Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнение научных знаний Древнего Востока и Древней ГрецииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сравнивая традиционные древневосточные цивилизации (Египет, Шумер, Вавилон, Индия, Китай) и античный мир по первому критерию науки, который требует отлаженного механизма производства нового знания, легко заметить, что Восток обладал хорошо отлаженным механизмом для хранения и передачи информации, но не имел столь же хорошего, как в Древней Греции, механизма по получению новых знаний. Восток выработал конкретные знания в области математики, астрономии на базе определенного практического опыта, но они передавались по принципу наследственного профессионализма, от старшего к младшему внутри касты жрецов. Только в их руках были сосредоточены знания, в том числе и научные. Это знание считалось идущим от бога – покровителя этой касты. В силу этого оно было тайным, доступным только посвященным, знанием. По отношению к нему отсутствовала критическая позиция, так как не дело человека – исправлять богов. Такое знание было невозможно подвергнуть каким-либо существенным изменениям, оно функционировало как набор готовых рецептов. Процесс обучения этому знанию сводился к заучиванию этих рецептов наизусть, без доказательств. Вопрос, как были получены эти знания и можно ли заменить их более совершенными, даже не вставал. Новые знания, если и появлялись в такой системе передачи информации, то только случайно и очень редко. В этом кроется одна из причин гиперстатичности древнеегипетской цивилизации, просуществовавшей почти четыре тысячи лет без существенных изменений. Чуть более динамичной была древневавилонская цивилизация. Так, вавилонские жрецы настойчиво исследовали звездное небо и добились в этом больших успехов, но это был не научный, а вполне практический интерес. Там была создана астрология как прикладное знание, без которого не начиналось ни одно более или менее важное дело. То же самое можно сказать и о развитии знаний в Индии и Китае. Эти цивилизации дали миру множество конкретных знаний, но это были знания, необходимые для практической жизни, для религиозных ритуалов, всегда бывших в этих странах важнейшей частью повседневной жизни. Совершенно иная ситуация сложилась в Древней Греции, в которой не было замкнутой касты жрецов и доступ к знаниям имел любой свободный человек. В этом случае сфера эзотерических знаний, недоступных для изменения и исправления, была ограничена исключительно сферой религии. Бблыпая часть знаний была открытой. Интересно, что если обратиться к мифологии упомянутых нами народов, в каждой мы обнаружим бога-просветителя, научившего свой народ необходимым практическим навыкам, а также давшего ему грамоту. Но только древние греки создали образ Прометея, восставшего против других богов, чтобы принести людям огонь знания, после чего они перестали нуждаться в помощи богов. Анализ соответствия знаний древневосточных цивилизаций второму критерию – научности – позволяет говорить об отсутствии его фундаментальности и теоретичности. Все знания имели сугубо прикладной характер. Та же астрология возникла не из чистого интереса к строению мира и движению небесных тел, а потому что нужно было определять время разлива рек, составлять гороскопы. Ведь небесные светила, по представлению вавилонских жрецов, являлись ликами богов, наблюдающих за всем происходившим на земле и существенно влияющих на все события человеческой жизни. Это же можно сказать о других знаниях о мире, накопленных как в Вавилоне, так и в Египте, Индии, Китае. Они были нужны для чисто практических целей, среди которых важнейшими считались правильно исполненные религиозные ритуалы. Научные знания прежде всего использовались для их совершения. Даже в математике ни вавилоняне, ни египтяне не проводили различия между точными и приближенными решениями математических задач, притом, что эти задачи могли быть достаточно сложными. Любое решение, приводившее к практически приемлемому результату, считалось хорошим. Для греков же, подходивших к математике чисто теоретически, имело значение строгое решение, полученное путем логических рассуждений и строгих доказательств. Это привело к разработке математической индукции, определившей характер всей последующей математики. Восточная математика даже в своих высших достижениях, недоступных для греков, так и не дошла до метода дедукции. Также греки разделяли практические знания и умения, которые относились к области техники, и теоретические знания о мире, которые и были предметом науки. Научные знания в Древней Греции почти не были связаны с повседневной жизнью и ее запросами. Наукой там занимались из чистого интереса к истине. Научное познание отождествлялось древними греками с созерцанием природы. Подлинная цель науки виделась в непосредственном усмотрении истины в природе, а всякие практические действия с природными объектами рассматривались как мешающие научному познанию. Третьим критерием науки является рациональность. Сегодня нам это положение кажется тривиальным, но ведь вера в возможности разума появилась далеко не сразу и не везде. Восточная цивилизация так и не приняла этого положения, отдавая приоритет интуиции и сверхчувственному восприятию. Там знание имело эзотерическое происхождение, поэтому было предметом поклонения, таинством. Рациональность и в Греции появилась не ранее VI в. до н.э. Науке предшествовали магия, мифология, вера в сверхъестественное. И переход от мифа к логосу был шагом огромной важности в развитии человеческого мышления и человеческой цивилизации вообще. А, например, вавилонская астрономия (точнее, астрология), бывшая вполне рационалистической по своим методам, основывалась на вере в иррациональную связь небесных светил и человеческих судеб. Не были научные знания Древнего Востока наукой и по четвертому критерию – системности знания. Они были просто набором алгоритмов и правил для решения отдельных практических задач. И не имеет значения, что некоторые из этих задач были достаточно сложными (например, вавилоняне решали квадратные и кубические алгебраические уравнения). Решение частных задач не выводило на общие законы, отсутствовала система доказательств, что делало способы их решения профессиональной тайной, сводившей в конечном счете знание к магии и фокусам. Не случайно так тяжело было учиться в школах писцов в Египте и Вавилоне. Ученикам этих школ приходилось заучивать наизусть все конкретные решения для каждой отдельной проблемы, не видя никакой связи между полученными знаниями и не подозревая о том, что многие разные, на первый взгляд, задачи имеют одно и то же решение. А греческая наука, и прежде всего математика, с самого начала пошли путем строгого доказательства математической теоремы, формулируемой в максимально общей форме. Проведенное сравнение позволяет сделать вывод об отсутствии подлинной науки на Древнем Востоке. Там можно говорить только о наличии определенных разрозненных научных представлений. Это существенно отличает восточную цивилизацию от античного мира и сложившейся на ее основе современной европейской цивилизации. Таким образом, наука – это феномен западного мира. И, очевидно, причины появления науки в Древней Греции нам следует искать в особенностях этого типа цивилизации, в специфике ее культуры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.34.51 (0.007 с.) |