Программа курса «Нравственные основы семьи и брака» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа курса «Нравственные основы семьи и брака»



 

Пояснительная записка

Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека.

Характер семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения.

Ведущей целью курса «Нравственные основы семьи и брака» является формирование готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям.

Исходя из главной цели курса, были определены его задачи: · формировать систему знаний о семье как важной общечеловеческой ценности;· подготовить старшеклассников к будущей семейной жизни; · сформировать потребность в самовоспитании качеств будущего семьянина;· осуществлять ориентацию учащихся на духовно-нравственные ценности семьи.

Настоящая программа имеет в основе экспериментальный вариант типовой программы «Этика и психология семейной жизни» (М., 1997). Однако, автором внесены свои дополнения, изменения, разработки с учётом интересов современных старшеклассников; проблем, с которыми сталкивается сегодня семья и, самое главное, с учётом духовно-нравственного ориентирования молодежи. Необходимо иметь в виду, что воспитание качеств семьянина у школьников и подготовка их к будущей семейной жизни не ограничивается рамками данного курса, а является общепедагогической задачей, которая решается всей системой воспитания и обучения в семье и в школе.

Курс «Нравственные основы семьи и брака» базируется на ряде основных идей, обязательных для реализации учителем, ведущем предмет:

-курс органически связан с общей программой и логикой воспитания старшеклассников; является для учителя дополнительным средством нравственного воспитания учащихся 9 – 10 классов. В этом сверхзадача курса;

– преподавание курса может вести любой учитель-предметник, классный руководитель, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы;

– назначение курса – формирование ценностного отношения к семье;

– курс рассчитан на 2 года, 70 часов (1 час еженедельно) и имеет 6 логически связанных между собой разделов.

Во введении характеризуются цели, задачи, содержание и межпредметные связи.

В первом разделе «На пороге взрослой жизни» основная идея состоит в том, чтобы дать представление о межличностных отношениях, о роли внешней привлекательности и манеры поведения, раскрыть понятие о женственности и мужественности, о культуре поведения влюблённых.

Раздел второй «Любовь как высшее человеческое чувство» дает определение понятию любви (конечно, насколько это возможно), указывает источники любви. Но у каждого народа свое понимание, своя трактовка любви, одна – в Древней Индии, другая – в Греции, третья – в Иудее, ну и, конечно же, свое отношение к любви в христианстве. Христианская любовь «agaph» (агапэ) включает в себя готовность отдать всего себя, свою жизнь ради другого. По словам С. Троицкого, она является таинством потому, что превышает силы нашего разума.

В третьем разделе «Подготовка к супружеству. Выбор спутника жизни» рассматривается одна из главных тем – выбор спутника жизни. В этом разделе перед учащимися ставятся важные жизненные проблемы: Как не ошибиться в своем выборе спутника жизни? На что следует обратить особое внимание в период ухаживания? Что является залогом семейного счастья?

Раздел четвертый «Жизнь в браке» поможет ответить на вопросы: каковы мотивы вступления в брак? Что такое христианский брак? Какова его цель? Что такое браковенчание? Это дань моде или …? Также здесь представлен древнерусский взгляд на семью по «Домострою» священника Сильвестра, дан обзор брака и семьи в мусульманском мире, у тибетских народов, в еврейской культуре, в Индии и в Китае.

Пятый раздел «Семья и её ценности» дает определение семьи во всем его многообразии. Здесь рассмотрены основные функции семьи: репродуктивная, воспитательная, хозяйственная, коммуникативная и другие. Между функциями существует тесная связь, взаимосвязь, дополняемость, и поэтому важно знать, что какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.

В завершающем шестом разделе «Нарушение семейных отношений и их профилактика» речь идет о дисфункциях семьи: нарушении супружеских отношений, неверности супругов, конфликтности, ревности – и о способах их преодоления. В данном разделе рассмотрен развод и его последствия для всех членов семьи и общества в целом.

Содержание курса и методика усложняются от класса к классу.

Программа вариативная. Она может и должна корректироваться (по тематике, содержанию, типам уроков, их методике) в зависимости от задач и стратегии воспитания, специфики классного коллектива, особенностей отдельных учащихся, характера окружающей воспитательной среды и сложившейся психолого-педагогической ситуации, а также от возможностей личности педагога.

Эмоционально-личностному восприятию курса способствует использование произведений литературы (прозы, поэзии, мемуарных и публицистических произведений и т.п.), музыки (классической и современной), изобразительного искусства, фильмов и др.;

Учитель может использовать различные методики изучения учащихся: тесты, анкеты, опросники, психологические практикумы, ситуационно-ролевые игры, воспитывающие ситуации и т.д.

Личность учителя, ведущего курс «Нравственные основы семьи и брака», должна быть яркой, притягательной для учащихся, должна отличаться этико-эстетической выразительностью, т.е. обладать высоким воспитательным потенциалом.

 

На основании описанных выше особенностей курса и отдельных тем учителем могут быть выбраны различные типы уроков: урок-лекция, урок-семинар, урок-дискуссия, урок-размышление, урок-встреча, урок-конференция и другие.

 

Возможны уроки с различными группами учащихся: девушками и юношами, группами по интересам, трудными учащимися и т.д. В проведении уроков могут участвовать приглашенные учителя-предметники, ученые, священники, интересные люди, врачи, выпускники школ и т. д. Уроки могут проводиться и вне школы: в музее, библиотеке и т.д.

Структура и содержание каждого урока такова: для осмысления проблемной ситуации в начале урока учащимся предлагается эпиграф; в основной части раскрываются главные мысли; в завершении урока предлагаются для обсуждения вопросы и задания. Как правило, на каждом уроке присутствует практикум самовоспитания (в соответствии с темой урока). Отдельные задания практикума по самовоспитанию, рекомендуемые учителем (групповые или индивидуальные) учащиеся могут выполнять дома.

 

Учитель может предложить учащимся вести специальную тетрадь, в которой могут быть не только записи уроков, но и творческие задания, мысли по поводу, газетные и журнальные статьи, репродукции, материалы анкет, тестов, программы по самовоспитанию.

В конце курса «Нравственные основы семьи и брака» предполагается итоговая аттестация, которая может проводиться в самых различных формах (реферат, зачет, конференция и т.д.).

Задача данного курса «Нравственные основы семьи и брака» – помочь учащимся познать себя, разобраться в своих чувствах, узнать особенности психологии мужчины и женщины, чтобы не ошибаться или, по крайней мере, меньше ошибаться и страдать, а, самое главное, дать понять, что быть хорошим семьянином нелегко и семейные отношения надо строить. Это каждодневная работа и, в первую очередь, над самим собой. А награда за труд – крепкая и счастливая семья.

 

 


Примерная тематика уроков

(их краткое содержание)

Класс

 

Введение

Содержание, цели и задачи курса «Нравственные основы семьи и брака». Связь курса с другими учебными предметами.

 

 

Раздел первый

На пороге взрослой жизни



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.008 с.)