Мифы, легенды и быль о зарождении любви между мужчиной и женщиной. Философское обоснование природы любви 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мифы, легенды и быль о зарождении любви между мужчиной и женщиной. Философское обоснование природы любви



Хотя форм и направлений любви множество, однако, умы мыслителей всегда занимал вопрос о ее первоначалах.

Из глубокой древности дошла до нас легенда о природе взаимоотношений мужчины и женщины. «В начале времен Тваштар (древнеиндийское божество) сотворил мир. Но когда он создал человека, то оказалось, что им были израсходованы все строительные вещества, и не осталось у него ни одного прочного элемента, из которого он мог бы сотворить женщину. Он взял округлость луны и волнообразную линию змеи, путаность ползучих растений, дрожание травы, стройность тростника, беспечное веселье солнечного луча и слезы туч, непостоянство ветра, пугливость зайца, щегольство павлина, неподатливость алмаза и мягкость пуха, покрывающего шейку воробья, сладость меда и жестокосердие тигрицы, жар огня и холод снега, болтливость сойки и воркование горлицы, смешал все это вместе – и сотворил женщину. И когда сотворил он ее, то позвал к себе человека и отдал ему в подарок. Человек взял женщину и ушел с ней. Спустя восемь дней он пришел к Тваштару и сказал: «Государь! Что за существо ты мне подарил! То оно рыдает из-за каждого пустяка, то бесконечно болтает, отнимает у меня время и не дает мне работать, и вечно хворает. Я пришел просить тебя, Государь, чтобы ты забрал его обратно, ибо я не могу с ним жить». И Тваштар взял у человека женщину обратно. Но через восемь дней человек пришел снова к Тваштару и сказал: «Государь, не знаю, почему, но жизнь моя стала одинокой с тех пор, как ты забрал у меня это существо. Я вспоминаю, как оно танцевало и пело передо мною, как странно глядело на меня, отдай мне его обратно». И Тваштар отдал мужчине женщину обратно. Но ровно через три дня мужчина опять пришел к Тваштару и сказал: «Нет, Государь, теперь я окончательно убедился, что существо, которое ты мне подарил, причиняет мне гораздо больше горя, чем радостей. Я умоляю тебя, возьми его назад!» Но тут рассердился Тваштар и воскликнул: «Ступай прочь, человек, и устраивайся сам как можешь!» – «Но не могу я жить с женщиной», - сказал человек. «Но не можешь ведь жить и без нее», - возразил Тваштар. Тогда человек удалился и сказал: «О, я несчастный! И с женщиной не могу жить, и без нее не могу…»

Для человечества важен вопрос, актуальный в любой культуре: как возможен тот факт, что единое человечество «выражается» в двух полах, двух телесных организациях – мужчины и женщины?

Где находится тот объединяющий момент, который преодолевает физическое различие? Этот вопрос получил мифологическую интерпретацию.

В диалоге Платона «Пир» изложен миф о пралюдях: «Прежде всего люди были трех полов, а не двух, как нынче – мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки обоих … от него сохранилось только имя … андрогины (греч. androgunoV, андрос – мужчина, гинэ – женщина), они сочетали вид и наименование обоих полов. Кроме того, тело у всех было круглое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых, голова же у двух лиц, глядевших в противоположные стороны, была общая, ушей имелось две пары, срамных частей две…

Их сила была большой и могучей, они не боялись выступать против богов… И вот Зевс и прочие боги стали совещаться, как поступить с ними.

Наконец Зевс, насилу кое-что придумав, говорит: «Кажется, я нашел способ и сохранить людей, и положить конец их буйству, уменьшив их силу. Я разрежу каждого из них пополам…» Сказав это, он стал разрезать людей пополам… Вот с каких древних пор свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу».

А книга Бытия повествует, что Бог с самого начала сотворил человека как одно лицо, в котором были объединены две природы, а не два пола. В нем не было того разделения, той поляризации мужских и женских физиологических и психологических особенностей. Трудно и даже невозможно конкретно представить единение мужской и женской природы в одном лице, т.к. здесь идет вопрос об отношениях, превышающих категории нашего разума. И теперь, когда мужчина и женщина объединяются в любви (браке), это единство является восстановлением единства первозданного.

Святой Иоанн Златоуст развивает эту мысль: «Тот, кто не соединен узами брака, не представляет собой целого, а лишь половину. Мужчина и женщина не два человека, а один человек» (Беседа на Посл. к Колоссянам, XII, 5).

Философ Н.А. Бердяев указывает на андрогинную природу любви.

«Любовь есть преодоление разделения на мужское и женское. Любовь восстанавливает целостность личности».

Мир един, и един также человек. Однако в мире каждая вещь имеет свое место, в силу относительной обособленности. И оба пола отчуждены, обособлены по причине телесных различий, и каждый из них имеет свои задачи, свое место в социальной иерархии.

Философ Ксенофонт объясняет это так: «Бог с самого начала природу обоих полов приспособил по-своему: женскую – для домашних работ и забот, а природу мужчины – для внешних. Тело и душу мужчины он сформировал такими, чтобы человек мог лучше перенести холод и жару путешествия и военные походы. А тело женщины он сделал менее способным и потому, как мне кажется, доверил ей домашние заботы».

Мир пронизывают полярные противоречия, противоположности, среди которых одной из наиболее стабильных является мужское – женское. Мужское выражает активность, волю, женское – пассивность, подчинение, а в единении мужского и женского – гармония и совершенство.

 

Любовь в Древней Индии

В индуизме есть три главные ценности, дхарма (закон), артха (полезность) и кама (желание), которые определяют оптимальное поведение человека во всех сферах жизни.

«Дхарма» включает в себя совокупность правовых и моральных норм: общечеловеческие ценности (уважение к старшим, милосердие, воздержание от зла и т.д.), религиозные требования (исполнение культа и ритуала) и т.д. «Дхарма» возлагает на мужчину немало обязанностей, но все они социально возвышены: «Исполняй свой долг, не думая об исходе; исполняй долг, приносит тебе это счастье или несчастье… Плох тот отец, чья дочь не выходит замуж вовремя. Плох тот муж, что не живет со своей женой. Плох тот сын, что не охраняет мать после смерти мужа… Задуманное женщиной исполняет мужчина».

О женщине в «Дхарме» говорится: «Хорошая жена трудится на тебя как слуга; дает советы как советчик; прекрасна как богиня красоты, спокойна и вынослива как земля; кормит тебя как мать и услаждает тебя как гетера. Хорошая жена – шесть лиц в одном».

«Артха» – это ежедневные предписания, которые следует соблюдать, чтобы достичь благополучия на земле: совершенствовать знания, заботиться о материальном благополучии и т.п.

«Кама» – наука об обретении верной радости, которую дают пять органов чувств. Одной из составных частей камы является совокупность предписаний в сфере полового общения.

Браки в индуизме – это выполнение законов дхармы, артхи и камы.

Сама церемония бракосочетания была сложным ритуалом с жертвоприношениями и другими обычаями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.168.83 (0.009 с.)