Эпоха Возрождения: революция в мировоззрении и науке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпоха Возрождения: революция в мировоззрении и науке



 

Эпоха Возрождения внесла огромный вклад в развитие научной мысли не только потому, что это в время произошла первая глобальная научная революция, создавшая классическую науку Нового времени. Прежде чем смогла произойти эта революция, должны были кардинально измениться представления о месте и роли человека в объективном мире, сложиться новые представления о мире в целом. Поэтому научной революции предшествовала мировоззренческая революция.

В ходе мировоззренческой революции человек стал пониматься не как природное существо (так было в античности) и не как Божье создание (средневековые представления), а как творец самого себя и окружающего мира. Это была подлинно революционная мысль, так как до сих пор творческая функция считалась одним из важнейших атрибутов Бога. Таким образом, человек вначале ставился рядом с Богом, а затем – на его место. Столь смелая мысль возникла после осознания того факта, что, хотя Бог сотворил весь мир и самого человека (в акте творения еще не сомневался никто из мыслителей), но с тех пор в дела нашего мира он практически не вмешивался. По мнению мыслителей Возрождения, место Бога занял человек, который не только воспроизводит предметы окружающего мира по божественным образцам, но и творит новые вещи и явления, которых раньше не существовало. Осознание своих творческих возможностей заставляло человека гордиться собой, позволяло сравнивать себя с Богом. В этом заключается суть гуманизма и знаменитого открытия человека эпохи Возрождения. Не случайно в это время столь символическое значение приобретает фигура художника, так как в ней наиболее адекватно выражается самая глубокая ренессансная идея человека-творца, вставшего на место Бога.

Обращаясь к идеалам и ценностям античности, эпоха Возрождения начинает иначе относиться к познанию мира. Если в Средние века целью познания считалась скрытая за материальной видимостью вещей суть божественного творения, и это было нужно для спасения души, то в эпоху Возрождения изучается природа, одухотворенная и проникнутая Божественным началом. Иными словами, теизм Средневековья сменяется пантеизмом Возрождения. Понять многообразие и гармонию мира можно, только отказавшись от догматического отношения к нему. Дух новаторства пронизывает ренессансную культуру. Также в нее возвращается приоритет разума и рационального познания. Возрожденный рационализм стал одной из предпосылок назревающей научной революции.

По-иному относится Возрождение и к деятельности. Античность предпочитала созерцание, считая, что оно приобщало человека к сущности мира, к вечному. Средние века делали упор на деятельность в нравственно-религиозной сфере, которая сродни созерцанию. Возрождение придало человеческой деятельности оттенок сакралъности (божественности): человек не просто удовлетворял свои земные нужны, он творил мир, красоту, самого себя.

Поэтому в эпоху Возрождения впервые исчезает граница между наукой как постижением сущего и практически-технической деятельностью. Идет стирание граней между теоретиками-учеными и практиками-инженерами. Художник и ученый отныне подражали не только созданиям Бога, но и его творчеству. Стало важным не только открыть законы мира, но и использовать их при творении нового.

Принесли свои плоды и изменившиеся представления о мире, медленно копившиеся в период Средневековья. Окончательно сформировалось сознание, прямо противоположное античному. Для древнегреческого ученого предел был выше беспредельного, форма – совершеннее материи, завершенное и целое - прекраснее незавершенного и бесконечного. Для мыслителя Возрождения беспредельное (возможность, материя) стали совершеннее формы, ставящей пределы и границы, бесконечное – предпочтительнее имеющего конец, становление и непрерывное превращение (или его возможность) – выше того, что неподвижно. Эти идеи легли в основу представлений о бесконечности Вселенной, стали фундаментом дифференциального и интегрального исчисления, основанного на понятии бесконечно малых величин.

Новый взгляд на мир и человека позволил сделать выдающиеся открытия и создать новые теории, ставшие прологом научной революции, в ходе которой сформировалось классическое естествознание. Ее отправной точкой стал выход в 1543 г. знаменитой книги Николая Коперника «О вращении небесных сфер». С этого момента начался переход от геоцентрических представлений о мире к гелиоцентрической модели Вселенной.

Таким образом, в ходе первой глобальной научной революции предстояло решить две важнейшие задачи: сформулировать и утвердить гносеологические предпосылки науки нового типа (классической науки); сформировать и доказать новую гелиоцентрическую модель мира. Эти задачи были решены в работах Галилео Галилея, Джордано Бруно, Иоганна Кеплера, Рене Декарта, Исаака Ньютона и других выдающихся ученых. Завершением научной революции стали труды И. Ньютона, в которых были сформулированы основные положения классической научной картины мира.

5.2. Научная революция XVI–XVII веков: ход и основное содержание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.006 с.)