Нравственные основы семьи и брака 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нравственные основы семьи и брака




Раздел 1. На пороге взрослой жизни

 


Тема 1. Понятие о межличностных отношениях

 

Понятие о личности

Юность – весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни.

Я.Б. Княжнин

Прежде чем говорить об особенностях межличностных отношений юношей и девушек, следует определить, что входит в понятие межличностных отношений. Л.Я. Гозман в своей монографии «Психология эмоциональных отношений» приводит следующее определение: «Межличностные отношения – это некая система взаимодействий, контактов, связей». Примером межличностных отношений служат и деловые отношения, и симпатия, и любовь. Важнейшей специфической чертой межличностных отношений является эмоциональная основа, где чувства человека определяют отношения к себе, другим людям и окружающему миру. Как видно из определения, межличностные отношения невозможны без взаимодействия, а общение – это «многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми».

Науку человеческого общения мы проходим всю жизнь, где бы и с кем бы мы ни были. В раннем юношеском возрасте общение с друзьями, со сверстниками имеет характер интимно-личностный. С лучшим другом (подругой) делятся своими мыслями, чувствами, переживаниями, разочарованиями. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я». Юношеская дружба уникальна, но эмоциональная ее напряженность снижается при появлении любви.

Любовь в юности включает в себя дружбу, в то же время она предполагает большую степень интимности, чем дружба. Способность к юношеской дружбе и романтической любви, которая возникает в ранней юности, окажет свое влияние на будущую взрослую жизнь. Эти наиболее глубокие отношения определяют важные стороны развития личности.

Что же такое личность? Личность – это «я» человека, его тождество на протяжении всей жизни.

Когда говорят «личность», имеют в виду человека. Но сам собой напрашивается вопрос: любого ли человека мы можем назвать личностью?

Когда рождается ребенок, мы говорим: родился человек. Но впра­ве ли мы сказать в таком случае: родилась личность? Нет. Появился на свет пока индивид, представитель рода человеческого, которому еще только предстоит стать личностью. Процесс становления человеческой личности длится всю жизнь, поскольку становление личности – это процесс ее психического развития. Становление личности происходит во взаимодействии различных случайных и необходимых условностей, где свою роль играют врожденные качества – внешность и физическое состояние, склонности, тип нервной системы; свое значение имеет и невыбираемая нами семейная среда и общество. «Творить личность, – это мой страстный призыв. Творить все детали личности – например, почерк, жесты, походку, голос, манеру речи. Учиться красиво и оригинально говорить, – в обществе двух, трех, четырех и более человек, не только в беседах, но и, например, на больших собраниях», – так представляет себе созидание личности Эрик Адамсон. В постижении такого проекта помогает мировая культура, особенно искусство, религия и философия со своими системами ценностей.

Личность нельзя приобрести на все времена – ей необходимо постоянное развитие: как сохранение приобретенного, так и созидание нового. Личность формируется, преодолевая в себе влияние страдательного залога (со мной происходит, со мной делают и т.д.) и привыкая к ответственности действительного залога (я могу, я делаю).

Человек массы, или заурядный человек, – это тот, кто ничем не отличается от других. Масса там, где у всех одинаковые желания, одни и те же формы жизни. Человек толпы, не неся в себе особенного мира, теряет равновесие, позволяет внешним событиям увлечь и ошеломить себя.

Стать личностью – значит усовершенствовать свой духовный мир, что позволяет прочувствовать жизнь во всей ее красочности и не бояться нести эту человечную духовность другим.

Остановка тако­го процесса ведет, как правило, к деградации, к распаду личности. В определенных случаях возникают ситуации, когда человека уже труд­но назвать таковым. О пьянице, например, говорят: потерял челове­ческий облик. Так что о человеке, которого уже ничего, кроме бу­тылки, не интересует, мы скажем: разложившаяся личность, дегра­дировавшая личность.

Как же идет процесс психического развития человека? С момен­та своего рождения человек вступает в определенные отношения с другими людьми, с разными группами и слоями общества. Эти об­щественные отношения являются основой формирования лич­ности. Человек с детства следует принятым в данном обществе пра­вилам поведения, обычаям, усваивает (через разного вида деятель­ность: игру, учение, труд) накопленные предыдущими поколениями знания, умения, навыки, сложившуюся систему общественных отношений, определенное мировоззрение.

Известны случаи, когда маленькие дети, попав в звериные стаи, выживали (в этом смысле сказка Киплинга вполне реальна). Но, найденным спустя несколько лет, им уже никогда не суждено было стать людьми. Все оказывалось для них трудным: ходить прямо, сидеть, как это при­нято в обществе людей, пользоваться столовыми приборами, освоить человеческую речь. Прожив недолго, они, как правило, умирали, не наверстав упущенного в своем развитии. В науке такие дети получили название «дети-маугли». Опыт, поставленный самой жизнью, доказал, что процесс становления человеческой личности носит социально-исторический характер и возможен только в обществе людей.

Личность, формируясь в обществе, воздействует на свое окружение. Поэтому первое, что психологи считают важным рассмотреть, – это направленность личности, другими словами, прежде всего их интересует: чего человек хочет в жизни, к чему он стремится?

Что побуждает нас к деятельности? Наши потребности. Они – мощный стимулятор активности человека. Едва родившись, малыш начинает бороться за свою жизнь, громким плачем возвещая о необходимости удовлетворения своих первых (пока еще только физиологических) потребностей – голода или жажды. Но уже спустя несколько месяцев у него возникают потребности социальные. Ему мало быть сытым и лежать в сухих пеленках. Для обретения спокойствия малышу нужна мамина улыбка, ее мягкий, нежный голос, и он плачет, требуя общения. А через несколько лет маленький человек обретает и духовные потребности: он стремится все знать, задает сто тысяч «почему?» и одновременно пытается выразить себя в творчестве, выводя свои первые каракули-рисунки.

Спектр человеческих потребностей может многое поведать о личности человека. У кого-то преобладают материальные потребности, кто-то живет лишь духовными, полностью пренебрегая «мелочным бытом». Потребности становятся внутренними побудителями всего, что мы делаем, т.е. мотивами нашей деятельности. Для взаимопонимания очень важно, чтобы за поступками мы умели увидеть их мотивы, поскольку именно они порой говорят нам о человеке больше, чем сами поступки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.005 с.)