Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория как форма научного знания. Теория и научные программыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основной формой научного знания являются научные теории. Они выступают как наиболее сложная и развитая форма научного знания. Генетически ей предшествуют другие формы, такие как программы, типологии, классификации, составляющие базу для ее формирования. Теории возникают и существуют не сами по себе, не подчиняются только внутренней логике развития знания, они возникают и существуют на основе так называемых научно-исследовательских программ, или парадигм -- совокупности предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, признанных на данном этапе развития науки. Необходимость научно-исследовательских программ связана с тем, что в рамках самой научной теории невозможно четко сформулировать цели исследования, определить возможность применения тех или иных методов познания, а также выявить критерии истинности полученных результатов. Такого рода общие положения, используемые в теории, идеалы объяснения, организации и оценки научного знания формулируются в рамках научно-исследовательских программ (парадигм). В свою очередь, эти программы существуют в рамках всего культурно-исторического целого, так как от типа культуры зависит, какие проблемы находятся в центре внимания общества, предпочтительный способ решения этих проблем, отношение общества и политика государства по отношению к ученым и их запросам. Именно поэтому российская наука отличается от немецкой или английской, или от той науки, которая существовала в XIX, а тем более в XVIII веке. Так, древнегреческая наука принципиально не использовала эксперимент в качестве метода научного познания, была умозрительной. Это связано с тем, что наука в то время не была связана с решением практических задач. Физический труд был уделом рабов и не привлекал внимания свободных граждан, которые считали неприличным думать о практическом воплощении научных открытий. И напротив, классическая наука Нового времени в своей основе является экспериментальной, так как современная европейская цивилизация, формирующаяся параллельно с развитием науки, изначально была ориентирована на улучшение жизни человека, обеспечение его господства над природой. Поскольку культура любого общества не является однородной, в рамках одного культурно-исторического целого может быть сформулировано несколько научно-исследовательских программ. В свою очередь одна научная программа порождает, как правило, несколько научных теорий. Такий образом выстраивается своеобразная пирамида научного знания: множество научных теорий функционирует в рамках научно-исследовательских программ, которые наряду с другими подобными программами являются составной частью культуры данного общества, формируя национальную науку. Множество национальных наук, отличаясь друг от друга предпочитаемыми областями исследования, формой организации науки и т.п., составляют мировую науку. Так, авторитет российской науки был всегда велик в области математики и теоретической физики, но не в биологии, где лидируют западные ученые. Причина этого в особенностях культуры данных стран. Поэтому непонимание или недостаточное внимание к проблеме связи науки и культуры приводит к невозможности выявления причин развития науки, смены научных программ. Структура научной теории
Как и наука в целом, научная теория может быть описана с содержательной и формальной стороны. С содержательной стороны теория состоит из: эмпирического базиса, т.е. совокупности зафиксированных в конкретной области знания фактов и данных, установленных в ходе экспериментов и требующих своего теоретического обобщения; логического аппарата теории, т.е. множества допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказательства, с помощью которых делаются выводы из эмпирических фактов; собственно теории, т.е. некоего утверждения, которое требуется доказать. С формальной точки зрения теория предстает перед нами в виде множества допущений, постулатов, аксиом, общих законов, в совокупности описывающих объект теории. Иначе говоря, в формальном аспекте теория является множеством предложений. Эти предложения могут быть: исходными – аксиомами, предложениями, не требующими доказательства в рамках данной теории; производными – полученными из исходных терминов и предложений с помощью правил логического вывода. В качестве примера можно привести известную всем школьную геометрию – она основана на нескольких аксиомах (предложениях, принимаемых без доказательства), из которых по правилам логики мы получаем многочисленные выводы (теоремы).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.119.67 (0.006 с.) |