Международно-правой режим открытого моря, международных проливов и каналов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международно-правой режим открытого моря, международных проливов и каналов



Пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и, следовательно, не входят в состав территории ни одного из государств, традиционно именовались открытым морем. И хотя отдельные части этих пространств (прилежащая зона, континентальный шельф, исключительная экономическая зона и т. д.) имеют различный правовой режим, все они имеют одинаковый правовой статус: они не подчинены суверенитету какого-либо государства. Исключение открытого моря из-под действия суверенитета государства или группы государств было составной частью единого исторического процесса, сопровождавшегося одновременно признанием за каждым из государств права свободно пользоваться открытым морем.

Положения, составляющие правовой режим открытого моря, были декларированы в Конвенции об открытом море 1958 года. В ней было указано: слова «открытое море» означают все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства. Далее говорилось, что «никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету», и открытое море открыто для всех наций, то есть находится в свободном пользовании всех государств. Раскрывая содержание последнего положения, Конвенция определила, что свобода открытого моря включает, в частности:

1) свободу судоходства;

2) свободу рыболовства;

3) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы и

4) свободу полетов над открытым морем.

Конвенция 1982 года внесла в правовой режим открытого моря ряд крупных изменений. Она предоставила прибрежным государствам право устанавливать за пределами территориального моря в прилегающем к нему районе открытого моря исключительную экономическую зону шириной до 200 морских миль, в которой признаются суверенные права прибрежного государства на разведку к разработку естественных ресурсов зоны. Свобода рыболовства и свобода научных исследований в исключительной экономической зоне были упразднены и заменены новыми положениями. За прибрежным государством была признана юрисдикция в отношении сохранения морской среды и создания искусственных островов и установок.

Предоставив прибрежным государствам ряд весьма существенных прав на ресурсы, защиту морской среды и регулирование научных исследований в пределах исключительной экономической зоны, Конвенция ООН но морскому праву вместе с тем не изменила правового статуса морских пространств за пределами территориального моря, подтвердив, что никакое государство не вправе претендовать на подчинение этих пространств своему суверенитету. Она сохранила в них, кроме того, за всеми государствами право пользования свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими узаконенными в международном порядке правами и видами использования открытого моря.

В морских пространствах за внешней границей территориальных вод суда, как и раньше, подчиняются исключительной юрисдикции государства, под флагом которого они ходят. Никакой иностранный военный, пограничный или полицейский корабль или любое другое иностранное судно не вправе препятствовать судам других государств пользоваться на законных основаниях свободами открытого моря или применять к ним принудительные меры. Из данного принципа допускаются строго ограниченные изъятия, применяемые в конкретных, четко определенных международным правом случаях.

Эти исключения, принятые всеми государствами, имеют целью обеспечить соблюдение в этих частях Мирового океана норм международного права и безопасность мореплавания в общих интересах. Так, за пределами территориальных вод военный корабль или военный летательный аппарат любого государства, равно как и другое судно и летательный аппарат, уполномоченные для этой цели своим государством, могут захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат, арестовать находящихся на них лиц для последующего преследования в судебном порядке виновных в совершении актов пиратства в открытом море – насилия, задержания или грабежа, осуществленных экипажем в личных целях,

Помимо указанных выше случаев досмотр или задержание иностранного судна здесь могут иметь место на основе конкретного соглашения между государствами. В качестве примера назовем действующую Международную конвенцию об охране подводных кабелей 1984 года, которая предоставляет военным и патрульным судам государств, участвующих в Конвенции, останавливать невоенные суда под флагом государств-участников Конвенции по подозрению в повреждении подводного кабеля, а также составлять протоколы о нарушении Конвенции. Такие протоколы передаются государству, под флагом которого ходит судно-нарушитель, для его привлечения к ответственности.

Международное право традиционно признавало за прибрежным государством право преследовать или арестовывать в открытом море иностранное судно, нарушившее его законы и правила во время пребывания этого судна во внутренних водах, территориальном море или прилежащей зоне этого государства. Преследование должно вестись по «горячим следам», то есть оно может начаться в момент, когда судно-нарушитель соответственно находится во внутренних водах, территориальном море, прилежащей зоне, в водах, покрывающих континентальный шельф, или в исключительной экономической зоне прибрежного государства, и должно осуществляться непрерывно. При этом преследование по «горячим следам» прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своей страны или третьего государства.

Военные корабли, а также суда, принадлежащие государству (или эксплуатируемые им) и состоящие на государственной службе, пользуются за внешней границей территориального моря полным иммунитетом от принудительных действий и юрисдикции какого-либо иностранного государства.

Обеспечению мирной деятельности и мирных отношений на морях и океанах содействует и ряд других международных соглашений, которые частично или целиком направлены на решение этой проблемы. К ним относятся, в частности, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года, Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 года, Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1977 года, а также Договор о создании безъядерной зоны в южной части тихого океана 1985 года.

Общие положения, относящиеся к обязанностям государства в отношении обеспечения безопасности плавания судов, плавающих под его флагом, оказания помощи и ответственности в случае столкновения, содержатся в Конвенции об открытом море 1958 года и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Принципиально важные положения, формулирующие обязанности государств по защите и сохранению морской среды, содержатся в Конвенции ООН по морскому праву. Они касаются предотвращения и сокращения загрязнения морской среды из источников, находящихся на суше, в результате деятельности на морском дне, загрязнения с морских судов, а также путем захоронения токсичных, вредных и ядовитых веществ или загрязнения из атмосферы или через нее.

На нашей планете имеется около 300 проливов, в той или иной степени используемых для морской и воздушной навигации. Как кратчайшие морские и воздушные пути, соединяющие разные континенты и страны, международные проливы играют важную роль в мировой системе транспортных коммуникаций, и их значение постоянно возрастает. Особенно интенсивно в международном торговом судоходстве используются такие проливы как Малаккский, Сингапурский, Гибралтарский, Ла-Манш, Черноморские и Балтийские.

В последние годы возросла роль международных проливов в военно-политическом отношении. Возможность свободного военного мореплавания через проливы, включая проход военных лодок, становится важным фактором безопасности для многих стран мира.

Можно выделить четыре категории международных проливов, для каждой из которых предусмотрен соответствующий правовой режим.

1. Транзитный проход применяется к проливам, соединяющим одну часть открытого моря или исключительной экономической зоны с другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. К этой категории относятся все важнейшие международные проливы: Гибралтарский, Малаккский, Баб-эль-Мандебский и др.

2. Мирный проход применяется к проливам между одной частью
открытого моря или исключительной экономической зоны и территориальным морем другого государства. Этот режим действует и в отношении проливов, которые, соединяя одну часть открытого моря или исключительной экономической зоны с другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны, образованы островом государства, граничащего с проливом и его континентальной частью. Сюда относятся такие международные проливы как Пемба, Тиранский.

3. Специальные режимы охватывают международные проливы, проход в которых регулируется в целом или частично «давно существующими и находящимися в силе международными конвенциями, которые относятся специально к таким проливам». В эту категорию входят Черноморские, Балтийские и Магелланов проливы. Режим транзитного прохода на эти проливы не распространяется,

4. Свобода судоходства и полетов действует в отношении проливов, в срединной части которых имеется полоса открытого моря или исключительной экономической зоны, в которой проходит удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь. Такие проливы не подпадают под действие ч. 3 Конвенции 1982 года.

Правовой режим Балтийских проливов определен в «Трактате об отмене пошлин, взимаемых доселе с купеческих судов и грузов при проходе их через проливы Зунда и обоих Бельтов», заключенном 14 мая 1857 г. в Копенгагене между Данией и рядом других стран. Трактат был заключен в то время, когда осуществлялась только морская навигация. По этой причине он лишь частично регулирует проход через Балтийские проливы. Трактат провозгласил свободу торгового судоходства через эти проливы и положил конец особым правам Дании на регулирование прохода в Балтийских проливах. Однако всех проблем трактат не решает, чем давно пользуется Дания, в одностороннем порядке издающая национальные правила в отношении прохода военных кораблей и самолетов, идущие вразрез с интересами обеспечения безопасности прибалтийских государств.

Правовой режим Магелланова пролива установлен договором, заключенным между Аргентиной и Чили 23 июля 1883 г. В нем пролив был объявлен постоянно нейтрализованным и открытым для свободы судоходства в интересах всех наций. 18 октября 1984 г. между Аргентиной и Чили был подписан Договор о мире и дружбе, в котором была установлена линия разграничения суверенитетов двух государств в южном районе, в том числе у входа в Магелланов пролив со стороны Атлантического океана. Договор 1984 года подтвердил принцип нейтрализации и свободы судоходства для всех судов через Магелланов пролив, предусмотренный договором от 23 июля 1881 г.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Понятие, субъекты и источники международного морского права.

2. Открытое море и Международный район морского дна.

3. Территориальное море и прилежащая зона.

4. Внутренние морские воды.

5. Международно-правовой режим исключительной экономической зоны и континентального шельфа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.009 с.)