Правовое регулирование международных воздушных сообщений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование международных воздушных сообщений



Для того чтобы полет был признан международным, воздушное судно должно пересекать границы более чем одного государства. (Чикагская конвенция, ст. 96 п. «в»). Национальные законодательства большинства стран также исходят из этого признака.

В отношении международных полетов государства на основе суверенитета над воздушным пространством (об этом мы говорили выше) устанавливают порядок пересечения иностранным воздушным судном государственных границ и регулируют в пределах своего воздушного пространства все воздушные передвижения, а также осуществляют свою юрисдикцию (административную, гражданскую, уголовную) над иностранными воздушными судами.

Положение о подчинении иностранных воздушных судов во время их пребывания в пределах территории государства всем действующим в этом государстве законам и правилам, регулирующим международные полеты, – общепризнанная норма МВП.

Все полеты любого иностранного воздушного судна над территорией какого-либо государства подчинены его полному и исключительному суверенитету. Это означает, что такие полеты над сухопутной и водной территорией государства, включая его территориальные воды, могут осуществляться только с согласия данного государства.

В соответствии с законодательством Российской Федерации полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве России могут осуществляться на основании соглашений о воздушном сообщении, заключенных Россией и иностранными государствами; и специальных разрешений на разовые полеты, выдаваемых МГА.

Международные полеты могут совершаться регулярно, т.е. по согласованному заранее расписанию, либо нерегулярно, т.е. вне расписания (дополнительные или чартерные рейсы). Иногда регулярные полеты в то или иное государство могут осуществляться на основе временных разрешений, которые в дальнейшем будут заменены межправительственными соглашениями о воздушном сообщении.

Регулярные полеты выполняются по договорным линиям специально назначенными авиапредприятиями. Например, по российско-французскому соглашению о воздушном сообщении договорной линией является маршрут Москва-Париж и обратно, либо через промежуточные пункты на иностранной территории с согласия соответствующих третьих государств. Для эксплуатации указанных договорных линий от российской стороны назначен Аэрофлот – Российские авиалинии, от французской стороны – авиакомпания Эйр Франс. Следует учесть, что регулярные полеты по договорным линиям могут выполняться только назначенным авиапредприятием, иначе авиакомпании, не указанной в соглашении, требуется специальное разрешение.

С точки зрения обеспечения безопасности полетов стороны обычно предоставляют договаривающейся стороне информацию, которая включает:

- все необходимые данные об аэродромах назначения и запасных аэродромах;

- все о маршрутах полетов в пределах территории каждого государства;

- сведения о радио и аэронавигационных средствах, необходимых для того, чтобы воздушные суда выполняли процедуры диспетчерской службы;

- сведения о метеообстановке до полета и время его выполнения.

В случае каких-либо изменений (ухудшение метеообстановки в зоне аэропорта назначения, на самом маршруте и т.д.) стороны обязаны незамедлительно предупредить о них друг друга. При полетах должен строго соблюдаться режим пересечения государственной границы через специально выделенные воздушные коридоры пролета, если иной порядок не установлен компетентными органами государства пролета. Кроме того, командир воздушного судна за 150 - 200 км до пролета государственной границы обязан установить связь с органом управления воздушным движением и запросить разрешение на пролет границы. сообщив свой позывной, тип воздушного судна, эшелон (высоту) полета и расчетное время пересечения границы.

Воздушное судно, пересекшее государственную границу без разрешения или совершившее иные нарушения правил перелета через границу, признается воздушным судном-нарушителем и принуждается к посадке, если не подчиняется требованиям органов контролирующих полеты. Такое судно, получив распоряжение о посадке, обязано произвести ее в указанном месте.

Так, по российскому законодательству уголовные санкции применяются за влет в Россию или вылет из России без соответствующего разрешения, за несоблюдение указанных в разрешении маршрута, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов.

Умышленное разрушение или повреждение воздушных судов, наземных средств обеспечения полетов, средств связи или сигнализации также влечет уголовную ответственность виновных за это лиц.

Подобные положения содержатся в законодательстве США, Франции, Германии, Бельгии и ряда других стран.

Итак, когда иностранное воздушное судно прибывает на территорию другого государства, оно должно иметь в обязательном порядке:

 1) свидетельство о его регистрации;

 2) удостоверение о его годности к полетам;

 3) свидетельство на каждого члена экипажа;

 4) бортовой журнал;

 5) разрешение на бортовую радиостанцию;

 6) список фамилий пассажиров с указанием пунктов отправления и назначения;

 7) подробные декларации на груз (ст. 29 Чикагской конвенции).

Национальным законодательством могут быть предусмотрены и другие обязательные в таких случаях документы.

Следует иметь в виду, что право на производство досмотра при прибытии и убытии устанавливается ст. 16 Чикагской конвенции. Могут быть проверены удостоверения членов экипажа и другие вышеперечисленные документы.

В соответствии с Чикагской конвенцией каждое государство может:

-в одностороннем порядке запрещать перевозку на иностранных воздушных судах через свою территорию военного снаряжения и военных материалов (ст. 35);

- запрещать или регламентировать использование фотографической аппаратуры на борту воздушных судов на своей территории (ст. 36);

- ограничить или полностью запретить полеты иностранных судов над определенными зонами своей территории при условии, если не будет никаких различий между своими и чужими воздушными судами, занятыми в регулярных полетах.

Если иностранное воздушное судно входит в запретную зону, государство, в лице своих компетентных органов, может потребовать от него произвести посадку в возможно кратчайший срок в одном из указанных аэропортов.

Таким образом, правовое регулирование международных полетов над государственной территорией является важной частью совокупности специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием воздушного пространства гражданской авиацией.

Понятие международных воздушных сообщений (перевозок) обычно раскрывается через следующие коммерческие права (или «свободы воздуха»):

1. Право на транзитный полет без посадки на территории государства, предоставляющего это право.

2. Право транзитного полета с посадкой, но не в коммерческих целях, то есть без выгрузки или погрузки пассажиров, грузов и почты (в основном для заправки топливом).

3. Право привозить в иностранное государство пассажиров, грузы и почту, которые были взяты на борт в государстве регистрации (национальности) воздушного судна.

4. Право увозить из иностранного государства пассажиров, грузы и почту, которые летят в государство регистрации (национальности) воздушного судна.

5. Право высаживать на территории иностранного государства пассажиров, выгружать грузы и почту, а равно брать их на борт на территории такого государства для перевозки из любых третьих стран или в любые третьи страны.

Кроме этих основных «свобод воздуха» существуют также:

6. Право осуществлять перевозку между третьими странами через свою территорию.

7. Право осуществлять перевозки между третьими странами, минуя свою территорию.

До заключения Чикагской конвенции авиакомпании развитых западных стран использовали также восьмую «свободу воздуха» - право осуществлять так называемые каботажные перевозки, начало и окончание которых полностью находятся в пределах иностранного государства. В соответствии со ст. 7 Чикагской конвенции такие перевозки запрещены на исключительной основе.

В настоящее время все указанные виды «свобод воздуха» применяются к воздушным судам не только государства регистрации, но и государства - эксплуатанта (арендующего воздушные суда), поскольку последнее самостоятельно договаривается о коммерческих правах при выполнении воздушных перевозок на арендованных воздушных судах.

Более подробно правила полетов изложены в Приложении № 2 к Чикагской конвенции, причем каждое государство располагает определенной свободой действий об отклонении от тех или иных стандартов и рекомендаций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.008 с.)