Конструирование на уроках изобразительного искусства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конструирование на уроках изобразительного искусства.



В различных видах художественной деятельности мы можем выделить три формы художественного мышления: изобразительную, декоративную и конструктивную. Наиболее ярко конструктивное мышление проявляется в архитектуре и дизайне.

Для освоения школьниками этой грани художественного творчества в программе для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд» вводятся уроки конструирования. Элементы конструирования включаются в отдельные задания по композиции в ДШИ. Более глубоко основы конструирования и макетирования из бумаги и картона изучаются в курсе дизайна и в кружках начального художественного моделирования.

На уроках конструирования школьники делают макеты построек из бумаги и картона, конструируют модели автомобилей, вырезают фигурки животных.

В практической работе школьники постепенно осваивают приемы работы с бумагой:

1. Складывание листа и деление его на части по линиям сгиба.

2. Накручивание полоски бумаги на карандаш для образования заготовки «бревна».

3. Образование цилиндра и на его основе четырехгранной и многогранной призмы.

4. Образование конуса и на его основе – пирамиды.

5. Подкручивание, подрезание, подгибание бумаги для получения различных мелких форм.

6. Склеивание «в торец» и с применением клапанов.

Овладев этими приемами работы, школьники получают возможность проявления творческой фантазии в конструктивной деятельности. Работа в начальных классах ведется без чертежа, лист бумаги делится на части складыванием и разрезанием по линиям сгиба. Это избавляет детей от утомительной разметки по линейке.

Конструирование – это работа с объемом. Создавая макеты построек, дети учатся понимать выразительность архитектурных форм – тяжеловесность приземистых конструкций, основательность и мощь древнерусских крепостных башен, устремленность вверх готических храмов. Рассматривая фотографии памятников архитектуры, дети видят многообразие архитектурных решений. Создавая в коллективных работах макет городского квартала или древнего города, дети знакомятся с понятием ритма объемов. Программа 8 класса общеобразовательной школы предусматривает углубленное знакомство с архитектурой, как видом искусства. Старшеклассники при работе над макетами используют чертежи и развертки наряду со свободным конструированием.

Конструктивная деятельность развивает пространственное мышление детей. Уроки конструирования с восторгом встречаются детьми. На этих занятиях они не только получают навыки работы с бумагой, но и в доступной форме получают представление о художественном образе в архитектуре, знакомятся с выдающимися памятниками русского и зарубежного зодчества.

17. Внеклассная работа по изобразительному искусству.

 

Занятий в учебные часы часто бывает недостаточно, чтобы сформировать у детей устойчивый интерес к изобразительному искусству. Решить эту задачу помогает внеклассная работа.

Формы организации внеклассной работы разнообразны: выставки детских рисунков и конкурсы, экскурсии, вечера-концерты, оформление школы к праздникам, выходы на пленэр.

Для успешного руководства внеклассной работой необходимо заранее составить план мероприятий, наметить их тематику. Внеклассная работа согласовывается с учебным планом по предмету и может обсуждаться с учащимися.

Наиболее распространенный вид внеклассной работы по ИЗО – выставки детских рисунков. Выставки могут быть тематическими, итоговыми и постоянно действующими.

Для тематических выставок разрабатываются условия отбора рисунков, работы оформляются в паспарту, при возможности – под стекло. Выставка может размещаться как в школе, так и вне ее, например, в детской библиотеке, клубе, детском саду и т.д. Итоговые выставки проводятся в конце четверти, учебного года или по завершении определенного этапа обучения, например, выставка по итогам пленэрной практики. Для постоянно действующей выставки достаточно стенда, затянутого холстом, или планшета с натянутыми лесками. Рисунки для такой выставки будут отбираться на каждом уроке и постоянно меняться.

Для проведения конкурса детских рисунков заранее разрабатываются условия проведения конкурса и выбирается жюри. Конкурсы проводят раздельно по возрастным группам. В условиях оговаривается тематика, размер рисунков, материалы исполнения и сроки проведения конкурса. Победители конкурса награждаются грамотами, призами. Из лучших работ формируется выставка.

Для многих школ стало традицией проведение экскурсий в художественные музеи. Экскурсии могут проводиться в мастерские художников, на предприятия художественных промыслов. Экскурсии устраиваются с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже познакомить детей с изобразительным искусством, дать представление о специфике творческой работы художника. При организации экскурсии учитель продумывает ее цели и задачи, ее связь с учебной программой. После проведения экскурсии, ее итоги подводятся в беседе с учащимися.

Школьные вечера-концерты по изобразительному искусству в настоящее время проводятся крайне редко. Вечера обычно посвящают творчеству отдельных художников. В таких вечерах дополнительно привлекаются музыкальные, литературные произведения.

Большой интерес у детей вызывают конкурсные мероприятия: викторины, интеллектуальные игры. (Например, «КВН» или «Что, где, когда?»). Для таких конкурсов заранее готовятся команды, подбираются вопросы, разрабатываются правила проведения игры.

В последнее время стала популярной такая формы внеклассной работы, как мастер-класс. Обычно для проведения мастер-класса приглашают специалиста в какой-либо определенной сфере художественной деятельности. Задача мастер-классов – углубить знания по какой-либо отдельной теме или познакомить с новым видом деятельности.

Внеклассная работа требует инициативы со стороны учителя. Для ее успешной реализации следует привлекать к ее организации учащихся, родителей. В такой совместной деятельности эффективность внеклассной работы, заинтересованность учащихся будет выше.

 

 

Планирование работы учителя.

 

Планирование работы учителя можно подразделить на долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное. Долгосрочное планирование – это планирование на несколько лет обучения (обычно на весь срок обучения), например, 2 года обучения в студии изобразительного искусства или на 4 года обучения в художественной школе. Такое планирование осуществляется через разработку программ обучения предмету и тематических планов, включаемых в программу. Долгосрочное планирование намечает цели и задачи обучения, выделяет этапы роста учащихся, определяет их последовательность. В детской художественной школе такое планирование осуществляется в виде программ обучения рисунку, живописи, композиции, скульптуре.

 Среднесрочное планирование – это планирование работы учителя на учебный год, семестр или четверть. Оно реализуется через календарно-тематические планы или иллюстрированный тематический план. В календарно-тематическом планировании определяется последовательность изучения тем, дата проведения занятий, задание дл учащихся. Календарно-тематический план составляется на основе программы по предмету обучения. Годовой иллюстрированный план составляется в виде таблицы, в клетках которой распределяется учебный материал по четвертям и урокам. В каждой клетке указывается тема урока и выполняется примерный образец рисунка на тему урока. Такой вид планирования сложен для выполнения, но он позволяет наглядно проследить последовательность выполнения заданий, взаимосвязь уроков, степень усложнения заданий.

 Краткосрочное планирование – это планирование работы на ближайшее время – урок, неделю, месяц. Как правило, оно осуществляется через поурочные планы. План урока определяет цель и задачи урока или ряда уроков по теме, форму проведения урока, содержание урока, задание для учащихся, форму подведения итога урока.

При планировании работы учитель опирается на учебные программы и чрез календарно-тематическое планирование вносит коррективы в случаях изменения количества учебных часов и учитывая индивидуальные особенности класса. Например, в группе, где большинство составляют активные, быстро работающие дети, количество заданий может быть увеличено, а в слабоуспевающей группе может отводиться дополнительное время на закрепление учебного материала.

Планирование работы учителя – важная и необходимая часть педагогической деятельности. Правильно составленные планы помогают увидеть перспективы обучения, провести контроль усвоения новых знаний, наметить пути достижения желаемых результатов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.122 (0.014 с.)