Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа курса «Нравственные основы семьи и брака»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Пояснительная записка Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека. Характер семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения. Ведущей целью курса «Нравственные основы семьи и брака» является формирование готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям. Исходя из главной цели курса, были определены его задачи: · формировать систему знаний о семье как важной общечеловеческой ценности;· подготовить старшеклассников к будущей семейной жизни; · сформировать потребность в самовоспитании качеств будущего семьянина;· осуществлять ориентацию учащихся на духовно-нравственные ценности семьи.Настоящая программа имеет в основе экспериментальный вариант типовой программы «Этика и психология семейной жизни» (М., 1997). Однако, автором внесены свои дополнения, изменения, разработки с учётом интересов современных старшеклассников; проблем, с которыми сталкивается сегодня семья и, самое главное, с учётом духовно-нравственного ориентирования молодежи. Необходимо иметь в виду, что воспитание качеств семьянина у школьников и подготовка их к будущей семейной жизни не ограничивается рамками данного курса, а является общепедагогической задачей, которая решается всей системой воспитания и обучения в семье и в школе. Курс «Нравственные основы семьи и брака» базируется на ряде основных идей, обязательных для реализации учителем, ведущем предмет: -курс органически связан с общей программой и логикой воспитания старшеклассников; является для учителя дополнительным средством нравственного воспитания учащихся 9 – 10 классов. В этом сверхзадача курса; – преподавание курса может вести любой учитель-предметник, классный руководитель, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы; – назначение курса – формирование ценностного отношения к семье; – курс рассчитан на 2 года, 70 часов (1 час еженедельно) и имеет 6 логически связанных между собой разделов.
Во введении характеризуются цели, задачи, содержание и межпредметные связи. В первом разделе «На пороге взрослой жизни» основная идея состоит в том, чтобы дать представление о межличностных отношениях, о роли внешней привлекательности и манеры поведения, раскрыть понятие о женственности и мужественности, о культуре поведения влюблённых. Раздел второй «Любовь как высшее человеческое чувство» дает определение понятию любви (конечно, насколько это возможно), указывает источники любви. Но у каждого народа свое понимание, своя трактовка любви, одна – в Древней Индии, другая – в Греции, третья – в Иудее, ну и, конечно же, свое отношение к любви в христианстве. Христианская любовь «agaph» (агапэ) включает в себя готовность отдать всего себя, свою жизнь ради другого. По словам С. Троицкого, она является таинством потому, что превышает силы нашего разума. В третьем разделе «Подготовка к супружеству. Выбор спутника жизни» рассматривается одна из главных тем – выбор спутника жизни. В этом разделе перед учащимися ставятся важные жизненные проблемы: Как не ошибиться в своем выборе спутника жизни? На что следует обратить особое внимание в период ухаживания? Что является залогом семейного счастья? Раздел четвертый «Жизнь в браке» поможет ответить на вопросы: каковы мотивы вступления в брак? Что такое христианский брак? Какова его цель? Что такое браковенчание? Это дань моде или …? Также здесь представлен древнерусский взгляд на семью по «Домострою» священника Сильвестра, дан обзор брака и семьи в мусульманском мире, у тибетских народов, в еврейской культуре, в Индии и в Китае. Пятый раздел «Семья и её ценности» дает определение семьи во всем его многообразии. Здесь рассмотрены основные функции семьи: репродуктивная, воспитательная, хозяйственная, коммуникативная и другие. Между функциями существует тесная связь, взаимосвязь, дополняемость, и поэтому важно знать, что какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой. В завершающем шестом разделе «Нарушение семейных отношений и их профилактика» речь идет о дисфункциях семьи: нарушении супружеских отношений, неверности супругов, конфликтности, ревности – и о способах их преодоления. В данном разделе рассмотрен развод и его последствия для всех членов семьи и общества в целом.
Содержание курса и методика усложняются от класса к классу. Программа вариативная. Она может и должна корректироваться (по тематике, содержанию, типам уроков, их методике) в зависимости от задач и стратегии воспитания, специфики классного коллектива, особенностей отдельных учащихся, характера окружающей воспитательной среды и сложившейся психолого-педагогической ситуации, а также от возможностей личности педагога. Эмоционально-личностному восприятию курса способствует использование произведений литературы (прозы, поэзии, мемуарных и публицистических произведений и т.п.), музыки (классической и современной), изобразительного искусства, фильмов и др.; Учитель может использовать различные методики изучения учащихся: тесты, анкеты, опросники, психологические практикумы, ситуационно-ролевые игры, воспитывающие ситуации и т.д. Личность учителя, ведущего курс «Нравственные основы семьи и брака», должна быть яркой, притягательной для учащихся, должна отличаться этико-эстетической выразительностью, т.е. обладать высоким воспитательным потенциалом.
На основании описанных выше особенностей курса и отдельных тем учителем могут быть выбраны различные типы уроков: урок-лекция, урок-семинар, урок-дискуссия, урок-размышление, урок-встреча, урок-конференция и другие.
Возможны уроки с различными группами учащихся: девушками и юношами, группами по интересам, трудными учащимися и т.д. В проведении уроков могут участвовать приглашенные учителя-предметники, ученые, священники, интересные люди, врачи, выпускники школ и т. д. Уроки могут проводиться и вне школы: в музее, библиотеке и т.д. Структура и содержание каждого урока такова: для осмысления проблемной ситуации в начале урока учащимся предлагается эпиграф; в основной части раскрываются главные мысли; в завершении урока предлагаются для обсуждения вопросы и задания. Как правило, на каждом уроке присутствует практикум самовоспитания (в соответствии с темой урока). Отдельные задания практикума по самовоспитанию, рекомендуемые учителем (групповые или индивидуальные) учащиеся могут выполнять дома.
Учитель может предложить учащимся вести специальную тетрадь, в которой могут быть не только записи уроков, но и творческие задания, мысли по поводу, газетные и журнальные статьи, репродукции, материалы анкет, тестов, программы по самовоспитанию. В конце курса «Нравственные основы семьи и брака» предполагается итоговая аттестация, которая может проводиться в самых различных формах (реферат, зачет, конференция и т.д.). Задача данного курса «Нравственные основы семьи и брака» – помочь учащимся познать себя, разобраться в своих чувствах, узнать особенности психологии мужчины и женщины, чтобы не ошибаться или, по крайней мере, меньше ошибаться и страдать, а, самое главное, дать понять, что быть хорошим семьянином нелегко и семейные отношения надо строить. Это каждодневная работа и, в первую очередь, над самим собой. А награда за труд – крепкая и счастливая семья.
Примерная тематика уроков (их краткое содержание) Класс
Введение Содержание, цели и задачи курса «Нравственные основы семьи и брака». Связь курса с другими учебными предметами.
Раздел первый На пороге взрослой жизни
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.38 (0.011 с.) |