Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные черты средневекового мировоззрения
Важнейшей чертой этого мировоззрения, бесспорно, является теоцентризм – представление о Боге как единственной подлинной реальности. Вся жизнь средневекового человека была так или иначе связана с религией. Особенно это относилось к духовной культуре Средневековья. Поэтому картина мира, сформировавшаяся в это время, не может считаться научной, она является возвращением к мифологическому объяснению мира. Основой этого мировоззрения служит догмат о сотворении мира Богом из ничего, что прямо противоречило античному миропониманию. В созданном Им мире господствовали Его желания и законы, оставлявшие место для чуда, недоступные пониманию человека. Так, вновь ссылка на сверхъестественное становится важнейшим аргументом при истолковании явлений окружающей действительности. Уже по этим пунктам видно, как сильно отличаются античное и средневековое представления о мире. Если Аристотель, удивляясь какому-либо природному феномену, начинал искать ему объяснение, так как был убежден в возможности узнать что-то о вещи с полной определенностью, то Августин Блаженный, один из крупнейших средневековых мыслителей, считал, что наши знания всегда будут ограниченны, и признавал чудо – волю Творца, не противную природе, ибо самое большое чудо из всех чудес – это мир, сотворенный Господом. Представление о сотворении мира Богом – полная противоположность античному миропониманию, исходившему из идеи вечности Космоса и вторичности богов. Закономерным выводом из идеи сотворенности мира является восприятие природы не как самодостаточного целого, несущего в себе свою цель и функционирующего по своим собственным законам, а как созданной Богом во имя каких-то своих целей. Истинные цели Божественного творения людям недоступны. В лучшем случае избранные святые узнают об этом после своей смерти. Можно было лишь предположить, что природа создана Богом для блага человека и каждый предмет или явление мира служат для каких-то заранее предусмотренных целей. Такое истолкование предметов и явлений мира называется телеологизмом и проявляется в своеобразной иерархии бытия: вода и земля служат растениям, занимающим поэтому более высокое место в природе, те в свою очередь служат скоту. Все вещи мира служат человеку, а тот – Богу. Это еще одна черта средневекового мировоззрения – иерархизм.
Человек считался созданным по образу и подобию Божьему, чтобы он был господином земного мира. Так в сознание человека проникает очень важная идея, которая никогда не возникала и не могла возникнуть в античности: раз человек является господином этого мира, значит, он имеет право переделывать этот мир так, как это нужно ему. Новый, деятельностный подход к природе был также связан с изменением отношения к труду. В античности, как мы уже говорили выше, физический труд считался уделом рабов, занятием, не достойным свободного человека. Но христианская церковь требовала соблюдения библейских заповедей, которые гласили, что работа в течение шести дней и отдых на седьмой день – это религиозная обязанность христианина. Не пренебрегали физическим трудом и монахи, для которых он был формой служения Господу. Так постепенно физический труд стал пользоваться в средневековом обществе все большим уважением. Тогда же возникло желание облегчить этот труд, что вызвало новое отношение к технике. Теперь изобретение машин и механизмов переставало быть пустой забавой, как в античности, а становилось делом полезным и уважаемым. Все это не могло не подкрепить нового, деятельностно-практического отношения к миру. Таким образом, именно христианское мировоззрение посеяло зерна нового отношения к природе, позволившего уйти от созерцательного отношения и прийти к экспериментальной науке, поставившей целью практическое преобразование мира для блага человека. Правда, это новое отношение к природе стало сказываться на развитии естествознания не ранее XIV века. Потребовалось тысячелетие, чтобы идея, зароненная в умы людей, созрела и принесла практические плоды, которые получили обоснование в знаменитых высказываниях: «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник»; «Мы не будем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача».
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.004 с.) |