: от проблем юрисдикции до защиты и сохранения природной среды.

За соблюдением Договора установлен широкий наземный и воздушный контроль. Каждое государство-участник Консультативных совещаний имеет право назначать неограниченное число наблюдателей, которые должны быть гражданами государств, их назначающих. Фамилии наблюдателей сообщаются каждому государству-участнику Консультативных совещаний. Любой наблюдатель имеет полную свободу доступа во все районы Антарктики в любое время. Территория этого континента, а также станции, установки и оборудование в его пределах, морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки снаряжения, материалов или персонала всегда открыты для инспекции. Наблюдение с воздуха может проводиться во всякое время над любым районом Антарктики.

Другим важнейшим принципом, установленным в Договоре, является принцип свободы научных исследований и сотрудничества в этих целях. Любая страна, независимо от ее участия в Договоре вправе проводить исследовательские работы в Антарктике. Для содействия такому сотрудничеству участники договора согласились обмениваться информацией о планах научных работ в Антарктике, научным персоналом между экспедициями и станциями в Антарктике, данными и результатами научных наблюдений.

С 1955 г. стали проводиться международные научные конференции по Антарктике. На основании решения Международного совета научных союзов был создан Специальный комитет для координации научных исследований в Антарктике (СКАР). Отечественные ученые ведут интенсивные исследования Антарктики с 1956 года.

Территориальные претензии и юрисдикция государств. Договор об Антарктике не признает суверенитета какого-либо государства в каком-либо районе Антарктики. Вместе с тем договор не отрицает существования территориальных претензий, но запрещает их укрепление и заявление новых. Договор, таким образом, «заморозил» территориальные претензии государств в Антарктике. В первой половине ХХ века Великобритания, Франция, Норвегия, Чили, Аргентина неоднократно пытались установить свой суверенитет над отдельными районами Антарктики. Дело дошло до того, что чилийские и аргентинские «владения» не только «переплелись» с британскими, но и перекрыли их.

Не отрицая существующих претензий, Договор, вместе с тем, не дает им превратиться в реальное осуществление суверенитета. В п.1 ст.IV указывается на то, что в договоре ничто не должно толковаться как наносящее ущерб позиции любой стороны в вопросе признания или непризнания ею права любого государства на территориальный суверенитет в Антарктике. Таким образом, Договор создает сложную ситуацию, при которой государства, заявившие претензии, сохраняют их, а государства, отрицающие претензии других, имеют право продолжать отрицать их.

С территориальными претензиями в значительной мере связан вопрос о юрисдикции государств в Антарктике. В Договоре об Антарктике вопрос о юрисдикции полностью не решен. При выработке договора на Конференции некоторые страны предложили закрепить в нем принцип личной юрисдикции (СССР, США, Бельгия), другие предпочли территориальную юрисдикцию (Аргентина, Чили и др.). Положение о юрисдикции в договоре отразило компромисс обеих точек зрения. Согласно ст.VIII, наблюдатели и научный персонал, которым обмениваются между собой экспедиции и станции в Антарктике, а также сопровождающий их персонал, находятся под юрисдикцией того государства, гражданами которого они являются. Вопрос о юрисдикции над лицами, не упомянутыми в договоре, решается каждой стороной в соответствии с ее точкой зрения. Российские граждане в Антарктике подлежат юрисдикции только Российской Федерации. Такой же точки зрения придерживаются США и Бельгия.

Космическое пространство находится за пределами воздушной сферы Земли. Как было отмечено выше, четкая граница между космическим и воздушным пространством пока не установлена. Его правовой режим определяется принципами и нормами международного права. Оно не подлежит национальному присвоению каким бы то ни было образом, в частности путем присвоения суверенитета или оккупации, и открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства и при свободном доступе во все районы небесных тел. Эти и другие положения зафиксированы в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г., являющимся важнейшим источником международного космического права.

Международными реками принято считать судоходные реки, которые до впадения в море пересекают или разделяют территории нескольких государств.

На создание правовых режимов международных рек в XIX-XX веках существенное влияние оказал заключительный акт Венского конгресса 1815 г., в ст. 108 которого было сказано, что «державы, через владения коих протекает или коим служит границею одна и та же судоходная река, обязываются постановить с общего согласия подробные правила для судоходства по той реке».

Таким образом, Венским конгрессом был установлен принцип совместного регулирования прибрежными государствами судоходства на международных реках.

По общему правилу каждое из прибрежных государств полностью имеет суверенитет в отношении той части реки, которая ему принадлежит, в том числе право в своем внутреннем законодательстве регулировать условия ее использования в любых целях. Однако, согласно международному праву, никакое государство не может изменять естественные условия своей территории, если это наносит ущерб естественным условиям территории другого государства. Права и законные интересы прибрежных государств взаимосвязаны, что порождает необходимость международно-правового регулирования использования таких рек.

В мире насчитывается много рек и озер, относящихся к категории международных. В Европе крупнейшими такого вида реками являются Дунай и Рейн; в Африке – Нил, Конго, Нигер и Сенегал, а также озеро Чад; в Латинской Америке – система рек Ла-Платы, включающая Парану, Уругвай и др., и Амазонка с притоками4 в Северной Америке – система Великих озер; в Азии – Евфрат, Меконг, Брахмапутра.

Международные реки можно подразделить на:

- реки, открытые для международного судоходства (как правило, пересекающие территории нескольких государств и использующиеся для международного судоходства прибрежных или вообще всех государств в соответствии с установленным международно-правовым режимом);

- многонациональные (не имеющие непосредственного соединения с морем, несудоходные или судоходные лишь для каботажного плавания между пунктами прибрежных государств);

- пограничные (т.е. служащие границей между двумя или несколькими государствами).

Указанный географический признак международной реки является международно-правовым, т.к. определяет ее международно-правовой статус.

О таком положении свидетельствует международная практика государств: правовой режим большинства международных рек урегулирован договорами, заключенными между прибрежными государствами. Так, в Южной Америке действует Договор о бассейне реки Ла-Плата 1969 г. и Договор о сотрудничестве в Амазонии 1978 г.; в Африке – Конвенция, касающаяся развития бассейна озера Чад, 1964 г. и Акт 1963 г., касающийся судоходства и экономического сотрудничества между государствами бассейна реки Нигер; в Европе – Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г. и Соглашение о международной комиссии по охране реки Рейн от загрязнения 1963 г.

Сегодня действует несколько десятков международных соглашений, устанавливающих правовой режим конкретных международных рек и озер или регулирующих те или иные виды использования их вод. Вместе с тем, нет пока универсальной Конвенции, которая свела бы воедино основные принципы и нормы использования международных рек. Единственным документом общего характера являются Хельсинские правила использования вод международных рек 1966 г., но он носит рекомендательный характер.

Правовыми принципами, определяющими права и обязанности государств в отношении использования вод международных рек и озер являются: принцип суверенитета государства применительно к той части международного водного бассейна, которая находится в пределах его территории; принцип справедливого водопользования, обеспечивающий каждому прибрежному государству справедливую долю при использовании международного водного ресурса; принцип не причинения ущерба природной среде или интересам другого государства в результате загрязнения или иным путем при использовании вод международного водного бассейна.

Демилитаризованные и нейтрализованные зоны. Демилитаризованная зона – это часть территории, на которой государства обязуются в силу международного соглашения и в целях поддержания международной безопасности не иметь военных укреплений и сооружений и не содержать вооруженных сил. Демилитаризация может быть полной или частичной, что определяется конкретным международным договором. При полной демилитаризации территории предусматривается уничтожение старых и запрещение строительства новых военных укреплений и сооружений, отказ от размещения складов боеприпасов и военного снаряжения, отвод вооруженных сил, кроме минимума полицейских формирований, необходимых для поддержания общественного порядка. При частичной демилитаризации допускается сохранение определенных, оговоренных в соответствующем международном договоре военных сооружений или контингентов войск, необходимых для безопасности заинтересованного государства.

Более ограниченной по содержанию возможных мер является нейтрализация территории, под которой понимается установленное международно-правовым актом запрещение использовать данную территорию в качестве театра войны либо как базу для ведения военных действий в период войны. На нейтрализованный район государства не может быть распространено действие оружия воюющих стран, он исключается из театра военных действий. Вступление на его территорию иностранных вооруженных сил запрещается. Практически институты демилитаризации и нейтрализации как бы дополняют друг друга.

С развитием ядерной энергетики, возникновением средств массового уничтожения возникла идея создания нового вида демилитаризации – безъядерных зон в определенных географических районах, представляющая из себя зону, свободную от производства и размещения ракетно-ядерного оружия. Создание таких зон является одной из форм поддержания мира и безопасности, отвечает принципам и требованиям Устава ООН и направлено на ограничение сферы распространения ядерного оружия и уменьшение возможностей возникновения ядерного конфликта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.019 с.)