Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, виды и основные формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью
Различают три вида международных правонарушений: международные преступления, преступления международного характера, иные международные преступления (деликты). Международные преступления - это деяние, нарушающие столь основополагающие, жизненно важные интересы мирового сообщества, что оно рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. К международным преступлениям относятся агрессия, геноцид. Международные преступления совершаются государствами, должностными лицами государств, использующими механизм государства в преступных целях, а также рядовыми исполнителями; совершаются в непосредственной связи с государством; посягают на международный мир и безопасность, угрожают основам международного правопорядка; несут международную политическую и материальную ответственность государства как субъекта МП и персональную уголовную ответственность руководители, высшие должностные лица, исполнители преступной политики. Ответственность за международные преступления наступает в рамках международной, а в некоторых случаях национальной юрисдикции. Преступление международного характера - это деяние физического лица посягающее на права и интересы двух или нескольких государств, международных организаций, физических и юридических лиц. К преступлениям международного характера относятся: посягательства на лиц, пользующихся международной защитой; незаконный захват воздушных судов; подделка денежных знаков; захват заложников; незаконные операции с радиоактивными веществами и др. Преступления международного характера: затрагивают интересы двух или нескольких государств, юридических лиц и /или граждан; совершаются отдельными физическими лицами вне связи с политикой государства; влекут персональную уголовную ответственность правонарушителей в рамках национальной юрисдикции. К международным деликтам следует относить международные правонарушения, не вошедшие в две первые группы. К ним относятся: нарушение государством договорных обязательств, не имеющих основополагающего значения; не выполнение юридическими и физическими лицами положений международных конвенций (например, Конвенции о международной купле-продаже товаров 1980 года); невыполнение решений международных судов и арбитражей; нарушение государствами своих односторонних международно-правовых обязательств и т.д. Международные деликты, таким образом: не носят характера преступлений и не имеют общественной опасности международных преступлений и преступлений международного характера; могут совершаться любыми субъектами международных правоотношений, нарушающими положения международно-правовых норм; влекут ответственность субъектов, которая может выражаться и в форме самоограничений, следующих в результате официального признания противоправности поведения субъекта.
В процессе сотрудничества государств в борьбе с преступностью сложилась отрасль международного публичного права – «международное уголовное право». Сам термин «международное уголовное право» появился на стыке XIX и XX вв. для обозначения юридических норм относительно взаимопомощи государств при осуществлении ими своей карательной власти в области международного общения. И связана такая правовая регламентация главным образом с развитием международного общения лиц, совершающих преступления, и с появлением деяний, затрагивающих интересы нескольких государств (работорговля, фальшивомонетничество, торговля наркотиками и т.д.). После второй мировой войны в связи с разоблачением и наказанием лиц, совершивших военные преступления, преступления против мира и человечества, получило распространение использование понятия «международное уголовное право» применительно к нормам таких противоправных деяний. В настоящее время ведущие юристы склонны говорить о новой отрасли международного публичного права «права международного сотрудничества в борьбе с преступностью», которое охватывает преступления международного характера и общеуголовные преступления с иностранным элементом. Распад СССР привел не только к росту международной преступности, но и к необходимости сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья в борьбе с преступностью. Работники правоохранительных и других органов впервые в таких масштабах столкнулись с малоизвестными для них вопросами оказания правовой помощи в уголовных делах, выдаче преступников, которым в условиях беззакония нередко удается уйти от ответственности, а также с разночтением уголовных и уголовно-процессуальных законов различных государств и т.п.
Понятие «международное сотрудничество в борьбе с преступностью» включает: 1. Согласование теоретических и практических вопросов квалификации международных правонарушений; 2. Координация мер по предотвращению и пресечению международных уголовных преступлений 3. Установление государствами своей юрисдикции над отдельными преступлениями и преступниками, обеспечение неотвратимости наказания; 4. Оказание правовой помощи в гражданских и уголовных делах. Следует иметь ввиду, что международное сотрудничество в рассматриваемой области должно осуществляться при соблюдении государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела государств и др. основных принципов международного права. В качестве специальных аспектов сотрудничества мы можем выделить следующие аспекты: - неотвратимость ответственности за совершенные международных уголовных преступлений. - гуманизм в отношении подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного преступника и потерпевших; - защита государством прав своих граждан за рубежом; - неоказание правовой помощи по делам о политических преступлениях и др. Исходя, из сложившейся теории и практики международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью, мы можем выделить следующие формы сотрудничества: - профилактика и пресечение преступлений, в отношении которых заключены специальные соглашения между государства ми; - передача лиц осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве их гражданства или постоянного места жительства; - передача органам другого государства надзора за условно освобожденными правонарушителями; - выдача преступников другому государству или международному органу для уголовного преследования; - защита прав и свобод граждан данного государства при осуществлении правосудия в другой стране; - совместное изучение причин и др. проблем преступности, а также обмен опытом работы полицейских и др. органов; - подготовка кадров предоставление экспертных услуг, поставка специальных научно-технических средств и оказание материально-технической помощи другим государствам; - обмен оперативной, правовой и другой информацией по интересующим вопросам. Выделяют два вида сотрудничеств государств в борьбе с международной преступностью: 1. Договорно-правовой или конвенционный механизм, который реализуется путем заключения специальных соглашений. 2. Институционный механизм реализуемый в рамках международных организаций. Характеризуя договорно-правовой или конвенционный механизм мы должны иметь ввиду, что это прежде всего комплекс межгосударственных соглашений, составляющих в своей совокупности международное уголовное законодательство. В его состав можно включить следующее: - универсальные многосторонние договоры, регламентирующие отдельные отрасли или институты международного права, в которых содержатся и нормы ответственности за международные правонарушения. Примером может служить конвенция ООН по морскому праву 1982 г., где подробно изложены обязанности и права государств по борьбе с перевозкой рабов, морским разбоем, незаконными операциями с наркотическими и психотропными веществами, незаконным радио и телевещанием из открытого моря. Сюда же можно отнести Устав международного военного трибунала 1945г. и Конвенцию о неприменении сроков давности. к военным преступникам и преступлениям против человечества 1968г., в которых среди других норм сформулированы и составы международных преступлений.
- многосторонние соглашения по борьбе с отдельными преступлениями международного характера, принятые в разные годы государствами. Среди них можно назвать Международную конвенцию о борьбе с подделками денежных знаков, Единую конвенцию о наркотических средствах, Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов и многие другие. - региональные многосторонние соглашения по вопросам борьбы с международной преступностью. Среди них особый интерес представляют Конвенция Европейского совета и выдаче преступников 1957 г., Европейская конвенция о правонарушениях, связанных с культурной собственностью 1985 г., Европейская конвенция о насилии и беспорядках со стороны зрителей на спортивных соревнованиях (1985 г.). В 1983 г. Австрия, Дания, Испания, Люксембург и Швеция заключили уникальный в своем роде договор, содержавший обязательство отменить смертную казнь. Целый ряд соглашений призваны защитить права лиц, вовлеченных в уголовный процесс. Это Европейские конвенции о надзоре за условно осужденными и условно освобожденными правонарушителями 1964 г., о компенсации жертвам насильственных преступлений 1983 г., о передаче осужденных лиц 1985 г., о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1587 г. - многочисленные двусторонние соглашения государств по борьбе с отдельными международными уголовными преступлениями, оказании правовой помощи в уголовных делах и выдаче преступников. На основании вышеизложенного можно утверждать, что право международного сотрудничества в борьбе с преступностью является отраслью международного публичного права. Оно представляет собой совокупность специальных норм, сложившихся в процессе сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью, имеющих целью защиту мира, безопасности народов и международного правопорядка от преступлений, предусмотренных международными соглашениями, преследуемых и наказуемых в особом порядке.
Современный диапазон международных преступлений и преступлений международного характера, как и беспрецедентный размах международно-организованной преступности, обуславливают потребности совершенствования международного уголовного права. В условиях постоянного роста преступности международное сообщество вынуждено координировать вопросы борьбы с преступностью в рамках межправительственных и неправительственных организаций. На универсальном уровне этими вопросами призвано заниматься ООН. Международный Суд ООН рассматривает конкретные дела. Например, а 1980 году рассмотрено дело о захвате американских заложников в Иране. В 1986 г. суд принял решение относительно иска Никарагуа к США о минировании территориальных вод Никарагуа, после чего ГА ООН приняла резолюцию о полном и безотлагательном выполнении решения суда США. Работа по координации сотрудничества государств по борьбе с преступностью возложена на Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС).В его система функционирует ряд специальных вспомогательных органов. К ним относятся Комиссия по правам человека, Комиссия по наркотическим средствам, по международному терроризму, Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней и т.д. Международная организация уголовной полиции («Интерпол»), с 1923 года, в Вене, с 1938 г. прекратила существование, в современном виде воссоздана в 1946 году, ее членами являются более 150 государств, СССР вступил в нее в 1990 году. Местопребывание Франция Лион). С 1982 года Интерпол получил в ООН статус Международной межправительственной организации. Основные цели организации сформулированы в ст.2 Устава 1. Обеспечивать и развивать широкое взаимное сотрудничество всех органов уголовной полиции в рамках существующего законодательства стран и в духе Всеобщей декларации прав человека. 2. Создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению и борьбе с общей уголовной преступностью. Устав запрещает любое вмешательство Интерпола иди деятельность политического, военного, религиозного или расового характера, (ст. 3 Устава). «Европол» - В конце 1992 г. решением Министров иностранных дел и юстиции тогда еще 12 стран Европейского сообщества, ныне Союза, было создано Центральное агентство криминальной полиции. Его создание обусловлено не только ростом преступности в этих странах, но и ликвидацией пограничного и таможенного контроля, введением единого европейского паспорта. Особое внимание уделяется борьбе с торговлей наркотиками, терроризмом, отмыванием денег и контролем за внешними границами ЕС. В последующем Европол превратится в своеобразное Европейское федеральное бюро расследований. Вопросами борьбы с уголовными преступлениями международного характера занимаются и неправительственные международные организации. В их числе: Международная ассоциация уголовного права (МАУП), основанная в 1924 г., членами МАУП являются представители более 50 стран, СССР с 1957 года. На конгрессах рассматривались вопросы наказаний за незаконный угон самолетов (1974г.); защита окружающей среды, терроризм и международный иммунитет (1979г.). Сам перечень вопросов говорит о том, что обсуждаемые на этих международных конгрессах проблемы далеко выходят за рамки уголовного права в узком смысле слова и нашем его понимании.
Международное криминологическое общество (МКО), основано в 1934г. СССР принимает участие с 1970г., объединяет представителей 81 страны. Задачи: изучение вопросов борьбы с преступностью, организует обмен научными кадрами. Свою деятельность организует путем организации и проведения регулярных (раз в 5 лет) международных конгрессов. Международная социологическая ассоциация (МСА), преследует сугубо научно-исследовательские цели. В ее составе есть два комитета, занимающиеся проблемами борьбы с преступностью. Первый - по социологии права. Он занимается научными исследованиями в области права и координирует эту работу в Европейском регионе. Его центром является Институт социологии права для стран Европы, который имеет статус международной организации и дислоцируется в Брюсселе (Бельгия). Второй комитет по социологии отклоняющегося поведения и социального контроля изучает причины конкретных преступлений, связанных с личностью правонарушителей.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.014 с.) |