Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмпирические и теоретические понятия

Поиск

 

Все научные понятия можно разделить на две группы: эмпирические и теоретические понятия. Абсолютной границы между ними нет.

Обычно к эмпирическим понятиям относятся те, которые связаны с предметами и явлениями реальной действительности, с данными чувственного опыта. В качестве существенных черт эти понятия выделяют те, которые могут быть обнаружены при помощи органов чувств.

Теоретические понятия также относятся к предметам и явлениям объективного мира, но в качестве существенных черт они берут какие-то ненаблюдаемые свойства, часто гипотетические (например, понятие «атом» в классической науке определялось как мельчайшая, неделимая частица, хотя никто таких частиц в действительности не видел никогда). Многие понятия мы можем определить как эмпирически, так и теоретически, например понятие «температура». На эмпирическом уровне это делается посредством так называемого операционального определения, которое в данном случае представляет измерение высоты столбика ртути термометра. Но можно ввести это понятие и теоретически – как величину, пропорциональную средней кинетической энергии молекул тела.

Способы образования понятий

 

Научные понятия формируются как результат двух процедур: абстрагирования и идеализации.

Абстрагирование представляет собой мысленное отвлечение от всех свойств, связей и отношений изучаемого объекта, которые представляются нам несущественными для данной теории. Чтобы понять, как происходит абстрагирование, можно провести аналогию: представьте себе кочан капусты, листья которого вы обрываете до тех пор, пока не останется одна кочерыжка. В результате абстрагирования мы получаем абстрактный объект, который, хотя и имеет аналог в действительности, но по сравнению с ним очень обеднен. Результат процесса абстрагирования называется абстракцией. Примером абстракций являются такие понятия, как точка, прямая, множество и т.д.

Идеализация представляет собой операцию мысленного выделения какого-то одного, важного для данной теории свойства или отношения, причем не обязательно, чтобы это свойство существовало реально. В качестве примера можно взять такие свойства, как чернота, упругость, неделимость. Затем вы представляете, что существует некий объект, наделенный только выбранным свойством или отношением. В результате мы получаем понятия: «абсолютно черное тело», «абсолютно упругое тело», «атом» в классической физике. Таким образом, хорошо известные всем по школьному курсу физики понятия «сплошная среда», «идеальный газ» и т.д. оказываются идеальными понятиями. Полученные таким образом идеальные объекты в действительности не существуют, так как в природе не может быть предметов и явлений, имеющих только одно свойство или качество. В этом главное отличие идеальных объектов от абстрактных.

Процедура идеализации намного сложнее, чем абстрагирование. Если абстракции невысоких уровней доступны даже высшим животным, то идеализация – способность, присущая только человеку, обладающему достаточно высоким уровнем мышления.

Законы науки

 

Задача науки – выявление общих законов и закономерностей. Что они собой представляют, какая между ними разница – очень важный вопрос для методологов науки. В учебной и научной литературе можно встретить самые разные точки зрения по этому вопросу. Иногда эти понятия используют как синонимы. Можно встретить точку зрения, что закономерности – это законы невысокого уровня, не имеющие такой обязательности, как настоящие законы.

Мы будем считать, что в природе действуют объективные закономерности – устойчивые, повторяющиеся связи между предметами и явлениями. Наука же формулирует законы – отражение этих объективных закономерностей в нашем сознании. Поэтому законов всегда меньше, чем закономерностей, которые действуют в мире независимо от нашего знания о них. По мере развития науки мы узнаем все большее количество закономерностей окружающего нас мира, но познать их все мы не сможем никогда. Как уже неоднократно говорилось, истина всегда относительна, абсолютная истина была бы тождественна знанию всех объективных закономерностей природы. -

Тем не менее, законы всегда носят объективный характер и отражают реальные процессы, связывающие предметы и явления окружающего мира. Принято различать законы по степени их общности:

частные законы – касаются ограниченной области знания, изучаемой конкретными науками, например закон Авогадро или закон Архимеда;

общие законы – затрагивают несколько, чаще всего смежных областей знания, например закон сохранения энергии;

всеобщие законы – фундаментальные законы бытия, например принцип развития и всеобщей связи.

Также выделяют законы функционирования и законы развития.

Признаками закона являются универсальность и необходимая истинность предложений. Законы должны относиться к любому объекту, изучаемому данной наукой, а также адекватно отражать предметы и явления и их свойства, которые изучаются теорией.

Вопросы для обсуждения

 

1. Как соотносятся внешние и внутренние факторы развития науки?

2. Как вы понимаете познаваемость мира?

3. Подготовьте небольшое, сообщение о роли интуиции в науке (на примере какого-либо известного научного открытия).

4. В чем ограниченность научного познания? Приведите пример гносеологических предпосылок науки.

5. Приведите пример какого-либо высказывания, истинность которого будет зависеть от его гносеологических предпосылок.

6. Приведите примеры эмпирического и теоретического понятия. Каким способом они получены?

7. Приведите примеры законов разных типов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.78.65 (0.007 с.)