Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эпоха Возрождения: революция в мировоззрении и науке
Эпоха Возрождения внесла огромный вклад в развитие научной мысли не только потому, что это в время произошла первая глобальная научная революция, создавшая классическую науку Нового времени. Прежде чем смогла произойти эта революция, должны были кардинально измениться представления о месте и роли человека в объективном мире, сложиться новые представления о мире в целом. Поэтому научной революции предшествовала мировоззренческая революция. В ходе мировоззренческой революции человек стал пониматься не как природное существо (так было в античности) и не как Божье создание (средневековые представления), а как творец самого себя и окружающего мира. Это была подлинно революционная мысль, так как до сих пор творческая функция считалась одним из важнейших атрибутов Бога. Таким образом, человек вначале ставился рядом с Богом, а затем – на его место. Столь смелая мысль возникла после осознания того факта, что, хотя Бог сотворил весь мир и самого человека (в акте творения еще не сомневался никто из мыслителей), но с тех пор в дела нашего мира он практически не вмешивался. По мнению мыслителей Возрождения, место Бога занял человек, который не только воспроизводит предметы окружающего мира по божественным образцам, но и творит новые вещи и явления, которых раньше не существовало. Осознание своих творческих возможностей заставляло человека гордиться собой, позволяло сравнивать себя с Богом. В этом заключается суть гуманизма и знаменитого открытия человека эпохи Возрождения. Не случайно в это время столь символическое значение приобретает фигура художника, так как в ней наиболее адекватно выражается самая глубокая ренессансная идея человека-творца, вставшего на место Бога. Обращаясь к идеалам и ценностям античности, эпоха Возрождения начинает иначе относиться к познанию мира. Если в Средние века целью познания считалась скрытая за материальной видимостью вещей суть божественного творения, и это было нужно для спасения души, то в эпоху Возрождения изучается природа, одухотворенная и проникнутая Божественным началом. Иными словами, теизм Средневековья сменяется пантеизмом Возрождения. Понять многообразие и гармонию мира можно, только отказавшись от догматического отношения к нему. Дух новаторства пронизывает ренессансную культуру. Также в нее возвращается приоритет разума и рационального познания. Возрожденный рационализм стал одной из предпосылок назревающей научной революции.
По-иному относится Возрождение и к деятельности. Античность предпочитала созерцание, считая, что оно приобщало человека к сущности мира, к вечному. Средние века делали упор на деятельность в нравственно-религиозной сфере, которая сродни созерцанию. Возрождение придало человеческой деятельности оттенок сакралъности (божественности): человек не просто удовлетворял свои земные нужны, он творил мир, красоту, самого себя. Поэтому в эпоху Возрождения впервые исчезает граница между наукой как постижением сущего и практически-технической деятельностью. Идет стирание граней между теоретиками-учеными и практиками-инженерами. Художник и ученый отныне подражали не только созданиям Бога, но и его творчеству. Стало важным не только открыть законы мира, но и использовать их при творении нового. Принесли свои плоды и изменившиеся представления о мире, медленно копившиеся в период Средневековья. Окончательно сформировалось сознание, прямо противоположное античному. Для древнегреческого ученого предел был выше беспредельного, форма – совершеннее материи, завершенное и целое - прекраснее незавершенного и бесконечного. Для мыслителя Возрождения беспредельное (возможность, материя) стали совершеннее формы, ставящей пределы и границы, бесконечное – предпочтительнее имеющего конец, становление и непрерывное превращение (или его возможность) – выше того, что неподвижно. Эти идеи легли в основу представлений о бесконечности Вселенной, стали фундаментом дифференциального и интегрального исчисления, основанного на понятии бесконечно малых величин. Новый взгляд на мир и человека позволил сделать выдающиеся открытия и создать новые теории, ставшие прологом научной революции, в ходе которой сформировалось классическое естествознание. Ее отправной точкой стал выход в 1543 г. знаменитой книги Николая Коперника «О вращении небесных сфер». С этого момента начался переход от геоцентрических представлений о мире к гелиоцентрической модели Вселенной.
Таким образом, в ходе первой глобальной научной революции предстояло решить две важнейшие задачи: сформулировать и утвердить гносеологические предпосылки науки нового типа (классической науки); сформировать и доказать новую гелиоцентрическую модель мира. Эти задачи были решены в работах Галилео Галилея, Джордано Бруно, Иоганна Кеплера, Рене Декарта, Исаака Ньютона и других выдающихся ученых. Завершением научной революции стали труды И. Ньютона, в которых были сформулированы основные положения классической научной картины мира. 5.2. Научная революция XVI–XVII веков: ход и основное содержание
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.006 с.) |