Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: развитие словаря детей дошкольного возраста

Поиск

 

Цель: Раскрыть особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста, проблему формирования словаря у детей как количественное накопление слов и качественное освоение значения слов на основе развития представлений и мышления.

План теоретической части

1. Понятие словарной работы в детском саду. Пассивный и активный словарь детей.

2. Особенности овладения словарем дошкольниками.

3. Задачи, принципы, содержание словарной работы в детском саду.

4. Формирование словаря в процессе ознакомления с окружающим.

Практическая часть

Задание № 1:

1. Подберите предметы, хорошо знакомые детям, с которыми они часто действуют.

2. Предложите ребенку по одному предмету для игры. В ходе игры задавайте вопросы: «Что это? Для чего это нужно?».

Предложите погладить, смять, надавить, спросите «Какой он?».

3. Подсчитайте правильность называния детьми предметов, их частей, свойств.

4. Данные представляют в таблицах (табл. 1, 2), составленных для каждой категории слов отдельно.

5. Делают выводы о зависимости понимания разных слов от возраста детей и характера наглядной опоры.

Таблица 1

Правильность выполнения задания «Покажи предмет»

 

Возраст детей

Группа детей

I

II

III

Предметы Картинки Предметы Картинки Предметы Картинки
3-4 года            
4-5 лет            

 

Таблица 2

Понимание детьми значения слов

3.

Возраст детей

Уровни

I

II

III

IV

Предметы Картинки Предметы Картинки Предметы Картинки Предметы Картинки
3-4 года                
4-5 лет                

 

Задание № 2:

1. Подберите несколько групп слов:

- слова, обозначающие хорошо знакомые ребенку предметы;

- слова, обозначающие знакомые предметы, действие с которыми редки или ограничены;

- слова, обозначающие природные явления;

- слова, обозначающие животных, хорошо знакомых детям;

- слова, обозначающие животных, знакомых детям в основном по описанию, иллюстрациям.

2. Сделайте вывод о разнообразии прилагательных и глаголов в активной речи, о влиянии разнообразной наглядности, а также степени значимости предметов и явлений.

3. Подберите игры, которые будут способствовать активизации словаря детей, запишите их по плану (5-6 игр).

Название игры Цель Мотив Способы деятельности (методы и приемы) Ожидаемый результат
         

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос раскройте понятие словарной работы, сущность словарной работы в детском саду, ее место в общей системе работы по развитию речи и значение словарной работы для развития детей.

Отвечая на второй вопрос, дайте характеристику развития словаря у детей (объем, особенности овладения значением слова, образными выражениями, фразеологизмами).

При изучении третьего вопроса необходимо определить задачи развития словаря, а также содержание словарной работы в разных возрастных группах. Содержание и методика словарной работы в процессе ознакомления с предметным миром наиболее полно представлены в статье В.И.Логиновой (см. список литературы).

Отвечая на четвертый вопрос плана, раскройте методику обогащения, закрепления и уточнения, активизации словаря.

Выполняя практическую часть, особое внимание обратите на приемы введения слов в детский словарь, и в особенности на взаимосвязь между образом называния педагогом предметов, их частей, признаков, качеств и свойств, действий с ними с непосредственным восприятием и речью самих детей. В конце каждого вопроса обязательно сделать выводы, оформить ссылки.

 

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., 2000.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М: Академия, 1998.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.,1981.

4. Бондаренко О.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1985.

5. Богатырева А. Понимание слов детьми 3-5 лет // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2000. – с. 209-214.

6. Дунаева В. Почему они так называются? /В.Дунаева // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 11.

7. Занятия по развитию речи в детском саду/ под ред. О.С.Ушаковой. – М., 2004.

8. Логинова В.И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. О.С.Ушаковой. – М., 1994.

9.  Логинова В.И. Формирование словаря // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М., 2000. – с. 226-236.

10.  Лурия А.Р. Развитие значений слов // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2000. – с. 195-199.

11.  Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников // хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2000. – с. 223-226.

12. Митькина И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми старшего дошкольного возраста // Стратегия дошкольного образования в 21 веке. Проблемы и перспективы. – М., 2001. – с. 140-141.

13. Современные образовательные программы дошкольных учреждений.

14.  Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И.Удальцова. – Минск, 1976. – с. 24-52.

15.  Ушакова О.С. Скажи по-другому. – М., 1990.

16.  Швайко Н.П. Игры и игровые задания для развития речи /Под ред. В.В.Гербовой. – М., 1983.

 

Вариант № 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.118.236 (0.007 с.)