Порядок рассмотрения и разрешения пограничных инцидентов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок рассмотрения и разрешения пограничных инцидентов



Пограничные представители осуществляют функции расследования и разрешения пограничных инцидентов.

Ни одно нарушение режима государственной границы не должно оставаться нерасследованным. В подавляющем большинстве случаев расследование и рассмотрение пограничных инцидентов проводится на месте.

Целью расследования является точное установление времени, места и всех обстоятельств, при которых возник инцидент, выявление лиц, виновных в его возникновении. Эта задача выполняется путем выхода пограничных представителей на место происшествия, письменных сношений, совместных встреч пограничных представителей и принятия ими совместных решений.

Квалифицированное расследование позволяет детально выявить все обстоятельства происшествия на границе, обнаружить следы, найти другие вещественные доказательства и на этой основе правильно определить наиболее целесообразные пути урегулирования пограничного инцидента: урегулировать инцидент путем переписки между пограничными представителями, заявить претензии сопредельной стороне, вынести вопрос на совместное заседание погранпредставительских аппаратов, провести совместное расследование, разрешить инцидент на месте или ждать предъявления претензий сопредельной стороной.

Этот комплекс мероприятий позволит пограничному представителю своевременно и правильно выбрать свою позицию для предотвращения в дальнейшем аналогичных нарушений режима государственной границы.

Расследования делятся на односторонние, проводимые пограничными представителями на своей территории, и совместные, проводимые пограничными представителями обеих сторон.

Одностороннее расследование — это выявление одной стороной обстоятельств возникновения пограничного инцидента или конфликта и сбор сведений и вещественных доказательств для обоснования претензии, направляемой по­граничному представителю сопредельной стороны. Одностороннее расследование проводится лично пограничным представителем, а иногда его заместителем или помощником.

Проведение одностороннего расследования позволяет юридически констатировать нарушение режима государственной границы, имеющиеся следы и другие вещественные доказательства соответствующими документами — протоколами и актами нарушения границы, протоколами опросов свидетелей и потерпевших, протоколами осмотра места про­исшествия, актами экспертизы и т. п.

Одностороннее расследование инцидента проводится: по инициативе советского пограничного представителя в свя­зи с инцидентом, возникшим по вине сопредельной сторо­ны; по претензии пограничного представителя сопредель­ного государства.

До начала одностороннего расследования, проводимого пограничным представителем или по его поручению заме­стителем или помощником, на участке которого возник инцидент, собирают необходимые данные, относящиеся к инциденту, и намечается план расследования. По мнению А. М. Ладыженского и И. П. Блищенко, институт погранич­ных комиссаров относится к следственным комиссиям. Пограничные представителя действительно производят расследование пограничных конфликтов и инцидентов. Од­нако их задача этим не ограничивается. В процессе дальнейшей работы они на совместных заседаниях принимают меры и к разрешению имевшего место конфликта или инцидента, что сближает эту форму урегулирования с согласительной процедурой. Расследование — лишь часть общей задачи пограничных представителей по мирному урегулированию того или иного инцидента. Но это не означает, что исключена воз­можность полного его улаживания на данной стадии.

Пограничный представитель должен: устано­вить всех лиц, причастных к расследуемому инциденту (виновных, потерпевших, свидетелей), тщательно допросить их и занести показания в протокол допроса, прибегая в отдельных случаях к помощи прокурора и представителей советских органов; выявить вещественные доказательства, имеющие отношение к данному инциденту, принять меры к их сохранению (фотографирование, организация охраны, прикрытие от атмосферных осадков и т.д.); при необходи­мости провести экспертизу, используя для этого специали­стов (врачей, топографов, ветеринаров и т. д.); составить схему района инцидента, на которую нанести все, что со­хранилось к моменту расследования и что свидетельствует о причастности к нему другой стороны или указывает на обстоятельства или ход дела.

Показания допрошенных лиц заносятся в протокол до­проса, который используется для дальнейшего расследова­ния и урегулирования инцидента. Неправильно оформлен­ные документы, в том числе протокол допроса, иностран­ными представителями во внимание могут не приниматься.

Если в результате расследования пограничного инци­дента установлена вина сопредельной стороны, то предста­витель Российской Федерации заявляет претензию ее представителю и тре­бует от него проведения совместного расследования или заседания для рассмотрения этой претензии или же огра­ничивается заявлением протеста и требованием принять меры к недопущению подобных действий в будущем.

Предъявляемая пограничному представителю соседнего государства письменная претензия должна содержать ос­новные требования и факты, связанные с данным инциден­том. Она должна быть обоснована соответствующими положениями конвенции или договора.

Если пограничный инцидент подлежит совместному рас­следованию, то одностороннее расследование будет пред­варительным действием советской стороны и в значительной степени облегчит работу пограничного представителя Российской Федерации. Кроме того, на основе материалов одностороннего расследования пограничного инцидента может быть выне­сено решение на совместное заседание пограничных представителей. Исключительно серьезное значение имеет работа по организации подготовки и проведения совместных рассле­дований, совместных заседаний и встреч пограничных пред­ставителей и их заместителей (помощников).

Эта работа строится на основе выводов из анализа со­стояния режима государственной границы и погранпредставительской работы с учетом степени серьезности того или иного пограничного инцидента, уровня подготовлен­ности и опыта работы погранпредставительского аппарата, а также с учетом сложившейся практики работы погра­ничных представителей сопредельных государств по рас­смотрению и урегулированию пограничных инцидентов. Безусловно, должны быть учтены положения соответству­ющих договорных документов, ведомственных инструкций. Совместное расследование проводится по обоюдному решению пограничных представителей. Руководство совме­стным расследованием осуществляется той стороной, на территории которой оно проводится. Оно может быть пол­ным или частичным, то есть могут рассматриваться лишь отдельные вопросы, связанные с инцидентом.

Совместное расследование проводится только на границе и в пограничной полосе в пределах, указанных в соглашениях. Например, согласно Конвенции о порядке рассмотрения и разрешения пограничных инцидентов и конфликтов между СССР и Турецкой Республикой от 15 июля 1937 г. пограничные комиссары обеих сторон могут проводить совместное расследование только в пределах трехкилометровой полосы по обе стороны от линии государственной границы.

Совместное расследование инцидента проводится, как правило, до совместного заседания пограничных предста­вителей и является подготовительным этапом их совместной работы.

Порядок совместного расследования пограничных инцидентов определяется в каждом отдельном случае в зависи­мости от обстановки и характера инцидента. Одним из важных моментов совместного расследования является осмотр места инцидента. При этом выясняется, I не произведено ли умышленное изменение положения обнаруженных предметов на местности, не произошли ли какие-либо перемены в результате изменения метеорологических условий; результаты осмотра записываются в акт или про­токол совместного расследования.

Все предметы и документы, обнаруженные на месте инцидента, подвергаются тщательному осмотру, а при не­обходимости и экспертизе. В результате осмотра и изуче­ния предметов и документов устанавливается их государ­ственная и личная принадлежность. Эти данные, являю­щиеся наиболее убедительными, способствуют изобличению виновных и поэтому обязательно записываются в акт или протокол совместного расследования (в заключение экспертов). Важным моментом совместного расследования являет­ся допрос свидетелей, потерпевших и виновных из числа советских и иностранных граждан. Опрос советских граж­дан проводится, как правило, на советской территории лишь в отдельных случаях опрос может проводиться на сопредельной территории.

Если совместное расследование проводилось погранич­ными представителями, то они могут на месте расследова­ния принять совместное решение, оформить его протоко­лом или зафиксировать в акте все обстоятельства, при которых произошел инцидент, а для полного его разре­шения назначить совместное заседание.

Если совместное расследование проводили заместители или помощники пограничных представителей, то все доку­менты представляются ими пограничным представителям Вопросы, по которым между помощниками пограничных представителей не достигнуто соглашения, передаются на разрешение пограничным представителям.

Эксперты сторон, привлеченные к проведению совмест­ного расследования, могут работать совместно, пользуясь техническими средствами одной из сторон. Если эксперты пришли к единому мнению или выводу, то результаты ра­боты заносятся в акты, протоколы, заключения, которые затем подписываются представителями обеих сторон. Если же единого мнения нет, то эксперт каждой стороны оформ­ляет самостоятельный документ и сам его подписывает.

Точное, неукоснительное выполнение действующих договоров по режиму государственной границы, обеспечение поддержания установленного правопорядка является вкладом пограничных представителей сторон в дело развития искреннего добрососедства на границе.

После проведения расследования на совместных заседаниях пограничные комиссары рассматривают возникшие инциденты по существу,

Особое внимание необходимо сосредоточить на формулировке вопросов повестки дня, на выработке линии поведения; она должна быть направлена на решение всех воз­никших вопросов.

Важнейшим условием успешного урегулирования пограничных инцидентов является тщательная подготовка по­граничного представителя Российской Федерации к совместному заседанию с иностранным представителем, которая заключается: в детальном изучении пограничного инцидента, для рассмот­рения которого созывается заседание, определении места и времени встречи; в определении состава своей делегации на предстоящей встрече; в подготовке материалов для со­вместного заседания; в обеспечении явки свидетелей и по­терпевших, которые могут быть допрошены на совместном заседании; в проведении мероприятий, обеспечивающих работу, как в подготовительном периоде, так и во время засе­даний.

На заседаниях кроме пограничных представителей имеют право присутствовать секретари и переводчики (по одному от каждой стороны), а в отдельных случаях по­мощники (заместители), на участке которых возник рассматриваемый инцидент или проходит заседание, так как в процессе работы пограничные представители могут да­вать им поручения, связанные с дорасследованием отдель­ных вопросов или проведением подготовительных меро­приятий для работы.

На совместных заседаниях в случае необходимости при­сутствуют также эксперты (Один-два), свидетели, потер­певшие, виновные; дав нужные показания, они удаляются с заседания.

Если заседание посвящается одному вопросу, для ре­шения которого необходимо провести ряд предварительных мероприятий (выход на место инцидента для проверки, уточнения некоторых обстоятельств, изучение материалов одностороннего расследования или материалов совместного расследования, если оно проводилось другими лицами, и т. д.), то вырабатывается план совместной работы по­граничных комиссаров.

Если на обсуждение вынесено несколько вопросов, то вначале рассматриваются наиболее важные из них, свя­занные с проведением совместного расследования, а затем остальные вопросы.

Прежде чем приступить к обсуждению вопросов повестки дня, предложенных сопредельной стороной, советский пограничный представитель должен подробно ознакомиться с содержанием этих вопросов и выяснить, чем вызвана претензия представителя сопредельного государства, чем она подтверждается, какими вещественными доказательст­вами располагает пограничный представитель сопредель­ного государства. В практике работы пограничных комиссаров имели место случаи, когда пограничные представители сопредельных капиталистических государств предъ­являли претензии, которые были явно вымышленными либо извращали суть дела. Наконец, встречаются случаи предъ­явления претензий по поводу событий или явлений, про­исходящих на советской территории и относящихся всецело к внутренней компетенции Советского государства. В таких случаях претензии сопредельной стороны отвергаются как представляющие собой вмешательство во внутренние дела Российской Федерации.

 Придя к единому мнению по обсуждаемому вопросу, пограничные представители принимают решение, которое записывают в протоколе.

В процессе совместной работы в зависимости от характера встречи пограничные комиссары составляют следующие документы: протокол совместного заседания, прото­кол совместного расследования инцидента, протокол совме­стного опроса свидетелей и потерпевших, акт экспертизы, акт совместного осмотра пограничных знаков, кроки мест­ности или акт оценки уничтоженного имущества.

Протоколы совместных заседаний пограничных пред­ставителей являются наиболее важными документами, так как в них фиксируется весь ход рассмотрения инцидента, и записываются решения.

Если урегулирование инцидента не вызывает серьезных затруднений и разногласий, протокол составляется после того, как было достигнуто решение по обсуждаемому во­просу.

Если же в ходе рассмотрения пограничного инцидента возникли серьезные разногласия, в протоколе последова­тельно фиксируются все заявления сторон. Если погранич­ные представители помимо согласованного решения по су­ществу вопроса считают необходимым отметить в протоко­ле отдельные моменты, они коротко излагают их в виде своего особого мнения.

Протоколы совместного заседания (и совместного рас­следования) составляются каждой стороной в двух экзем­плярах на своем государственном языке. Протоколы пишут секретари представителей с помощью переводчиков. Оба экземпляра должны быть идентичны. После проверки правильности записи на языках обеих сторон протокол подписывается всеми представителями сторон; подписи скрепляются печатями. Представители сторон обмениваются протоколами на своем языке (в одном экземпляре).

В протоколе указываются: порядковый номер, дата, название пункта, где проходило заседание (на чьей тер­ритории); лица, присутствовавшие на заседании (с указанием представительских должностей); вопросы, подлежащие рассмотрению.

Далее последовательно записывается содержание заявлений пограничных представителей. Первым записывается заявление пограничного комиссара или уполномоченного той стороны, по инициативе которой вопрос обсуждался. Затем записывается совместное решение пограничных представителей по каждому обсуждаемому вопросу. Если решение не достигнуто, записываются односторонние предложения пограничных представителей обеих сторон.

Если по соглашению сторон в протокол были внесены добавления, изменения или в тексте сделаны исправления, то в протоколе делаются соответствующие оговорки.

Инциденты, по поводу которых пограничные представители обеих сторон не пришли к соглашению, передаются на разрешение в дипломатическом порядке каждой стороной самостоятельно. При этом к делу приобщаются все материалы, в том числе и протокол совместного заседания, на котором обсуждался данный инцидент. В то же время международные договоры Российской Федерации с иностранными государствами по пограничным вопросам предусматривают, что передача вопроса на рассмотрение в дипломатическом порядке не исключает возможности его возвращения на разрешение пограничным представителям. Пограничные представители могут также приостановить рассмотрение инцидента, чтобы затем вновь вернуться к нему или ограничиться занесением мнений каждой стороны в протокол.

Совместные постановления пограничных представителей, исчерпывающие данный инцидент на границе, являются обязательными и окончательными и вступают в силу с момента подписания протокола по рассмотренному вопросу.

Пограничные представители обязаны в кратчайший срок сообщить друг другу о мерах по реализации решений, принятых на заседаниях или при встрече.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.023 с.)