Раздел I. Основы науковедения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Основы науковедения



Глава 1. Наука и ее роль в жизни общества

Наука как часть культуры

 

За время своего существования люди разработали множество способов познания и освоения окружающего их мира. Важнейшим среди них, безусловно, является наука. Нам хорошо знакомо это слово, мы очень часто употребляем его в повседневной жизни, но при этом редко задумываемся о его действительном значении, а попытка дать определение науки обычно вызывает затруднения.

Как правило, эти трудности вызваны тем, что понимание роли и места науки в жизни людей выражается в самых разных представлениях и до сих пор не получило окончательной оценки. Оно вырабатывалось долго и трудно, посредством борьбы подходов, идей, разрешения противоречий, преодоления сомнений и возникновения все новых и новых вопросов. Только в 20-е годы XX столетия возникла новая научная дисциплина, получившая название «науковедение», призванная раскрыть сущность и особенности науки, механизм ее развития и применения, а также общие закономерности развития и функционирования науки как системы знания и особого социального института.

Начиная разговор о природе науки, очевидно, следует исходить из аксиомы, что наука является частью духовной культуры человечества. С ее появлением в совокупности передаваемых от поколения к поколению знаний накапливались уникальные духовные продукты, которые постепенно стали играть все более важную роль в осознании, понимании и преобразовании действительности. Бесспорно также и то, что, являясь частью культуры, наука имеет черты, связывающие ее с другими сферами и структурными элементами культуры, и выполняет общие задачи, стоящие перед культурой в целом. Поэтому говорить о науке нужно в контексте всей культуры, выделяя черты сходства и различия науки с другими сферами культуры.

Сознательно не вдаваясь в суть дискуссии о том, что такое культура, мы считаем необходимым отметить, что культура – это созданный человечеством мир искусственных объектов, противостоящий естественным природным процессам и явлениям. Культура появилась одновременно с самим человеком, и первыми культурными явлениями стали орудия труда, созданные нашими далекими предками. Они обеспечили выживание человека как вида, защитили его от опасностей внешнего мира. Поэтому культуру можно представить себе как стену, разделяющую человека и природу и защищающую его от неблагоприятных условий окружающей среды.

Культура стала важнейшим свойством человека, отличающим его от остального органического мира нашей планеты: если растения и животные Земли к условиям окружающего мира приспосабливаются, то человек эти условия меняет, приспосабливая мир для себя. В этом проявляется важнейшая цель культуры – защищать и облегчать жизнь людей.

С момента своего возникновения и до настоящего времени все сферы культуры участвуют в решении этой важнейшей задачи, отражая потребности и интересы человека. Свои задачи есть и у науки, они отличают науку от других сфер культуры. Так, от искусства она отличается рациональностью, использованием понятий и теорий, а не образов; от философии – возможностью экспериментальной проверки ее выводов, а также тем, что она отвечает на вопросы «как?» и «каким образом?», а не на вопрос «почему?»; от религии – своей опорой на разум и на чувственную реальность, а не на веру; от мифологии – тем, что не стремится объяснить мир в целом, а хочет познать отдельные фрагменты мира в виде законов.

Таким образом, наука представляет собой сферу культуры, которая теснее всего связана с задачей непосредственного преобразования человеком окружающего мира, повышения его комфортности и удобства для человека. Ведь наука создает мир знаний, состоящий только из экспериментально доказанных данных об этом мире и выводов, полученных на основе законов логики. Использование этих знаний намного облегчает человеку процесс преобразования мира.

Отсюда становится очевидной важность науки в общественной жизни и получает объяснение то повышенное внимание, которое уделяется ей. Чтобы подтвердить это положение, достаточно оглянуться и посмотреть на все то многообразие вещей, окружающих нас, которые появились только благодаря развитию науки и тесно связанной с ней техники. Сегодня уже невозможно представить мир без науки – ведь тогда большая часть из ныне живущих на Земле людей просто была бы обречена на вымирание.

Вместе с тем, признавая непреходящую роль науки в нашей жизни, можем ли мы говорить о ее особом месте в культуре, о том, что она должна занять господствующее положение в жизни общества? Истории известны примеры искусственного выделения одних сфер культуры в ущерб другим, что всегда приводило к обеднению культуры в целом и нарушению ее нормального функционирования. Так, большую часть европейской истории (все Средневековье) господствующее место в культуре и мировоззрении занимала религия, что почти на тысячелетие замедлило развитие науки, уничтожив при этом многие достижения античности. Только благодаря господству религии оказались возможными следствие и приговоры инквизиционных трибуналов в отношении крупнейших ученых эпохи Возрождения - Джордано Бруно и Галилее Галилея, ставших основоположниками науки Нового времени.

Лишь вырвавшись из-под власти религии в эпоху Возрождения, наука начинает бурно развиваться и претендовать на господствующее место в культуре и мировоззрении человека благодаря своим успехам естествознания. Это связано с тем, что, хотя вся наука Нового времени имеет практическую направленность, крупнейшие технические изобретения, реальный практический эффект от теоретических исследований начинают появляться именно с XIX века. С этого времени темпы научно-технического прогресса в европейской цивилизации становятся весьма ощутимыми. XIX век начинается с появления парового двигателя, который был использован в пароходах, паровозах и как силовая установка на заводах и фабриках. Заканчивается же он изобретением электрического освещения, телефона, радио, автомобиля и самолета. Природа постепенно превращалась из храма, полного неизведанных тайн, в мастерскую, куда человек входил как хозяин и работник. И хотя не все перемены были благотворны, все же практический положительный эффект от развития науки и техники был налицо.

Наука, ослепленная своими успехами, не осознавала своих границ, желала дать ответы на все вопросы, повести человечество к лучшему будущему. Обычно это будущее представлялось миром материального достатка и сытости, построенным на достижениях науки и техники. Отрезвление наступило лишь в середине XX века, когда человечество вплотную столкнулось с отрицательными сторонами научно-технического прогресса. Создание и применение ядерного оружия впервые в истории человечества создало возможность его полного уничтожения в новой мировой войне. Экологический кризис, разразившийся в 60–70-е годы, поставил под сомнение возможность выживания человечества как биологического вида. Тогда человек впервые задумался о цене научно-технического прогресса, тогда же он стал искать причины сложившейся ситуации. В это время в полную силу зазвучали слова тех мыслителей, которые говорили об отрицательных сторонах безудержного развития науки и техники, о вреде распространения и утверждения сциентистского мировоззрения, основанного на вере в науку как единственную спасительную силу. Именно сциентизм, возникнув в недрах просветительства, во второй половине XX в. трансформировался в тенденцию безграничного восхваления достижений естественных наук в противовес общественным и гуманитарным дисциплинам. Это убеждение привело к современному экологическому кризису, опасности термоядерной войны, но самое главное – к резкому снижению этических и эстетических показателей культуры, все возрастающему влиянию технократической психологии, породившей в современном обществе потребительские настроения.

Мировоззренческая установка сциентизма обусловлена тем, что он основывается на рациональном расчете, и там, где стоит определенная практическая цель, человек, исповедующий эту идеологию, будет стремиться к этой цели, не считаясь с какими-либо этическими препятствиями. Его не остановят ни возможность собственной гибели в ходе научного эксперимента, ни, тем более, опасность для других людей. Именно соображениями пользы руководствовались люди, принимавшие решения о наземных и воздушных ядерных взрывах. Это связано с тем, что обычно развитие рациональной составляющей личности человека идет в ущерб другим сторонам «я» (эмоциям, фантазии, моральным ценностям и т.д.). Так рождается сухой, холодный, трезво мыслящий человек, для которого цель всегда оправдывает средства.

Отрицательной стороной сциентистского мировоззрения является и то, что отдельный человек чувствует себя в сциентистском мире отчужденным и бессильным. Наука научила его сомневаться в духовных ценностях, окружила его материальным комфортом, приучила видеть во всем рационально достигаемую цель. Но при этом человек лишился той главной цели, ради которой стоит жить, разрушилась целостность его мировоззрения. Ведь с момента промышленной революции новое научное мышление начало разрушать функционировавшую в течение тысячелетий религиозную картину мира, в которой человеку предлагалось универсальное и непоколебимое знание о том, как и зачем жить и каковы принципы, лежащие в основе миропорядка. Это была целостная и непротиворечивая картина мира, так как в ее основе лежала вера. Парадокс же научного мышления заключается в том, что, разрушая наивно-целостное воззрение на мир, которое дается религией, подвергая сомнению каждый постулат, принимавшийся ранее на веру, наука не дает взамен такого же целостного убедительного миропонимания, – все научные истины охватывают лишь достаточно узкий круг явлений. Наука научила человека сомневаться во всем и сразу же породила вокруг себя мировоззренческий дефицит, восполнить который она принципиально не в состоянии, ибо это – дело философии, религии, искусства, то есть гуманитарной сферы культуры.

Осмыслив к концу XX в. как положительные, так и отрицательные стороны развития науки, человечество начало отказываться от сциентизма в пользу антисциентизма – идеологии, считающей науку вредной и опасной, ведущей к гибели человечества. Это выражается в снижении общественного интереса к научным открытиям, в падении престижности профессий, связанных с научной деятельностью, а также в распространении большого числа лженаук (астрологии, парапсихологии и т.д.), заполнивших появившийся мировоззренческий вакуум.

Не вызывает сомнений, что наука представляет собой огромное достижение человеческой культуры. Она делает жизнь человека от поколения к поколению более легкой, удобной, безопасной, манит перспективой изобилия материальных и духовных благ. Но обожествленная наука, сциентизм – это совсем другое явление, которое порождает совершенно противоположные результаты и несет угрозу существованию человечества.

Объективно, наука – это только одна из сфер человеческой культуры, имеющая свою специфику и свои задачи, и не следует пытаться это положение менять. Наука сама по себе не может считаться высшей ценностью человеческой цивилизации, она -только средство в решении некоторых проблем человеческого существования. То же относится и к другим сферам человеческой культуры, прежде всего к религии, философии и искусству. В гармоничном обществе должно одновременно находиться место и для науки, и для искусства, и для философии, и для религии, и для всех других сфер человеческой культуры.

Наука – это часть культуры, представляющая собой совокупность объективных знаний о бытии. Также в понятие науки входят процесс получения этих знаний и различные формы и механизмы применения их в практической жизни людей.

Критерии науки

Данное определение науки не является исчерпывающим, так как за время своего существования человечество накопило большое количество различных по своему характеру объективных знаний о мире (прежде всего обыденных знаний, на которых строится наша повседневная жизнь), и научные знания являются лишь одним из видов этого знания. Поэтому встает вопрос о критериях научности, которые позволят отличить собственно научное знание от ненаучного.

Критерии научного знания

 

Мы выделяем четыре критерия научного знания.

Первым из них является системность знания. Система в отличие от суммы характеризуется внутренним единством, невозможностью изъятия либо добавления без веских оснований тех или иных элементов в ее структуру. Научное знание всегда выступает в качестве определенных систем: в этих системах есть исходные принципы, фундаментальные понятия (аксиомы), имеются знания, выводимые из этих принципов и понятий по законам логики. Кроме того, система включает в себя важные для данной науки интерпретированные опытные факты, эксперименты, математический аппарат, практические выводы и рекомендации. Хаотический же набор верных высказываний сам по себе наукой считаться не может.

Но одного принципа системности мало для того, чтобы назвать какие-то знания наукой. Ведь и вне науки есть систематизированные знания, например религиозные, которые тоже внешне выглядят стройными, логически обоснованными системами. Поэтому вторым критерием науки является наличие отработанного механизма для получения новых знаний. Иными словами, наука – это не просто система знаний, но и деятельность по их получению, что предусматривает не только отработанную методику практического и теоретического исследования, но и наличие людей, специализирующихся на этой деятельности, соответствующих организаций, координирующих исследования, а также необходимых материалов, технологий и средств фиксации информации. Это означает, что наука появляется только тогда, когда для этого создаются особые объективные условия в обществе:

– более или менее четкий социальный запрос на объективные знания (это позволяет сформировать группу людей, профессионально занимающихся научной деятельностью);

– социальная возможность выделения такой группы людей, что связано с достаточно высоким уровнем развития общества, имеющего возможность направить часть средств на деятельность, не связанную с достижением реальной практической пользы;

– предварительное накопление знаний, навыков, познавательных приемов, служащих базой, на которой формируется наука;

– появление средств фиксации информации, без чего невозможна передача накопленных знаний следующим поколениям, а также их оперативное изменение.

Третьим критерием научности знания является его теоретичность, получение истины ради самой истины. Если наука направлена только на решение практических задач, она перестает быть наукой в полном смысле этого слова. В основе науки лежат фундаментальные исследования, чистый интерес к окружающему миру и его тайнам (только так рождаются революционные научные идеи и открытия), а затем уже на их основе становятся возможны прикладные исследования, если это позволяет данный уровень развития техники. Так, существовавшие на Востоке научные знания использовались либо в качестве вспомогательных в религиозных ритуалах и церемониях, либо в непосредственной практической деятельности. Например, компас был создан китайцами еще в VI веке, но лишь попав в Европу, он дал толчок развитию новых разделов физики. Китайцы же пользовались компасом для гаданий и путешествий, не задумываясь о причинах магнетизма. Поэтому в данном случае мы не можем говорить о науке как самостоятельной сфере культуры.

Четвертым критерием научности является рациональность знания. В основе рационального стиля мышления лежит признание существования универсальных, доступных разуму причинных связей, а также формального доказательства в качестве главного средства обоснования знания. Сегодня это положение кажется тривиальным, но ведь познание мира преимущественно при помощи разума появилось далеко не сразу и не везде. Восточная цивилизация так и не приняла этого специфически европейского пути, отдавая приоритет интуиции и сверхчувственному восприятию. Данный критерий тесно связан со свойством интерсубъективности научного знания, которое понимается как общезначимость, общеобязательность знания, его инвариантность, возможность получить один и тот же результат разными исследователями.

Для современной науки вводится дополнительный, пятый критерий научности. Это наличие экспериментального метода исследования, а также математизация науки. Эти признаки появились только в Новое время, придав науке современный облик, а также связав ее с практикой. С этого момента и наука, и европейская цивилизация стали ориентироваться на сознательное преобразование окружающего мира в интересах человека, т.е. стали тем, чем они являются сейчас.

Отделив научное знание от ненаучного, можно выявить характерные черты науки. Среди них важнейшими являются универсальность, общезначимость, интерсубъективность данных науки. Если получен какой-то результат, любой ученый, воспроизведя соответствующие условия, должен получить тот же самый результат, на который не будет влиять ни национальность ученого, ни его индивидуальные особенности. Именно поэтому многие считают, что при контакте с внеземными цивилизациями (если такие произойдут) именно общезначимые выводы науки должны стать той точкой отсчета, которая поможет найти общий язык даже непохожим друг на друга существам. Ведь дважды два будет равняться четырем не только на Земле, а таблица Менделеева будет верна в любом уголке нашей Метагалактики.

Немаловажными свойствами научного знания являются его достоверность, связанная с постоянной проверкой полученных результатов, а также критичность – готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои взгляды, если в ходе проверки они не подтвердятся.

Научное знание всегда является принципиально незавершенным. Поскольку невозможно получить абсолютную истину, постольку научное познание не может быть ограничено. Чем больше мы узнаем о мире, тем больше тайн и загадок ждут своего решения.

Пользуясь введенными нами критериями, мы получаем возможность отделить науку от не-науки. Это особенно важно в наши дни, так как всегда существовавшая рядом с наукой псевдонаука (лженаука, квазинаука) в последнее время пользуется все большей популярностью и привлекает к себе все большее число сторонников.

Первым таким отличием является содержание знания. Утверждения псевдонаук обычно не согласуются с установленными фактами, не выдерживают объективной экспериментальной проверки. Так, уже много раз ученые пытались проверить точность астрологических прогнозов, сравнивая род занятий людей и их тип личности с составленными для них гороскопами, в которых учитывался знак Зодиака, расположение планет в момент рождения и прочее, но никаких статистически значимых соответствий обнаружено не было.

Структура псевдонаучных знаний обычно не представляет собой системы (как это должно быть с научным знанием), а отличается фрагментарностью. В результате из них обычно невозможно создать сколько-нибудь подробную картину мира.

Для псевдонауки также свойственен некритический анализ исходных данных, что позволяет принимать в качестве таковых мифы, легенды, рассказы из третьих рук, игнорирование тех данных, которые противоречат доказываемой концепции. Дело нередко доходит до прямого подлога, подтасовки фактов.

Нельзя забывать и о том, что наука изучает естественные и объективные закономерности, т.е. существенные повторяющиеся процессы и явления окружающего мира. Это порождает прогностическую функцию науки, позволяет ей предсказывать какие-то события. Ничего подобного псевдоученым не удается. Так, еще ни один уфолог не предсказал посадку летающей тарелкй. Иными словами, наука дает абстрактное качественное знание в количественной форме, а псевдонаука ограничивается чувственно-конкретными и качественными результатами.

Несмотря на это псевдонаука пользуется большим успехом. И для этого есть свои основания. Одно из них – принципиальная неполнота научного мировоззрения, оставляющая место для догадок и измышлений. Но если раньше эти пустоты в основном заполнялись религией, то сегодня это место заняла псевдонаука, чьи аргументы, может быть, и неверны, но зато понятны всем. Обычному человеку психологически понятнее и приятнее псевдонаучные объяснения, оставляющие место чудесам, в которых человек нуждается больше, чем в сухих научных рассуждениях, и которые к тому же невозможно понять без специального образования. Поэтому корни псевдонауки – в самой природе человека. В силу этого избавиться от нее в обозримом будущем вряд ли удастся.

Виды псевдонаук

 

Остается добавить, что псевдонаука не является однородной. Можно выделить несколько видов псевдонаук.

Первым являются реликтовые псевдонауки, среди которых всем известные астрология и алхимия. Когда-то они были источником знаний о мире, питательной средой для зарождения подлинной науки. Псевдонауками они стали после зарождения химии и астрономии.

В Новое время появились оккультные псевдонауки – спиритизм, месмеризм, парапсихология. Общим для них является признание существования потустороннего (астрального) мира, не подчиняющегося физическим законам. Считается, что это – высший по отношению к нам мир, в котором возможны любые чудеса. Связаться с этим миром можно через медиумов, экстрасенсов, телепатов, при этом имеют место разные паранормальные явления, которые и становятся предметом изучения псевдонауки. В XX веке появились модернистские псевдонауки, в которых мистическая основа старых псевдонаук преобразовалась под действием научной фантастики. Среди таких наук первое место занимает уфология, занимающаяся изучением НЛО.

Иногда к псевдонаукам относят девиантную (некорректную) науку, деятельность в рамках традиционной науки, совершающуюся с сознательным нарушением научных требований. Это подтасовка данных, фальшивые археологические находки и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.028 с.)