![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ПЗ 1 Расчет разветвленных цепей постоянного токаСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Содержание
Темы практических занятий
ВВЕДЕНИЕ Настоящие методические указания предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения, изучающих «Основы электротехники и электроники» включают в себя типовые практические занятия с пояснениями к решению задач для неэлектрических специальностей высших учебных заведений. Состав контрольных работ для каждой специальности определяется преподавателем. Указания содержат задания для выполнения контрольных работ по указанным дисциплинам, а также методики выполнения расчетов. К выполнению контрольной работы следует приступать после изучения соответствующих тем, указанных в задании на контрольную работу. При оформлении контрольной работы следует сначала выписать условия задачи, исходные данные и начертить электрическую схему. Решение рекомендуется излагать в последовательности, приведенной в методических рекомендациях по решению каждой задачи. При этом сначала записывается расчетная формула в общем виде, далее подставляются вместо символов их числовые значения и затем записывается ответ, округленный до трех значащих цифр, с указанием единицы измерения. Векторные диаграммы должны оформляться с обязательным указанием единиц измерения и масштабов по осям координат. Порядок выбора вариантов заданий на контрольную работу и исходных данных для задач изложен в примечаниях к соответствующим таблицам. На контрольную работу для заочной формы обучения выносятся следующие практические задания: ПЗ 1 Расчет разветвленных цепей постоянного тока ПЗ 3 Расчет разветвленных цепей однофазного переменного тока ПЗ 6 Расчет параметров трансформатора ПЗ 7 Расчет параметров асинхронного электродвигателя ПЗ 10 Расчет мощных выпрямителей Завершенная контрольная работа предоставляется студентом заочной формы обучения преподавателю не позже, чем за две недели до начала экзаменационной сессии.
К защите контрольной работы допускаются студенты, выполнившие все разделы задания в соответствии с требованиями настоящих методических указаний. Электротехника Выбор варианта задания производится по последней цифре номера зачетной книжки студента. Практическое занятие 1 Расчет разветвленных цепей постоянного тока Задача 1
![]()
В схеме (рис.1.1) трехпроводной линии постоянного тока э.д.с. источника E 1=220 B и E 2=205 B, их внутреннее сопротивления r 1= r 2= 0,5 Ом, сопротивления главных проводов R 1 = R 2 =1,8 Ом и нейтрального проводаR0=2,5 Ом, сопротивления пассивных приемников энергии R 3 = 40 Ом, R 4 = 20 Ом. Определить токи, применив законы Кирхгофа и метод контурных токов.
Решение В схеме имеются три ветви и, следовательно, число неизвестных токов равно трем. Число узлов равно трем. Намечаем на схеме предполагаемые направления токов в ветвях. После этого составляем, основываясь на первый закон Кирхгофа, уравнение для узла B: Недостающие уравнения для двух замкнутых контуров составим на основании второго закона Кирхгофа. Направление обхода контуров выбираем по часовой стрелке. Для контура I:
Для контура II: Получим следующую систему уравнений: Подставим числовые значения: Решение системы уравнений с тремя неизвестными дает:
В цепи (рис.1.1) ЭДС источников равны Е1, Е2, Е3 и внутренние сопротивления Rвн1 =0,1 Ом, Rвн2 =0,2 Ом, Rвн3 =0,3 Ом. Сопротивления в пассивных ветвях R1 =1,5 Ом, R2 =2 Ом, R3 =2,5 Ом, R4 =2 Ом, R5 = R6 = R7 = R8 =3 Ом. Отдельные ветви цепей могут быть разомкнуты с помощью выключателей В1 - В6.
Задание на контрольную работу:
Определить по методу контурных токов токи в ветвях цепи и режимы работы источников энергии. Проверку провести методом непосредственного применения законов Кирхгофа. Составить баланс мощностей. Таблица 1.1 – Исходные данные к задаче 1
Задача 2.
В цепи рисунке 1.3 ЭДС источников питания равны Е1=120В и Е2=113В, а сопротивления ветвей R1=5 Ом, R2=6 Ом, R3=R4=R5=2,1 Ом, R6=2 Ом. Определить по методу эквивалентного генератора ток в ветви с сопротивлением R6. Проверить результат, определив этот ток по методу узлового напряжения. При решении задачи применить преобразование треугольника сопротивлений в эквивалентную звезду. Рисунок 1.3 – Исходная разветвелнная цепь постоянного тока
Рисунок 1.4 – Преобразованная цепь из треугольника в звезду
Решение: Применив преобразование треугольника сопротивлений в эквивалентную звезду, получаем цепь на рисунке 1.4:
а так как все сопротивления в выражении численно равны:
Согласно методу «Эквивалентного генератора»: Так как
Рисунок 1.5 – Преобразование схемы для расчета методом эквивалентного генератора Проверяем результат, определив этот ток по методу узлового напряжения:
Задание для контрольной работы:
В цепи (рис. 1.6) ЭДС источников питания равны Е1 и Е2, а сопротивления ветвей R1, R2, R3, R4, R5, R6. Определить по методу эквивалентного генератора ток в ветви с сопротивлением R6. Проверить результат, определив этот ток по методу узлового напряжения. При решении задачи применить преобразование треугольника сопротивлений в эквивалентную звезду.
Таблица 1.2 – Исходные данные к задаче 2
Практическое занятие 3 Задача 3 Определить токи и напряжение
Рисунок 3.1 – Электрическая схема смешанного соединения индуктивной катушки, емкости и активного сопротивления. Решение:
Ток в ветви конденсатора
Полное сопротивление ветви катушки
Ток в ней
Ток
Вектор тока Учитывая, что ток · активную
· реактивную
Определим ток
Напряжение Вектор напряжения равен сумме векторов напряжения
Напряжение Ток в сопротивлении
Он совпадает по фазе с напряжением
совпадающему с направлением вектора напряжения
Вектор суммарного тока ![]() ![]() ![]() Ток Угол сдвига фаз между
Задание для контрольной работы: В цепь синусоидального тока частотой f = 50 Гц (рис. 1.3) включены две параллельные ветви. Параметры элементов известны: R1, R2, L, С. Напряжение на конденсаторе Uc. Найти токи в ветвях и в неразветвленной части цепи. Определить сдвиги фаз всей цепи и в обеих ветвях. Построить векторную диаграмму.
Таблица 3.1 – Исходные данные к задаче 3
Рисунок 3.3 – Разветвленная электрическая цепь переменного тока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 | 30 20 40 50 60 40 30 20 50 60 | 0,096 0,0127 0.019 0,016 0,032 0,019 0,0127 0,0096 0,0127 0,016 | 630 400 500 680 750 600 320 400 500 320 | 4 6 3 8 5 7 6 5 3 4 | 5 3 4 4 6 5 3 4 6 5 |
Практические занятие 4
Задача 4
К соединенному звездой проводу генератору с фазным напряжением присоединяются треугольником три индуктивные катушки, каждая из которых имеет сопротивление определить токи в линейных проводах, соединяющих генератор с приемниками, а также активную, реактивную и полную мощности приемников и построить в масштабе векторные диаграммы напряжений и токов генератора и приемников сопротивлением проводов пренебречь.
Рисунок 4.1 – Схема трехфазной цепи при соединении звездой
генератора и треугольником приемников.
Решение:
Так как катушки включены на линейное напряжение генератора (рис. 3.7.1) и нагрузка симметрична, то
А,
Линейный ток
А
Фазный ток в нагрузке, так и ток генератора отстает от фазного напряжения на угол
Векторная диаграмма цепи построены на рис. 3.7.2, 3.7.3.
Рисунок 4.2 – Векторная диаграмма Рисунок 4.3 – Векторная диаграмма
генератора. приемников.
Мощности катушек:
ВА
Вт
Вар
Задание для контрольной работы:
К трехфазной линии с линейным напряжением Uл подключен симметричный трехфазный приемник, соединенный треугольником (см. рис. 1.4). Активное и реактивное сопротивления фазы приемника соответственно равны Rф и Xф. Определить ток в фазах приемника и линейных проводах, а также потребляемую приемником активную мощность в режимах: а) симметричном трехфазном; б) при обрыве одной фазы приемника; в) при обрыве линейного провода (вследствие сгорания плавкой вставки предохранителя). Построить для всех трех режимов топографические диаграммы напряжений и показать на них векторы токов.
Таблица 4.1 - Данные к задаче 4
№ варианта | Uл, В | Rф, Ом | Хф, Ом |
|
Рисунок 4.4 – Трехфазная электрическая цепь при соединении фаз трехфазных потребителей «треугольником»
|
Практическое занятие 5
Задача 5
Рисунок 5.1 – схема соединения трехфазной нагрузки «звезда»
К трехфазной линии с линейным напряжением Uл=380 В подключены три одинаковых приемника, соединенных звездой. Активное и реактивное сопротивления каждого приемника равны Rф=3 Ом и Хф=7 Ом. Определить токи в фазах нагрузки и линейных проводах, а также потребляемую нагрузкой активную мощность в режимах: а) симметричном трехфазном; б) при обрыве одной фазы нагрузки; в) при коротком замыкании той же фазы нагрузки. Построить для всех трех режимов топографические диаграммы напряжений и показать на них векторы токов.
Решение:
а) сопротивление фазы Ом
Угол между током и напряжением
Напряжение В
Линейный и фазный токи
А
Мощность Вт
б) При обрыве одной фазы приемника, например, фазы С:
Напряжение остается без изменений В
Токи в двух других фазах остаются
А.
Ток в оборванной фазе равен нулю.
Мощность Вт
в) При коротком замыкании той же фазы нагрузки С – две другие фазы оказываются подключенными на линейное напряжение В
Токи в двух других фазах
А.
Мощность Вт
Задание для контрольной работы
К трехфазной линии с линейным напряжением Uл подключены три одинаковых приемника, соединенных звездой (см. рис. 1.5). Активное и реактивное сопротивления каждого приемника равны Rф и Хф. Определить токи в фазах нагрузки и линейных проводах, а также потребляемую нагрузкой активную мощность в режимах: а) симметричном трехфазном; б) при обрыве одной фазы нагрузки; в) при коротком замыкании той же фазы нагрузки. Построить для всех трех режимов топографические диаграммы напряжений и показать на них векторы токов.
Таблица 5.1 - Данные к задаче 5
№ варианта | Uл, В | Rф, Ом | Хф, Ом | |
Рисунок 1.5 - Трехфазная электрическая цепь при соединении фаз трехфазных потребителей «звездой»
Практическое занятие 6
Задача 6
Имеется трехфазный трансформатор со следующими данными: группа соединения Y/Y = 12.
Составить упрощенную схему замещения трансформатора в режиме короткого замыкания и определить значения всех элементов схемы, а также активные и индуктивные сопротивления обеих обмоток трансформатора, если считать, что сопротивления первичной обмотки равны приведенным сопротивлениям вторичной обмотки, т. е. c
Решение:
Схема замещения и векторная диаграмма трехфазного трансформатора строятся для одной фазы. В упрощенной схеме замещения трансформатора (рис. 4.1, а) пренебрегают током холостого хода полагая при этом
В режиме короткого замыкания трансформатора сопротивление нагрузки
а напряжение
доводится до величины, при которой
(рис. 4.1, б), поэтому полное фазное сопротивление короткого замыкания
можно найти из соотношения:
При соединении первичной обмотки по схеме звезда:
Следовательно,
Мощность короткого замыкания равна мощности потерь в проводниках обмоток трансформатора при номинальном токе:
Отсюда активное и индуктивное сопротивления обмоток трансформатора при коротком замыкании соответственно:
В схеме замещения (см. рис. 4.1, б)
где и
приведенные активное и индуктивное сопротивление вторичной обмотки, согласно условию
Действительные сопротивления вторичной обмотки:
где К – коэффициент трансформации
Задание для контрольной работы:
Трехфазный трансформатор характеризуется следующими номинальными величинами: мощностью Sн; высшее линейное напряжение U1н; низшее линейное напряжение U2н. Схема соединения обмоток трансформатора Y / Y. Мощность потерь холостого хода Р0 (при первичном напряжении, равном номинальному); мощность потерь короткого замыкания Ркн (при токах в обмотках, равных номинальным). Определить:
а) коэффициент трансформации;
б) фазные напряжения первичной и вторичной обмоток при холостом ходе;
в) номинальные токи в обмотках трансформатора;
г) активное сопротивление фазы первичной и вторичной обмоток;
д) КПД трансформатора при cosj2= 0,8 и значениях коэффициента загрузки 0,25; 0,5; 0,75;
е) годовой эксплуатационный КПД трансформатора при тех же значениях cosj2= 0,8 и коэффициента загрузки при условии, что трансформатор находится под нагрузкой в течение года 4200 ч, а в остальное время цепь вторичной обмотки разомкнута.
Указание. Принять, что в опыте короткого замыкания мощность потерь делится поровну между первичной и вторичной обмотками.
Таблица 6.1 – Исходные данные к задаче 6
№ варианта | S, кВ • А | U1н, кВ | U2н, В | Р0, Вт | Ркн, Вт |
1 | 20 | 6 | 230 | 180 | 600 |
2 | 20 | 10 | 400 | 220 | 600 |
3 | 30 | 6 | 230 | 250 | 850 |
4 | 30 | 10 | 400 | 300 | 850 |
5 | 50 | 6 | 525 | 350 | 1325 |
6 | 50 | 10 | 400 | 440 | 1325 |
7 | 100 | 6 | 525 | 600 | 2400 |
8 | 100 | 10 | 400 | 730 | 2400 |
9 | 180 | 6 | 400 | 1000 | 4000 |
0 | 180 | 10 | 525 | 1200 | 4100 |
Практическое занятие 7
Задача 7
Технические данные асинхронного двигателя типа А051-6 приведены в таблице 7.1
Таблица 7.1 – Технические данные АД типа А051-6.
Тип |
|
| При номинальной нагрузке | ||||||||
ток статора |
|
|
|
|
| ||||||
127 | 220 | 380 | 500 | ||||||||
А051-6 | 2,8 | 950 | 19,7 | 11,4 | 6,8 | 5,0 | 82,5 | 0,78 | 5,0 | 1,3 | 1,8 |
Двигатель может быть выполнен на любое из указанных напряжений.
Определить: синхронную скорость и номинальное скольжение
моменты: номинальный
пусковой
и максимальный
активную мощность
потребляемую из сети при номинальной нагрузке; пусковой ток
при напряжении
Решение:
Синхронная скорость двигателя
где число пар полюсов.
О синхронной скорости можно судить также по номинальной скорости: если номинальная скорость то ближайшая синхронная скорость
Номинальное скольжение обычно колеблется в пределах от 1 до 6%. В данном случае
Момент на валу двигателя можно определить по уравнению
где мощность на валу;
угловая скорость вращения вала. Тогда
Мощность, потребляемая из сети,
Пусковой ток
Где
Тогда
Задание для контрольной работы:
Трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором питается от сети с линейным напряжением 380 В. Величины, характеризующие номинальный режим двигателя: мощность на валу Р2н; частота вращения ротора n2н; коэффициент мощности cos j н; КПД h н. Обмотки фаз статора соединены звездой. Кратность критического момента относительно номинального Км=Мк/Мн. Определить:
а) номинальный ток в фазе обмотки статора;
б) число пар полюсов обмотки статора;
в) номинальное скольжение;
г) номинальный момент на валу ротора;
д) критический момент;
е) критическое скольжение (пользуясь формулой):
ж) значения моментов, соответствующие значениям: Sн; Sк; 0,1; 0,2; 0,4; 0,6; 0,8; 1,0 (по формуле пункта е);
з) пусковой момент при снижении напряжения в сети на 10 %. Построить механическую характеристику n(М) электродвигателя.
Таблица 7.2 - Данные к задаче 7
№ варианта | Р2н, кВт | n2н, об/мин | cos j lн | h н, % | Км |
1 | 1,1 | 2800 | 0,87 | 79,5 | 2,2 |
2 | 1,5 | 2825 | 0,88 | 80,5 | 2,2 |
3 | 2,2 | 2850 | 0,89 | 83,0 | 2,2 |
4 | 3,0 | 1430 | 0,84 | 83,5 | 2,2 |
5 | 4,0 | 1430 | 0,85 | 86,0 | 2,2 |
6 | 5,5 | 1440 | 0,86 | 88,0 | 2,2 |
7 | 7,5 | 1440 | 0,87 | 88,5 | 2,2 |
8 | 10 | 960 | 0,89 | 88,0 | 1,8 |
9 | 13 | 960 | 0,89 | 88,0 | 1,8 |
0 | 17 | 960 | 0,90 | 90,0 | 1,8 |
Вопросы для самоконтроля
1. Алгоритм метода контурных токов.
2. Цепь переменного тока R, L, S, условие резонанса напряжений, резонанса токов.
3. Трехфазная цепь, соединения «треугольник», «звезда».
4. Принцип работы асинхронных и синхронных машин, машин постоянного тока.
Литература: [1-4].
Электроника
Практическое занятие 8
Общие положения
Элементы электронных устройств, как правило, представляют собой стандартизированные детали, серийно выпускаемые промышленностью. Эти изделия изготавливаются согласно номенклатуре, установленной специально разработанными типовыми рядами номиналов, которые являются обязательными к применению для разработчика аппаратуры. Исключение составляют детали, содержащие индуктивность – трансформаторы и дроссели, изготавливаемые обычно для установки в определенном конкретном устройстве. Однако и в этом случае обычно используются унифицированные типовые ряды магнитных сердечников.
Содержанием настоящей темы предусмотрено ознакомление с методами и правилами, применяемыми при выборе наиболее распространенных элементов электронных схем – полупроводниковых диодов, транзисторов, резисторов и конденсаторов. Общий принцип при подборе этих элементов заключается в следующем. Вначале аналити
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.118.144 (0.011 с.)