Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Науковеды о причинах развития науки
В современном науковедении существуют две основные модели генезиса (формирования и дальнейшего развития) науки. Это модели внешнего и внутреннего генезиса. Автором модели внешнего генезиса науки является П. Фейерабенд, один из крупнейших методологов науки XX века. Наука для него – это серия множества взаимно несовместимых теорий. Их борьба является движущей силой прогресса в науке. Поэтому задача ученого – не опровергать, а улучшать идеи. Ведь уменьшение количества теорий, рост единообразия науки приводят к ее застою. Поэтому увеличение количества научных теорий выгодно для науки. Так формулируется принцип плюрализма, который требует не только создания новых теорий, но и сохранения старых идей во имя здоровой конкуренции. Для Фейерабенда очень важно, что новые идеи должны черпаться не только из самой науки, но и из мифов, предрассудков, философских размышлений и фантазий художников, т.е. из той культуры, в которой живет ученый. Причем эти идеи могут браться как из современности, так и из прошлого. Также он обращает большое внимание на роль психологических и иррациональных факторов в генезисе науки. Он считает, что большая часть идей, существующих в науке, были позаимствованы их авторами в прошлом. Так, Коперник унаследовал свои идет от пифагорейца Филолая, медики учились у акушерок и колдунов. Везде в науке можно найти следы ненаучных идей и методов, их молчаливого освоения и присвоения. Таким образом, Фейерабенд фактически сводит генезис науки к ее предыстории и внешней связи с культурой в целом. Поэтому интересы ученых, насилие, пропаганда, «промывание мозгов» играют в прогрессе научного знания ведущую роль. Иными словами, он отдает приоритет внешним факторам генезиса науки. Модель внутреннего генезиса науки предложена французским философом и методологом науки А. Койре. Для него особенно важно проанализировать влияние внешних факторов развития науки – общего культурного контекста эпохи, развития философии, религии и т.д. – на внутреннюю понятийную структуру науки. Койре анализирует работы ученых, сыгравших решающую роль в утверждении классического естествознания – Декарта, Галилея, Коперника, Кеплера, Ньютона и др. Он постоянно сравнивает их рассуждения с концепциями Платона, Аристотеля, Архимеда, средневековых схоластов. Ему важно понять, как развивались и менялись базовые структуры самой науки (гносеологические предпосылки науки), какую роль в утверждении новой научной картины мира сыграли философские и религиозные идеи.
Так, анализируя роль Ньютона в развитии современного естествознания, Койре сравнивает ньютоновские идеи со взглядами Декарта, Галилея, Платона, Беркли, Лейбница, выявляет религиозные корни его воззрений. Для этого он обращается к сравнительному анализу различных научных текстов, пытается понять, почему именно ученый пришел к тому или иному выводу, ввел то или иное понятие. В концепции А. Койре наука предстает не сухим слепком, не голым логическим каркасом, а живым процессом борьбы мнений, идей и ученых, ведущих поиск истины. Эти внутренние причины развития науки, по мнению А. Койре, являются важнейшими. Модели развития науки
В современном науковедении существуют три основных модели развития науки: 1. История науки как кумулятивный, поступательный, прогрессивный процесс. 2. История науки как развитие через научные революции. 3. История науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций (кейс стадис). Все эти модели возникли в разное время и с этим связано доминирование отдельных моделей в конкретные периоды развития науки. До середины XX века господствующей моделью развития научного знания была кумулятивистская модель. Она исходит из идеи, что в науке идет непрерывное приращение, накопление знаний, формулирование новых теорий, в итоге дающих все более точное знание об окружающем мире. В этой модели каждый последующий шаг в науке можно сделать, опираясь на предыдущие достижения. Поэтому новое знание всегда лучше, совершеннее старого, точнее отображает действительность. Отсюда - предшествующее развитие науки является лишь подготовкой современного состояния. В силу этого обстоятельства значение имеют только те элементы знания, которые соответствуют современным теориям. Отвергнутые идеи, признаваясь ошибочными, являются не более чем недоразумениями, заблуждениями, отклонениями от магистрального пути развития науки.
В данной эволюционной модели развитие идей никогда не прекращается сразу, также как никогда моментально не совершается выбор какой-то одной гипотезы или теории. Развитие науки представляет собой сложный процесс проб и ошибок. Не меньшую роль, чем внутренняя логика развития самой науки, играют культурно-исторические условия, события жизни ученых. Все эти факторы тесно взаимосвязаны и должны анализироваться в совокупности. В середине XX в. в науку проникают идеи прерывности развития, особенности, уникальности научного знания. Они формулируются в модели научных революций. Неверным было бы сказать, что до появления этой модели в истории науки не было представлений о научных революциях. Сторонники эволюционизма признавали их существование, но они либо понимались как ускоренное эволюционное развитие, происходящее в том же направлении, что и общий ход развития науки, либо отодвигались далеко в прошлое, как абсолютное начало, как переход от донаучных представлений к научным. И в том и в другом случае революции полностью вписывались в эволюционное движение. Новая трактовка научных революций основывалась на идее абсолютной прерывности хода развития научного знания. Предполагалось, что новая теория, возникшая в ходе научной революции, отличается от старой принципиальным образом. После революции развитие науки начинается заново, идет совсем в другом направлении. Именно такая точка зрения представлена в знаменитой работе методолога науки Т. Куна «Структура научных революций». В этой работе он ввел столь часто используемое сегодня понятие парадигмы. Парадигма – признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения. Таким образом, Т. Кун предложил весьма плодотворную идею, что наука – это не просто приращение знаний, а комплекс знаний соответствующей эпохи. Ученые, чья научная деятельность строится на основе одинаковых парадигм, опираются на одни и те же правила и стандарты научной практики. Это предпосылка для нормальной науки. Переход от одной парадигмы к другой идет через революцию. Это обычная модель развития зрелой науки (Т. Кун считает, что зрелой науку можно считать со времен Ньютона). До того наука представляла собой скопление мелких школ с различными теоретическими и методологическими подходами, находилась в предпарадигматическом периоде. Выделение одной из шкод и привело к созданию парадигмы, знаменовало переход от предыстории к истории науки. Парадигма представляет собой не просто образец для слепого копирования, а объект для дальнейшей разработки и конкретизации в новых или более трудных условиях. Цель науки – «втиснуть» природу в парадигму. Она не требует создания новых теорий, а разрабатывает те из них, с которыми существенно связана своим появлением. Следствием является очень глубокое исследование конкретного фрагмента природы, выбранного данной парадигмой. Парадигма обусловливает постановку экспериментов, определяет универсальные константы, количественные законы. Поскольку в ходе революции парадигма возникает сразу как целое, в своей завершенной и совершенной форме, она не требует сколько-нибудь существенной доработки. Идет лишь уточнение понятий, совершенствование техники эксперимента, рутинное решение стандартных научных задач. С одной стороны, это сильно ограничивает поле зрения ученого, ведет к упорному сопротивлению всяким изменениям в парадигме. Поэтому смена парадигм возможна только вместе со сменой поколений ученых – все сторонники старой парадигмы должны отойти от активной научной деятельности и уступить место молодым. С другой стороны, наука становится все более строгой внутри тех областей, на которые парадигма ориентирует исследователей, накапливается подробная информация. Только тот, кто в совершенстве знает свою область исследования, способен распознать отклонения от ожидаемых результатов эксперимента, увидеть аномалии на фоне парадигмы.
После парадигматического периода развитие науки идет через постоянную смену двух этапов – периода нормальной науки и периода экстраординарной науки (период научной революции). В данной модели развития науки все творчество сконцентрировано в революционных ситуациях. Это яркие, исключительные вспышки, определяющие все дальнейшее развитие науки, в ходе которого добытое ранее знание в форме парадигмы обосновывается, расширяется, подтверждается. Деятельность в ходе научных революций – экстраординарная (чрезвычайная, необычная), работа же ученых в послереволюционный период – нормальная, продолжающаяся большую часть времени. В этот период наука решает три типа проблем: 1) проблемы хорошо известные в данной парадигме; 2) проблемы, природа которых предсказана существующей парадигмой, но их решение требует дальнейшего развития теории; 3) осознанные аномалии, не вписывающиеся в существующую парадигму. В период нормальной науки идет кумулятивный рост научного знания, структура его также остается неизменной. Ученые обычно хорошо представляют себе, как устроен мир и готовы любой ценой отстаивать свои взгляды. Экстраординарное развитие науки, каким является период научной революции, всегда связано с заменой одной парадигмы другой. В это время идет ломка существующих в науке социальных институтов, конфликт между конкурирующими научными школами. Научная революция начинается, когда ученые уже не могут не обращать внимания на аномалии, не вписывающиеся в существующую парадигму. Тогда же появляется новая парадигма и начинается борьба за ее признание. Результатом борьбы является изменение взглядов на мир, перестройка не только отдельных научных дисциплин, но и всего здания науки в целом. Интересно, что, по мнению Т. Куна, источник этих изменений лежит вне науки. Об этом говорит интерес ученых к философии, к которой они обращаются за помощью. Нормальная наука, как считает Т. Кун, держится от философии подальше. Это говорит о том, что Т. Кун является сторонником внешней модели развития науки.
В экстраординарный период наука характеризуется открытой неудовлетворенностью существующей парадигмой, что ведет к выдвижению многочисленных теорий для объяснения известных аномалий, по поводу которых у научного сообщества нет единого мнения. В это время часто проводятся эксперименты, результаты которых невозможно предсказать, что ведет к открытию большого числа новых аномалий, не вписывающихся в парадигму. Многие ученые обращаются к помощи философии, чтобы выявить для себя методологические основы научной деятельности, а затем перепроверить их явным образом. Что касается самого научного знания, то научные революции делают его развитие абсолютно прерывистым. Вся прошлая история рассматривается как постепенное, прогрессивное движение в сторону современной теории, являющейся на сегодняшний день кульминацией, вершиной всей предыдущей истории. Не случайно после научных революций обычно переписываются все учебники, в которых по-новому, в соответствии с новой парадигмой, трактуется вся история той или иной научной дисциплины. Наступает следующая революция, возникает новая фундаментальная теория и происходит новая радикальная ломка прошлого, которое опять пересматривается в соответствии с новой теорией, т.е. каждая новая парадигма влечет за собой разрушение прошлого и переписывание истории заново. Схожую модель развития науки создал другой известный методолог науки И. Лакатос. Но он считает, что смена парадигм, или, по его терминологии, научно-исследовательских программ, происходит на основе рационального выбора ученых. Поэтому внутренняя история науки (ее рациональная реконструкция) определяет внешнюю (социально-психологическую) историю. Затем науковеды попытались объединить модели эволюционного и революционного развития науки (это особенно характерно для отечественных ученых). В этой модели в научном познании действует закономерное единство эволюционного и революционного этапов. В период эволюционного развития науки происходит процесс совершенствования знаний на основе накопления новых фактов, их систематизации, формулирования законов и теорий, разработок новых принципов, методов и средств познания. Такой эволюционный процесс может привести к существенным противоречиям с господствующей в науке парадигмой (научно-исследовательской программой), с утвердившимися гносеологическими предпосылками науки, что и является важнейшей причиной научных революций. В этот период происходит качественный скачок в развитии знания, связанный прежде всего с появлением новых гносеологических предпосылок науки, позволяющих по-новому интерпретировать как уже известные, так и новые факты, полученные в ходе научной революции.
О назревании научной революции говорят: возникшая кризисная ситуация в науке, проявляющаяся в необходимости теоретического синтеза нового эмпирического материала (обычно невозможного в рамках старых гносеологических предпосылок); коренная ломка господствующих представлений о природе, связанная обычно с формированием новой научной картины мира. Типы научных революций
В зависимости от масштабов можно выделить несколько типов научных революций: частная – микрореволюция, затрагивающая одну область знания. Примером может служить возникновение новых разделов в науке – термодинамики в физике, молекулярной биологии и генетики в биологии и т.д.; комплексная – революция, затрагивающая несколько областей знания. Так, в середине XIX века произошла такая революция в естествознании. Она была связана с внедрением в науку идей всеобщей связи и развития и произошла на основе таких известных открытий, как создание клеточной теории, эволюционного учения Ч. Дарвина, периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева, закона сохранения и превращения энергии и др.; глобальная – всеобщая революция, радикально меняющая основания науки и формирующая новую картину мира. Подлинно глобальными, фундаментальными можно назвать лишь две революции: революцию XVI–XVII вв., в ходе которой сформировалась классическая наука Нового времени, и научно-техническую революцию конца XIX – начала XX в., давшую нам современную науку. Некоторые науковеды к числу глобальных революций также относят период VI–ГУ вв. до н.э., когда появилась собственно наука, выделившись из других форм познания мира. Также большинство исследователей соглашаются с тем, что сегодня можно говорить об очередной глобальной революции, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука XXI века. Новые модели развития науки. Сегодня в истории и методологии науки на первый план выходят новые модели развития науки, формирующиеся с 70-х годов XX в., – это кейс стадис, или ситуационные исследования. В работах этого направления прежде всего подчеркивается необходимость сконцентрировать внимание на отдельном событии из истории науки, которое произошло в определенном месте и в определенное время. Это прямой антипод кумулятивистских, линейных моделей развития науки. В кейс стадис ставится задача понять прошлое событие не как вписывающееся в единый ряд развития, не как обладающее какими-то общими с другими событиями чертами, а как нечто неповторимое, невоспроизводимое в других условиях. В работах прежнего типа исследователь стремился изучить как можно больше фактов, чтобы обнаружить в них нечто общее и на этом основании вывести некие общие закономерности развития науки. Теперь он изучает факт как событие, которое произошло в результате стечения многих обстоятельств и многих линий развития науки, сходящихся в одной точке с тем, чтобы отличить это событие от других. Для истории науки – это новый поворот исследования. Он более характерен для гуманитарных наук. Ведь история науки, в отличие от истории любой другой области человеческой жизни, всегда воспринималась как нечто максимально рациональное и упорядоченное. Теперь же исследователь пытается рассмотреть каждый факт истории науки как уникальный. Он пытается понять, какое сочетание причин привело к его появлению. Именно так поступает, например, литературовед, анализирующий какое-либо художественное произведение. Историческая картина, складывающаяся на базе кейс стадис, представляет собой что-то вроде плоскости с возникающими на ней холмами и пиками, изображающими события меньшего или большего значения. Поскольку по ходу развития науки старые события не вытесняются новыми, все они равноценны, история становится многосубъектной. Между событиями устанавливаются диалогические отношения, речь идет о сосуществовании разных теорий, парадигм. Проблема начала науки
Наши представления о сущности и специфике науки не будут полными, если мы не рассмотрим вопрос о причинах, ее породивших. Это один из сложнейших вопросов в современном науковедении. Существуют две крайние точки зрения по этому вопросу. Сторонники одной из них объявляют научным всякое обобщенное абстрактное знание и относят возникновение науки ко времени седой древности, когда человек стал изготавливать первые орудия труда. Другая крайность – отнесение генезиса (происхождения) науки к тому сравнительно позднему этапу истории (XV–XVII вв.), когда появляется опытное естествознание. Многие исследователи считают, что точного ответа на вопрос о времени возникновения науки не может быть, так как мы рассматриваем науку в нескольких аспектах. Согласно существующим сегодня точкам зрения, наука – это совокупность знаний и деятельность по получению и применению этих знаний; форма общественного сознания; социальный институт; непосредственная производительная сила общества; система профессиональной (академической) подготовки и воспроизводства кадров. В зависимости от того, какой аспект науки мы будем исследовать, нами будут получены разные точки отсчета времени ее рождения: • как система подготовки кадров – с середины XIX в.; • как непосредственная производительная сила общества – со второй половина XX в.; • как социальный институт – в Новое время; • как форма общественного сознания и сфера культуры – в Древней Греции; • как знания и деятельность по производству этих знаний – с начала человеческой истории. Разное время рождения имеют и различные конкретные науки. Так, античность дала миру математику, Новое время – современное естествознание, XIX век – обществознание. Нас будет интересовать наука как форма общественного сознания и часть культуры. Этот аспект науки появился в Древней Греции в VI–ГУ вв. до н.э. Наука – это сложное многогранное общественное явление, которое вне общества не могло ни возникнуть, ни развиваться. Поэтому наука появляется только тогда, когда для этого создаются особые объективные условия: более или менее четкий социальный запрос на объективные знания о мире; социальная возможность выделения особой группы людей, чьей главной задачей становится ответ на этот запрос; начавшееся разделение труда внутри этой группы; накопление знаний, навыков, познавательных приемов, способов символического выражения и передачи информации (появление письменности), которые и подготавливают революционный процесс возникновения нового вида знания – объективных общезначимых истин науки. Кроме того, сформировавшееся новое знание должно отвечать и другим критериям науки, введенным нами ранее: деятельность по получению новых знаний, что предполагает существование особой группы людей, специализирующихся на этом, соответствующих организаций, координирующих исследований, а также наличие необходимых материалов, технологий, средств фиксации информации; теоретичность – постижение истины ради самой истины; рациональность; системность.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.036 с.) |